Напоминание

Внеклассная работа по русскому языку в системе начального языкового образования


Автор: Чичкова Ольга Вадимовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Мохсоголлохская СОШ с УИОП
Населённый пункт: п. Мохсоголлох
Наименование материала: презентация
Тема: Внеклассная работа по русскому языку в системе начального языкового образования
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Мохсоголлохская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов
Доклад

«Внеклассная работа по русскому языку в системе

начального языкового образования».
Выполнила: Учитель начальных классов Чичкова О.В. Выполнила: Учитель начальных классов Чичкова О.В. 2016г.

Цель
: рассмотреть значение внеклассной работы по русскому языку как эффективной формы организации обучения и формирования УУД, воспитания интереса к русскому языку у младших школьников.
Гипотеза:
внеклассная работа по русскому языку рассматривается как мощное дополнительное средство формирования у школьников интереса к предмету, как средство расширения и углубления знаний, приобретаемых детьми на уроке.
Задачи:
— проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по избранной теме; — рассмотреть внеклассную работу по русскому языку в начальной школе с точки зрения состояния проблемы; — разработать систему упражнений с использованием эффективной формы внеклассной работы по предупреждению речевых ошибок у младших школьников.

Глава I
. Теоретические основы избранной проблемы Психические особенности младшего школьника и психолого-педагогические основы организации учебного процесса. При организации внеклассной работы в начальных классах учитель должен учитывать психологические особенности младших школьников. Это поможет ему не только грамотно построить учебный процесс, но и способствовать наиболее качественному усвоению детьми учебного материала. Ведущим видом деятельности в младшем школьном возрасте становится учение, учебная деятельность, систематическое усвоение культурно-исторического опыта человечества, выраженного в системе научных знаний. В этом возрасте формируются и закладываются основы духовного и физического развития, ребенка, научно-теоретического и логического мышления, развиваются предметные и умственные действия посредством решения задач и выполнение других учебных заданий. У ребёнка развивается способность корректировать свои текущие действия в соответствии с запланированным результатом, критически оценивать итоги своей деятельности.

Дети хотят знать:
1) происхождение языка, как средства общения; возникновение русского языка, языки мира; 2) развитие русского языка; 3) русский язык в современном мире; 4) словарное богатство современного русского языка; образование слов и их этимология, ономастика; 5) история письменности, книгопечатание; 6) наука о русском языке, ее история; исследователи русского языка; 7) нормы современного русского литературного языка; 8) история обучения русскому языку; учебники русского языка; практическое овладение русским языком. Объем выносимого на внеклассные занятия программного материала определяется самим учителем вне зависимости от избранного материала - теоретического или прикладного.
Дидактические принципы организации внеклассной работы по русскому языку: • научности • сознательности • активности • систематичности • последовательности • наглядности • доступности • прочности • связи теории с практикой • индивидуального подхода к учащимся • и многие другие. Основные дидактические требования, предписывающие вести учащихся от известного к неизвестному, от простого к сложному, от легкого к трудному.
Анализ программ и учебников по русскому языку с точки зрения проведения внеклассной работы: Назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основы функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь осознать себя носителем языка [51, 6]. Данные положения включает в себя внеклассная работа по русскому языку, делая их глубже и содержательнее, усиливая их воспитательную функцию. Поэтому считаем, что в разработке программ и учебников по русскому языку авторам-составителям стоит уделять особое внимание её роли.

Выводы по главе I:
• Таким образом, при организации внеклассной работы в начальных классах учитель должен учитывать психологические особенности младших школьников, что поможет ему в дальнейшем не только грамотно построить учебно-воспитательный процесс, но и способствовать наиболее качественному усвоению детьми учебного материала. • Учителю также важно помнить, что организация внеклассной работы в школе опирается на общедидактические и методические принципы. На них необходимо ссылаться всякий раз, когда приходится планировать учебную деятельность с использованием данной формы работы. • Для внеклассных занятий по русскому языку, как, впрочем, и по другим предметам, не существует какой-либо программы. В зависимости от особенностей своего класса, возможностей школы, даже своих личных склонностей учитель решает, чем он будет заниматься с детьми во внеурочное время.

Цели и задачи
внеклассной работы по русскому языку Внеклассная работа по русскому языку в школе преследует ту же цель, что и уроки русского языка, — обучение речевому общению на русском языке, что предусматривает исполнение активного словаря учащихся, отработку навыков правильного произношения русских звуков, формирование умений правильного построения предложений, сообщение знаний о грамматическом строе русского языка, привитие орфографических и пунктуационных навыков и т.д. Это единство целей делает внеклассную работу серьезным дополнением к урокам русского языка.
Организация внеклассной работы по русскому языку
В основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы сказано: «Свободное владение русским языком должно стать нормой для молодежи, оканчивающей средние учебные заведения» . Такой уровень владения русским языком может быть достигнут лишь при комплексном использовании различных организационных форм учебной работы по русскому языку — различного типа уроков, факультативных занятий, внеклассной работы, индивидуальных самостоятельных занятий по самообразованию.
Интерес, по мнению методистов, — это «такое эмоциональное отношение учащихся к предмету, которое вызывает у детей желание познать изучаемое и стимулирует увлечение этим предметом.
Выделяются три уровня познавательного интереса.
• Элементарным уровнем принято считать «открытый, непосредственный интерес к новым фактам, к занимательным явлениям, которые фигурируют в информации, получаемой на уроке». • Более высоким считается интерес к познанию существенных свойств предметов и явлений. Этот уровень требует поиска, оперирует имеющимися знаниями, догадками. • Наиболее высокий уровень познавательного интереса составляет интерес школьника к причинно-следственным связям, к выявлению закономерностей, установлению общих принципов явлений, действующих в разных условиях.

Содержание внеклассной работы
по русскому языку составляют два круга вопросов: · вопросы, связанные с программным материалом, направленные на углубление знаний учащихся по русскому языку и способствующие привитию практических навыков русской речи; · вопросы, не связанные с учебным материалом, предусмотренные программой, способствующие расширению общего кругозора учащихся, представляющие дополнительный материал для речевой тренировки.
Второй круг вопросов
отличается от первого своей новизной и информативностью. Сюда входят такие сведения, с которыми учащиеся на уроках не встречаются.

Виды и формы
внеклассной работы по русскому языку: В отличие от уроков внеклассная работа по русскому языку характеризуется многообразием форм и видов. По способу подачи языкового материала выделяют устные и письменные формы; по частоте проведения — систематические (постоянные) и эпизодические (разовые); по количеству участников — индивидуальные, групповые, массовые. Каждая из указанных форм внеклассной работы имеет несколько видов, которые отличаются друг от друга методикой проведения, объемом используемого языкового материала, характером участия школьников в работе.

Система обучающих упражнений
, направленная на развитие речи во внеклассной работе Учитывая особенности психического развития младшего школьника, а также полученные знания в ходе анализа психологической, педагогической и методической литературы, нам удалось разработать систему обучающих упражнений по развитию речи. В качестве метода обучения была выбрана беседа, являющаяся ведущим и основным методом при обучении детей данной возрастной категории. Выбрана форма работы — беседа по развитию речи, в которую вошли упражнения занимательного характера.
1. Упражнения на уровне слова могут включать такие задания как: - подобрать синонимы/ антонимы к данному слову; Здесь, как и в других упражнениях на выбор, учащиеся могут выбирать слова по памяти или из списка предложенных учителем слов.
-
определить слово, которое не подходит к данной группе; Данное задание будет интереснее, если сделать выбор неоднозначным или хотя бы не столь очевидным. - образовать как можно больше однокоренных слов; На этом уровне можно давать различные дефиниции одних и тех же слов. Важно помнить о том, что определение и есть исходный контекст употребления слова, его первичное окружение.
2. Упражнения на уровне словосочетания могут включать такие задания как: - составить/ подобрать словосочетания к предложенным словам; Здесь нужно обращать внимание учащихся на то, что одни слова никогда не употребляются вместе, а другие требуют различных предлогов. - добавить/ подобрать к существительным несколько определений; - соединить разрозненные слова таким образом, чтобы получились идиоматические выражения/ пословицы и т.д; - подобрать к одному существительному как можно больше прилагательных и глаголов;
3. Упражнения на уровне предложения и сверхфразового единства. Данный этап работы над лексическим материалом является для нас наиболее значимым, поскольку на этом уровне происходит наиболее интенсивное формирование и развитие речевых навыков у учащихся. Сюда могут быть включены следующие задания: - ответить на вопросы; Вопросы следует формулировать так, чтобы в ответ учащиеся использовали активную лексику. - закончить предложения; - соединить разрозненные части предложений в связный текст; - поставить вопросы к выделенным словам, ответами на которые могут - быть данные слова или выражения; - дать свою дефиницию слова; - подобрать или придумать заголовок к картинке; - прокомментировать пословицу; - сравнить героев, животных, басни, города, страны и т.д.; - составить рассказ/ диалог с данными словами; - дать описание
“Дитя мыслит образами, звуками, красками “- сказал К.Д.Ушинский. Памятуя это, учителю начальной школы всегда приходилось самому делать много наглядности к урокам. Сегодня этот неоплатный и нелёгкий труд заменили информационно-коммуникативные технологии, использование Интернет-ресурсов. Использование ИКТ позволяет показать всё в движении, проанализировать события, организовать совместную деятельность учителя и учащихся. Изучение учёными проблемы
”Степень сохранения информации

в памяти”
имела такие результаты: устно изложенная информация через 3 часа сохраняется на 70%, через 3 дня только на 10%. При визуальном восприятии в памяти сохраняется 72% информации, через 3 дня – 20%. Информация, полученная посредством ИКТ, остаётся в памяти через 3 часа на 85%, а через 3 дня на 50%.
Таким образом, мы видим, что обучение с применением

Интернет – технологий эффективнее традиционных методов обучения.

На внеклассных занятиях по русскому языку невозможно избежать следующих УУД: • Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом; • Умение определить границы знания и незнания; • Простраивание алгоритма действий; • Определение и формулирование цели; • Выдвижение гипотез и их обоснование; • Построение логической цепи рассуждений; • Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной речи; • Участие в диалоге, аргументация своего мнения, учёт разных мнений; • Контроль, оценка и коррекция своей деятельности.
Заключение • При организации внеклассной работы в начальных классах учитель должен учитывать психологические особенности младших школьников, что поможет ему в дальнейшем не только грамотно построить учебно- воспитательный процесс, но и способствовать наиболее качественному усвоению детьми учебного материала. • Учителю также важно помнить, что организация внеклассной работы в школе опирается на общедидактические и методические принципы. • Для внеклассных занятий по русскому языку, как, впрочем, и по другим предметам, не существует какой-либо программы. • Внеклассная работа по русскому языку в школе преследует ту же цель, что и уроки русского языка, однако задачи её намного шире. • Содержание внеклассной работы должно быть соотнесено с обязательной учебной программой по русскому языку. Объем выносимого на внеклассные занятия программного материала определяется самим учителем вне зависимости от избранного материала — теоретического или прикладного.
• При выявлении типичных речевых ошибок, которые ученики допускают в своих работах. Таковыми являются: неудачный подбор антонима; ошибки в подборе многозначных слов; неразличение оттенков значений синонимов. На основе данных ошибок была разработана система упражнений, предложенная детям в процессе экспериментального обучения. • Для формирования и развития УУД на внеклассных занятиях по русскому языку предложили ряд упражнений. Отбирая материал к занятию необходимо видеть на развитие, каких УУД будет работать задание. Таким образом, на основе всей проведённой работы по
данной проблеме
можно с уверенностью сказать, что систематически и планомерно осуществляемая внеклассная работа по русскому языку в начальной школе имеет большое образовательно-воспитательное значение и способствует овладению русским языком как средством общения.
Приложение 1.
1. Зайка Аглая совсем недавно пошла в школу и не научилась

писать правильно. Она написала предложение, не отделяя слова

друг от друга. Помоги Аглае – раздели предложение на слова

и посчитай, сколько слов в этом предложении.
Мамапринеславкуснуюморковку.
2. Какую одну букву надо убрать в слове БУСЫ,

чтобы получилось новое слово?
А) Б Б) У В) С Г) Ы
3. В каждом из слов есть лишний слог.

Составь из них слово.

4. Какое слово получится, если поменять местами шарики?
А) мороз Б) море В) роза
5. В слове кот и в слове мяу по 3 буквы.

Одинаковое ли в них количество слогов?
А) да Б) нет

6. Внимательно прочитай загадку. Одно из слов подскажет отгадку.
Как же это? Как же это? Размяукалась... котлета. Есть её теперь боюсь, Прежде в этом разберусь. Кто из вас подскажет, дети, Кто же спрятался в котлете?

А) бегемот Б) кот В) крот Г) собака
7. Запиши имя девочки, которое составлено из первых букв предметов,

нарисованных на картинках.

8. Разгадай ребус. Какое слово получилось?


9. Пробегись по дорожкам фигуры, начиная с красной буквы, и расшифруй

слово. Какое слово у тебя получилось?

10.

Гусёнок растерялся – не может найти родственные слова.

Какое же среди данных слов является ему родственным?
А) гусыня Б) гусеница В) густой
11. Первый слог из снега и ваты бывает, второй – партнёру

мяч посылает. А целое слово дорогу покажет – где север,

где юг он точно подскажет. Что это за слово?
А) комок Б) компас В) комод Г) компот

12.

Сколько ошибок допустил Незнайка в предложении?

13. Василиса написала маленький рассказ о приходе зимы.

Сколько однокоренных слов в её рассказе?
Идёт снежок. Плавно падают на землю лёгкие снежинки. И вот уже оделись в снежные шубы крыши домов. Малыши катят комья из снега, лепят весёлых снеговиков. А) 3 Б) 4 В) 5 Г) 6
14. Снежная королева согласилась выйти замуж за царевича,

если он принесёт ей ювелирное украшение,

в названии которого она увидит «защищенное от солнца место».

Что же должен принести царевич Снежной королеве?
А) кольцо Б) перстень В) серьги Г) брошь

15.Гусеницы задали Лунтику вопрос:

«Какая пара слов отличается одним звуком?»

Помоги Лунтику сделать правильный выбор.
А) код-кот Б) нос-нёс В) луг-лук
16.Поменяй все буквы местами, и ты узнаешь имя сказочной героини,

которая спряталась за дверью.

17. Выбери только слово с приставкой над-:
А) надрезать Б) надвигать В) надышать
18. Разгадай ребус. Какое слово получится?


19. Соотнесите фразеологизмы с их значением.

Выберите правильное соответствие

1.
китайские церемонии •
2.
шито белыми нитками •
3
. чепуха на постном масле •
4.
петь с чужого голоса •
5.
чудеса в решете •
а.
неловко, неумело скрыто что- либо •
б.
повторять чужое мнение, быть несамостоятельным в своих суждениях •
в.
излишнее проявление вежливости •
г.
невероятно, необыкновенно; о чём-либо, поражающем своей необычностью •
д.
пустяк, то, что не заслуживает внимания А) 1в2а3д4г5б Б) 1а2в3д4б5г В) 1в2а3д4б5г Г) 1д2а3б4г5в

20.

Выберите вариант ответа, в котором есть по два обособленных определения,

выраженных причастным оборотом. Знаки препинания не расставлены.
А) Тропинка усеянная выступами скользких корней то падала вниз то взбиралась на склон. Б) Теперь берёзы и молодые дубки окружавшие озеро со всех сторон чётко опрокинулись в воду и потянулись вершинами к единственному облачку в небе отражённо заполнившему прохладную глубину озера. В) Я живший до сих пор только на юге был очарован никогда ещё мною не виданной красотой северной морозной ночи.
Спасибо за внимание!


В раздел образования