Автор: Коваленко Людмила Николаевна Должность: учитель Учебное заведение: МОУ "Гимназия № 12 Краснооктябрьского района Волгограда" Населённый пункт: г. Волгоград Наименование материала: Статья Тема: Использование ИКТ в начальной школе. Раздел: начальное образование
как средство повышения качества работы учителя
Учитель… Что составляет основу его профессии? Знание предмета? Безусловно.
Ораторское искусство? Конечно. Любовь к детям, умение понимать и чувство-
вать, как учится ученик и что он при этом переживает? Ну, кто же будет спорить.
А ещё он всегда должен оставаться молодым в своей работе – шагать в ногу со
временем, не останавливаться на достигнутом, всегда быть в поиске. Использо-
вание компьютерных технологий в современной школе – это не влияние моды, а
необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования. На мой
взгляд, достоинства использования ИКТ можно свести к двум группам: техниче-
ским и дидактическим. Техническими достоинствами являются быстрота, опера-
тивность, возможность просмотра и прослушивания фрагментов и другие
мультимедийные функции. Дидактические достоинства интерактивных уроков –
создание эффекта присутствия ("Я это видел!"), у учащихся появляется ощуще-
ние подлинности, реальности событий, интерес, желание узнать и увидеть
больше.
Внедрение информационных и
коммуникационных технологий в своей практике я осуществляю по следующим
направлениям:
1. Создание презентаций к урокам.
2. Работа с ресурсами Интернет.
3. Использование готовых обучающих программ.
4. Разработка и использование собственных авторских программ. Возможности
ИКТ огромны, это:
· создание и подготовка дидактических материалов: варианты заданий, таблицы,
памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы;
· создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания;
· создание текстовых работ и т. д.
Основная цель применения ИКТ в начальной школе, на мой взгляд, состоит в
повышении качества обучения. Качество обучения – это, то для чего мы работа-
ем.
Трудно представить себе современный урок без использования ИКТ.
Как писал великий педагог Ушинский: «Если вы входите в класс, от ко-
торого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а
главное, заговорит свободно…». Со времён Ушинского картинки явно измени-
лись, но смысл этого выражения не стареет.
В своей работе я часто применяю ИКТ. Одной из наи-
более удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в
начальной школе я считаю создание мультимедийных презентаций. По данным
учёных человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50%
того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса
восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа
любой современной презентации.
При помощи ИКТ можно проводить насто-
ящие виртуальные путешествия на уроках окружающего мира, литературного
чтения, изобразительного искусства и др.
Современные информационные тех-
нологии использую и в работе с одарёнными детьми. Это и поиск информации
по темам исследовательских работ, и подготовка презентаций, буклетов, к приме-
ру, проект «Красная книга Волгоградской области».
Одно из направлений применения
ИКТ в реализации воспитательной системы класса – это проведение классных
мероприятий, родительских собраний. Использование средств ИКТ позволяет
сделать данные мероприятия более наглядными, мобильными и интересными, а
самое главное позволяет привлечь к их организации большее количество учени-
ков и их родителей.
То, о чём сказано выше,
всего лишь крупица из проведённых уроков и мероприятий, но насколько ин-
тересно на них детям.
Психолого-педагогиче-
ские исследования в моём классе показали, что использование возможностей
ИКТ в начальной школе способствует:
-повышению мотивации к учению,
-повышению эффективности образовательного процесса за счёт высокой степени
наглядности,
-активизации познавательной деятельности;
-развитию наглядно-образного, информационного мышления,
-развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников,
-повышению активности и инициативности младших школьников на уроке,
-повышению уровня комфортности обучения.
Все это позволяет говорить о повышении качества работы учителя. Как пока-
зывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно пред-
ставить себе современную школу. Уроки с использованием ИКТ становятся при-
вычными для учащихся начальной школы, а для учителей становятся нормой ра-
боты – это, на мой взгляд, является одним из важных результатов инновационной
работы в практике работы учителя начальных классов.