Автор: Манаева Людмила Ивановна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МОУ СОШ х.Клетский Населённый пункт: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, х. Клетский Наименование материала: проект Тема: Как на Руси весну встречали Раздел: начальное образование
Тип проекта: творческо-исследовательский
Тип проекта по предметной области: внепредметный
Тип проекта по форме: парный
Тип проекта по временным рамкам: краткосрочный
Цель
работы: расширение знаний о русских народных
традициях и
обычаях встречи весны.
Задачи:
- рассмотреть народные праздники посвященные встрече весны на Руси;
- исследовать особенности обрядов и обычаев во время встречи весны;
- составить сценарий праздника "Жаворонки весну кличут" и провести его.
Актуальность:
Как была бы пуста, безотрадна жизнь народа среди суеты, гнетущих
забот, среди нужды и тяжелой работы, если бы не было праздников.
Каждый из нас должен знать свои истоки. Знать и хранить прошлое
своего народа. Как жили в старину, чему печалились, а чему радовались?
Недавно по предмету окружающий мир мы проходили тему "Как на
Руси провожали зиму и встречали весну ". На этом уроке мы узнали о
народном празднике "Масленица". И мы с ребятами задались вопросом: «А
какие еще были праздники встречи весны на Руси, как они проходили?
Почему люди так торопили приход весны? Зачем пекли или мастерили
жаворонков и что такое заклички?
Проведя опрос в других классах, мы выяснили, что большинство
ребят незнакомо с традициями встречи весны, не знают, что такое заклички
и не знают, для чего пекли жаворонков.
Это окончательно убедило нас в правильности выбранной темы.
Этапы реализации проекта и методы исследования:
1. подготовительный этап:
- выбор темы работы и её конкретизация;
- определение цели и формулирование задач;
1
- изучение опыта ведения проектной деятельности;
2. Основной этап:
- изучение литературы по теме работы;
- сбор информации с помощью интернет-ресурсов;
- опрос обучающихся начальных классов;
- практическая работа: составление сценария для праздника «Жаворонки
весну кличут».
3. Заключительный этап:
-
проведение
праздника
«Жаворонки
весну
кличут»
для
учащихся
начальных классов в рамках предметной недели;
- презентация проекта.
II Основная часть
Зарождение русских народных традиций
Мы являемся потомками, древнего народа - славяне. Природа и её
явления были непонятны для них. Поэтому они поклонялись грому, солнцу,
месяцу, почитали камни, водоемы, деревья. Они истинно верили, что, все,
что
окружает
человека,
одухотворено,
наделено
жизненной
силой,
способно помогать или причинять зло или доставлять радость. Поэтому в
жизни человека было много обрядов и обычаев, связанных с обращением к
природе. Главным занятием древних славян было земледелие. И отсюда
много обрядов на получение обильного урожая.
Но постепенно вера в сверхъестественные силы утрачивалась,
а
обряды
становились
забавой,
формой
выражения
праздничного
настроения в дни и часы отдыха. Позднее христианская церковь ввела свои
праздники, одни совпали с языческими, другие нет. Например, историки
считают,
что
в
древности
Масленица
была
связана
с
днем
весеннего
солнцеворота, но с принятием христианства она стала предварять Великий
пост
и
зависеть
от
его
сроков.
Праздник
этот
проходил
весело
и
продолжался
целую
неделю.
Молодежь
каталась
с
гор,
с
шутками
и
песнями разъезжала на празднично украшенных конях. А румяные блины
2
имели ритуальное значение: круглые, горячие, они являлись символом
солнца, которое разгорается все ярче, удлиняя дни. А в последний вечер
праздника за деревню вывозили соломенное чучело масленицы и сжигали,
что символизировало прощание с зимой. В далеком прошлом люди жили в
единстве с природой. Смена времен года влияла на весь уклад жизни и
была
основой
мистических
ритуалов
–
праздников.
Основными
праздниками у наших предков были: приход зимы, весны, лета и осени.
Как зародился обычай закликания Весны
Наступления весны люди ждали во все времена. После суровой,
холодной, а часто и голодной зимы первые лучи мартовского солнышка
дарили надежду на новую жизнь, новый урожай.
В е с н у
ж д а л и ,
встречали,
закликали,
гукали,
чтобы
пришла
она
с
теплом,
с
доброй
погодой, с хлебом, с богатым урожаем.
Весну закликали несколько раз. Первую закличку весны начинали
тогда, когда это показывала сама природа: снега тают, с крыш капает,
птицы
прилетают
и
начинают
петь
по-весеннему.
Дети
просили
разрешения у родителей на встречу весну.
Благослови, мати, зиму провожати,
Зиму провожати, весну закликати.
Пусть зима уходит впрок,
Весну пустит на порог!
Искренне веря в силу весенних обрядов, люди выходили за околицу,
забирались повыше – на пригорки, на крышу дома или сарая, на копну сена
– и закликали весну, зазывали ее прийти поскорее.
Весна, весна красная! Со льном высоким,
Приди, весна, с радостью, С корнем глубоким,
С великой милостью: С хлебом обильным!
3
Мы выяснили, чтозакличка - это обращение, в стихотворной форме,
к
природным
явлениям.
Она
пришли
к
нам
из
дальних
далей
-
из
старинных
языческих
ритуалов,
обращенных
к
силам
природы. Силы
природы почитались как живые. Люди были убеждены, что, даже просто
назвав явление, предмет, они тем самым обретали над ним власть. А слово,
соединенное
с
музыкой
и
движением,
обладало
ещё
большей
силой.
Существуют
также песенки
–
заклички.
В
песне
"Весняночка"
тоже
содержится призыв к весне.
Праздник Жаворонки
Второй раз Весну звали-закликали 22 марта. Эта дата, считалась
для заклички наиболее подходящей. Это день весеннего равноденствия,
когда
день,
по
длине
становится
равен
ночи.
Считалось,
что
с
этого
момента свет и тепло начинают прибывать, а тьма и холод уходить. На
равноденствие
Земля
уже
пробуждается
и
прослеживается
момент
отмыкания Весны и замыкания, закрывания Зимы.
Птичка-ключница, Два ключа золотые.
Прилети к нам из-за моря, Отомкни весну теплую,
Принеси нам два ключа, Замкни зиму холодную.
В этот день на Руси праздновали праздник Жаворонки. В народе
говорили, что птицы приносят на своих крылья настоящую, теплую весну.
И существовала вера в то, что 22 марта из теплых стран прилетают сорок
разных птиц, и первая из них – жаворонок.
Поэтому в закличках обращались не только к весне, но и к верным
ее спутникам – перелетным птицам – куликам, жаворонкам, грачам – часто
со
звукоподражаниями:
"Чувиль,
навиль,
виль,
виль,
виль",
или
перечислениями
разных
перелетных
птиц,
возвращающихся
весною
в
родные края. Заклички или выкрикивались с интонацией призыва, или
имели протяжный, печальный напев.
Чувиль, чувиль, жавороночек,
4
Прилети к огням, принеси ты нам
Весну - красну, красно солнышко,
Тепло летушко, зеленый покос!
В каждом доме пекли из теста птичек — жаворонков, мазали их
сладким душистым медом. У кого не было теста, те лепили птиц из глины,
мастерили из тряпок и бумаги. Празднично одетые девушки и дети ходили
по
селу,
подбрасывая
вверх
свои
фигурки
птиц,
и
обращались
к
жаворонкам
с
просьбой,
чтобы
они
прилетели
и
принесли
"весну
красную", а унесли холодную зиму, которая надоела, так как "весь хлеб
поела", изорвала всю одежду, отморозила руки и ноги.
Жаворонки прилетите,
Красну весну принесите.
Принесите весну
На своем хвосту,
На сохе, бороне,
На овсяном снопе.
Обряд отпускания птиц на волю
7 апреля
Весну звали в третий (последний) раз. В народе, считали
Благовещение началом весны. Считалось, что работать на Благовещение
нельзя. Говорили: «В этот день птица гнездо не вьет, а девица косу не
плетет». Славяне также полагали, что если птица 7 апреля проспит рассвет,
то летать не сможет – так что, люди старались тоже встать пораньше и
отправиться в храм для того чтобы помолиться Богородице.
На Руси весну ждали с большим нетерпением и верили, что ускорить
приход её могут птицы. Поэтому издревле существовал такой красивый
обычай в этот праздник отпускать птиц на волю, чтобы вместе с птицами
5
полную свободу от зимы обретала и природа, чтобы вместе с вольной
жизнью и звонким пением птиц в свои права полностью вступала весна.
Выпуская птиц приговаривали:
Синички-сестрички,
Тетки-чечетки,
Краснозобые снегирюшки,
Щеглята-молодцы,
Воры воробьи!
Вы по воле полетайте,
Вы на вольной поживите,
К нам весну скорей ведите!
Весенние народные игры и хороводы
Весна
несла
радость
жизни,
бодрость,
новые
силы
и
здоровье
крестьянам. Только сошёл снег – закипела работа на огороде, в поле.
Вовремя
вспашешь
-
веселей
запляшешь.
Начинались
земледельческие
работы – заводились в деревнях игры, в которых рассказывалось об этих
работах. Принимались пахари за дело - а игра тут как тут. В игре могли
высмеять ленивого человека. Например, народная игра "Пахари".
Весенних игр в деревнях было много. Людям казалось, что такие
игры должны помогать природе в созревании хлеба и овощей. Но были
игры
и
простые,
веселые,
звонкие,
да
задорные.
Любила
детвора
и
молодежь водить хороводы. Например, хороводная песня «Земелюшка-
чернозем».
А
хоровод
«Ручеек»
-
старинная
игра-обряд,
которая
символизировала таяние снега. Солнышко согрело землю, растаял снег,
всюду побежали журчащие ручейки. Нужно встать парами, взяться за руки
и поднять их вверх, чтобы получился ручеёк. Под пение (музыку) ведущий
входит в ручеёк и берёт себе пару. Кто остался один, тот и водит, выбирая
себе кого захочет. Так и бежит ручеёк вперёд и вперёд. И вместе с этим
бегом приближается Весна…
6
III. Заключение
Работая над проектом, мы много узнали о традициях наших предков
об истоках зарождения верований. Много нового узнали о праздниках
встречи
весны. Результатами
своего
исследования
мы
поделились
с
ребятами начальной школы. Мы провели для них фольклорный праздник
"Жаворонки весну кличут". На празднике мы рассказали о традициях и
обычаях встречи весны на Руси. Познакомили с
русскими народными
песнями, хороводами. Показали инсценировку "Встреча зимы и Весны".
Рассказали об обычае закликания весны, о празднике "Жаворонки".
Мы считаем, что люди должны знать и соблюдать традиции своего
народа. Так мы больше узнаем о жизни наших предков, о родной природе.
Больше общаемся друг с другом.
IV. Список литературы
1.
Афанасьев А.Н. Древо жизни. Избранные статьи. М.: Современник,
1982.
2. Громыко М.М. Мир русской деревни. М.: Молодая гвардия, 1991.
3. Костанян Н.Н. Русская народная словесность. М.: Просвещение,
1994.
4. Некрылова А.Ф. Круглый год. Русский земледельческий
календарь. М.: Правда, 1989.
5. Панкеев И.А. Полная энциклопедия быта русского народа. Тт. 1, 2.
М.: Олма-Пресс, 1998.
6. Степанов Н.П. Народные праздники на Святой Руси. М.:
Российский раритет, 1992.
7
Приложение 1
Сценарий мероприятия « Жаворонки весну кличут»
Цель: расширить и углубить знания учащихся о народных традициях и
обычаях встречи весны на Руси
Задачи: - познакомить с закличками, песнями, играми и развлечениями на
празднике встречи весны;
- развитие творческих способностей, навыки импровизации;
-
воспитывать
уважительное
отношение
к
традициям
и
обычаям
русского народа.
Ход мероприятия
Слайд
1-
2.
Ведущий. Долго
длится
зимняя
пора
в
России
—
уже пронеслись
веселые
праздники
Рождества
и
Масленицы,
надоело
людям слушать завывание вьюг и метелей. Всё мечтают о том, как тепло
прогонит стужу лютую. И со светлой надеждой на будущее ожидаем мы
прихода весны.
Слайд 3. Наступает весна, но робки и неуверенны ее первые шаги: то и
дело зима дает знать о себе, не желая расставаться с былым могуществом.
И вот, чтобы приблизить радостную пору весеннего обновления жизни,
люди придумали еще один обряд — закликание весны. О весне складывали
стихи, пели песни, ей посвящали хороводные гулянья, призывая ее поско-
рей растопить зимний снег.
Слайд 4.
Этот
обряд
справляли
22
марта,
в день
весеннего
равноденствия. Сегодня мы познакомим вас с этим обрядом.
Слайд 5 . 1-й ученик. Благослови, мати, зиму провожати,
Зиму провожати, весну закликати.
8
Пусть зима уходит впрок,
Весну пустит на порог!
2-й ученик. Весна, весна, проснись со сна!
А ты, зима, ступай за моря,
Надоела ты нам и наскучила,
Наши рученьки приморозила.
3-й ученик. Нам, зима, ты надоела,
И весь хлеб у нас поела,
Все дрова у нас пожгла,
С крыш солому унесла.
Ведущий. В марте хозяйки пекли из остатков пшеничной или овсяной
муки маленькие шарики и затем каждый день выбрасывали по одному
шарику на улицу, уговаривая мороз отведать угощенья.
4-й ученик. Мороз — Красный нос,
Вот тебе хлеб и овес,
А теперь убирайся
Подобру-поздорову.
Ведущий .
Люди
верили,
что
мороз,
наевшись
хлебных шариков,
до
будущего года уйдет в чужедальные края и уведет с собой зиму.
Показ инсценировки «Встреча Весны и Зимы ».
Ведущая. А сейчас выходите, ребята встречать красавицу весну.
Слайд 6. Звучит музыка, входит Весна.
9
Весна. Здравствуйте, дорогие друзья!
Дети. Здравствуй весна!
Я – Весна - красна, всем издали видна.
Ветерок меня ведёт, птицы славят мой приход.
1чтец. Весна - красна,
Где ты бывала?
Весна. В лесу зимовала.
2 чтец. Весна - красна,
На чем пришла?
Весна. На сохе, на бороне,
На ржаном колоске
На пшеничном пирожке.
3чтец. Весна - красна,
Что ты нам принесла?
Весна. Солнца клочок
И соломки пучок.
Грачи летят, на всю Русь трубят:
"Чу – чу, чу – чу,
Мы несем Весну!"
Ведущая. Входи, Весна, в каждый дом!
Тебе, Весна, мы рады все!
10
Слайд 7. (Под музыку входит зима)
Слайд 8. Ведущая. С Весною Зимушка повстречалася,
О здоровьице все справлялася.
Весна. Ой, здорова, ль Зима снежная?
Зима. Бью челом тебе, Весна теплая.
Расскажи ты мне без утайки:
Почему тебя величают все,
Меня – Зимушку – проклинают все?
Весна. Потому что ты — больно лютая
И холодная и голодная.
Я же — теплая и приветливая.
Все луга и леса орошаю я,
Все луга и леса оживляю я.
Побыла ты, Зима, в гостях у людей,
Не пора ли тебе уходить из гостей?
Слайд 9. 5-й ученик.
Выгляни, солнышко из-за гор-горы,
Выгляни, красное, до вешней поры.
Видело ль ты, солнышко, девицу-весну?
Видело ль ты, солнышко, злющую зиму?
Как она, лютая, от весны ушла,
11
В мешке стужу несла,
Холод на землю трясла?
Слайд 10. Русская народная песня «Весняночка».
Ведущий. Как говорили в старину, песни-веснянки зиму замыкают. Ребята,
попрощаемся с Зимой — помашем ей вслед руками. А Весну приглашаем
на наш праздник.
6-й ученик. Стихотворение "Зима недаром злится" Ф. Тютчев
Слайд11.Ведущий .
Сначала
о
приближении
весны
мы
догадываемся
потому, что день становится все длиннее. А еще нам об этом возвещают
птицы, которые возвращаются из дальнихстран к себе на родину, домой.
«Сорок сороков птиц летят, весну несут», — говорили крестьяне.
Сбирались птицы, сбирались певчи
Стадами, стадами.
Садились птицы, садились певчи
Рядами, рядами.
Ведущая.
Загадывает загадки о птицах (ласточке, граче, кукушке)
Ведущий . А больше всего крестьяне любили звонкого певца жаворонка,
который своими переливчатыми трелями заставлял природу пробудиться от
зимнего сна.
Слайд
16 .
А 22 марта, когда день становится по длине равен ночи ,
в каждом доме пекли из теста птичек — жаворонков, мазали их сладким
душистым
медом.
У
кого
не
было
теста,
те
лепили
птиц
из
глины,
мастерили из тряпок и бумаги. Празднично одетые девушки и дети ходили
по
селу, подбрасывая
вверх
свои
фигурки
птиц,
и
пели
специальные
песенки - заклички: закликали, то есть звали, зазывали весну - красну
12
поскорее прийти на землю. Давайте и мы возьмем своих жаворонков в
руки, и будем петь наши песенки-заклички.
Дети. Чувиль, чувиль, жавороночек,
Прилети к огням, принеси ты нам
Весну - красну, красно солнышко,
Тепло летушко, зеленый покос!
7-й ученик. Жаворонки прилетите,
Красну весну принесите.
Принесите весну
На своем хвосту,
На сохе, бороне,
На овсяном снопе.
8-й ученик. Жаворонок, жаворонок!
Возьми себе зиму,
А нам отдай весну.
Возьми себе сани,
А нам отдай телегу.
Ведущий Во
многих
закличках
–веснянках
говорилось,
что
птицы
возвращаясь
из-за
моря,
должны
принести
с
собой
заветные
золотые
ключи.
Люди
верили,
что
этими
ключами
было
замкнуто
холодное
подземелье, где томилась красавица весна, запертая злой зимой. А теперь
настало время весне и зиме поменяться местами.
13
Ведущий. И весна будто откликалась на зов людей — пробуждалась жизнь
на
полях,
прорастала
первая
зелень.
А
на гуляньях
начинали
водить
хороводы. В старину хоровод был связан с обрядами в честь главного
божества
—
солнца,
символизировал
собой
движение
солнца.
Отсюда
главный рисунок хоровода-круг. Хоровод «Земелюшка-чернозем».
Слайд
18.
Ведущий. Сегодня
мы
отмечали
день
встречи
весны,
а помогали нам в этом птицы жаворонки. Давайте произнесем последнюю
закличку — возьмите снова ваших птиц в ладони и повторяйте за мной
каждую строчку.
Приди, весна, приди, красна!
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебом обильным!
Приложение 2
Вопросы для устного опроса ребят 3-4 классов
1.
Какие праздники встречи весны были на Руси?
2.
Чем примечателен день 22марта?
3.
Что такое закличка?
4.
Зачем пекли жаворонков?
14