Образование множественного числа имен существительных
Автор: Фаткуллина Линара Малбаевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: Новобайрамгуловский филиал МБОУ СОШ им.Исхакова А.С с.Уральск Населённый пункт: Республика Башкортостан Учалинский район Наименование материала: Конспект по русскому языку для 3 класса Тема: Образование множественного числа имен существительных Раздел: начальное образование
Урок по русскому языку в 3 классе
Учитель начальных классов Фаткуллина Л.М.
Новобайрамгуловский филиал МБОУ СОШ
им.Исхакова А.С.с.Уральск
Тема: Образование множественного числа имен существительных.
Цель: Наблюдение над употреблением существительных во
множественном и единственном числе; формирование
умения образовывать форму множественного числа от единственного и
единственного от множественного, подбирать существительные
единственного и множественного числа, выделять окончания у имен
существительных, развития внимания, памяти.
Воспитание доброго отношения к людям.
Оборудование: учебник, презентация
Ход урока:
1. Орг. момент. (слайд 1)
- К нам сегодня пришли гости, давайте поприветствуем их.
Если хмуримся с утра,
Нам поможет доброта.
Встаньте, дети, подтянитесь,
И друг другу улыбнитесь! (слайд 1 смайлики)
Садитесь.
- Записываем число, классная работа.
2.Чистописание.
- Пропишите то, что записано на доске. ЮчЮаЮсЮтЮиЮрЮеЮчЮи (слайд 2)
-
-Какое слово зашифровано в задании по чистописанию? ( части речи)
- О какой части речи мы с вами говорили на предыдущем уроке? ( об имени
существительном)
3. Актуализация знаний.
Сегодня у нас с вами не просто урок русского языка, а урок – путешествие к имени
существительному. (слайд 3 )
Ребята, а кто может подсказать, что берут в путешествие туристы ?( Багаж). Да, нам
нужен багаж знаний.
- В наш багаж мы положим знания об имени существительном. В этом вам поможет
модель, которую мы составили на прошлом уроке: (слайд 4)
А) часть речи
Б) предмет
В) кто? что?
Г) муж.,жен.,сред.
-Давайте вспомним стихотворение- подсказку об имени существительном?(хором)
Женский род запомню я
И скажу: она, моя.
Я запомню род мужской
И скажу опять он, мой.
Средний род: оно, мое –
Это правило твое.
- Итак, багаж знаний готов.(слайд 5 )
- Как вы думаете, всё ли мы знаем об имени существительном?
Значит мы должны приобрести новые знания.
- А сейчас наша первая остановка на станции Словария ( слайд 6)
4. Словарная работа.
- Составьте и запишите из распавшихся букв слова ( слайд 7)
Презентация
кинги книги
догрио дороги
кона окна
деверья деревья
дамо дома
_Какие слова получились?( книги,дороги,окна,ученики,дома).
- Что можете сказать об этих словах? ( имена существительные которые обозначают
много предметов ). Т.е. существительные во множественном числе.
-Спишите эти слова. Подчеркните орфограммы.
-5.На основе выписанных слов сформулируйте тему и цель урока.( слайд 8)
(Существительные во множественном числе)
- Какую цель поставим на уроке?
-Научиться определять число имен существительных,
находить существительные во множественном числе,
образовывать форму множественного числа от единственного и единственного от
множественного.
Ученики могут назвать любую цель, её нужно зафиксировать на доске.
В конце урока (при подведении итогов) проверить, правильно ли сформулировали
цель, какие результаты получили, соответствуют
ли они цели.
План.
Учитель вместе с детьми составляет план.
– Что мы сейчас делали? (Формулировали тему урока, составляли план, планировали
свою деятельность.)
6 Станция «Отдыхай-ка» ( слайд 9)
7 - Следующая станция «Узнавай-ка» (слайд 10)
- Работа по учебнику.
Упр. 253 – развивается умение образовывать формы множественного числа от
единственного и наоборот.
1
) Сначала
ученики
проговаривают
слова,
которые
образовали,
затем
самостоятельно записывают, выделяют окончания у слов во множественном числе.
2) Разбор слов по составу:
старик платья
3) Звуко-буквенный анализ слова знаю.
зна|ю – 4 б.
[знай'у] – 5 зв.
Проблемный вопрос:
– Как определить род имени существительного во множественном числе?
Упр. 254 – развивается умение определять род существительных, имеющих форму
множественного
числа.
Выполняется
под
руководством
учителя
по
«шагам»
в
задании.
Вывод: чтобы определить род существительного во множественном числе, надо
сначала поставить его в форму единственного числа.
-
Работа
по
группам.
(
на
карточках
слова
1группа:
девочка,
облако,книга,растения,холода, 2 группа: дорога, море, садоводы, торты, звезда)
Задание:
распределить
слова
на
группы
(развивается
умение
подбирать
существительные
единственного
и
множественного
числа,
определять
род,
одушевлённость/неодушевлённость.)
-Вот и наше путешествие подошла к концу.( слайд10 имена существительные)
-Итог урока:
-Вспомним , какую цель поставили на уроке?
-Какие еще задачи решали?
-Какие получены результаты?
-Соответствуют ли они целям?
6. Рефлексия.
- Что же мы узнали на уроке?
-Что у вас получилось сегодня лучше?
- В чем испытали затруднения?
8. Домашнее задание.
№1,с.40 выучить правило.