Напоминание

Воспитание патриотизма и гражданственности на уроках литературного чтения:"Я - частичка России".


Автор: Науменко Вероника Станиславовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ Гимназия №8 Красноармейского района Волгограда
Населённый пункт: город Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: Воспитание патриотизма и гражданственности на уроках литературного чтения:"Я - частичка России".
Раздел: начальное образование





Назад





Воспитание патриотизма и гражданственности

на уроках литературного чтения: «Я – частичка России».
Из опыта работы учителя начальных классов МОУ «Гимназия №8 Красноармейского района Волгограда» Науменко Вероники Станиславовны. В Федеральных Государственных общеобразовательных стандартах начального общего образования в требованиях к личностным результатам освоения основной образовательной программы сказано, что личностные результаты должны отражать: «…формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России». Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в рамках ФГОС НОО гласит, что духовно-нравственное воспитание обучающихся должно обеспечить : 1. осознание себя гражданином России… 2. развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности. «Соответственно традиционным источникам нравственности определяются и базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей: патриотизм – любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству;..; гражданственность – правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания» (Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России) Руководствуясь данными документами, в изучении возможностей д е я т е л ь н о с т и п о ф о р м и р о в а н и ю л и ч н о с т и младшего школьника важнейшей проблемой для меня является обеспечение условий для саморазвития ребёнка как гражданственной личности. Ребёнок должен суметь найти своё место в жизни, ощущая себя частью своей страны. Помочь ему можно путём духовно-нравственного, гражданственного и патриотического воспитания. Хочу привести слова крупнейшего педагога В.А.Сухомлинского, который говорил, что «воспитывать чувство патриотизма - значит добиться, чтобы жизнь постоянно выходила за рамки интересов семьи, родного очага, родного города. Но именно для этого начинать познание мира нужно с того, что ближе - с семьи, судьбы деда и прадеда. Род человеческий состоит из поколений - это великая мудрость нашего бытия. Мудрость веков хранится в книгах, богатства же народной души хранятся в памяти, в сердце, поступках старших поколений. Тем, чем ты стал и станешь в будущем, ты обязан старшим поколениям. Уважение и почитание старших поколений - закон нашей жизни. Долг детей перед родителями нельзя измерить никакой мерой». На уроках литературного чтения присутствует благодатная почва для воспитания гражданственности и патриотизма. Для достижения
поставленных задач я стараюсь научить ребят работать с историческими материалами о родном крае, воспитывая и прививая уважение к предкам и их творчеству, о героической борьбе нашего народа против иноземных захватчиков. В работе я использую различные формы уроков, как традиционные, так и нетрадиционные. Система работы, которая помогает мне выявить знания, умения и навыки детей, научить их творчески мыслить и углублять полученные знания, включает в себя: - обычный урок литературного чтения; - уроки - презентации; - интегрированные уроки; - урок – проект; - урок-экскурсия(библиотека, краеведческий музей); - урок «Театральная студия», данный тип урока предусмотрен в УМК «Перспектива», которая разработана в соответствии с новыми стандартами ФГОС; - многообразные формы внеклассной работы; - самостоятельную работу самого школьника. Работа с детьми требует от учителя определенных качеств: кропотливости в сфере повышения уровня собственного интеллекта, мобилизации духовных сил, способности стимулировать творческую активность обучающихся, умения направлять различные виды их творческой деятельности. В процессе воспитания гражданственности и патриотизма на уроках литературного чтения я использую следующие методические приемы: 1. Словарная работа над словами, раскрывающими патриотический смысл содержания текстов; 2. Фронтальную беседу, раскрывающую смысл темы прочитанного произведения; 3. Словесное поощрение учащихся, добивающихся настойчивым трудом, успехов или преодолевающих учебные трудности; 4. Написание мини - сочинений на темы гражданственности и патриотизма(Во 2-ом классе это в основном темы о ВОВ, защитниках Отечества). Например, при проведении словарно-орфографической работы я обращаю внимание детей на то, что слово «Отечество» происходит от слова «отец», и в тоже время привычным для нас является словосочетание «Родина – мать». И здесь целесообразно обратить внимание на специфику детско- родительских отношений, которые могут дать ключ к пониманию сущности патриотизма. С одной стороны, в патриотизме присутствуют субъективные детские проекции: - благодарности детей по отношению к родителям (за порождение на свет), - уважение детьми родителей (признание авторитета отца),
- возможности детей получить физическую защиту, моральную поддержку, совет в трудное время (сильный отец – защитник, покровитель, наставник), - желания детей получить тепло, ласку, возможности быть принятым, несмотря на все ошибки, обиды, заблуждения (со стороны любящей матери). С другой стороны, в рамках этих отношений дети несут обязанность заботы о родителях в старости, болезни и т.п. И когда мы говорим на уроках о проявлении патриотизма через любовь и интерес к истории своей семьи, к тому, как история страны преломилась в судьбах родных и близких людей, в воображении детей включаются эмоционально окрашенные представления (образы политических, пейзажных явлений и предметов, собственных действий по отношению к Отечеству) Большими потенциальными возможностями в патриотическом воспитании обладает литература. Рассмотрим в этом аспекте некоторые ключевые произведения, включенные в школьную программу 1-2 класса УМК «Перспектива». В учебник 1-ого класса, авторы Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, Л.А.Виноградская, включены такие произведения, как песенки русского народа, русские народные сказки, произведения поэтов о родной природе: П.Воронько «Лучше нет родного края», Н.Греков «Летом», С.Баруздин «В родном краю», В.Степанов «Моя Родина - Россия». Разбирая данные произведения, параллельно учащиеся учили стихи о природе поэтов Волгоградской области, создавали творческий проект «Осень в моём городе». Любовь к родной природе – важная составляющая такого большого чувства, как любовь к своей Родине. Рассматривая иллюстрации в учебнике В.Поленова «Осень в Абрамцево», А.Куинджи «Осень» учащиеся проникаются особым духом восхищения красотой родной природы. И, работая над картиной, хорошего результата в достижении поставленной цели добиваемся у тех детей, которых принято называть визуалами. Особое место в УМК «Перспектива» уделяется формированию духовно- нравственных ценностей, знакомству с культурно-историческим наследием мира и России, с традициями и обычаями народов, населяющих нашу Родину. Сталкиваясь ежедневно с книгой, мы имеет богатейшей материал для воспитания юных сердец. Этой цели служат пословицы, поговорки, загадки, песни, былины. Уже во втором классе при знакомстве с произведениями устного народного творчества идет обстоятельный разговор о трудолюбии, честности, правдивости, мужестве, стойкости при защите Родины, патриотизме, осуждаются малодушие, трусость, себялюбие, лень, праздно сть. Отражение народных идеалов - патриотизма, богатырской силы, ума, находчивости - мы видим в древнерусской литературе. В моей педагогической практике есть нестандартные уроки: урок «Театральная мастерская» - «Русь. Россия. Единство», урок – праздник «Осенние народные праздники». Проведению итогового урока по изучению УНТ способствовала огромнейшая работа по прочтению былин «Вольга
Всеславович», «Как Илья Муромец богатырём стал», «Святогор - богатырь» и др. Здесь же проведена словарная работа над линейкой слов: Русь-Россия, богатырь-защитник, быль, баян, подвиг богатыря - подвиг гражданина России. Особенностью мышления младшего школьника является наглядность и образность. Именно создавая эскиз облачения богатыря, оформляя рукоятку меча, обучающийся проникается сопричастностью с могучей страной, осознавая «Я – частичка России», «Я – частичка мощи и могущественности своего государства». Из опыта своей работы могу поделиться наличием в уроках литературного чтения минутки поэзии. В начале урока учащиеся по желанию читают стихи о Родине, отваге, доброте (что в настоящее время тоже можно назвать отважным подвигом). Это позволяет выбрать тему для размышления, а иногда через создание проблемной ситуации мы переходим к изучению нового материала. Уроки литературы выигрышны тем, что они побуждают вести взволнованный разговор о непростых проблемах нашей жизни, о сложной судьбе героев произведений, о бездуховности, об утрате нравственных идеалов, о добре и зле, даже о роли семьи в воспитании человека. Такие произведения, как А.Гайдара «Чук и Гек», Н.Носова «На горке», В.Орлова «Я и МЫ», М.Пляцковского «Настоящий друг» учат дружбе и единству: «Слово «МЫ» сильней, чем «Я»».Здесь очень уместно поработать над вопросом : О чём заставляют вас задуматься эти два коротких слова? Один из методов личностно ориентированного обучения – чтение вслух- активно использую на уроках литературного чтения. При этом очень важно, чтобы проблема, выдвигаемая учителем, стала собственной проблемой обучающихся. Тогда ученик после чтения должен сделать выбор (за себя, за героя) - интеллектуальный, нравственный или волевой. Такие вопросы, как:  - что мне нравится (не нравится) в этом герое?  - как бы объяснил поступок героя?  - как бы я поступил на месте героя?  - как можно было разрешить конфликт, проблему героя?  - какие похожие ситуации я наблюдал (знаю)? подталкивают учеников к разрешению собственных проблем, к осознанию норм поведения в обществе, к нравственному и гражданскому становлению личности. Одной из интереснейших форм работы во внеурочное время является интервьюирование. Мы с учениками создаём творческие работы (портретные очерки, рассказы на основе услышанного, интервью с бабушками и дедушками, генеалогическое древо семьи, биографии бабушек, дедушек). Предварительно обговариваем поведение, вопросы, которые необходимо задать, решаем проблему: стоит ли рассматривать фотографии? Такая деятельность способствует единению семьи. В качестве итога работы обучающиеся пробуют сочинить небольшое стихотворение или продолжить рассказ, начинающийся словами «Россия – это…».
Как учитель, считаю, что ответственна за формирование личности учащегося на своих уроках, несу ответственность не только за знания, но и за воспитание будущего поколения. Работая в данном направлении, перед собой ставлю цель – создать условия для развития личности, обладающей важнейшими качествами гражданина – патриота своего Отечества. Показателем результативности патриотического воспитания для меня будет являться желание детей приносить пользу, использовать свое призвание так, чтобы способствовать процветанию Родины, заботясь о повышении ее материального благосостояния и совершенствовании государственного устройства, чтобы выражение «Я – частичка России» имело весомое значение в их сознании .
Литература.

1. ФГОС НОО, М., Просвещение, 2010 2. А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков, Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, М.,Просвещение,2011 3. Комплект учебно-методических пособий по литературному чтению для 1-2 классов нача льной школы авторов Л . Ф . К л и м а н о в о й , Л.А.Виноградской, В.Г.Горецкого состоит из учебника «Литературное чтение. 1 класс»(в двух частях), «Литературное чтение. 2 класс» (в двух частях), пособий для учащихся «Творческая тетрадь» и пособия для учителей «Поурочные разработки по литературному чтению. 2 класс». 4. Васильцова, З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. М., Педагогика, 1988. 5. Сухомлинский, В.А. Как воспитать настоящего человека. М., Педагогика, 1989. 6. Сухомлинский, В.А. Родина в сердце. М., Молодая гвардия, 1980.


В раздел образования