Воспитание патриотизма и гражданственности на уроках литературного чтения:"Я - частичка России".
Автор: Науменко Вероника Станиславовна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МОУ Гимназия №8 Красноармейского района Волгограда Населённый пункт: город Волгоград Наименование материала: статья Тема: Воспитание патриотизма и гражданственности на уроках литературного чтения:"Я - частичка России". Раздел: начальное образование
на уроках литературного чтения: «Я – частичка России».
Из опыта работы
учителя начальных классов
МОУ «Гимназия №8 Красноармейского района Волгограда»
Науменко Вероники Станиславовны.
В Федеральных Государственных общеобразовательных стандартах
начального общего образования в требованиях к личностным результатам
освоения
основной
образовательной
программы
сказано,
что
личностные
результаты
должны
отражать:
«…формирование
основ
российской
гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский
народ и историю России».
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России в рамках ФГОС НОО гласит, что духовно-нравственное
воспитание обучающихся должно обеспечить :
1. осознание себя гражданином России…
2. развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности.
«Соответственно
традиционным
источникам
нравственности
определяются
и
базовые
национальные
ценности,
каждая
из
которых
раскрывается в системе нравственных ценностей: патриотизм – любовь к
России,
к
своему
народу,
к
своей
малой
Родине,
служение
Отечеству;..;
гражданственность – правовое государство, гражданское общество, закон и
правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания»
(Концепция
духовно-нравственного
развития
и
воспитания
личности
гражданина России)
Руководствуясь данными документами, в изучении возможностей
д е я т е л ь н о с т и
п о
ф о р м и р о в а н и ю
л и ч н о с т и
младшего школьника важнейшей проблемой для меня является обеспечение
условий для саморазвития ребёнка как гражданственной личности. Ребёнок
должен суметь найти своё место в жизни, ощущая себя частью своей страны.
Помочь
ему
можно
путём
духовно-нравственного,
гражданственного
и
патриотического воспитания.
Хочу привести слова крупнейшего педагога В.А.Сухомлинского,
который говорил, что «воспитывать чувство патриотизма - значит добиться,
чтобы жизнь постоянно выходила за рамки интересов семьи, родного очага,
родного города. Но именно для этого начинать познание мира нужно с того,
что ближе - с семьи, судьбы деда и прадеда. Род человеческий состоит из
поколений - это великая мудрость нашего бытия. Мудрость веков хранится в
книгах, богатства же народной души хранятся в памяти, в сердце, поступках
старших поколений. Тем, чем ты стал и станешь в будущем, ты обязан
старшим
поколениям.
Уважение
и
почитание
старших
поколений -
закон
нашей жизни. Долг детей перед родителями нельзя измерить никакой мерой».
На уроках литературного чтения присутствует благодатная почва для
воспитания
гражданственности
и
патриотизма.
Для
достижения
поставленных задач я стараюсь научить ребят работать с историческими
материалами о родном крае, воспитывая и прививая уважение к предкам и
их
творчеству,
о
героической
борьбе
нашего
народа
против
иноземных
захватчиков.
В работе я использую различные формы уроков, как традиционные,
так и нетрадиционные.
Система работы, которая помогает мне выявить знания, умения и навыки
детей,
научить
их
творчески
мыслить
и
углублять
полученные
знания,
включает в себя:
- обычный урок литературного чтения;
- уроки - презентации;
- интегрированные уроки;
- урок – проект;
- урок-экскурсия(библиотека, краеведческий музей);
-
урок
«Театральная
студия»,
данный
тип
урока
предусмотрен
в
УМК
«Перспектива», которая разработана в соответствии с новыми стандартами
ФГОС;
- многообразные формы внеклассной работы;
- самостоятельную работу самого школьника.
Работа
с
детьми
требует
от
учителя
определенных
качеств:
кропотливости
в
сфере
повышения
уровня
собственного
интеллекта,
мобилизации
духовных
сил,
способности
стимулировать
творческую
активность обучающихся, умения направлять различные виды их творческой
деятельности.
В процессе воспитания гражданственности и патриотизма на уроках
литературного чтения я использую следующие методические приемы:
1. Словарная работа над словами, раскрывающими патриотический смысл
содержания текстов;
2.
Фронтальную
беседу,
раскрывающую
смысл
темы
прочитанного
произведения;
3.
Словесное
поощрение
учащихся,
добивающихся
настойчивым
трудом,
успехов или преодолевающих учебные трудности;
4.
Написание
мини
-
сочинений
на
темы
гражданственности
и
патриотизма(Во
2-ом
классе
это
в
основном
темы
о
ВОВ,
защитниках
Отечества).
Например, при проведении словарно-орфографической работы я
обращаю внимание детей на то, что слово «Отечество» происходит от слова
«отец», и в тоже время привычным для нас является словосочетание «Родина
– мать». И здесь целесообразно обратить внимание на специфику детско-
родительских отношений, которые могут дать ключ к пониманию сущности
патриотизма. С одной стороны, в патриотизме присутствуют субъективные
детские проекции:
- благодарности детей по отношению к родителям (за порождение на свет),
- уважение детьми родителей (признание авторитета отца),
- возможности детей получить физическую защиту, моральную поддержку,
совет в трудное время (сильный отец – защитник, покровитель, наставник),
-
желания
детей
получить
тепло,
ласку,
возможности
быть
принятым,
несмотря на все ошибки, обиды, заблуждения (со стороны любящей матери).
С другой стороны, в рамках этих отношений дети несут обязанность
заботы о родителях в старости, болезни и т.п.
И когда мы говорим на уроках о проявлении патриотизма через
любовь
и
интерес
к
истории
своей
семьи,
к
тому,
как
история
страны
преломилась
в
судьбах
родных
и
близких
людей,
в
воображении
детей
включаются
эмоционально
окрашенные
представления
(образы
политических, пейзажных явлений и предметов, собственных действий по
отношению к Отечеству)
Большими
потенциальными
возможностями
в
патриотическом
воспитании
обладает литература.
Рассмотрим
в
этом
аспекте
некоторые
ключевые
произведения,
включенные
в
школьную
программу
1-2
класса
УМК «Перспектива».
В
учебник
1-ого
класса,
авторы
Л.Ф.Климанова,
В.Г.Горецкий,
Л.А.Виноградская,
включены
такие
произведения,
как
песенки
русского
народа, русские народные сказки, произведения поэтов о родной природе:
П.Воронько «Лучше нет родного края», Н.Греков «Летом», С.Баруздин «В
родном
краю»,
В.Степанов
«Моя
Родина
-
Россия».
Разбирая
данные
произведения,
параллельно
учащиеся
учили
стихи
о
природе
поэтов
Волгоградской области, создавали творческий проект «Осень в моём городе».
Любовь к родной природе – важная составляющая такого большого чувства,
как
любовь
к
своей
Родине.
Рассматривая
иллюстрации
в
учебнике
В.Поленова
«Осень
в
Абрамцево»,
А.Куинджи
«Осень»
учащиеся
проникаются
особым
духом
восхищения
красотой
родной
природы.
И,
работая над картиной, хорошего результата в достижении поставленной цели
добиваемся у тех детей, которых принято называть визуалами.
Особое место в УМК «Перспектива» уделяется формированию духовно-
нравственных ценностей, знакомству с культурно-историческим наследием
мира и России, с традициями и обычаями народов, населяющих нашу Родину.
Сталкиваясь
ежедневно
с
книгой,
мы
имеет
богатейшей
материал
для
воспитания юных сердец.
Этой цели служат пословицы, поговорки, загадки, песни, былины. Уже во
втором
классе
при
знакомстве
с
произведениями
устного
народного
творчества
идет
обстоятельный
разговор
о
трудолюбии,
честности,
правдивости,
мужестве,
стойкости
при
защите
Родины,
патриотизме,
осуждаются
малодушие,
трусость,
себялюбие,
лень,
праздно сть.
Отражение
народных
идеалов
-
патриотизма,
богатырской
силы,
ума,
находчивости - мы видим в древнерусской литературе.
В моей педагогической практике есть нестандартные уроки: урок
«Театральная мастерская» -
«Русь. Россия. Единство», урок – праздник
«Осенние народные праздники». Проведению итогового урока по изучению
УНТ
способствовала
огромнейшая
работа
по
прочтению
былин
«Вольга
Всеславович», «Как Илья Муромец богатырём стал», «Святогор - богатырь»
и др. Здесь же проведена словарная работа над линейкой слов: Русь-Россия,
богатырь-защитник,
быль,
баян,
подвиг
богатыря
-
подвиг
гражданина
России. Особенностью мышления младшего школьника является наглядность
и образность. Именно создавая эскиз облачения богатыря, оформляя рукоятку
меча,
обучающийся
проникается
сопричастностью
с
могучей
страной,
осознавая «Я – частичка России», «Я – частичка мощи и могущественности
своего государства».
Из опыта своей работы могу поделиться наличием в уроках
литературного чтения минутки поэзии. В начале урока учащиеся по желанию
читают стихи о Родине, отваге, доброте (что в настоящее время тоже можно
назвать отважным подвигом). Это позволяет выбрать тему для размышления,
а иногда через создание проблемной ситуации мы переходим к изучению
нового материала.
Уроки литературы выигрышны тем, что они побуждают вести
взволнованный разговор о непростых проблемах нашей жизни, о сложной
судьбе
героев
произведений,
о
бездуховности,
об
утрате
нравственных
идеалов, о добре и зле, даже о роли семьи в воспитании человека. Такие
произведения, как А.Гайдара «Чук и Гек», Н.Носова «На горке», В.Орлова «Я
и МЫ», М.Пляцковского «Настоящий друг» учат дружбе и единству: «Слово
«МЫ» сильней, чем «Я»».Здесь очень уместно поработать над вопросом : О
чём заставляют вас задуматься эти два коротких слова?
Один из методов личностно ориентированного обучения – чтение вслух-
активно использую на уроках литературного чтения. При этом очень важно,
чтобы
проблема,
выдвигаемая
учителем,
стала
собственной
проблемой
обучающихся. Тогда ученик после чтения должен сделать выбор (за себя, за
героя) - интеллектуальный, нравственный или волевой. Такие вопросы, как:
- что мне нравится (не нравится) в этом герое?
- как бы объяснил поступок героя?
- как бы я поступил на месте героя?
- как можно было разрешить конфликт, проблему героя?
- какие похожие ситуации я наблюдал (знаю)?
подталкивают учеников к разрешению собственных проблем, к осознанию
норм поведения в обществе, к нравственному и гражданскому становлению
личности.
Одной из интереснейших форм работы во внеурочное время является
интервьюирование. Мы с учениками создаём творческие работы (портретные
очерки,
рассказы
на
основе
услышанного,
интервью
с
бабушками
и
дедушками, генеалогическое древо семьи, биографии бабушек, дедушек).
Предварительно
обговариваем
поведение,
вопросы,
которые
необходимо
задать,
решаем
проблему:
стоит
ли
рассматривать
фотографии?
Такая
деятельность
способствует
единению
семьи.
В
качестве
итога
работы
обучающиеся пробуют сочинить небольшое стихотворение или продолжить
рассказ, начинающийся словами «Россия – это…».
Как учитель, считаю, что ответственна за формирование личности
учащегося на своих уроках, несу ответственность не только за знания, но и за
воспитание будущего поколения.
Работая в данном направлении, перед
собой ставлю цель – создать условия для развития личности, обладающей
важнейшими
качествами
гражданина
–
патриота
своего
Отечества.
Показателем результативности патриотического воспитания для меня будет
являться желание детей приносить пользу, использовать свое призвание так,
чтобы
способствовать
процветанию
Родины,
заботясь
о
повышении
ее
материального
благосостояния
и
совершенствовании
государственного
устройства,
чтобы
выражение
«Я
–
частичка
России»
имело
весомое
значение в их сознании .
Литература.
1.
ФГОС НОО, М., Просвещение, 2010
2.
А.Я.Данилюк,
А.М.Кондаков,
В.А.Тишков,
Концепция
духовно-
нравственного развития и воспитания личности гражданина России,
М.,Просвещение,2011
3.
Комплект учебно-методических пособий по литературному чтению для
1-2 классов
нача льной
школы
авторов
Л . Ф . К л и м а н о в о й ,
Л.А.Виноградской, В.Г.Горецкого состоит из учебника «Литературное
чтение. 1 класс»(в двух частях), «Литературное чтение. 2 класс» (в двух
частях), пособий для учащихся «Творческая тетрадь» и пособия для
учителей «Поурочные разработки по литературному чтению. 2 класс».
4.
Васильцова,
З.П.
Мудрые
заповеди
народной
педагогики.
М.,
Педагогика, 1988.
5.
Сухомлинский,
В.А.
Как
воспитать
настоящего
человека.
М.,
Педагогика, 1989.
6.
Сухомлинский, В.А. Родина в сердце. М., Молодая гвардия, 1980.