Напоминание

"ПАДЕЖНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ 1, 2 И 3 СКЛОНЕНИЙ"


Автор: Витязева Ольга Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ Школа с.Белоярск
Населённый пункт: с. Белоярск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "ПАДЕЖНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ 1, 2 И 3 СКЛОНЕНИЙ"
Раздел: начальное образование





Назад




4 класс Тема: « ПАДЕЖНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ 1, 2 И 3 СКЛОНЕНИЙ»

План- конспект
Урока русского языка 4 класс
Тема: Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в 1, 2

и 3 склонении

Цели урока:

Обучающая:
научить распознавать признаки определения падежа имён существительных и правописание падежных окончаний существительных 1-го, 2-го и 3-го склонения, умение применять 2 способа определения падежных окончаний имён существительных.
Развивающая:
активизация познавательной деятельности через проблемную ситуацию, развитие внимания, зрительной памяти, логического мышления на основе упражнений
Воспитательная:
развитие коммуникативных качеств учащихся, создание доброжелательной атмосферы на уроке
Оборудование:
Учебник для 4 класса «Русский язык» Т.Г. Рамзаева Рабочая тетрадь. Мультимедийный проектор. Разноуровневые карточки. Сигнальная карта.
Вид урока:
урок-практикум с элементами развивающего обучения.
Место в системе
:урок из раздела «Имя существительное».
Структура урока:
Психологическая подготовка детей к работе на работе. Актуализация знаний. Закрепление ЗУН. Обобщение и систематизация знаний. Рефлексия.
ХОД УРОКА

1. Организационный момент.
Прозвенел для нас звонок, Начинаю я урок. Ребята! На уроке внимательно слушайте вопросы учителя и ответы одноклассников, помогайте друг другу в сложных ситуациях.
(Слайд 1. Презентация)

1 этап. Целеполагание
- Урок русского языка. Откройте тетради. Запишите дату. Классная работа.
1. Минутка чистописания.
(На доске написаны слова)
Подберёзовик, молодость, старушка, молоко
.
(Слайд 2)
Учитель:
первая буква, которую мы будем писать – согласная, стоит она первая в существительном 1-го склонения; вторая – согласная , стоит она первая в приставке им. существительного2-го склонения; третья – гласная, находится в словарном слове существительного 2-го склонения.. с п о Воздух, снежинка. В воздухе кружились легкие снежинки. (разбор по членам предложения).
2. Словарная работа. (Слайд 3)
(На доске таблица)
а

б

в

г

1
паль же да кар
2
фель го мор лать
3
ковь се то ри
4
зонт по да бе Учитель: Отгадай те, какие слова из словаря я зашифровала. Ключ перед вами:
1а 3в
(пальто)
2в 3а
(морковь)
1г 3в 2а
(картофель)
1б 2г
(желать)
4г 3б1в
(беседа)
2б 3г 4а
(горизонт) письмо с комментированием, определить склонение
4б 2б 4в
(погода) Учитель: Какое слово лишнее? (Желать) Почему? (Это глагол, а остальные слова имена существительные) А можно ли его преобразовать в имя существительное? - Что вы знаете об именах существительных?
3.

Игра “Бегущие минутки”
. За 1 минуту надо ответить на максимальное количество вопросов. Итак, начинаем! 1. Изменяемая часть слова … (окончание). 2. Часть речи, обозначающая предмет … (существительное). 3. Слова женского и мужского родов с окончаниями -а, -я относятся … (к 1 склонению).
4. Постоянный признак имён существительных… (род). 5. Часть речи, отвечающая в начальной форме на вопросы: кто?, что? … (существительное). 6. К 3 склонению относятся имена существительные … (женского рода с нулевым окончанием). 7. Имена существительные бывают … (одушевлённые и неодушевлённые). 8. Ко 2 склонению относятся … (слова мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием -о, -е). 9. Имена существительные изменяются по … (по числам и по падежам). 10. Сколько падежей в русском языке? … (шесть). Молодцы! Справились с заданием! - Из всего сказанного я хотела бы выделить слова: (на доске появляются слова). (Слайд 4)
Склонение

Падежи

Окончания
- Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока.
(Слайд 5)
Падежные окончания имен существительных в 1, 2 и 3 склонении. - Значит, наша задача на этом уроке заключается в том, чтобы:
1.
Показать умеем ли мы определять склонение, род, падеж имён существительных.
2.
Научились ли мы вставлять нужное падежное окончание имён существительных. - Я предлагаю проверить, умеете ли вы пользоваться своими знаниями. - Согласны?
2 этап. Содержание

Повторение.
(Алгоритм работы – 2 способа определения падежных окончаний).
(Слайд 6,

7)

4. Упражнения в определении безударных окончаний имен существительных трех

склонений.
Работа с учителем. 1 ученик у доски. Запишите слова, укажите падеж и склонение. Выдели окончание. В деревне, по ветке,
на западе,
к площадке, о березе, по пустыне. Сравни окончания. Что вы заметили? Почему в этих словах мы написали окончание – Е? Какое слово лишнее?
Сделайте вывод.
Задание
Спиши. Определи падеж, склонение, вставь пропущенные окончания В холод…,говорить о жизн…, приехать из деревн.., подойти к сирен…, узнать по букв…, связать из шерст…, купаться в фонтан.., лететь в неб... Проверка .
.(Слайд 8)
Зачитайте слова с окончанием – И. Почему в этих словах вы написали окончание – И? Какое слово лишнее?
5. Буквенный диктант. Слайд 9.
(Сигнальные карты с буквой «е» «и»), учитель вставляет фломастером на экране. На ветк…, у черемух…, о мыш…, по алле…, на окошк… ,на огород.., по площад.., на ступеньк.., без мебел.., в бочк.. . Вывод.
6. Физкультминутка.
Я буду называть имена существительные. Если имя существительное относится к
1-му
склонению, вы
хлопаете
в ладоши; если имя существительное относится
ко 2-му
склонению, то
приседаете;
если имя существительное относится
к 3-му склонению
, то
прыгаете
на месте. Лошадка, берег, молодость, старик, ученик, парта, старость, степь, астра, георгин, морковь, свёкла, огурец, велосипед, пальто, осень, лето, весна, зима, снежинка, метель.
Разминка для рук:
Вот помощники мои, (хлопки в ладоши) Их как хочешь поверни. (вращение рук в кистях) По дороге белой, гладкой (ладошка “моет” другую) Скачут пальцы, как лошадки. (пальцы “бегают” по столу) Чок-чок-чок, чок-чок-чок (постучать в кулачки) Скачет резвый табунок. (хлопки в ладоши)
7. Работа по выбору. Слайд 10.
*Запишите каждое слово в Р. п., Д. П., П. п. пустыня ладонь. Р. п. Д. п. П. п.
**У вас карточка со словами: На двор.., до рощ.., из шерст.., до пристан.., в неб.., вдоль дорог.., Вы должны поместить карточку в свой домик. 1 скл. 2 скл. 3 скл. Проверка.
Слайд 11.

7. Упражнение на развитие зрительной памяти. Слайд 12.
(На доске записаны словосочетания) Дохнула хол.д.. запушила сне.к.. (за)т.нула ле.к.. л.тят по льду (по)серебрила ине.. нар.дила в шу.к.. пр.т.нулся у опушк… появились (у) кормушк… пр.б.жал по ветк.. Учитель: Объясните правописание пропущенных букв. Определите склонение и падеж имён существительных. (Дети выполняют задание) Постарайтесь запомнить как можно больше словосочетаний. (Учитель закрывает словосочетания, дети пишут по памяти). Самопроверка. Учитель: какой темой объединены все словосочетания? (Зима). Составьте рассказ, используя данные словосочетания. (Дети самостоятельно записывают небольшой рассказ. Несколько учеников читают свои мини-сочинения)
9. Итог урока/
- Какие “задачи” мы сегодня решали на уроке?
1.
Показать умеем ли мы определять склонение, род, падеж имён существительных.
2.
Научились ли мы вставлять нужное падежное окончание имён существительных. - Заполните карточку:
Слайд 12.
Я работал с настроением. Я доволен собой. Я испытывал затруднения. Оцените, как вы работали (5 - активно работал, 4 - не очень активно).
Кто хочет поделиться дома своей радостью и знаниями, возьмите лучики солнышка.


В раздел образования