Напоминание

Адаптация первоклассников к обучению в школе


Автор: Романова Наталия Евгеньевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 311 с углублённым изучением физики
Населённый пункт: город Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Адаптация первоклассников к обучению в школе
Раздел: начальное образование





Назад





Адаптация

перво -

классников

к школьному

обучению

Романова Н.Е.,

учитель 1а класса ГБОУ СОШ № 311

Фрунзенского района

города Санкт-Петербурга


«Быть готовым к школе уже сегодня –

«Быть готовым к школе уже сегодня –

не значит уметь читать, писать и

не значит уметь читать, писать и

считать.

считать.

Быть готовым к школе –

Быть готовым к школе –

значит быть готовым всему этому

значит быть готовым всему этому

научиться»

научиться»

Л.А.Венгер, А.Л.Венгер.

Л.А.Венгер, А.Л.Венгер.

«Готов ли ваш ребёнок к школе?»

«Готов ли ваш ребёнок к школе?»


ГОТОВНОСТЬ

ГОТОВНОСТЬ

К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ

ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ

ГОТОВНОСТЬ

ГОТОВНОСТЬ

СОЦИАЛЬНАЯ

СОЦИАЛЬНАЯ

(ЛИЧНОСТНАЯ)

(ЛИЧНОСТНАЯ)

ГОТОВНОСТЬ

ГОТОВНОСТЬ

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ

ГОТОВНОСТЬ

ГОТОВНОСТЬ


Примерный перечень того,

Примерный перечень того,

что должен знать и уметь

что должен знать и уметь

ребенок при поступлении в

ребенок при поступлении в

школу

школу

1.

1.

Общий кругозор ребенка

Общий кругозор ребенка

2.

2.

Математические

Математические

представления

представления

3.

3.

Разговорная речь

Разговорная речь

4.

4.

Развитие внимания

Развитие внимания





и мышления

и мышления

5. Мелкая моторика

5. Мелкая моторика


Этапы адаптации:

1 этап

(первая-вторая недели) –

ориентировочный. Значительное

напряжение всех систем организма.

2 этап

(третья-четвёртая недели) –

неустойчивое, постепенное

приспособление.

3 этап (

пятая-шестая недели) –

относительно устойчивое

приспособление.


Показатели трудностей

адаптации.

«Школьный стресс»:

Выраженное утомление – у 40%.

Неврозоподобные реакции

(нарушение сна или аппетита,

страх перед школой, головные

боли, боли в животе – до 75%

детей в начале учебного года).

Ухудшение состояния здоровья.


Показатели трудностей

адаптации.

«Школьный стресс»:

Изменения в поведении

(агрессивность, слезливость,

капризность , вялость или

перевозбуждение,

раздражительность).

Трудности в усвоении программы.

Проблемы в отношениях со

сверстниками, учителем.


Успешность адаптации

зависит от

готовности к

обучению в школе в

свете Федеральных

Государственных

Образовательных

Стандартов


Виды универсальных учебных

действий по новым ФГОС

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные


Готовность к школе

1. Социальная готовность

(коммуникативные УУД) – предполагает

развитие у детей сотрудничества: умение

слышать, слушать и понимать партнера,

планировать и согласованно выполнять

совместную деятельность,

распределять роли,

взаимно контролировать действия друг друга,

договариваться, вести дискуссию,

правильно выражать свои мысли,

оказывать поддержку друг другу

и эффективно сотрудничать,

строить отношения

как с учителем, так и со сверстниками.




Готовность к школе

2. Личностная готовность

предполагает, что первоклассник должен понимать и

выполнять нормы и правила поведения в школе, быть в

ладу с самим собой, сдерживать, контролировать себя.

По новым стандартам это звучит так: личностные УУД -

осознание, исследование

и принятие жизненных ценностей, ориентировка в

нравственных нормах и правилах, выработка своей

жизненной позиции в отношении мира.

Главное в первом классе - это

формирование учебной мотивации:

развитие познавательных («хочу всё знать») и

социальных («хочу стать взрослым…») мотивов у

первоклассника способствует возникновению

внутренней позиции школьника, освоению статуса

ученика.


Готовность к школе

3. Предполагает и сформированность

регулятивных УУД – умения

управлять познавательной и

учебной деятельностью

Первоклассник должен быть готов:

- внимательно слушать задания,

инструкции

- ставить цель перед выполнением

задания

- планировать способы его

выполнения

- контролировать правильность

выполнения

- корректировать (исправлять) свои

действия

- оценивать успешность своей работы


Готовность к школе

4. Интеллектуальная, умственная готовность

предполагает сформированность

познавательных УУД:
-
исследование, поиск, отбор

и систематизация необходимой информации,
-
моделирование, структурирование,
-
обобщение и практическое применение изучаемого

материала,
-
развитие мыслительных операций.



Важнее не учить ребёнка читать, а развивать речь и

способность различать звуки, не учить писать, а

развивать мелкую моторику. Важно качество

мышления, а не сумма знаний.


деятельный и активный

креативный

любознательный

инициативный

открытый внешнему миру,

доброжелательный и отзывчивый

с положительным отношением к себе,

уверенный в своих силах

коммуникативность

навыки самоорганизации

и здорового образа жизни

исследовательский

интерес

саморегуляция

ответственность

с чувством собственного

достоинства

уважительное отношение к

окружающим, к иной точке

зрения

Портрет выпускника

ДОШКОЛЬНИК

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УЧЕБНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ = УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ


Режим дня первоклассника

Суточный сон – 11, 5 часов (10 +1,5).

Подъём – за 1-1,5 часа до занятий.

Утренняя гимнастика.

Питание (завтрак, обед, полдник,

ужин).

Прогулки – 3-3,5 часа в день.

Занятия дома – с 16 до 20 часов, не

более одного часа с перерывами

через 20 минут.


Режим дня первоклассника

Внешкольные занятия – по состоянию

ребёнка, спокойно, без спешки.

Игры, любимые занятия дома.

Посильная помощь по дому.

Общение с родными.

Просмотр телепередач – 2-3 раза в

неделю не более 30 минут.

За компьютером – не более 15-20 минут

с гимнастикой для глаз и осанки.


Режим дня первоклассника

Совместная подготовка к школе с

вечера : собрать портфель,

приготовить одежду, обсудить

меню завтрака.

Отход ко сну – в одно и то же

время, после спокойных игр и

гигиенических процедур. Спать

ребёнок должен при полной

тишине и темноте.


Итоги психологического

обследования


Низкая работоспособность –

данные нагрузки непосильны для

ребёнка, необходимо их снижение.

Основные причины такого состояния –

возможное обострение хронических

заболеваний, общая ослабленность

организма, частые простудные

заболевания, снижение иммунитета.


Компенсация сил –

ребёнок способен

самововосстанавливаться за

счёт временного снижения

активности, при этом может

страдать качество работы и

восприятия информации или

состояние организма.

Необходимо оптимизировать

рабочий ритм, режим труда и

отдыха ребёнка.


Оптимальная

работоспособность –

бодрое настроение,

отсутствие усталости,

здоровая активность,

готовность к деятельности.

Нагрузки соответствуют

возможностям ребёнка.

Ребёнок восстанавливается

самостоятельно.


Семья – залог успеха

Терпение и

доброжелательность,
эмоциональная поддержка и похвала, любовь и участие родителей – залог успешной адаптации первоклассника.



Родители всегда должны быть вместе со своими

детьми: и на экскурсиях, и в трудовых делах, и в

соревнованиях, и в играх – во всех детских

начинаниях. Только тогда дети будут делиться с

родителями своими переживаниями.


Ребёнок – это зеркало своей семьи. Ваше отношение к

школьным делам своих детей всегда помогает им

сделать правильный выбор друзей, дать правильную

оценку своим поступкам и поступкам своих друзей.

Если Вы активные участники всех школьных

начинаний, то и Ваши дети будут активными

участниками школьной жизни. Помните, что в

начальных классах дети учатся и живут в школе так,

как хотят их родители.


Как правильно хвалить

ребенка? Три практических

совета психолога

Как

правильно

хвалить

ребенка?


1.Хвалите

только за те

поступки, что

действительно

достойны

похвалы.


2.Хвалите, не

сравнивая с

другими детьми.


3.Соблюдайте меру,

не захваливайте

малыша также, как

не закармливаете вы

его конфетами.


Удачи Вам в

воспитании

ребёнка в новом

статусе – ученик.

Спасибо за

внимание!


В раздел образования