Автор: Романова Наталия Евгеньевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 311 с углублённым изучением физики Населённый пункт: город Санкт-Петербург Наименование материала: методическая разработка Тема: Адаптация первоклассников к обучению в школе Раздел: начальное образование
«Школьный стресс»:
•
Выраженное утомление – у 40%.
•
Неврозоподобные реакции
(нарушение сна или аппетита,
страх перед школой, головные
боли, боли в животе – до 75%
детей в начале учебного года).
•
Ухудшение состояния здоровья.
Показатели трудностей
адаптации.
«Школьный стресс»:
•
Изменения в поведении
(агрессивность, слезливость,
капризность , вялость или
перевозбуждение,
раздражительность).
•
Трудности в усвоении программы.
•
Проблемы в отношениях со
сверстниками, учителем.
Успешность адаптации
зависит от
готовности к
обучению в школе в
свете Федеральных
Государственных
Образовательных
Стандартов
Виды универсальных учебных
действий по новым ФГОС
Личностные
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
Готовность к школе
1. Социальная готовность
(коммуникативные УУД) – предполагает
развитие у детей сотрудничества: умение
слышать, слушать и понимать партнера,
планировать и согласованно выполнять
совместную деятельность,
распределять роли,
взаимно контролировать действия друг друга,
договариваться, вести дискуссию,
правильно выражать свои мысли,
оказывать поддержку друг другу
и эффективно сотрудничать,
строить отношения
как с учителем, так и со сверстниками.
Готовность к школе
2. Личностная готовность
предполагает, что первоклассник должен понимать и
выполнять нормы и правила поведения в школе, быть в
ладу с самим собой, сдерживать, контролировать себя.
По новым стандартам это звучит так: личностные УУД -
осознание, исследование
и принятие жизненных ценностей, ориентировка в
нравственных нормах и правилах, выработка своей
жизненной позиции в отношении мира.
Главное в первом классе - это
формирование учебной мотивации:
развитие познавательных («хочу всё знать») и
социальных («хочу стать взрослым…») мотивов у
первоклассника способствует возникновению
внутренней позиции школьника, освоению статуса
ученика.
Готовность к школе
3. Предполагает и сформированность
регулятивных УУД – умения
управлять познавательной и
учебной деятельностью
Первоклассник должен быть готов:
- внимательно слушать задания,
инструкции
- ставить цель перед выполнением
задания
- планировать способы его
выполнения
- контролировать правильность
выполнения
- корректировать (исправлять) свои
действия
- оценивать успешность своей работы
Готовность к школе
4. Интеллектуальная, умственная готовность
предполагает сформированность
познавательных УУД:
-
исследование, поиск, отбор
и систематизация необходимой информации,
-
моделирование, структурирование,
-
обобщение и практическое применение изучаемого
материала,
-
развитие мыслительных операций.
Важнее не учить ребёнка читать, а развивать речь и
способность различать звуки, не учить писать, а
развивать мелкую моторику. Важно качество
мышления, а не сумма знаний.
•
деятельный и активный
•
креативный
•
любознательный
•
инициативный
•
открытый внешнему миру,
доброжелательный и отзывчивый
•
с положительным отношением к себе,
уверенный в своих силах
•
коммуникативность
•
навыки самоорганизации
и здорового образа жизни
•
исследовательский
интерес
•
саморегуляция
•
ответственность
•
с чувством собственного
достоинства
•
уважительное отношение к
окружающим, к иной точке
зрения
Портрет выпускника
ДОШКОЛЬНИК
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
УЧЕБНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ = УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ
Режим дня первоклассника
•
Суточный сон – 11, 5 часов (10 +1,5).
•
Подъём – за 1-1,5 часа до занятий.
•
Утренняя гимнастика.
•
Питание (завтрак, обед, полдник,
ужин).
•
Прогулки – 3-3,5 часа в день.
•
Занятия дома – с 16 до 20 часов, не
более одного часа с перерывами
через 20 минут.
Режим дня первоклассника
•
Внешкольные занятия – по состоянию
ребёнка, спокойно, без спешки.
•
Игры, любимые занятия дома.
•
Посильная помощь по дому.
•
Общение с родными.
•
Просмотр телепередач – 2-3 раза в
неделю не более 30 минут.
•
За компьютером – не более 15-20 минут
с гимнастикой для глаз и осанки.
Режим дня первоклассника
•
Совместная подготовка к школе с
вечера : собрать портфель,
приготовить одежду, обсудить
меню завтрака.
•
Отход ко сну – в одно и то же
время, после спокойных игр и
гигиенических процедур. Спать
ребёнок должен при полной
тишине и темноте.
Итоги психологического
обследования
Низкая работоспособность –
данные нагрузки непосильны для
ребёнка, необходимо их снижение.
Основные причины такого состояния –
возможное обострение хронических
заболеваний, общая ослабленность
организма, частые простудные
заболевания, снижение иммунитета.
Компенсация сил –
ребёнок способен
самововосстанавливаться за
счёт временного снижения
активности, при этом может
страдать качество работы и
восприятия информации или
состояние организма.
Необходимо оптимизировать
рабочий ритм, режим труда и
отдыха ребёнка.
Оптимальная
работоспособность –
бодрое настроение,
отсутствие усталости,
здоровая активность,
готовность к деятельности.
Нагрузки соответствуют
возможностям ребёнка.
Ребёнок восстанавливается
самостоятельно.
Семья – залог успеха
•
Терпение и
доброжелательность,
эмоциональная поддержка и
похвала, любовь и участие
родителей – залог успешной
адаптации первоклассника.
Родители всегда должны быть вместе со своими
детьми: и на экскурсиях, и в трудовых делах, и в
соревнованиях, и в играх – во всех детских
начинаниях. Только тогда дети будут делиться с
родителями своими переживаниями.
Ребёнок – это зеркало своей семьи. Ваше отношение к
школьным делам своих детей всегда помогает им
сделать правильный выбор друзей, дать правильную
оценку своим поступкам и поступкам своих друзей.
Если Вы активные участники всех школьных
начинаний, то и Ваши дети будут активными
участниками школьной жизни. Помните, что в
начальных классах дети учатся и живут в школе так,