Система целенаправленного формирования читательской деятельности
Автор: Аптыкова Анна Александровна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "ООШ № 36" Населённый пункт: Г.Анжеро - Судженск, Наименование материала: методическая разработка Тема: Система целенаправленного формирования читательской деятельности Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Анжеро-Судженского городского округа
«Основная общеобразовательная школа № 36»
Система целенаправленного формирования
читательской деятельности
Автор:
Аптыкова Анна Александровна,
учитель начальных классов
Анжеро – Судженск
2016
Содержание
Введение ……………………………………………………………………... ..3
Упражнения для совершенствования техники чтения………………………7
Заключение…………………………………………………………………... .18
Литература ……………………………………………………………………19
Приложения …………………………………………………………………...20
Развитие навыков чтения у детей с задержкой психического развития
Чтение – это окошко, через которое дети
видят и познают мир и самих себя.
В.А. Сухомлинский
Что может быть важнее хорошо развитой речи? Без нее нет успехов в
учении, нет настоящего общения, а значит и коллективного труда. Развитие
речи – процесс сложный и творческий. Он не возможен без эмоций, без
увлеченности.
Чем
богаче,
логичнее
и
эмоциональнее
речь
ребенка,
тем
лучше он будет воспринимать учебный материал. Вот почему так важно
заниматься
развитием
речи
учащихся,
заниматься
постоянно
и
целенаправленно.
Всем известно, что игра – это основное занятие детей, их работа. В игре
сложное становится доступным. Почему бы тогда задания для развития речи
не
провести
в
игровой
форме?
Например,
словесные
игры,
игры-
путешествия,
загадки,
скороговорки.
Тогда
дети
открывают
для
себя
удивительный мир слов, задумываются над их значением, а также легче
осваивают чтение и письмо.
Школа должна научить детей свободно и правильно выражать свои
мысли в понятной для окружающих форме. Вместе с развитием речи идет и
развитие мышления детей. На уроках русского языка и чтения развитие речи
– центральная задача.
Совершенствование техники чтения – одна из главных задач обучения
младших школьников. Жизнь показывает, что если ученик научился читать в
период обучения грамоте, то он и в коллективе класса занимает заметное
место, верит в свои силы. И наоборот, если ребенок не овладел чтением, он
чувствует
какую-то
ущербность,
теряет
веру
в
свои
силы,
способность
успешно учиться и в коллективе класса находится в тени. Морально он будет
переживать свой недостаток и не сможет полностью реализовать в школе
свои
способности.
Ребенок,
который
не
умеет
читать,
будет
испытывать
большие затруднения при выполнении домашних заданий. Ему будет не
интересно на уроках, он будет неусидчив, он не будет посещать библиотеку,
потому
что
читать
книги
при
низкой
технике
чтения
–
это
не
столько
удовольствие, сколько мука.
Многолетний опыт учителей позволяет сделать вывод, что дети
продолжают хорошо учиться в старших классах, если начальную школу они
закончили, имея навык чтения 120–150 слов. Надо отметить, что скорость
чтения
является
самым
важным
фактором
из
числа
влияющих
на
успеваемость. Большинству учеников вполне доступна скорость чтения 120
слов в минуту.
Одним из приемов стимулирования учащихся является самозамер
техники чтения. Он проводится в конце каждого урока чтения. В течение
одной минуты дети читают текст и записывают результат. В конце недели
результаты оцениваются самим учеником. Результат всегда свидетельствует
об увеличении скорости чтения. Это благотворно сказывается на отношении
учеников к
тренировке и повышает интерес к чтению. Такая работа развивает не только
речь учащихся, но и мышление, память, воображение.
Навык чтения - это комплекс умений и навыков. Это прежде всего умение
понимать смысл текста, правильно прочитывать слова, читать выразительно,
ориентируясь на знаки препинания и содержание, не забывая и о темпе
чтения.
Способ чтения является важным компонентом техники чтения. Выделяют
5 основных способов чтения. Побуквенное и отрывистое слоговое чтение
относят к непродуктивным способам чтения, а плавное слоговое, плавное
слоговое с целостным прочтением отдельных слов и чтение целыми словами
и группами слов относятся к продуктивным способам чтения.
Скорость (темп) чтения находится в прямой зависимости от способа
чтения и понимания.
Правильность чтения выражается в том, что ученик избегает или,
наоборот, допускает:
- замены
- пропуски
- перестановки
- добавления
- искажения
- повтор букв или слов
- ударение в словах
- ошибки в окончании
Выразительность чтения включает в себя умения правильно использовать
паузы, делать логическое ударение, находить нужную интонацию, читать
громко и внятно.
Характерными особенностями при чтении для детей с ЗПР являются:
· не
сформировавшийся
правильный
способ
чтения
(побуквенное,
прочитывание, с большими паузами между словами, чтение про себя, потом
выдает целиком);
· замены букв, чаще по графическому принципу ( Д – Б, д – б );
· неправильные способы при чтении стечения согласных (схватил - схатил,
сахаватил) – усечение, пропуск, добавление гласных.
Необходимо расширить кругозор школьников; заложить основы навыков
учебной
работы;
привить
интерес
к
родному
языку,
к
чтению,
к
книге;
сформировать нравственные и эстетические представления; способствовать
развитию наглядно-образного и логического мышления, ввести ребенка в мир
художественной литературы.
Упражнения для совершенствования техники чтения
Одной из актуальных проблем современной педагогики, характерной для
всего мира, является проблема трудностей в обучении, и в частности
-
обучения чтению. Для решения этой проблемы предлагаем на уроках и во
внеурочное
время
использовать
специальные
упражнения
для
развития
техники чтения.
1. Психологические упражнения.
2. Упражнения на развитие зоркости.
3. Артикуляционная гимнастика.
4. Метод динамического чтения.
5. Упражнения на развитие антиципации.
6. Упражнения на развитие речи без повторов.
7. Упражнения на развитие осознанности чтения.
1.Психологические упражнения
Начало работе с книгой кладут упражнения «Поза»,
«Расслабиться».
Упражнением «Поза» прививается умение правильно сидеть во время чтения,
держать книгу, при усталости подпирать голову одной рукой и наоборот. Фаза
расслабления обеспечивает максимальный отдых путём снятия напряжения
всей
мускулатуры.
По
команде «Расслабиться!»
глаза
читающих
отрываются
от
текста
и
закрываются,
руки
с
разжатыми
пальцами
опускаются
на
колени,
корпус
откидывается
назад,
голова
опускается,
устанавливается
полная
тишина,
расслабление
длится
20
-30
сек.
На
протяжении фазы расслабления нужно несколько раз тихо повторить: « Вы
чувствуете себя хорошо, всё тело расслабилось, вы отдыхаете». Затем фаза
расслабления прерывается командой «Поза», после чего ученики принимают
правильную позицию и вновь приступают к чтению.
2. Упражнения на развитие зоркости
Такие
упражнения
нужно
проводить,
начиная
с
букварного
периода.
Материалом для этих упражнений служат изучаемые буквы, слоги, слова.
1. Какая буква, слог, слово лишние?
1) а, о, у, р, ы.
2) ма, ра, са, ны, ла;
3)река, речка, ручка, ручей, ручеек.
2. Что общего в словах и чем они различаются?
Мел – мель, мал- мял, мыл- мил.
Ток – так – тик – тук.
3. Написать буквы и прочитать их. Звуковая разминка.
А-о-у-ы-и-э, а-у, а-о, ы-и, э-а, и-э; аоуиэ, аиуоэ.
С-з-ж, ш-ж-с, жа-ча-ща, жба-жбэ.
4. Работа с предложением
После приобретения учащимися навыка быстрого «схватывания» одного –
двух слов можно перейти к прочтению и более сложных слов. Подобные
упражнения нужно проводить с предложениями, записывая их сначала так:
Лара
сама
мыла
раму.
Потом записывать таким образом: Лара сама мыла раму.
В послебукварный период предложение можно разделить на синтагмы
и записать стихотворным набором:
Дал агроном черенки
И научил,
Как их в землю вкопать,
Как поливать,
Как с крапивой бороться.
3. Артикуляционная гимнастика
Упражнения
на
правильное
произношение
звуков,
отработку
дикции.
Артикуляционная гимнастика
проводится в начале урока в течение 2- 3
минут.
При
этом
большое
внимание
уделяется
работе
над
темпом
речи,
постановкой голоса и дыхания.
1.
Чтение чистоговорок шепотом и медленно:
Ра – ра – ра- начинается игра.
Ру- ру – ру - бью рукою по шару.
Ры- ры- ры – у нас в руках шары.
Да – да – да – из трубы бежит вода.
До – до – до – на дереве гнездо.
Ду – ду- ду – с мамой я домой иду.
Та – та – та – в нашем классе чистота.
Ту – ту – ту - наводим сами красоту.
Ты – ты – ты нами политы цветы.
Ят – ят – ят – парты ровненько стоят.
Ют – ют – ют – очень любим мы уют.
Ло – ло – ло – на улице тепло.
Лу – лу- лу – стол стоит в углу.
Ул – ул – ул – у нас сломался стул.
2.
Игры на звукоподражание:
На птичьем дворе
Наша уточка с утра…….. кря, кря, кря!
Наши гуси у пруда ….. га, га, га!
Наши курочки в окно……. Ко, ко, ко!
А как Петя – петушок
Ранним рано поутру
Нам споёт ….. ку – ка – ре – ку!
5.
Скороговорки на проговаривание согласных звуков
Коси, коса, пока роса.
На реке поймали рака, из – за рака вышла драка.
Задание: прочитай скороговорку с интонацией удивления, весело,
грустно и др.
6. Читать скороговорки, каждый раз увеличивая темп
Алёшка Ульяне сигнал подаёт, Ульяна услышит – Алёшу найдёт.
Зимним утром от мороза
На заре звенят берёзы.
Играл Егорка с Игорьком-
Скатился с горки кувырком.
Клава клала лук на полку,
Кликнула себе Николку.
Было весело на горке
Сане, Сони и Егорке,
А Маруся не каталась-
В снег упасть она боялась.
4. Метод динамического чтения
Динамическое чтение – это когда читаются не буквы, слоги или
слова, а целые группы слов, то есть блоки. Это чтение только глазами
про себя.
Упражнения для развития «поля зрения» по таблицам
А
У
К
С
О
Т
Д
Е
И
С
Т
М
Ф
Я
Э
Ю
Н
И
Г
Ш
Б
В
Л
Ш
Ж
Х
Щ
Й
Р
Б
Ц
Е
Ы
Ю
З
К
М
Н
П
Ь
ЗАДАНИЕ : ПРОЧИТАЙТЕ ПРО СЕБЯ, УКАЗЫВАЯ БУКВЫ КАРАНДАШОМ.
Памятка
1.
Как можно быстрее назови все буквы (слоги) по порядку, указывая
карандашом.
2.
Старайся запомнить расположение сразу двух – трёх следующих
друг за другом букв (слогов).
3.
Помни: глаза смотрят в центр таблицы и видят её всю целиком.
КУ
МАН
ТУЗ
КАС
ША
ТА
ТИН
БОЛ
ТО
КАР
ТОН
НА
ФЕЛЬ
ЛИК
КА
НИЗ
КУ
МАН
ВИК
КАС
ША
ТА
ТИН
ПОЛЬ
ТО
КАР
ТОН
БОЛ
ФЕЛЬ
ЛИК
ВЕС
НИЗ
КА
НИ
ПО
ЛИ
СНЕ
ГО
ЖИ
РИЯ
МОН
ЛЫ
ЛОК
НА
Задание : прочитай слоги про себя по порядку (сверху вниз, слева
направо). Постарайся запомнить слоги. Составь из данных слогов
слова.
Таблицы Шульте, которые развивают боковое зрение учащихся. Дети за 1
минуту находят цифры по порядку.
10
14
24
18
4
22
21
25
23
15
3
12
17
6
9
8
1
16
2
20
13
5
11
19
7
Упражнения с фиксацией зрения на средней линии
м 1 а
м 2 о
м 3 у
м 4 и
м 5 е
м 6 ы
______________________________________
45 мм
Слоги расположены пирамидой, в основании которой расстояние между
буквами 45мм. Затем, когда учащиеся уже свободно фиксируют слог,
расстояние увеличивается: 50мм, 55мм. Систематическая работа с такими
таблицами даёт возможность развивать у детей боковое зрение, которое
необходимо для развития «поля зрения».
Задание: сосредоточьте свой взгляд на средней линии (ряде чисел) и,
постоянно держа в поле зрения среднюю линию, прочитайте слоги. Назовите
цифру, которая соответствует слогу ма, ме.
Во 2 – 4 классах средней линией делятся слова, которые необходимо
прочитать с доски.
Конь │ ки
Лыж │ ня
Снего │ вик
Холо │ дит
5.Упражнения на развитие антиципации (смысловой
догадки)
1.Закончи пословицы:
На доске 2- 3 пословицы, необходимо закончить.
Дома стены ___________________ .
Век живи, _______ ____________ .
Готовь сани летом, ____ __________ _________.
2.Восстанови слово
МА . . НА (Машина, Марина, малина)
ТРА . . АЙ (трамвай)
КО . . СО (колесо)
К ...а (коса, коза, кора, каша, кожа, Кеша )
Н … а (нора, нога, ноша,)
3.Чтение предложений текста с пропущенными словами
Собака грызёт _____________.
Завтра у нас будет _____________ .
Папа забивает _________________.
В поле растут _________________.
Мяукает пушистый _____________.
6.Упражнения на развитие чтения без повторов
При чтении глаза движутся не только слева направо, но и наоборот. Это,
хотя и оказывает некоторое положительное влияние (исправляется ошибка) в
тоже время снижает темп чтения.
1.
Чтение с закладкой
Закладка движется не под строкой, а по строке, закрывая уже прочитанный
слог слева от ученика.
На закладке нарисована стрелка, указывающая вправо → . Закладка
закрывает прочитанный слог, который также закрывается передвижением
закладки левой рукой вправо.
Это исключает повторы уже прочитанного слога и ускоряет чтение.
2.Чтение слов, записанных разновеликим шрифтом
ПыЛесос СнЕгиРи
МЕДвеДь КАниКУЛы
ПОсуДА АВТобуС
ДЕКАбрь СНегоВИк
ВоРоБьИ ЛаСтОЧКа
3.Деление слов на слоги вертикальными и горизонтальными линиями
СНЕ │ ГО │ ПА│ ДЫ
СНЕ – ГО – ПА – ДЫ
СМО – РО – ДИ – НА
СМО │ РО │ ДИ │ НА
ТЕ │ЛЕ │ВИ│ ЗОР
ТЕ – ЛЕ – ВИ – ЗОР .
4.Постоянное наращивание слова:
ЛЕС ДОМ
ЛЕСОК ДОМИК
ПЕРЕЛЕСОК ДОМИШКО
КОТ РЫБА
КОТИК РЫБКА
КОТЁНОК РЫБНЫЙ
РЕКА СНЕГ
РЕЧКА СНЕЖОК
РЕЧУШКА СНЕГОВИК
5. «Карточки -горки»
Ученику предлагается последовательно читать слова, расположенные в виде
горки. Чем ниже он будет спускаться, тем более труднее будет читать.
УЖ
НОС
РАМА
КОШКА
СОБАКА
РОМАШКА
КАРУСЕЛЬ
КРЫЖОВНИК
6.Работа по таблицам, включающим в себя слоги таких структур
(согласный, гласный)
А
О
У
Ы
Е
Т
Н
Р
М
О
У
Ы
Е
А
ДЛ
ТР
КТ
СМ
А
О
У
Ы
Е
СКЛ
СПР
СКМ
СПЛ
В данных таблицах слоги не прописаны, ученики составляют слоги
самостоятельно при чтении таблиц.
7.
«Словесные лабиринты» - чтение слов и предложений, написанных
разорвано в разном направлении.
при маг
р аз
ода ин
МЕД СК
ВЕ РИП
ДЬ КА
В
П А
О К
Л З
Е Ё
В Р
Ы Е
Р Б
О А
С Л
В
П А
О К
Л Ш
Е А
В Б
Ы У
Р Р
О А
С Л
8. Столбик слов
Поочередно читать слова вслух в столбике слов, стараясь за одну минуту
прочитать все большее количество раз этот столбик.
7.Упражнения на развитие осознанности чтения
1.
Назови одним словом .
Чиж, грач, синица, сова, ласточка - ……………
Ножницы, молоток, пила, грабли - ……………..
Шарф, варежки, пальто, шапка - ……………….
Стакан, кастрюля, тарелка, кружка - …………..
Роза, фиалка, ромашка, тюльпан - ………………
Медведь, лиса, бобёр, лось - …………………….
2.
6. Выбрать из данного текста слова, состоящие из 4–5 слогов, научиться
их проговаривать.
7. Найти нужную строку в тексте (упражнение тренирует вертикальное
движение глаз по странице).
8. Игра “Фотоглаз”
Сфотографировать (запомнить) несколько слов, написанных учителем, и
ответить на вопрос, есть ли слово, которое произносит учитель, в перечне
или нет?
9. Игра “Эхо”
По одному слову из предложения начинает читать хорошо читающий ученик,
а слабо читающий прочитывает это же слово следом. Это упражнение хорошо
использовать на первом этапе обучения. Сильный ученик чувствует себя
ответственным, а слабый уверен в себе, он уже услышал это слово, ему легче
его узнать. Сильный ученик отдает все силы выразительному чтению, а у
слабого остается время на прочтение следующего слова.
8. Упражнения для развития темпа (скорости) чтения
Указанные ниже упражнения проводятся с привлечением незнакомого
текста,
затем
текст
прочитывается,
вслух
и
идёт
обычная
работа
над
выразительностью и т.д.
Выполнение каждого из этих упражнений занимает 5-7 минут.
1. Чтение "канон"
Один человек начинает читать абзац текста, другой читает этот же абзац
вместе с первым, но опаздывая от него на 3-4 слова (как при пении канона).
2. Чтение "Спринт"
Учащиеся на максимальной для них скорости читают про себя незнакомый
текст,
плотно
сжав
губы
и
зубы,
а
после
прочтения
отвечают
на
сформулированные перед чтением вопросы. проводится такое упражнение
перед чтением вслух каждого текста.
3. Упражнение "Чтение-разведка"
Оно используется с целью обучения детей вертикальному чтению. Дети на
максимальной для них скорости просматривают текст и находят ответы на
вопросы. Так дети учатся находить в тексте главное. На уроках русского
языка
можно
предложить
поиграть
в
разведчиков,
т.е.
найти
в
тексте
словарные слова или слова на какое-то правило.
4.
"Жужжащее" чтение
Оно было одним из основных элементов развития навыков чтения в
Павлышской школе, школе В.А. Сухомлинского. Это чтение, когда все
ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать
товарищам, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее
5. Чтение с простукиванием ритма
Простукивая по столу карандашом заранее выученный ритм, ученик должен
читать глазами незнакомый текст, а после прочтения ответить на вопросы по
содержанию.
6. Чтение со звуковыми помехами.
Например, при звучании музыки.
7. Сравнение скорости чтения известного текста и незнакомого.
8 . За одну минуту найти в тексте слова на какую-либо букву.
9. Чтение за учителем (упражнение вырабатывает скорость произношения
слов)
10. Ежеурочные пятиминутки чтения.
У каждого ребенка своя книга и любой урок начинается с того, что дети
открывают книгу и 5 минут читают в режиме жужжащего чтения. Затем дети
закрывают книгу и продолжается урок.
11. Задания к тексту, которые вызывают интерес к чтению
Чтение по ролям
Придумать свое окончание к рассказу, сравнить с окончанием автора
Составить вопросы к тексту
Учитель читает текст и заканчивает на самом интересном месте,
предлагая ребенку закончить чтение
Учитель предлагает проблемный вопрос, для ответа на который у
ребенка нет необходимых знаний, предлагает найти ответ на
поставленный вопрос в тексте.
Заключение
Все вышеперечисленные упражнения необходимо проводить не
индивидуально, а коллективно.
Речевые
упражнения,
как
правило,
не
дают
заметного
эффекта
за
короткий срок. В развитии речи нужна долгая, кропотливая работа учащихся
и учителя. Временные неудачи, срывы не должны пугать ни тех, ни других.
Постоянная работа по развитию речи обязательно даст плоды.
Чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии
человека.
Чтение
–
это
и
то,
чему
обучают
младших
школьников,
посредством чего их воспитывают и развивают, это и то, с помощью чего
учащиеся изучают большинство учебных предметов. Следовательно, навык
чтения определяет и эффективность обучения по другим предметам. Поэтому
важно проводить работу по совершенствованию техники чтения.
Литература
1.
Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников:
Пособие для родителей и педагогов/ А.Е. Белая , В.И.Мирясова. –
М.: ООО
«Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ»,
2002. – 46, [2]с.: ил.
2.
Бурина
Е.
Д.
Игровые
приёмы
в
логопедической
работе
с
младшими школьниками, имеющими нарушения чтения и письма:
Журнал «Дефектология» №3, 1996.
3.
Гаврина Н. В, Кутявкина С. М. «Учимся читать» /рабочая тетрадь/,
1998.
4.
Калинина
И.Л.
«Учим
детей
читать
и
писать»
/книга
для
родителей,
учителей
начальных
классов
и
логопедов/
Издательство «Флинта», 1997. – 124 с.
5.
Корнев А. Н.
Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-
методическое пособие. –
С-Петербург, Издательский Дом МиМ,
1997. – 279 с.
6.
Лалаева Р. И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших
школьников. – С-Петербург, Лениздат, изд-во Союз, 2002. – 222 с.
7.
Лисенкова Л. Н.
Развитие и коррекция навыков чтения. –
М.:
Школьная пресса, 2002. – 195 с.
8.
Лебедева
П.Д.
Коррекционная
логопедическая
работа
со
школьниками с задержкой психического развития: Пособие для
учителей и логопедов. – СПб.: КАРО, 2004. – 176с.
9.
Лопухина И.С. 550 упражнений для развития речи. – С-Петербург,
Дельта, 2000. – 315 с.
10. Чтение. 1-4 классы: тексты для проверки техники чтения и
выразительности чтения/ авт.-сост. Н.В.Лободина.- Волгоград:
Учитель, 2008.- 89с.
11. Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, подражаем, звуки получаем /
Оформление обложки А.Лурье, А. Олексеенко. – СПб.:
Издательство
«Лань», 1998.- 64 с.