Напоминание

Активизация креативного мышления с использованием метода театральной импровизации.


Автор: Смирнова Анна Анатольевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБОУ ДДЮТ
Населённый пункт: город Архангельск
Наименование материала: статья
Тема: Активизация креативного мышления с использованием метода театральной импровизации.
Раздел: дополнительное образование





Назад





Активизация креативного мышления с использованием метода театральной

импровизации.
Уже никого не удивляет такое понятие, как «креативность мышления». Но многие до сих пор думают, что креативность, это умение рисовать необычные картинки, сочинять музыку, писать стихи и т.д. Оно обросло мифами, которые нередко довольно далеки от действительности. На самом деле, разобравшись с тем, что такое креативное мышление, можно с большой пользой применять его в педагогической практике, причем как развивая в себе, так и раскрывая потенциал педагогического коллектива в целом. Согласно Большому энциклопедическому словарю (2002г.,2-е издание): «Креативность (от лат. creatio созидание) – это творческие способности индивида, порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации, характерна готовностью к продуцированию новых идей и входит в структуру одаренности, как независимый фактор…», т.е. креативное мышление, это умение творчески подходить к решению любой проблемы. Один из распространенных мифов о креативности – то, что ей можно научиться. На самом деле психологи утверждают, что креативностью обладают все, но пользоваться ею могут только те, кто верит, что на это способен. То есть, если мы убедим себя в том, что умеем смотреть на решение проблем нестандартно, так и будет. И наоборот, человек с заниженной самооценкой стремиться действовать по шаблону – «не высовываться», не принимать самостоятельных решений, что для педагога, который в рамках своей деятельности постоянно оказывается в нестандартных ситуациях, предлагаемых его воспитанниками, равно профессиональной непригодности. Качества и способности, которые мы получаем, развивая креативное мышление:  гибкое, беглое и оригинальное мышление;  умение расширять интеллектуальное поле поиска, не отказываясь от необычных вариантов;  включение ассоциативного мышления, воображения, способности рассмотреть проблему с разных сторон;  саморазвитие, личная и личностная свобода, способность и готовность меняться в зависимости от обстоятельств;  открытость новому.  Креативные люди первыми реагируют на перемены и не подвержены (по крайней мере, в меньшей степени, чем простые обыватели) стереотипам, предубеждениям и предрассудкам. Креативный человек практически всегда успешен, он легко находит применение своим способностям. Фразы «меня никто не понимает», «этот мир не для таких ярких личностей как я», сразу говорят о том, что перед вами его полная противоположность. В общем, стандартное мышление в современной педагогической практике – прямой путь к неудачам и ошибкам в реализации программ воспитания. Одним из методов развития креативности мышления является метод театральной импровизации. Театральная импровизация – сценическое мастерство, при котором актёр способен поддерживать ход представления и вести своего персонажа по сюжету вне зависимости от заданного сценария, но так, как того требует обстановка. Всем нам известны примеры импровизации на театральных подмостках, когда актёр, забыв текст собственной роли или столкнувшись с непредвиденными обстоятельствами, вынужден
был продолжать представление сам по себе. Порой отступления актёров от роли и небольшие импровизации с их стороны даже приветствуются. Методы развития навыка таковы: от человека требуется хорошая фантазия или стремление ее развивать – способность ориентироваться в рамках заданной темы и желание отдавать себя практике. Практические занятия необходимо начинать с теста, например, если перед нами педагоги дополнительного образования, работающие с дошкольниками предложить им разыграть сказку, в которой есть слова, сюжетная линия и, конечно определены персонажи. Начать импровизацию педагогам придется с представления персонажа: его возраст, характер, мысли, мечта и, в зависимости от этого как он ходит, как говорит, как реагирует на изменение ситуации. Если педагог сможет раскрепоститься, забыть о том, что он важный и заслуженный. «С головой» уйти в задание, значит, он готов меняться в зависимости от обстоятельств и есть возможность продвигаться дальше, усложняя задания по театральной импровизации. Необходимое условие выполнения заданий – последующее обсуждение показов и придумывание большого количества вариантов на одну и ту же тему.
Наталья Дмитриевна далее пойдет описание интерактива и сценарий если надо!

сказка Сергея Воронина «В старом сундуке»
1. Характеристика персонажей Солдат: Молод, но побывал во многих горячих точках детских сражений. Прямолинеен, честен, готов отдать жизнь за друга, но в последнем сражении мальчик Алеша оторвал ему ногу и солдат был комиссован и отправлен на чердак. С тех пор Солдат может думать только об одном, выбраться из сундука и обратно на поле боя! Кукла: Вечно юная, уверенная своей красоте. Глуповата, но добра. Некогда любимая кукла девочки Маргариты, теперь растрепанная и забытая. Мечтает о салонах красоты и новых нарядах. Слон: Пожилой, медлительный, солидный. В долгих скитаниях по детским играм в опасные путешествия по джунглям потерял хобот и был забыт на чердаке. Думает только об Африке, её жаре и фруктах. Медведь: Игрушка в полном расцвете сил, сильный и дикий, любит веселые, экстремальные забавы. В великой битве плюшевыми игрушками ему оторвали ухо, а сам он отлетел в сторону и попал в старый сундук, хозяйка, девочка Света, долго искала любимого медведя, даже плакала, но в сундук заглянуть не догадалась… С тех пор Медведь сидит в сундуке и характер его становится все несноснее.. 2. Выбор персонажей происходит по методу лотереи (участники вытаскивают листы с описанием характера героя) 3. Теперь вы артисты. Вот ваши слова из сценария. Ваша задача разыграть спектакль, состоящий из четырех сцен, соединять будет ведущий. 4. Перед спектаклем, выступает «вокальная группа», состоящая из зрителей. Для реализации данного момента зрителям выдается текст песни. 5. Спектакль начинается с представления персонажей: звучит музыка, ведущий начинает сказку, актеры в образе своих героев выходят на авансцену, кланяются и размещаются в «сундуке». 6. В течение спектакля актеры импровизируют, опираясь на текст сказки.
Сценарий домашнего балаганчика «В старом сундуке» по сказке Сергея Воронина. Звучит песенка «Балаганчик», музыка становится тише, на сцену выходят артисты, превращаются в своих персонажей и становятся за стульями Сцена первая Ведущий «0»* На чердаке одного старого дома стоял в углу большой с открытой крышкой сундук. Когда – то в него сваливали разный хлам. А среди хлама находились и игрушки: солдат с поломанной ногой, безухий медведь, слон без хобота и растрёпанная, в изорванном платье кукла. Игрушкам давно уже надоело томиться в сундуке, и давно бы они выбрались, если бы кто – то из них согласился навсегда остаться в сундуке, встал бы у стенки, а остальные друг за другом забрались бы к нему на плечи и вылезли из сундука. Но такого самоотверженного среди них не было, и поэтому они до сих пор так и сидели в старом сундуке. Сцена первая Кукла «1» (начало) Ну послушайте, слон, помогите нам. У вас же нет хобота, а что вы будете делать без хобота, если даже и выберитесь из сундука? Сцена первая Слон «2» Мне бы только выбраться, - отвечал слон. – А там бы я сразу нашёл свой хобот. Я знаю, где он лежит. На заднем дворе. И как бы только я нашёл свой хобот, так сразу же убежал бы в Африку. Нет, я не могу вам помочь. Вот если бы нас выручил медведь, то я бы ему сказал спасибо. Сцена первая Медведь «3» Хоть и без хобота, а какой хитрый. Да мне дай только выбраться из этого сундука, как я сразу же убегу в лес. Эх, и погуляю я там! Нет, уж если кто нас должен выручить, так это солдат! Ноги у него нет, а без ноги ему всё равно никуда не уйти! Сцена первая Солдат «4» Это вам только кажется. Я найду палку. Сделаю из неё костыль. Только вы меня и видели. Если уж кому оставаться в сундуке, так это кукле. Растрёпанная, в рваном платье – да её сразу же потащат в баню, а там она размокнет. Уж лучше ей в сундуке остаться, чем стать мокрой тряпкой. Верно? Сцена первая Кукла «5» (окончание) Ничего не верно! – закричала кукла. – Подумаешь, растрёпанная. Я зайду в парикмахерскую – там меня причешут. А портной сошьёт мне платье. И стану я такая красивая, что вы меня не узнаете! Нет, если уж кому оставаться здесь, так это слону! Сцена первая Ведущий «6» Но мы уже знаем, что отвечал на это слон… И всё начиналось сначала. Игрушки начинают спор, может быть, даже дерутся, пока их не «остановит» ведущий Сцена вторая Ведущий «0» Так продолжалось очень долго. И кто знает, может, игрушки никогда бы не выбрались из сундука, если бы однажды солдат не посмотрел на куклу и не заметил того, чего не замечал никогда раньше. Оказывается, у куклы были удивительные глаза. Они могли закрываться и открываться. И когда закрывались, то на щёки ложились длинные чёрные ресницы, а когда открывались, то в сундуке становилось светлее. Сцена вторая Солдат «1» (начало) Какие у вас красивые глаза, разрешите на них посмотреть ещё. Сцена вторая Кукла «2» Смотрите, мне не жалко Сцена вторая Солдат «3» Удивительные глаза! Как это я не замечал их раньше! Наверное, потому, что всё время думал, как бы из сундука выбраться. Сцена вторая Кукла «4» (окончание) Я тоже вас не замечала, а теперь очень – очень рада вас видеть! Сцена третья С этого дня жизнь в сундуке стала для них не такой печальной, как раньше.
Ведущий «0» Зато медведю и слону стало ещё хуже. Сцена третья Медведь «1» (начало) Им хорошо… Сцена третья Слон «2» Они счастливые! Сцена третья Медведь «3» А мы несчастные! Сцена третья Слон «4» Да, мы одинокие, Сцена третья Медведь «5» Что же нам делать? Сцена третья Слон «6» Да, что же нам делать? Они совсем перестали думать о том, чтобы выбраться из сундука. Сцена третья Медведь «7» Они нас предали! Сцена третья Слон «8» Да, они нас предали! Сцена третья Медведь «9» Их надо убить! Сцена третья Слон «10» Правильно! Сцена третья Кукла «11» Они хотят нас убить! Сцена третья Солдат «12» Не бойся - я с тобой! (обращается к медведю и слону)Эй, вы! Хотите из сундука выбраться? Выбирайтесь сейчас! Я становлюсь к стене! Сцена третья Ведущий «13» И солдат прислонился к стене. Медведь влез ему на плечи, дотянулся до края сундука и перевалился на другую сторону. За ним полез слон и тоже выбрался. Было слышно, как он улепётывали с чердака со всех ног. Сцена четвертая Солдат «1» (начало) (кукле)Может, и ты хочешь выбраться из сундука? Иди. Я тебе помогу! Сцена четвертая Кукла «2» Нет – нет! Я не оставлю тебя одного! Сцена четвертая Солдат «3» Спасибо! Да и не так уж плох этот сундук… Сцена четвертая Кукла «4» (окончание) Если мы вместе! Ведущий «5» И они сели рядышком и стали смотреть друг другу в глаза. *«0» - очередность выступлений героев сценария. Анна Анатольевна Смирнова педагог дополнительного образования ГБОУ ДДЮТ г. Архангельск


В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники