Автор: Мышкина Наталья Львовна Должность: учитель начальный классов Учебное заведение: ЧОУ - Гимназия №212 "Екатеринбург - Париж" Населённый пункт: г. Екатеринбург Наименование материала: Рабочая программа по внеурочной деятельности Тема: Прикладная математика Раздел: начальное образование
1
Образовательная область: Математика и информатика
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
Прикладная математика
общеинтеллектуальное направление
для 3 класса
начального (общего) образования
ЧОУ – Гимназия № 212
«Екатеринбург-Париж»
Мышкина Наталья Львовна
Высшая квалификационная категория
г. Екатеринбург
2015
2
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности, разработана на
основе
примерной
программы
стандарта
начального
общего
образования,
составлена к учебнику автора С. И. Волковой «Математика и конструирование»
3 класс. Издательство «Просвещение», 2014 г.
Для изучения федеральным учебным планом отводится 34 часа, этот предмет
ведётся 1 час в неделю.
Изучение факультативного курса «Прикладная математика» в третьем классе
направлено на достижение следующих целей:
-
формирование
способности
выполнять
мыслительные
операции
с
геометрическим
материалом:
рассуждать
и
делать
выводы,
сравнивать
и
анализировать,
находить
общее
и
частное,
устанавливать
простые
закономерности.
- обеспечить математическую грамотность учащихся;
- сформировать элементы технического мышления, графической грамотности и
конструкторских
умений,
дать
младшим
школьникам
нач а льно е
конструкторское развитие.
Цели и задачи курса “ Прикладнаяматематика ”:
Основная цель курса “Прикладная математика” в начальных классах состоит не
только в том, чтобы обеспечить математическую грамотность учащихся (т.е.
научить их счету), но и в том, чтобы сформировать элементы технического
мышления, графической грамотности и конструкторских умений, дать младшим
школьникам начальное конструкторское развитие.
Основные положения предлагаемого курса “Прикладная математика”:
преемственность
с
традиционным
построением
начального
курса
математики,
особенно
с
его
арифметической
линией,
содержание
и
структура которой обеспечивает числовую грамотность учащихся, умение
решать текстовые задачи, знакомство с величинами и их измерением.
Изучение
арифметического
материала
организовано
по
ныне
действующим учебникам и учебно-методическим пособиям М.И. Моро,
М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др.;
существенное усиление геометрического содержания начального курса
математики,
реализуемого
в
виде
практической
геометрии
и
обеспечивающего расширение геометрических представлений и знаний
учащихся, развитие их пространственного воображения и логического
мышления;
значительное
усиление
графической
линии
курса,
обеспечивающей
формирование
умений
понимать
и
читать
чертеж,
устанавливать
смысловые
связи
между
его
элементами,
соотносить
деталь
и
ее
изображение
на
чертеже,
умение
вносить
в
чертеж
необходимые
изменения и реализовывать их в конструируемом объекте (развивающие
игры Никитиных: “Сложи узор”, “Кубики для всех”, “Кирпичики”);
3
целенаправленное
развитие
познавательных
процессов:
внимания,
зрительной памяти, мышления, пространственного воображения.
Важную роль в развитии логического мышления играет школьный курс
геометрии. Для осуществления преемственности при изучении геометрического
материала
в
курсе
математики
начальной
школы,
как
одного
из
средств
достижения
достаточного
уровня
развития
мышления
и
пространственных
представлений, имеются не используемые пока возможности. Эти возможности
в
совершенствовании
обучения
курсу
геометрии
с
помощью
включения
в
учебный процесс I –4 классов «Прикладнойматематики».
В 3-ем
классе особое место занимают упражнения по преобразованию
геометрических фигур. Продолжается работа по расширению геометрических
знаний: идет знакомство с симметрией, более широко дается понятие периметра
и площади фигур. Дети знакомятся с понятиями: симметрично, ось симметрии.
Находят ось (оси) симметрии различных геометрических фигур практическим
путем. Учатся строить точки и отрезки, симметричные данным. При изучении
темы
«Периметр»
дети
вначале
практическим
путем
находят
периметр
геометрических фигур, затем, опираясь на свойства геометрических фигур,
выводят
формулы
нахождения
периметра
прямоугольника,
квадрата,
треугольника,
а
также
находят
периметры
более
сложных
по
форме
геометрических фигур.
Для
формирования
представлений
о
площади
сначала
уточняются
представления
детей
о
площади,
затем
площади
фигур
сравниваются
с
помощью
различных
мерок.
Затем
идет
знакомство
с
единицами
площади
(1см2, 1дм2, 1м2), учатся измерять площадь прямоугольника и вычислять ее
косвенным
путем,
который
заключается
в
измерении
длин
сторон
данной
фигуры и в нахождении произведения полученных чисел.
Основные методы обучения :
частично – поисковый;
исследовательский;
деятельностно – творческий;
наблюдения;
наглядности.
Практические работы
1. Изготовление модели правильной треугольной пирамиды из двух бумажных
полосок, разделенных на 4 равных равносторонних треугольника.
2.
Изготовление
из
бумажных
полосок
игрушки
(флексатон
–
“гнущий
многоугольник”).
3. Изготовление по чертежу аппликации “Домик”.
4. Изготовление по чертежу аппликации “Бульдозер”.
5. Изготовление по технологической карте композицию “Яхты в море”.
4
6. Изготовление многолепесткового цветка из цветной бумаги с использованием
умений учащихся делить круг на 8 равных частей.
7.
Изготовление
модели
часов
с
круглым
циферблатом
с
использованием
умений учащихся делить круг на 12 частей.
8.
Изготовление
аппликации
“Паровоз”
с
предварительным
изготовлением
чертежа по рисунку.
Основные требования к знаниям, умениям, навыкам
учащихся к концу 3 класса.
К концу третьего года обучения учащиеся должны знать:
термины: прямая линия, кривая линия, параллельные прямые,
перпендикулярные прямые, отрезок, луч, угол, ломаная, замкнутые и
незамкнутые линии, правильный и неправильный многоугольник;
элементы угла, ломаной, многоугольника, виды углов;
названия простейших многоугольников;
названия четырехугольников по особенностям их сторон или по типу
углов:
прямоугольник,
квадрат,
трапеция,
ромб,
параллелограмм,
неправильный многоугольник;
свойства прямоугольника и квадрата, свойства их диагоналей;
виды треугольников;
термины: круг, окружность, радиус, диаметр;
единицы длины и соотношения между изученными единицам длины;
термины периметр, площадь, центральная и осевая симметрия;
способы контроля точности построения деталей (с помощью шаблона,
угольника, линейки, циркуля);
единицы измерения площади;
уметь:
изготавливать и чертить модели изученных геометрических фигур;
использовать
изученные
свойства
геометрических
фигур
при
изготовлении различных изделий;
находить периметр и площадь прямоугольника, квадрата, треугольника;
находить
неизвестную
сторону
прямоугольника
по
его
периметру
и
известной стороне, по площади и известной стороне;
рационально
размечать
материал
с
помощью
шаблона,
угольника,
линейки;
выполнять технический рисунок несложного изделия по его образцу;
прочитать технический рисунок и изготовить по нему изделие;
внести в изделие изменения по заданным условиям и отразить их в
техническом рисунке.
Результаты освоения программы
Предметные результаты:
5
Числа и величины
•
читать,
записывать,
сравнивать,
упорядочивать
числа
от
нуля
до
миллиона;
•
устанавливать
закономерность
—
правило,
по
которому
составлена
числовая
последовательность,
и
составлять
последовательность
по
з а д а н н о м у
и л и
с а м о с т о я т е л ь н о
в ы б р а н н о м у
п р а в и л у
( у в е л и ч е н и е / у м е н ь ш е н и е
ч и с л а
н а
н е с ко л ь ко
е д и н и ц ,
увеличение/уменьшение числа в несколько раз);
• группировать числа по заданному или самостоятельно установленному
признаку;
•
читать
и
записывать
величины
(массу,
время,
длину,
площадь);
использовать
основные
единицы
измерения
величин;
сравнивать
названные
величины;
выполнять
арифметические
действия
с
этими
величинами
• анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами,
взаимосвязь между условием и вопросом задачи, определять количество и
порядок
действий
для
решения
задачи,
выбирать
и
объяснять
выбор
действий;
• решать учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью,
арифметическим способом (в 2—3 действия);
• оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос
задачи.
Пространственные отношения.
Геометрические фигуры
•
описывать
взаимное
расположение
предметов
в
пространстве
и
на
плоскости;
• выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями
(отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;
• использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;
• соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур
Геометрические величины
• измерять длину отрезка;
• вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь
прямоугольника и квадрата;
• оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближённо
(на глаз).
-
научится
вычислять
периметр
и
площадь
различных
фигур
прямоугольной формы.
Работа с информацией
• читать несложные готовые таблицы;
• заполнять несложные готовые таблицы;
• читать несложные готовые столбчатые диаграммы.
• читать несложные готовые круговые диаграммы;
• достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму;
6
•
сравнивать
и
обобщать
информацию,
представленную
в
строках
и
столбцах несложных таблиц и диаграмм;
• распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной
форме - (таблицы, диаграммы, схемы)
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
-
принимать
и
сохранять
учебную
задачу
и
активно
включаться
в
деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем
и одноклассниками;
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
-
различать
способ
и
результат
действия;
контролировать
процесс
и
результаты деятельности;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, на
основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
-
выполнять
учебные
действия
в
материализованной,
речевой
и
умственной форме;
- адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие
трудности и искать способы их преодоления
Познавательные универсальные учебные действия
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных
заданий с использованием учебной литературы;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и
схемы для решения задач;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
-
осуществлять
анализ
объектов
с
выделением
существенных
и
несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его
строении, свойствах и связях;
- обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для
целого
ряда
или
класса
единичных
объектов
на
основе
выделения
сущностной связи;
-
осуществлять
подведение
под
понятие
на
основе
распознавания
объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
- устанавливать аналогии;
- владеть общим приемом решения задачи
Коммуникативные универсальные учебные действия
- выражать в речи свои мысли и действия;
-
строить
понятные
для
партнера
высказывания,
учитывающие,
что
партнер видит и знает, а что нет;
7
- задавать вопросы;
- использовать речь для регуляции своего действия.
Личностные результаты
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к
школе;
-
учебно-познавательный
интерес
к
новому
материалу
и
способам
решения новой учебной задачи;
- готовность целенаправленно использовать
математические знания,
умения и навыки
в учебной деятельности и в повседневной жизни,
способность осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их
в
речи,
соотносить
результат
действия
с
поставленной
целью,
способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
Изучение
математики
способствует
формированию
таких
личностных
качеств как любознательность, трудолюбие, способность к организации
своей деятельности и к преодолению трудностей, целеустремленность и
настойчивость
в
достижении
цели,
умение
слушать
и
слышать
собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.
8
Программное и учебно-методическое обеспечение ГОСа
Учебная
дисциплина
Класс
Программа,
кем
рекомендована
и когда
Кол - во
часов
в неделю,
общее
количество
часов
Базовый
учебник
Методическое
обеспечение
Дидактическое
обеспечение
Материалы
контроля
Математика и
конструирова
ние
3
Министерством
образования и
науки РФ
1/34
С.И.Волк
ова.
Математи
ка и
конструи
рование.
3 класс.
М.:
Просвещ
ение,
2014.
С.И.Волк
ова.
Методиче
ское
пособие к
курсу
«Математ
ика и
конструи
рование»
С.И.Волкова.
Математика и
конструирование. 3
класс. М.:
Просвещение,
2014.
9
1-4 кл.
М.:
Просвещ
ение,
2014.
Формирование ключевых компетенций на уроках математики
компетенции
характеристики
Эмоционально - психологические
Воспитание интереса к математике, стремления использовать математические
знания в повседневной жизни. Умение проявлять эмоциональную
устойчивость.
Регулятивные
Умение учиться и способность к организации своей деятельности.
Способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной
деятельности. Умение планировать свою деятельность. Умение оценивать
свою деятельность. Умение оценивать правильность хода решения и
реальность ответа на вопрос задачи.
10
Социальные
Проявление терпимости к другим мнениям при нахождение результата
выражений, задач. Умение работать в группе. Анализировать ответ с точки
зрения его реальности. Создание задач, выражений на определённую тему.
Умение применить знания на практике.
Учебно - познавательные
Развитие образного и логического мышления, воображения. Уметь
ориентироваться в окружающем пространстве. Уметь проверять правильность
хода решения задачи. Уметь выполнять арифметические действия с
использованием изученных алгоритмов. Уметь распознавать геометрические
фигуры на плоскости, изображать их. Самостоятельно выполнять домашнее
задание. Уметь понимать смысл и извлекать информацию, представленную в
виде таблицы, чертежа. Находить разные способы решения задачи.
Творческие
Использовать приобретённые знания для оценки предметов на "глаз". Уметь
составлять задачи по аналогии, решать логические и комбинаторные задачи.
Планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную
информацию с помощью таблиц.
Самосовершенствование
Уметь интерпретировать информацию, полученную при проведении
несложных исследований. Использовать приобретённые знания для
самостоятельной конструкторской деятельности с учётом возможностей
применения разных геометрических фигур.
Формы и средства контроля оценки достижений
Четверть
Комбинированные
уроки
Практические
работы
1
8
0
11
четверть
2
четверть
4
4
3
четверть
7
3
4
четверть
7
1
Всего
26
8
12
Календарно – тематическое планирование по факультативному курсу «Математика и конструирование». 3 класс.
Примерные
сроки
Тема урока
Тип урока
Элементы
содержания
Характеристика
деятельности
обучающихся
УУД
Текущий и
промежуточн
ый контроль
Д/з
Материалы
к уроку
1 четверть
2 – 6.09
1. Повторение
геометрического
материала:
отрезок,
ломаная,
многоугольник.
Комбинированный
урок.
Понятия
«отрезок»,
«ломаная»,
«многоугольни
к».
Повторение
геометрического
материала:
отрезок, ломаная,
многоугольник.
Регулятивные :
выбирать действия в
соответствии с
поставленной задачей
и условиями её
реализации: умение
работать с учебной
книгой.
Познавательные :
использовать общие
приёмы решения
задач: поиск
информации в
учебной книге.
Коммуникативные :
ставить вопросы,
обращаться за
помощью
Самостоятель
ная работа.
С.8 №4
С.И.
Волкова.
Математика
и
конструирован
ие 3 класс.
М.
«Просвещение
» 2014 г.
С.7-9
9 – 13.09
2. Повторение
Понятия
Повторение
Регулятивные :
Самостоятель
С.11
С.И.
Волкова.
13
геометрического
материала:
отрезок,
ломаная,
многоугольник.
Комбинированный
урок.
«отрезок»,
«ломаная»,
«многоугольни
к».
геометрического
материала:
отрезок, ломаная,
многоугольник.
выбирать действия в
соответствии с
поставленной задачей
и условиями её
реализации: умение
работать с учебной
книгой.
Познавательные :
использовать общие
приёмы решения
задач: поиск
информации в
учебной книге.
Коммуникативные :
ставить вопросы,
обращаться за
помощью
ная работа.
№6
Математика
и
конструирован
ие 3 класс.
М.
«Просвещение
» 2014 г.
С. 9-11
16 – 20.09
3. Треугольник.
Виды
треугольника по
сторонам:
разносторонний,
равнобедренный.
Комбинированный
урок.
Треугольник.
Виды
треугольника
по сторонам
Построение
треугольников по
сторонам:
разносторонний,
равнобедренный.
Работа в парах.
Регулятивные:
выбирать действия в
соответствии с
поставленной задачей
и условиями её
реализации.
Познавательные:
уметь распознавать
объекты, выделяя
существенные
признаки.
Коммуникативные:
Потребность в
общении с учителем
Умение слушать и
вступать в диалог
Самостоятель
ная работа.
С.13№
4
С.И. Волкова.
Математика и
конструирован
ие 3 класс.
М.
«Просвещение
» 2014 г.
С.12-13
Презентация
23 – 27.09
4. Построение
треугольника по
трём сторонам,
заданным
отрезками.
Комбинированный
урок.
Построение
треугольника
по трём
сторонам,
заданным
отрезками.
Построение
треугольника по
трём сторонам,
заданным
отрезками. Работа
с циркулем
Самостоятель
ная работа.
С.15
№4
С.И. Волкова.
Математика и
конструирован
ие 3 класс.
М.
«Просвещение
» 2014 г.
С.14-15
14
30 – 04.10
5. Построение
треугольника по
трем сторонам,
заданным их
длинами.
Соотношение
между сторонами
треугольниками.
Комбинированный
урок.
Построение
треугольника
по трем
сторонам,
заданным их
длинами.
Соотношение
между
сторонами
треугольникам
и.
Построение
треугольника по
трем сторонам,
заданным их
длинами. Разбор
соотношения
между сторонами
треугольниками.
Самостоятель
ная работа.
С. 19
№5
С.И. Волкова.
Математика и
конструирован
ие 3 класс.
М.
«Просвещение
» 2014 г.
С.16-19
7 – 11.10
6.
Конструирование
фигур из
треугольников.
Комбинированный
урок.
Конструирован
ие фигур из
треугольников.
Конструирование
фигур из
треугольников.
Работа в группах.
Регулятивные:
удерживать учебную
задачу, применять
установленные
правила.
Познавательные:
уметь распознавать
объекты, выделяя
существенные
признаки.
Коммуникативные:
вырабатывать умение
работать в парах,
обучать
сотрудничеству
Самостоятель
ная работа.
С.21
№3
С.И. Волкова.
Математика и
конструирован
ие 3 класс.
М.
«Просвещение
» 2014 г.
С.20-21
14 – 18.10
7. Виды
треугольников по
углам:
прямоугольный,
остроугольный,
тупоугольный.
Комбинированный
урок.
Виды
треугольников
по углам
Построение и
нахождение видов
треугольников по
углам:
прямоугольный,
остроугольный,
тупоугольный.
Самостоятель
ная работа.
Аппли
кация
«Виды
треуго
льнико
в»
С.И. Волкова.
Математика и
конструирован
ие 3 класс.
М.
«Просвещение
» 2014 г.
Презентация
15
21 – 25.10
8. Представление
о развертке
правильной
треугольной
пирамиды.
Комбинированный
урок.
Развертка
правильной
треугольной
пирамиды.
Получение
представления о
развертке
правильной
треугольной
пирамиды.
Самостоятель
ная работа.
С.27
№6
С.И. Волкова.
Математика и
конструирован
ие 3 класс.
М.
«Просвещение
» 2014 г.
С. 24-27
2 четверть
05 – 08.11
9. Практическая
работа № 1.
Изготовление
модели
правильной
треугольной
пирамиды из двух
бумажных
полосок,
разделенных на 4
равных
равносторонних
треугольника.
Практическая
работа
Изготовление
модели
правильной
треугольной
пирамиды из
двух бумажных
полосок,
разделенных на
4 равных
равносторонни
х треугольника.
Работа с
инструментами.
Практическая
работа № 1.
Изготовление
модели
правильной
треугольной
пирамиды из двух
бумажных
полосок,
разделенных на 4
равных
равносторонних
треугольника.
Регулятивные: ставить
новые учебные задачи
в сотрудничестве с
учителем.
Познавательные:
уметь распознавать
объекты, выделяя
существенные
признаки.
Коммуникативные:
потребность в
общении с учителем
Умение слушать и
вступать в диалог
Практическая
работа
Сделат
ь
модель
треуго
льной
пирами
ды
С.И. Волкова.
Математика и
конструирован
ие 3 класс.
М.
«Просвещение
» 2014 г.
С.22-23
Энциклопедия
11 – 15.11
10. Практическая
работа № 2.
Изготовление из
бумажных
полосок игрушки
«Флексагон»
(гнущийся
многоугольник).
Практическая
работа
Игрушка
«Флексагон»
Работа в парах.
Конструирование.
Практическая
работа № 2.
Изготовление из
бумажных полосок
игрушки
«Флексагон»
(гнущийся
многоугольник).
Практическая
работа
С.29
№5
С.И. Волкова.
Математика и
конструирован
ие 3 класс.
М.
«Просвещение
» 2014 г.
С.28-29
16
18 – 22.11
11. Периметр
многоугольника
(прямоугольник,
квадрат).
Комбинированный
урок.
Периметр
многоугольник
а
(прямоугольни
к, квадрат).
Нахождение
периметра
прямоугольников.
Регулятивные:
выбирать действия в
соответствии с
поставленной задачей
и условиями её
реализации.
Познавательные:
уметь распознавать
объекты, выделяя
существенные
признаки.
Коммуникативные:
Потребность в
общении с учителем
Умение слушать и
вступать в диалог
Самостоятель
ная работа.
С.35
№8
С.И. Волкова.
Математика и
конструирован
ие 3 класс.
М.
«Просвещение
» 2014 г.с.32-
35
Презентация
25 – 29.11
12. Свойства
диагоналей
прямоугольника.
Составление
прямоугольников
из данных частей.
Комбинированный
урок.
Свойства
диагоналей
прямоугольник
а.
Изучение свойств
диагоналей
прямоугольников.
Регулятивные:
удерживать учебную
задачу, применять
установленные
правила.
Познавательные:
уметь распознавать
объекты, выделяя
существенные
признаки.
Коммуникативные:
вырабатывать умение
работать в парах,
обучать
сотрудничеству
Самостоятель
ная работа.
С. 48
№1-3
С.И. Волкова.
Математика и
конструирован
ие 3 класс.
М.
«Просвещение
» 2014 г.
36-38
02. – 06.12
13. Построение
прямоугольника
на нелинованной
бумаге с
использованием
свойств его
диагоналей.
Комбинированный
урок.
Понятие
«Прямоугольни
к».
Конструирование
изделий.
Построение
прямоугольника
на нелинованной
бумаге с
использованием
свойств его
диагоналей.
Самостоятель
ная работа.
С. 48
№4-6
С.И. Волкова.
Математика и
конструирован
ие 3 класс.
М.
«Просвещение
» 2014 г.
С39-40
9 – 13.12
14. Практическая
Изготовление
Повторение
Регулятивные: ставить
Практическая
С.48
С.И. Волкова.
17
работа № 3.
Изготовление по
чертежу
аппликации
“Домик”.
Практическая
работа
по чертежу
аппликации
“Домик”.
приёмов
конструирования.
Изготовление по
чертежу
аппликации
“Домик”.
новые учебные задачи
в сотрудничестве с
учителем.
Познавательные:
уметь распознавать
объекты, выделяя
существенные
признаки.
Коммуникативные:
потребность в
общении с учителем
Умение слушать и
вступать в диалог
работа
№7,8
Математика и
конструирован
ие 3 класс.
М.
«Просвещение
» 2014 г.
С.41
16 – 20.12
15. Закрепление
пройденного.
Комбинированный
урок.
Периметр
многоугольник
а. Построение
прямоугольник
а. Изготовление
по чертежу
Повторение
приёмов
конструирования.
Повторение
свойств
диагоналей
прямоугольников
Регулятивные: ставить
новые учебные задачи
в сотрудничестве с
учителем.
Познавательные:
уметь распознавать
объекты, выделяя
существенные
признаки.
Коммуникативные:
потребность в
общении с учителем
Умение слушать и
вступать в диалог
Самостоятель
ная работа.
С.45
№1,2
С.И. Волкова.
Математика и
конструирован
ие 3 класс.
М.
«Просвещение
» 2014 г.
С.42-44
23 – 27.12
16. Практическая
работа № 4.
Изготовление по
чертежу
аппликации
“Бульдозер”.
Практическая
Изготовление
по чертежу
аппликации
“Бульдозер”.
Повторение
приёмов
конструирования.
Изготовление по
чертежу
аппликации
“Бульдозер”.
Регулятивные: ставить
новые учебные задачи
в сотрудничестве с
учителем.
Познавательные:
уметь распознавать
объекты, выделяя
Практическая
работа
С.46
№3-5
С.И. Волкова.
Математика и
конструирован
ие 3 класс.
М.
«Просвещение
» 2014 г.
18
работа
Работа в парах.
существенные
признаки.
Коммуникативные:
потребность в
общении с учителем
Умение слушать и
вступать в диалог
С51
3 четверть
13 – 17.01
17. Практическая
работа № 5.
Изготовление по
технологической
карте композиции
“Яхты в море”.
Практическая
работа
Технологическа
я карта
композиции
“Яхты в море
Выстраивать
композиции по
технологической
карте.
Изготовление по
технологической
карте композиции
“Яхты в море”.
Практическая
Регулятивные: ставить
новые учебные задачи
в сотрудничестве с
учителем.
Познавательные:
уметь распознавать
объекты, выделяя
существенные
признаки.
Коммуникативные:
потребность в
общении с учителем
Умение слушать и
вступать в диалог
Практическая
работа
С.47 №
6-8
С.И. Волкова.
Математика и
конструирован
ие 3 класс.
М.
«Просвещение
» 2014 г.
С. 56
Энциклопедия
20 – 24.01
18. Площадь
фигуры.
Сравнение
площадей.
Единицы
площадей.
Площадь
прямоугольника.
Комбинированный
урок.
Площадь
фигуры.
Сравнение
площадей.
Единицы
площадей.
Площадь
прямоугольник
а.
Измерение
площади фигуры.
Сравнение
площадей.
Повторение
единиц площадей.
Нахождение
площади
прямоугольника.
Регулятивные:
выбирать действия в
соответствии с
поставленной задачей
и условиями её
реализации.
Познавательные:
уметь распознавать
объекты, выделяя
существенные
Самостоятель
ная работа.
С. 59
№3
С.И. Волкова.
Математика и
конструирован
ие 3 класс.
М.
«Просвещение
» 2014 г.
С.57-60
Презентация
19
признаки.
Коммуникативные:
Потребность в
общении с учителем
Умение слушать и
вступать в диалог
27 – 31.01
19. Вычисление
площадей фигур,
составленных из
прямоугольников.
Площадь
прямоугольного
треугольника.
Комбинированный
урок.
Площадь
фигуры.
Сравнение
площадей.
Единицы
площадей
Площадь
прямоугольног
о треугольника.
Работа в парах.
Вычисление
площадей фигур,
составленных из
прямоугольников.
Конструирование.
Самостоятель
ная работа.
С.65
№3,4
С.И. Волкова.
Математика и
конструирован
ие 3 класс.
М.
«Просвещение
» 2014 г. с. 61-
64
03 – 07.02
20. Вычерчивание
круга. Деление
круга на 2, 4, 8
равных частей.
Комбинированный
урок.
Деление круга
на 2, 4, 8
равных частей
Работа с циркулем.
Вычерчивание
круга. Деление
круга на 2, 4, 8
равных частей.
Регулятивные:
формулировать
умение работать в
группе:
конструирование
моделей
геометрических фигур
по образцу, описанию,
рисунку.
Познавательные:
развивать
первоначальное
умение практического
исследования
математических
объектов:
распознавание,
называние
геометрических
фигур, создание
моделей.
Коммуникативные:
задавать вопросы,
просить о помощи
одноклассников,
Самостоятель
ная работа.
С.66
№5,6
С.И. Волкова.
Математика и
конструирован
ие 3 класс.
М.
«Просвещение
» 2014 г.
С.67-71
20
учителя,
формулировать свои
затруднения.
10 – 14.02
21. Практическая
работа № 6.
Изготовление
многолепестковог
о цветка из
цветной бумаги с
использованием
умений учащихся
делить круг на 8
равных частей.
Практическая
работа
Деление круга
на 2, 4, 8
равных частей
Изготовление
многолепесткового
цветка из цветной
бумаги с
использованием
умений учащихся
делить круг на 8
равных частей.
Практическая
работа
Регулятивные: ставить
новые учебные задачи
в сотрудничестве с
учителем.
Познавательные:
уметь распознавать
объекты, выделяя
существенные
признаки.
Коммуникативные:
потребность в
общении с учителем
Умение слушать и
вступать в диалог
Практическая
работа
С.52
№1,2
С.И. Волкова.
Математика и
конструирован
ие 3 класс.
М.
«Просвещение
» 2014 г.
С.73
17 – 21.02
22. Деление
окружности
(круга) на 3, 6, 12
равных частей
Комбинированный
урок.
Деление круга
на 3, 6, 12
равных частей
Работа с циркулем.
Вычерчивание
круга. Деление
круга на 3, 6, 12
равных частей.
Регулятивные:
формулировать
умение работать в
группе:
конструирование
моделей
геометрических фигур
по образцу, описанию,
рисунку.
Познавательные:
развивать
первоначальное
умение практического
исследования
математических
объектов:
распознавание,
Самостоятель
ная работа.
С..72
№3,4
С.И. Волкова.
Математика и
конструирован
ие 3 класс.
М.
«Просвещение
» 2014 г.
С.76-78
21
называние
геометрических
фигур, создание
моделей.
Коммуникативные:
задавать вопросы,
просить о помощи
одноклассников,
учителя,
формулировать свои
затруднения.
24 – 28.02
23. Практическая
работа № 7.
Изготовление
модели часов с
круглым
циферблатом с
использованием
умений учащихся
делить круг на 12
частей.
Практическая
работа
Модели часов с
круглым
циферблатом
Работа с циркулем.
Изготовление
модели часов с
круглым
циферблатом с
использованием
умений учащихся
делить круг на 12
частей.
Практическая
работа.
Вычерчивание
круга. Деление
круга на 3, 6, 12
равных частей.
Регулятивные: ставить
новые учебные задачи
в сотрудничестве с
учителем.
Познавательные:
уметь распознавать
объекты, выделяя
существенные
признаки.
Коммуникативные:
потребность в
общении с учителем
Умение слушать и
вступать в диалог
Практическая
работа
С.52 №
3,4
С.И. Волкова.
Математика и
конструирован
ие 3 класс.
М.
«Просвещение
» 2014 г.
С.79-81
Энциклопедия
03 – 07.03
24. Взаимное
расположение
окружностей на
плоскости.
Комбинированный
урок.
Понятие
окружности.
Чертить
пересекающиеся,
непересекающиеся
(в том числе
концентрические)
окружности.
Исследование
взаимного
Регулятивные:
формулировать
умение работать в
группе:
конструирование
моделей
геометрических фигур
по образцу, описанию,
Самостоятель
ная работа.
С.84
№7
С.И. Волкова.
Математика и
конструирован
ие 3 класс.
М.
«Просвещение
» 2014 г.
С.82-84
22
расположения
окружностей на
плоскости.
рисунку.
Познавательные:
развивать
первоначальное
умение практического
исследования
математических
объектов:
распознавание,
называние
геометрических
фигур, создание
моделей
.Коммуникативные:
задавать вопросы,
просить о помощи
одноклассников,
учителя,
формулировать свои
затруднения
10 – 14.03
25. Деление
отрезка пополам с
помощью циркуля
и линейки без
делений.
Комбинированный
урок.
Понятие
отрезка.
Деление
отрезка
пополам с
помощью
циркуля и
линейки без
делений.
Выполнять
деление отрезка
пополам с
использованием
циркуля и линейки
без делений.
Регулятивные:
выбирать действия в
соответствии с
поставленной задачей
и условиями её
реализации.
Познавательные:
уметь распознавать
объекты, выделяя
существенные
признаки.
Коммуникативные:
Потребность в
общении с учителем
Самостоятель
ная работа.
С.86 №
3,с.87
№ 7
С.И. Волкова.
Математика и
конструирован
ие 3 класс.
М.
«Просвещение
» 2014 г.
85-87
23
Умение слушать и
вступать в диалог
17 – 21.03
26. Взаимное
расположение
фигур на
плоскости.
Комбинированный
урок.
Расположение
фигур на
плоскости.
Работа в группах.
Конструирование.
Чертить фигуры.
Взаимное
расположение
фигур на
плоскости.
Регулятивные:
удерживать учебную
задачу, применять
установленные
правила.
Познавательные:
уметь распознавать
объекты, выделяя
существенные
признаки.
Коммуникативные:
вырабатывать умение
работать в парах,
обучать
сотрудничеству
Самостоятель
ная работа.
С. 89
№5
С.И. Волкова.
Математика и
конструирован
ие 3 класс.
М.
«Просвещение
» 2014 г.
С.88-90
4 четверть
01 – 04.04
27. Практическая
работа № 8.
Изготовление
аппликации
“Паровоз” с
предварительным
изготовлением
чертежа по
рисунку.
Практическая
работа
Работа с
чертежом.
Расположение
фигур на
плоскости.
Изготавливать
аппликации
“Паровоз” с
предварительным
изготовлением
чертежа по
рисунку.
Регулятивные:
применять
установленные
правила в
планировании способа
решения.
Познавательные:
узнавать, называть и
определять объекты и
явления окружающей
действительности в
соответствии с
содержанием
предмета:
обнаружение моделей
геометрических фигур
в окружающем.
Практическая
работа
С. 53
№1,2
С.И. Волкова.
Математика и
конструирован
ие 3 класс.
М.
«Просвещение
» 2014 г.
С.91
Энциклопедия
24
Коммуникативные:
оказывать в
сотрудничестве
взаимопомощь при
поиске нужной
информации
07 – 11.04
28. Изготовление
набора для
геометрической
игры “Танграм”.
Комбинированный
урок.
Геометрическая
игра “Танграм»
Изготавливать
аппликации из
частей игры
«Танграм».
Регулятивные: волевая
саморегуляция,
контроль в форме
сличения способа
действия и его
результата с заданным
эталоном.
Познавательные:
рефлексия способов и
условий действий,
контроль и оценка
процесса и
результатов
деятельности.
Познавательные:
обращаться за
помощью,
формулировать свои
затруднения.
Самостоятель
ная работа.
Приду
мать и
состав
ить
свои
фигур
ы
С.И. Волкова.
Математика и
конструирован
ие 3 класс.
М.
«Просвещение
» 2014 г.
С. 92
14 – 18.04
29. Изготовление
из бумаги изделия
способом оригами.
Комбинированный
урок.
Работа в
технике
«Оригами».
Работать в технике
«Оригами».
Регулятивные:
формулировать
умение работать в
группе:
конструирование
моделей
геометрических фигур
по образцу, описанию,
рисунку.
Самостоятель
ная работа.
Панно
«Лебед
и»
С.И. Волкова.
Математика и
конструирован
ие 3 класс.
М.
«Просвещение
» 2014 г.
С.93
Энциклопедия
25
Познавательные:
развивать
первоначальное
умение практического
исследования
математических
объектов:
распознавание,
называние
геометрических
фигур, создание
моделей.
Коммуникативные:
задавать вопросы,
просить о помощи
одноклассников,
учителя,
формулировать свои
затруднения.
21 – 25.04
30. Техническое
моделирование.
Знакомство с
транспортирующи
ми машинами: их
назначение,
особенности,
устройства,
использование.
Комбинированный
урок.
Техническое
моделирование.
Машины: их
назначение,
особенности,
устройства,
использование
Конструировать по
рисункам модели
из деталей набора
Конструктор».
Регулятивные: ставить
новые учебные задачи
в сотрудничестве с
учителем.
Познавательные:
уметь распознавать
объекты, выделяя
существенные
признаки.
Коммуникативные:
потребность в
общении с учителем
Умение слушать и
вступать в диалог
Самостоятель
ная работа.
Сообщ
ение
«Транс
портир
ующие
машин
ы»
Энциклопедия.
Транспорт
26
28 – 02.05
31. Изготовление
из модели
действующего
подъёмного крана.
Комбинированный
урок.
Модель
действующего
подъёмного
крана
Конструировать по
рисункам модели
из деталей набора
Конструктор».
Регулятивные:
применять
установленные
правила в
планировании способа
решения: пошаговый
контроль
правильности и
полноты выполнения
алгоритма построения
геометрической
фигуры.
Познавательные:
узнавать, называть и
определять объекты и
явления окружающей
действительности в
соответствии с
содержанием
предмета:
обнаружение моделей
геометрических фигур
в окружающем.
Коммуникативные:
оказывать в
сотрудничестве
взаимопомощь при
поиске нужной
информации
Практическая
работа
С.53
№3-4
С.И. Волкова.
Математика и
конструирован
ие 3 класс.
М.
«Просвещение
» 2014 г.
С.94
05 – 08.05
32. Изготовление
из модели
действующего
подъёмного крана.
Комбинированный
урок.
Модель
действующего
подъёмного
крана
Конструировать по
рисункам модели
из деталей набора
Конструктор».
Практическая
работа
С.53
№5
С.И. Волкова.
Математика и
конструирован
ие 3 класс.
М.
«Просвещение
» 2014 г.
С.94
12 – 16.05
33. Резервный
урок
Конструировать по
рисункам модели
из деталей набора
Конструктор».
Практическая
работа
С. 53
№6,7
С.И. Волкова.
Математика и
конструирован
ие 3 класс.
М.
«Просвещение
» 2014 г.
С.95
19 – 23.05
34. Резервный
урок
Конструировать по
рисункам модели
из деталей набора
Конструктор».
Практическая
работа
27
Практическая часть программы
Четверть
Практические работы
1
1
2
4
3
3
4
-
Всего:
8
28
Формирование ключевых компетенций на уроках математики и конструирования
Компетенции
Характеристики
Эмоционально - психологические
Воспитание интереса к математике и конструированию, стремления использовать
математические знания в повседневной жизни. Умение проявлять эмоциональную
устойчивость.
Регулятивные
Умение учиться и способность к организации своей деятельности. Способность
принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности. Умение
планировать свою деятельность. Умение оценивать свою деятельность. Умение
оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи.
Социальные
Проявление терпимости к другим мнениям. Умение работать в группе.
Анализировать ответ с точки зрения его реальности. Создание моделей на
29
определённую тему. Умение применить знания на практике.
Учебно - познавательные
Развитие образного и логического мышления, воображения. Уметь ориентироваться в
окружающем пространстве. Уметь проверять правильность выполнения задания.
Уметь распознавать геометрические фигуры на плоскости, изображать их.
Самостоятельно выполнять домашнее задание. Уметь понимать смысл и извлекать
информацию, представленную в виде таблицы, чертежа. Находить разные способы
решения задачи.
Творческие
Использовать приобретённые знания для оценки предметов на "глаз". Уметь
составлять задания по аналогии, решать логические и комбинаторные задачи.
Планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную
информацию с помощью таблиц.
Самосовершенствование
Уметь интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных
исследований. Использовать приобретённые знания для самостоятельной
конструкторской деятельности с учётом возможностей применения разных
геометрических фигур.