Автор: Маркова Светлана Евгеньевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "Средняя школа №2 г. Навашино" Населённый пункт: город Навашино, Нижегородской области Наименование материала: методическая разработка Тема: "Двузначные числа. Сложение. Вычитание. Повторение" Раздел: начальное образование
2
Тип урока: урок закрепления умений и навыков
Цель: закрепить, обобщить и систематизировать полученные знания
Педагогические задачи.
Образовательные:
- обобщать приёмы сложения (вычитания) круглых двузначных чисел
- учить пользоваться при решении выражений графической моделью числа
- учить детей работать с калькулятором
учить анализировать, делать выводы, конструировать, преобразовывать
материал
Развивающие:
- развивать умение сравнивать двузначные числа
- развивать умение дополнять равенства пропущенными в них цифрами,
числами, знаками
- развивать умение работать в группах
Воспитательные:
- воспитывать интерес к предмету через использование различных форм работы
на уроке.
Планируемые результаты образования.
Предметные: знают: приёмы сложения (вычитания) круглых двузначных
чисел; умеют: пользоваться при решении выражений графической моделью
числа
Личностные
Самоопределение (адекватная позитивная самооценка, самопринятие);
Смыслообразование (познавательные интересы и учебные мотивы, мотивы
достижения и социального признания, понимание границ собственного знания
и незнания)
Нравственно-этическая ориентация (знание основных моральных норм,
ориентация на их выполнение, оценка своих поступков, оценивание
содержания обучения исходя из личностных и социальных ценностей,
обеспечивающее личностный моральный выбор).
3
Метапредметные
Регулятивные ( целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль,
коррекция, оценка, саморегуляция)
Познавательные.
Общеучебные (выделение и формулирование познавательной цели, поиск
информации и структурирование знаний, создание и построение речевого
высказывания, выбор наиболее эффективных способов решения, рефлексия
способов действия, контроль и оценка процесса и результатов; смысловое
чтение; знаково-символические - создание и преобразование модели).
Логические (установление причинно-следственных связей, построение
логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их
обоснование).
Постановка и решение проблем (формулировка проблемы, создание способов
решения проблемы).
Коммуникативные.
Планирование учебного сотрудничества со взрослым и сверстниками,умение
слушать и слышать, постановка вопросов – инициативное сотрудничество в
поиске и сборе информации, разрешение конфликтов, согласование действий с
партнером, планирование речевых высказываний, владение монологической и
диалогической формами речи)
Оборудование:
-мультимедийный проектор
-экран
-карточки для самостоятельной работы
-рисунки с изображением Маши и Миши
-карточки с заданиями для работы в парах
4
Ход урока
I.
Организационный момент.
(Обратить внимание на гостей, поприветствовать, посмотреть,
улыбнуться)
Дети: Мы пришли сюда учиться.
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно, слушаем внимательно.
Учитель: Итак, математика, друзья
На вас надеюсь, как всегда.
Мы — хороший, дружный класс,
Всё получится у вас!
Учитель предлагает прочитать тему урока на доске:
«Двузначные числа. Сложение. Вычитание. Повторение.»
Учитель: На сегодняшнем уроке мы узнаем что-то новое?
1.
Разминка.
Учитель: Сегодня 1 марта — 1 день весны.
Вопрос: Какой праздник скоро будет?
Учитель: Маша и Миша готовятся к празднику. Они хотят подарить своей маме
букет цветов.
Вопрос: Хотите им помочь?
Учитель: Давайте поможем Маше и Мише составить красивый букет
5
(На доске выставлены цветы: гвоздики, тюльпаны, астры разные по форме,
цвету, размеру.)
Вопрос: Что можете сказать о цветах?
(разные по форме, цвету, размеру)
Задание:
группировка цветов по признакам
Вопрос: Что обозначают числа?
- столько синих цветов
- столько больших тюльпанов
- столько желтых цветов
- столько гвоздик
- столько астр
- столько маленьких тюльпанов
- столько тюльпанов
- столько
- столько красных цветов
- столько астр и гвоздик
- столько больших цветов
- столько гвоздик тюльпанов
- столько астр и тюльпанов
- столько желтых и красных цветов
2
1
3
4
5
6
6
- всего цветов
(Учитель выставляет числа в ряд: 1 2 3 4 5 6 7
под ними числа: 10 20 30 40 50 60 70 )
Задание: Выбрать вазу для букета.
(На доске выставлены вазы разной формы, размера)
Учитель: Эта ваза не самая высокая и не прямоугольной формы
Вопрос: Какой по счету она стоит?
(Учащиеся указывают вазу, учитель ставит букет в неё)
Учитель: Маша и Миша благодарят вас за помощь. Красивый букет получился.
Задание 3
1 2 3 4 5 6 7
10 20 30 40 50 60 70
Вопрос : В каком порядке расставлены числа?
Чем отличаются ряды?
Чем отличаются пары чисел?
Перед детьми ряд чисел: 77 72 78 71 79 75 74
Вопрос: Что можете сказать про ряд чисел
Задание: Прочитать числа в порядке убывания
Учитель: В названии предстоящего праздника есть какая цифра? (8)
Задание: Составить и записать все возможные варианты двузначных чисел с
представленными.
На доске:
7
8
1
7
Вопрос: Чья пара готова? (дети сигналят руками)
На листочках: 11,18,81,88
Вопрос: У кого так же?
Вопрос: Какое из чисел самое большое?
Какое самое маленькое?
Докажите
Задание: Подчеркнуть числа, в которых в разряде единиц стоит цифра 1
Обвести в кружок числа, в которых в разряде десятков стоит цифра 8
(Проверка на мультимедийной доске)
Учитель: поднимите синие квадраты , если у вас так же, красные — если есть
ошибки.
Учитель: А сейчас поработаем с раздаточным материалом
Задание: Составить двузначные числа, используя графические модели
Учитель: В этом числе 3 десятка, 6 единиц
Вопрос: Как будете действовать?
Учитель: В этом числе 2 десятка, а единиц на 3 больше, чем десятков.
Вопрос: Как действовали?
Учитель: Это число — сумма 10 и 8
Вопрос: Что это за число?
III.
Физкультминутка ( на слайде)
IV. Основная часть урока.
8
1)Учитель: Маша и Миша любят учиться. Они хотят много узнать, очень любят
выполнять различные задания.
Миша выполнял такое задание: записать число 91 в виде суммы разрядных
слагаемых. Он выполнил задание так: 91=90+1(на доске)
Вопрос: Правильно ли Миша выполнил задание? Докажите.
Задание в тетради: Записать в виде суммы разрядных слагаемых
числа:36,72,88
(слайд)
Проверка на мультимедийной доске
Учитель: поднимите синие карточки те, у кого задание выполнено верно, а
красные те, кто допустил ошибки.
2) Работа коллективная у доски: 40=...
30=...
70=
Учитель: А вот Маша загрустила. Ей трудно справиться с предложенным
заданием: записать числа 40,30,70 в виде суммы разрядных слагаемых. Как ей
быть? Что делать?
Вопрос: Как вы думаете, сможем ли мы помочь Маше?
(Если затрудняются, то спросить: Назовите количество десятков, единиц в
числе . Какое равенство можем записать?)
3)
Работа с калькулятором
Учитель: А теперь понаблюдаем. Это поможет нам выполнить прибор, о
котором говорится в стихотворении:
То считаю втихомолку я,
То опять на нём я щёлкаю.
9
Если правильно считать,
То всегда получишь пять
Вопрос: Как называется этот прибор?
Учитель: Вспомним алгоритм работы с калькулятором (слайд)
1.
Включу калькулятор
2.
Наберу первое число
3.
Наберу знак действия (+,-)
4.
Наберу второе число
5.
Нажму знак =
6.
Читаю ответ
7.
Сброс
Задание: Вычислить выражения на калькуляторе: 53-2 - с комментарием
51+5 - самостоятельно
- Набрать 53
Вопрос: Что можете сказать о числе?
Уменьшите это число на 2
Вопрос: Какой знак действия выберите? Почему?
Наберите знак =
Прочитайте ответ
Вопрос: Какая цифра в числе изменилась?
Что с ней произошло?
Учитель: Такие наблюдения помогут нам в дальнейшей работе
4) Работа в тетрадях по рядам
На доске: 49 ...45 94 ...74 89 ...98
10
54 ...57 87 ...82 43 ...41
63 ...71 76 ...79 72 ...62
Задание: Сравните числа и запишите неравенства
Вопрос: Как будете действовать?
Проверка у доски
Вопрос: У кого так же? (сигнальные карточки)
Физкультминутка (пальчиковая)
Был тугим я кулачком,
А разжался — стал цветком. (бутон)
5) Работа в группах
На доске: 80+3 30+8
Задание: Показать ответ с помощью графических моделей (аппликация)
Вопрос: Чья группа готова?
Как получили результат?
Назвать количество десятков, единиц в числе.
Проблемная ситуация
Учитель: Посмотрите на выражения и скажите, почему цифры в числах
одинаковые, знаки одинаковые, а ответы разные? Почему так? Объясните.
6) Закрепление: самостоятельная работа по учебнику № 143 (отметить)
I вариант: 70 + 2 II вариант: 50 + 7
20+ 7 70 + 5
11
Задание: Найти значения выражений
Взаимопроверка, слайд.
Проверка учителя (сигнальные карточки)
7)
Учитель: Ребята, вы любите сказки, чудеса? Тогда закройте глазки, я
расскажу вам маленькую сказку.
Релаксация.
(Учитель включает спокойную музыку)
Учитель: Глазки закрываются. Сказка начинается.
В моем дивном-дивном сне
Была я в сказочной стране.
Волшебная школа — лесной теремок,
Учитель из сказки — Лесовичок
Дает нам звонок на волшебный урок.
(Появляется Лесовичок, звенит звонок.)
Учитель: Откройте глазки. Это Лесовичок — учитель волшебной школы.
Он спрашивает: На числа волшебные эти взгляните.
Что означают они, объясните.
На доске:
* № @ # $ &
Учитель: Это условные числа. Все они записаны по порядку, но первое
число не 1.
Вопрос: Что значит, числа записаны по порядку?
Могут быть эти числа однозначными?
12
Могут эти символы обозначать двузначные числа?
Можем мы пользоваться таким рядом при решении числовых
равенств?
Задание: Показать самое большое число из записанных?
Покажите самое маленькое число
Покажите число, которое больше @ на 1, меньше & на 1 , находится
между * и @
Учитель: Лесовичок говорит: Молодцы, ребята. С заданием справились.
Успехов вам в учебе.
Учитель: Волшебная школа закрывается. (убирает Лесовичка)
V.
Итог урока.
Учитель: А теперь давайте подведем итог урока
Работа с таблицей:
ЗАПОМНИЛ
Я ПОВТОРИЛ
УДИВИЛСЯ
VI.
Учитель: Вы сегодня хорошо работали. Были внимательными,
активными.
Повернитесь друг к другу и подарите друг другу свои улыбки.
А вам урок понравился? Тогда пополните букет Маши и Миши
своими цветами.
Учитель: Посмотрите, букет стал ещё пышнее, красивей. Можем мы этим
букетом поздравить наших гостей с праздником? Скажем вместе:
«Поздравляем!»