Напоминание

Проектно- исследовательская работа с младшими школьниками


Автор: Беляева Валентина Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Металлурговская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: п. Металлургов
Наименование материала: статья
Тема: Проектно- исследовательская работа с младшими школьниками
Раздел: начальное образование





Назад




Беляева Валентина Сергеевна
Проектно-исследовательская деятельность в младших классах
МАОУ «Металлурговская СОШ»,( п. Металлургов)
У
спех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Главная задача проектно-исследовательской деятельности – дать ученику возможность развивать интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных способностей и склонностей. Целью данной работы является обучение навыкам исследования и умению задавать вопросы; навыкам общения при групповой работе; использованию различных методов организации и планирования своей деятельности, формирование у ребёнка способности творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Проектная деятельность – это творчество. Но учащихся младших классов надо учить творить, и при организации обучения творчеству нужно из следующих положений: - маленький ребёнок не может создать оригинальный конкретный продукт, не имея необходимых для этого знаний и навыков, следовательно, практические задания в учебном процессе ему надо давать такие, которые опирались бы на уже имеющиеся у него знания, используя их при этом как можно полнее; - самостоятельность ученика проявляется в том, что он сам выбирает вариант задания, сам определяет форму изделия, объём работы. А творчество - в том, что при единой для всех теме ученик создаёт свой вариант работы. Самостоятельные работы учащихся должны строиться по принципу «от простого к сложному». Можно использовать следующие формы: творческая работа (подбор примеров, оформление иллюстраций, написание мини- сочинений и т. д.); сообщение, доклад, исследование. Работы должны выполняться с соблюдением грамотности. Знание правил и умение применять их на практике дают мастерство. Большими помощниками в
исследовательской работе являются родители. Какова роль родителей на каждом этапе исследовательской деятельности? На этапе выбора темы исследования возможные действия родителей могут быть следующие: помочь выбрать лучшую из тем, обосновать свой выбор. Следующий этап: выдвижение первоначальных идей. Возможные действия родителей: помочь ребенку выдвинуть как можно больше идей и записать их, а потом систематизировать. В х о д е сбора материала родители могут: посоветовать, дополнить список необходимых источников по теме исследования или исключить из него те, которые не совсем соответствуют выбранной теме. Взрослые помогут ребенку в посещении библиотеки, ориентировании в книжных магазинах, поиске источников дополнительной информации. Источниками информации могут быть: опрос, наблюдение, эксперимент, интервью, Интернет, а также книги и периодические издания. На этапе обобщения материалов родители могут: помочь ребенку кратко изложить самое главное и рассказать об этом другим людям. Для этого нужно приготовить текст выступления и подготовиться к ответам на вопросы по результатам исследования, создать графики, макеты, чертежи и др. Детям может потребоваться помощь в редакционной поправке, грамматическом и стилистическом контроле. Совместная работа ребенка-учителя-родителей позволяет выстроить особые отношения, отношения сотрудничества и равноправия, наладить диалог с ребенком. Главное для учителя – увлечь детей, а также их родителей в исследовательской деятельности, вселить уверенность в своих силах. «Мало знать, надо и применять. Мало очень хотеть, надо и делать!» -девиз проектной- исследовательской деятельности в начальных классах
Литература
1.Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе [Текст] / Н.В. Иванова // Нач.школа. – 2004. - №2-22 2.Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст] / А.И. Савенков // Учебная литература. – 2004.- 80с. - ISBN 5-9507- 0177-1


В раздел образования