Проектно- исследовательская работа с младшими школьниками
Автор: Беляева Валентина Сергеевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МАОУ "Металлурговская средняя общеобразовательная школа" Населённый пункт: п. Металлургов Наименование материала: статья Тема: Проектно- исследовательская работа с младшими школьниками Раздел: начальное образование
Беляева Валентина Сергеевна
Проектно-исследовательская деятельность в младших классах
МАОУ «Металлурговская СОШ»,( п. Металлургов)
У спех в современном мире во многом определяется способностью человека
организовать
свою
жизнь
как
проект:
определить
дальнюю
и
ближайшую
перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий
и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Главная
задача проектно-исследовательской деятельности – дать ученику возможность
развивать
интеллект
в
самостоятельной
творческой
деятельности,
с
учетом
индивидуальных способностей и склонностей. Целью данной работы является
обучение навыкам исследования и умению задавать вопросы; навыкам общения
при
групповой
работе;
использованию
различных
методов
организации
и
планирования
своей
деятельности,
формирование
у
ребёнка
способности
творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой
сфере человеческой культуры. Проектная деятельность – это творчество. Но
учащихся младших классов надо учить творить, и при организации обучения
творчеству нужно из следующих положений:
- маленький ребёнок не может создать оригинальный конкретный продукт, не
имея необходимых для этого знаний и навыков, следовательно, практические
задания в учебном процессе ему надо давать такие, которые опирались бы на
уже имеющиеся у него знания, используя их при этом как можно полнее;
- самостоятельность ученика проявляется в том, что он сам выбирает вариант
задания, сам определяет форму изделия, объём работы. А творчество - в том,
что
при
единой
для
всех
теме
ученик
создаёт
свой
вариант
работы.
Самостоятельные
работы
учащихся
должны
строиться
по
принципу
«от
простого к сложному». Можно использовать следующие формы: творческая
работа
(подбор
примеров,
оформление
иллюстраций,
написание
мини-
сочинений и т. д.); сообщение, доклад, исследование.
Работы должны выполняться с соблюдением грамотности. Знание правил и
умение применять их на практике дают мастерство. Большими помощниками в
исследовательской
работе
являются
родители.
Какова
роль
родителей
на
каждом
этапе
исследовательской
деятельности?
На
этапе выбора
темы
исследования возможные действия родителей могут быть следующие: помочь
выбрать лучшую из тем, обосновать свой выбор. Следующий этап: выдвижение
первоначальных
идей.
Возможные
действия
родителей:
помочь
ребенку
выдвинуть как можно больше идей и записать их, а потом систематизировать. В
х о д е сбора
материала
родители
могут:
посоветовать,
дополнить
список
необходимых источников по теме исследования или исключить из него те,
которые не совсем соответствуют выбранной теме. Взрослые помогут ребенку
в
посещении
библиотеки,
ориентировании
в
книжных
магазинах,
поиске
источников
дополнительной
информации.
Источниками
информации
могут
быть: опрос, наблюдение, эксперимент, интервью, Интернет, а также книги и
периодические
издания.
На
этапе обобщения
материалов
родители
могут:
помочь ребенку кратко изложить самое главное и рассказать об этом
другим
людям. Для этого нужно приготовить текст выступления и подготовиться к
ответам на вопросы по результатам исследования, создать
графики, макеты,
чертежи и др. Детям может потребоваться помощь в редакционной поправке,
грамматическом и стилистическом контроле.
Совместная
работа
ребенка-учителя-родителей
позволяет
выстроить
особые
отношения,
отношения
сотрудничества
и
равноправия,
наладить
диалог
с
ребенком. Главное
для
учителя
–
увлечь
детей,
а
также
их
родителей
в
исследовательской деятельности, вселить уверенность в своих силах.
«Мало знать, надо и применять. Мало очень хотеть, надо и делать!» -девиз
проектной- исследовательской деятельности в начальных классах
Литература
1.Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в
начальной школе [Текст] / Н.В. Иванова // Нач.школа. – 2004. - №2-22
2.Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников
[Текст] / А.И. Савенков // Учебная литература. – 2004.- 80с. - ISBN 5-9507-
0177-1