Напоминание

Знакомство с числом ноль и соответствующей ему цифрой.


Автор: Шемелина Вера Иннокентьевна
Должность: учитель
Учебное заведение: моу сош №240
Населённый пункт: Забайкальский край, г.Борзя
Наименование материала: Математика, 1 класс
Тема: Знакомство с числом ноль и соответствующей ему цифрой.
Раздел: начальное образование





Назад




Урок математики 1 класс Шемелина Вера Иннокентьевна Забайкальский край г.Борзя
Тема:
Знакомство с числом ноль и соответствующей ему цифрой.
Цель урока:
познакомить учащихся с новым числом 0 и соответствующей ему цифрой.
Задачи:

обучающая:
создать условия для формирования представлений учащихся о числе ноль как отсутствии объектов пересчета, познакомить с соответствующей цифрой и формировать умения писать цифру ноль. Закрепить умения учащихся устанавливать отношения между числами и записывать неравенства.
развивающие:
развивать наблюдательность, внимание, зрительную и слуховую память, математическую речь. воспитательные: способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений, взаимопонимания, умения работать друг с другом; воспитанию интереса к предмету.
здоровьесберегающие:
сохранять здоровье детей путѐм чередования различных видов деятельности и активного отдыха, использования ТСО, создания комфортной и доверительной атмосферы в классе.
Тип урока:
изучение нового материала.
Методы обучения
: наглядный, проблемный, частично-поисковый.
Дидактическая

задача:
усвоение, закрепление знаний, контроль за ходом и результатом усвоения материала.
Форма обучения:
фронтальная, коллективная, индивидуальная.
Оборудование:
математика 1 часть, иллюстрации к сказкам «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка», «Сивка –
Бурка», « Царевна лягушка», домики для состава числа, таблица.
Планируемый

результат

Предметные умения

УУД
Знать учащимися о числе ноль как отсутствии объектов пересчета. Формировать умения писать цифру ноль. Закрепить умения учащихся устанавливать отношения между числами и записывать неравенства. Личностные: (Осмысление внутренней позиции ученика на уровне положительного отношения к уроку. Регулятивные: (Самоорганизация и организация своего рабочего места), освоение способов установления количественных взаимосвязей между объектами. Познавательные: (Актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций), осмысление вышеперечисленных понятий на предметно-конкретном уровне. Коммуникативные: (Формирование способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу в учебной деятельности), формирование умения отвечать на поставленный вопрос .
организация пространства

Межпредметные

связи

Формы работы

Ресурсы
Окружающий мир Литературное чтение (умение установить логические связи между объектами, умение работать по алгоритму) Фронтальная, в парах, индивидуальная. Математика ч. 1. Наглядный и раздаточный материал Презентация
1 этап Мотивация к деятельности. Постановка темы урока


Цель этапа
— мотивировать учащихся на изучение темы I.Самоопределение. Ввод в игру. Прозвенел, друзья, звонок Начинается урок. Здравствуйте, ребята! Садитесь. II. Актуализация знаний. Я, на урок к вам, ребята, спешила и любимые сказки с собой пригласила. - Ребята, а вы любите сказки? (ДА) 1 слайд У. Сказки мы любим за то, Что в них побеждает добро, Что звери лесные, болотные Оказываются очень добрые, Что лягушка царевною станет 2 слайд Лиса зайку хоть и обманет, Петушок всем на помощь придѐт. Сивка – Бурка Ванюшку спасѐт. Только вдруг приключилась беда, Всѐ перепутала Баба Яга. В сказки зло напустила она 3 слайд И сказала: «Так будет всегда». Только мы сможем сказкам помочь, Разогнать колдовство еѐ прочь. Вы на доску скорей посмотрите! Что же это за сказка, скажите?
2 этап Учебно-познавательная деятельность


Последовательность

изучения

Повторить состав

числа.

Обучающие и развивающие задания и упражнения
1. Устный счет. На доске иллюстрация к сказке «Волк и семеро козлят». У. Ребята, что за иллюстрация на доске? Д. Сказка «Волк и семеро козлят». У. Серый волк очень любит козлят, Пересчитывать бедных ребят. Только вечно он путает счѐт И совсем ничего не поймѐт. Толи 9 ему надо съесть, то ли 7. Ох, запутался волк наш совсем. Вы, козлѐнка спасѐте, ребятки, Если считать будите по порядку. У. Сосчитайте от 1 до 7 2. Повторение изученного. а) А если мы добавим ещѐ маму козу и волка? 1 2 3 4 5 6 7 8 9 У. Как называется ряд этих чисел? ( Натуральный) -Посчитайте в обратном порядке: 9 8 7 6 5 4 3 2 1 -Как записан 1 ряд (в порядке возрастания), а 2 ряд (убывания). Вы, ребята, молодцы. Козлѐнка одного спасли. (Переставляется 1 козлѐнок от волка к козе). У. Скажите скорей без подсказки, Какое число в названии сказки? (7) У. Скажите число, которое больше 7,но меньше 9 (8) ; меньше 7, но больше 5(6); меньше 4 (3,2,1). Идут за числами 8,6,4 (9,7,5) Перед числами 5,9,7(4,8,6). У. Молодцы! Ещѐ один козлѐнок может к маме бежать(переставляется козлѐнок). б). У. Чтоб вернуть козлят в дома, Нужно знать состав числа. ( Деи заполняют числами домики. После выполнения работы 3 козлѐнка бегут к маме).

Упр. на внимание.
1 2 3 4 1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5 в) Упражнение на внимание. У. Серый волк решил проверить ваше внимание, Приготовил для вас задание: Я на секунду картинку вам покажу, А потом вас спрошу: -Каких сказочных героев вы успели запомнить? 4 слайд (Колобок, царевна лягушка, красная шапочка, дюймовочка) После того как лист убрали, дети отвечают, что запомнили. (Ещѐ 1 козлѐнок к маме бежит). 5 6 7

Закрепить понятие

о геометрических

фигурах

Работа в парах
г). Геометрические фигуры. 5 слайд Серый волк очень вредной натуры Перепутал геометрические фигуры. Вы подумайте вначале, А потом мне отвечайте. Работа в парах.
?



?
У. Какой фигуры не хватает в строчках? (Последний козлѐнок бежит к маме) У. Вы отлично отвечали И козлятам помогали. Вас они благодарят, Расслабляться не велят.
Физкультминутка.
Нас ждѐт ещѐ одна сказка впереди, Но чтобы справиться с заданьем, Отдохнуть мы все должны. Девочки и мальчики, Представьте, что вы зайчики.1,2,3,4,5 Начал заинька скакать. Лапки вверх и лапки вниз, На носочках подтянись, Влево – вправо повернись, Наклонись и поднимись.
Зайке холодно сидеть, Надо лапочки погреть. Зайке холодно стоять, Надо зайке поскакать. Кто – то зайку напугал, Зайка прыг – и ускакал.
Изучение нового материала
Актуализация опорных знаний и постановка проблемы. 1. Введение нового числа 0 . Открытие нового знания и формулирование темы урока. Но помощи ждѐт ещѐ сказка одна, В которой всем навредила Баба Яга. Что это за сказка? Налови-ка рыбки, дед, 6 слайд На уху нам на обед Рыбка раз и рыбка два, Хитростью лиса жива. Сколько рыб домой дедок. На уху нам привезѐт? (Ничего не привезѐт, всѐ с съест хитрая лиса.) 2. Определение цели урока. - Каким числом можно выразить число рыб, которые остались у деда? (числом 0) - Как сказать по другому? (Ничего или ноль). - Число ноль на письме мы обозначаем цифрой 0. - Посмотрите на цифру 0! На какую букву похожа? Повернуть ты еѐ не можешь, Головой поставить вниз, Цифра будет всѐ такой же. Правда ведь, скажи? - Из скольких элементов состоит? (1) Могу назвать его мячом,
Уч-ик Могу назвать его мячом А хочешь, дыркой назовем, А можно бубликом, Почти что кругленьким. Но как его не назовем, Он называется
нулем.
Графический диктант. Отступим 4 клеточки слева, 3 сверху, ставь точку. 1 1 6 3 1 1 2 1 1 2 2 1 1 1 1 2 2 12 3 2 3 1 3. Упр. на внимание.
Прохлопайте столько раз, сколько у зайца: ушей; (2) лап; (4) глаз;(2) хвостов; (1) рогов. (нисколько) Как можно записать число рогов? ( 0 ) 4. Работа в печатных тетрадях стр.23. - Начнем писать цифру ноль ниже верхнего правого угла, ведем вверх, касаемся верхней линии, закругляем влево и ведем вниз до начало овала. - Подчеркните самые красивые цифры . Вы хотите больше узнать про число 0? 5
. Стишок Федурина В.
Цифра вроде буквы О – Это нуль иль ничего. Круглый ноль такой хорошенький, Но не значит ничегошеньки! 6. - Где место 0 на отрезке натурального ряда чисел? (Число 0 стоит у начальной точки на числовом отрезке) ___________________________ 0 1 2 - Что можете еще сказать про число ноль? (Число ноль меньше любого натурального числа) – Как правильно говорить нуль или ноль? ( Правильно и так и так). Поменяйте местами цифры: 1,0 (01) – Когда звонят по такому номеру? (В случае пожара). 7.Задачка (устно) По дороге два мальчика шли И по два рубля нашли. За ними ещѐ 4 идут, Сколько они найдут?
Физминутка.
Вы, наверное, устали?

Работать с

неравенствами
Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали. Вправо ниже наклоняйся (4 наклона), Влево тоже наклоняйся (4 наклона). Покружились, повертелись И на место все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до пяти считаем. Открываем. Поморгаем Наш урок мы продолжаем III. Самостоятельная работа. Неравенства . На карточках. (<, >,= ) 1 1, 2 5, 3 3, 4 5, 2 9, 8 6 2 Исправь ошибки 5=5 2>6 5>4 6<7 7<3 9<8 4>5 6=7 1<4
3 этап Подведение итога. Рефлексия.


Цель –
проверить умение учащимися проводить рефлексию своей деятельности IV. Включение в систему знаний и повторение изученного. Ответьте мне, ребята сами: Что за сказка перед вами? (Маша и медведь). Машенька в лес за грибами пошла, От подружек отстала, заблудилась она. Михайло Потапыч бедняжку нашѐл, Пожалел, приютил, пустил еѐ в дом. Маша печку топила, пекла пироги, Но очень скучала от дома в дали. По дедушке-бабушке тосковала, Сбежать от медведя в тайне мечтала. Вы, ребята, помогите, Тропку Маше укажите, И примеры все решите.(устно) 2-2, 4-4, 6-6, 8-8, 9-9, 4-1-3, 3-1-1. V.Рефлексия учебной деятельности. Скоро мы услышим звонок, Пора заканчивать урок. За отличную работу сказки всех благодарят. И в подарок всему классу открытки подарить велят. Засветите нужный огонѐк в окошке домика, который у вас на столе. ( Дети закрашивают окошко нужным цветом и показывают учителю. Если нужно, то объясняют своѐ решение.) Зелѐный цвет – работал отлично, всѐ получилось, жѐлтый цвет – не всѐ в работе удалось, красный цвет – многое не понял, работа не удалась.


В раздел образования