Знакомство с числом ноль и соответствующей ему цифрой.
Автор: Шемелина Вера Иннокентьевна Должность: учитель Учебное заведение: моу сош №240 Населённый пункт: Забайкальский край, г.Борзя Наименование материала: Математика, 1 класс Тема: Знакомство с числом ноль и соответствующей ему цифрой. Раздел: начальное образование
Урок математики 1 класс
Шемелина Вера Иннокентьевна
Забайкальский край
г.Борзя
Тема:
Знакомство с числом ноль и соответствующей ему цифрой.
Цель урока:
познакомить учащихся с новым числом 0 и соответствующей ему цифрой.
Задачи:
обучающая:
создать условия для формирования представлений учащихся о числе ноль как отсутствии объектов
пересчета,
познакомить
с
соответствующей
цифрой
и
формировать
умения
писать
цифру
ноль.
Закрепить умения учащихся устанавливать отношения между числами и записывать неравенства.
развивающие:
развивать наблюдательность, внимание, зрительную и слуховую память, математическую речь.
воспитательные:
способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений, взаимопонимания, умения работать друг с
другом; воспитанию интереса к предмету.
здоровьесберегающие:
сохранять здоровье детей путѐм чередования различных видов деятельности и активного отдыха,
использования ТСО, создания комфортной и доверительной атмосферы в классе.
Тип урока:
изучение нового материала.
Методы обучения :
наглядный, проблемный, частично-поисковый.
Дидактическая
задача:
усвоение, закрепление знаний, контроль за ходом и результатом усвоения материала.
Форма обучения:
фронтальная, коллективная, индивидуальная.
Оборудование:
математика 1 часть, иллюстрации к сказкам «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка», «Сивка –
Бурка», « Царевна лягушка», домики для состава числа, таблица.
Планируемый
результат
Предметные умения
УУД
Знать учащимися о числе ноль как отсутствии
объектов пересчета.
Формировать умения писать цифру ноль.
Закрепить умения учащихся устанавливать
отношения между числами и записывать
неравенства.
Личностные: (Осмысление внутренней позиции
ученика на уровне положительного отношения к
уроку.
Регулятивные: (Самоорганизация и организация
своего рабочего места), освоение способов
установления количественных взаимосвязей
между объектами.
Познавательные: (Актуализация изученных
способов действий, развитие мыслительных
операций), осмысление вышеперечисленных
понятий на предметно-конкретном уровне.
Коммуникативные: (Формирование способности
сохранять доброжелательное отношение друг к
другу в учебной деятельности), формирование
умения отвечать на поставленный вопрос .
организация пространства
Межпредметные
связи
Формы работы
Ресурсы
Окружающий мир
Литературное
чтение
(умение установить
логические связи
между объектами,
умение работать по
алгоритму)
Фронтальная, в парах, индивидуальная.
Математика ч. 1.
Наглядный и раздаточный материал
Презентация
1 этап Мотивация к деятельности. Постановка темы урока
Цель этапа —
мотивировать
учащихся на
изучение темы
I.Самоопределение. Ввод в игру.
Прозвенел, друзья, звонок
Начинается урок.
Здравствуйте, ребята! Садитесь.
II. Актуализация знаний.
Я, на урок к вам, ребята, спешила и любимые сказки с собой пригласила.
- Ребята, а вы любите сказки? (ДА) 1 слайд
У. Сказки мы любим за то,
Что в них побеждает добро,
Что звери лесные, болотные
Оказываются очень добрые,
Что лягушка царевною станет 2 слайд
Лиса зайку хоть и обманет,
Петушок всем на помощь придѐт.
Сивка – Бурка Ванюшку спасѐт.
Только вдруг приключилась беда,
Всѐ перепутала Баба Яга.
В сказки зло напустила она 3 слайд
И сказала: «Так будет всегда».
Только мы сможем сказкам помочь,
Разогнать колдовство еѐ прочь.
Вы на доску скорей посмотрите!
Что же это за сказка, скажите?
2 этап Учебно-познавательная деятельность
Последовательность
изучения
Повторить состав
числа.
Обучающие и развивающие задания и упражнения
1. Устный счет.
На доске иллюстрация к сказке «Волк и семеро козлят».
У. Ребята, что за иллюстрация на доске?
Д. Сказка «Волк и семеро козлят».
У. Серый волк очень любит козлят,
Пересчитывать бедных ребят.
Только вечно он путает счѐт
И совсем ничего не поймѐт.
Толи 9 ему надо съесть, то ли 7.
Ох, запутался волк наш совсем.
Вы, козлѐнка спасѐте, ребятки,
Если считать будите по порядку.
У. Сосчитайте от 1 до 7
2. Повторение изученного.
а) А если мы добавим ещѐ маму козу и волка?
1 2 3 4 5 6 7 8 9
У. Как называется ряд этих чисел? ( Натуральный)
-Посчитайте в обратном порядке: 9 8 7 6 5 4 3 2 1
-Как записан 1 ряд (в порядке возрастания), а 2 ряд (убывания).
Вы, ребята, молодцы.
Козлѐнка одного спасли. (Переставляется 1 козлѐнок от волка к козе).
У. Скажите скорей без подсказки,
Какое число в названии сказки? (7)
У. Скажите число, которое больше 7,но меньше 9 (8) ; меньше 7, но больше 5(6); меньше 4 (3,2,1).
Идут за числами 8,6,4 (9,7,5) Перед числами 5,9,7(4,8,6).
У. Молодцы! Ещѐ один козлѐнок может к маме бежать(переставляется козлѐнок).
б). У. Чтоб вернуть козлят в дома,
Нужно знать состав числа.
( Деи заполняют числами домики. После выполнения работы 3 козлѐнка бегут к маме).
Упр. на внимание.
1
2
3
4
1
2
3
4
5
6
1
2
3
4
5
в) Упражнение
на внимание.
У. Серый волк решил проверить ваше внимание,
Приготовил для вас задание:
Я на секунду картинку вам покажу,
А потом вас спрошу:
-Каких сказочных героев вы успели запомнить? 4 слайд
(Колобок, царевна лягушка, красная шапочка, дюймовочка)
После того как лист убрали, дети отвечают, что запомнили. (Ещѐ 1 козлѐнок к маме бежит).
5
6
7
Закрепить понятие
о геометрических
фигурах
Работа в парах
г). Геометрические фигуры. 5 слайд
Серый волк очень вредной натуры
Перепутал геометрические фигуры.
Вы подумайте вначале,
А потом мне отвечайте.
Работа в парах.
?
?
У. Какой фигуры не хватает в строчках?
(Последний козлѐнок бежит к маме)
У. Вы отлично отвечали
И козлятам помогали.
Вас они благодарят,
Расслабляться не велят.
Физкультминутка.
Нас ждѐт ещѐ одна сказка впереди,
Но чтобы справиться с заданьем,
Отдохнуть мы все должны.
Девочки и мальчики,
Представьте, что вы зайчики.1,2,3,4,5
Начал заинька скакать.
Лапки вверх и лапки вниз,
На носочках подтянись,
Влево – вправо повернись,
Наклонись и поднимись.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Кто – то зайку напугал,
Зайка прыг – и ускакал.
Изучение нового материала
Актуализация
опорных знаний и
постановка
проблемы.
1. Введение нового числа 0 .
Открытие нового знания и формулирование темы урока.
Но помощи ждѐт ещѐ сказка одна,
В которой всем навредила Баба Яга.
Что это за сказка?
Налови-ка рыбки, дед, 6 слайд
На уху нам на обед
Рыбка раз и рыбка два,
Хитростью лиса жива.
Сколько рыб домой дедок.
На уху нам привезѐт? (Ничего не привезѐт, всѐ с съест хитрая лиса.)
2. Определение цели урока.
- Каким числом можно выразить число рыб, которые остались у деда? (числом 0)
- Как сказать по другому? (Ничего или ноль).
- Число ноль на письме мы обозначаем цифрой 0.
- Посмотрите на цифру 0!
На какую букву похожа?
Повернуть ты еѐ не можешь,
Головой поставить вниз,
Цифра будет всѐ такой же. Правда ведь, скажи?
- Из скольких элементов состоит? (1)
Могу назвать его мячом,
Уч-ик
Могу назвать его мячом
А хочешь, дыркой назовем,
А можно бубликом,
Почти что кругленьким.
Но как его не назовем,
Он называется нулем.
Графический диктант.
Отступим 4 клеточки слева, 3 сверху, ставь точку.
1
1
6
3
1
1
2
1
1
2
2
1
1
1
1
2
2
12
3
2
3
1
3. Упр. на внимание.
Прохлопайте столько раз, сколько у зайца:
ушей; (2) лап; (4) глаз;(2) хвостов; (1) рогов. (нисколько)
Как можно записать число рогов? ( 0 )
4. Работа в печатных тетрадях стр.23.
- Начнем писать цифру ноль ниже верхнего правого угла, ведем вверх, касаемся верхней линии,
закругляем влево и ведем вниз до начало овала.
- Подчеркните самые красивые цифры .
Вы хотите больше узнать про число 0?
5 . Стишок Федурина В.
Цифра вроде буквы О –
Это нуль иль ничего.
Круглый ноль такой хорошенький,
Но не значит ничегошеньки!
6. - Где место 0 на отрезке натурального ряда чисел? (Число 0 стоит у начальной точки на числовом
отрезке)
___________________________
0 1
2
- Что можете еще сказать про число ноль? (Число ноль меньше любого натурального числа)
– Как правильно говорить нуль или ноль? ( Правильно и так и так).
Поменяйте местами цифры: 1,0 (01)
– Когда звонят по такому номеру? (В случае пожара).
7.Задачка (устно)
По дороге два мальчика шли
И по два рубля нашли.
За ними ещѐ 4 идут,
Сколько они найдут?
Физминутка.
Вы, наверное, устали?
Работать с
неравенствами
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Вправо ниже наклоняйся (4 наклона),
Влево тоже наклоняйся (4 наклона).
Покружились, повертелись
И на место все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Открываем. Поморгаем
Наш урок мы продолжаем
III. Самостоятельная работа. Неравенства .
На карточках.
(<, >,= )
1 1, 2 5, 3 3, 4 5, 2 9, 8 6
2 Исправь ошибки
5=5 2>6 5>4
6<7 7<3 9<8
4>5 6=7 1<4
3 этап Подведение итога. Рефлексия.
Цель – проверить
умение учащимися
проводить
рефлексию своей
деятельности
IV. Включение в систему знаний и повторение изученного.
Ответьте мне, ребята сами:
Что за сказка перед вами? (Маша и медведь).
Машенька в лес за грибами пошла,
От подружек отстала, заблудилась она.
Михайло Потапыч бедняжку нашѐл,
Пожалел, приютил, пустил еѐ в дом.
Маша печку топила, пекла пироги,
Но очень скучала от дома в дали.
По дедушке-бабушке тосковала,
Сбежать от медведя в тайне мечтала.
Вы, ребята, помогите,
Тропку Маше укажите,
И примеры все решите.(устно)
2-2, 4-4, 6-6, 8-8, 9-9, 4-1-3, 3-1-1.
V.Рефлексия учебной деятельности.
Скоро мы услышим звонок, Пора заканчивать урок.
За отличную работу сказки всех благодарят.
И в подарок всему классу открытки подарить велят.
Засветите нужный огонѐк в окошке домика, который у вас на столе.
( Дети закрашивают окошко нужным цветом и показывают учителю. Если нужно, то
объясняют своѐ решение.)
Зелѐный цвет – работал отлично, всѐ получилось,
жѐлтый цвет – не всѐ в работе удалось,
красный цвет – многое не понял, работа не удалась.