Напоминание

Эффективное использование различных методов и приёмов для повышения мотивации детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста при обучении игре в шахматы


Автор: Зайкин Виталий Валерьевич
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "Центр внешкольной работы"
Населённый пункт: Норильск
Наименование материала: статья
Тема: Эффективное использование различных методов и приёмов для повышения мотивации детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста при обучении игре в шахматы
Раздел: дополнительное образование





Назад





Тема статьи:

Эффективное использование различных методов и приёмов для

повышения мотивации детей старшего дошкольного и младшего

школьного возраста при обучении игре в шахматы
Соавторы: Зайкин Виталий Валерьевич, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории; Зайкина Виктория Леонидовна, педагог дополнительного образования первой квалификационной категории. Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр внешкольной работы» района Талнах Город Норильск, Красноярский край.

Шахматы как игра занимают особое место в мире. Издревле шахматы

считались игрой интеллектуалов, людей высокого ума и культуры. В отличие

от

других

логических

игр,

шахматы,

хотя

и

являются

видом

спорта,

направлены

в

первую

очередь,

на

развитие

внутреннего

мира

человека.

Шахматы – это искусство гармонии и красоты.

В

шахматах

любой

ребенок

может

найти

себе

дело

«по

плечу»

и

добиться

в

этом

деле

реального

успеха.

Для

этого

существует

огромное

количество задач, разбитых на разделы по уровню сложности – от самых

элементарных до чрезвычайно сложных. Каждый учащийся может сразу

после

ознакомления

с

правилами

игры

в

шахматы

решать

простейшие

задачи,

а

значит

и

самостоятельно

оценить

достигнутые

результаты,

раскрыть свои возможности и самореализоваться. Кроме того, в шахматах

существует разработанная система разрядов, позволяющая ребенку наглядно

видеть свой прогресс в игре не только в своем представлении, но и в глазах

окружающих. И это уже само по себе выступает мотивом.

В

наших

творческих

объединениях

«Северная

Каисса»

и

«Шахматёнок»

обучаются

дети

старшего

дошкольного

и

младшего

школьного

возраста.

При

обучении

таких

детей

традиционная

система

подготовки

шахматиста

не

подходит,

так

как

нужна

большая

скидка

на

возраст и учет ведущих интересов.

Поэтому, рассматривая

шахматные партии на доске с младшими

школьниками,

обращаем

внимание

на

то,

что

в

них

очень

наглядно

моделируются

различные

жизненные

ситуации,

из

которых

необходимо

найти оптимальный выход, принять ответственное решение. Неправильное

решение приведет к ослаблению позиции и к проигрышу, что постепенно

учит

детей

обдумывать

свои

ходы.

Здесь

и

формируется

характер



индивидуальное

сочетание

устойчивых

особенностей

человека,

предопределяющих типичный для растущей личности способ поведения в

учебных и жизненных ситуациях.

На

первом

году

обучения

следует

поддерживать

устойчивую

мотивацию к занятиям, поэтому мы активно используем как в детском саду,

так и в первом классе

дидактические сказки, посредством которых дети

обучаются легко и непринужденно правилам игры и изучают фигуры. Через

знакомство

с

шахматной

сказкой

ребята

учатся

преодолевать

страх

и

слабости,

они

же

способствуют

развитию

смелости,

находчивости

и

сообразительности.

Когда

сказочный

этап

в

обучении

заканчивается,

а

мотивация

не

должна

снижаться,

мы

используем

излюбленный

прием

педагога

по

шахматам – турнирную практику: на первом году обучения, когда мы еще не

можем стимулировать ребёнка разрядностью, за победу выдаются жетоны

разного достоинства (за победу над слабым – пешечка, над себе подобным –

ладья,

над

более

сильным

противником



мудрый

гриб).

Жетоны

носят

накопительный

характер



три

накопленных

жетона

обмениваются

на

конфету.

Поверьте,

это

очень

действенный

стимул

для

роста.

Те,

кто

проиграл три раза, получают баранку. Утешительный, но тоже приз.

Постоянно напоминаем детям, что подобно всем другим спортивным

играм, шахматы представляют собой состязание за победу над противником,

но в конечном итоге это состязание в игре перерастает в стремление ребенка

к своему совершенствованию.

Начиная

со

второго

года

обучения,

когда

сказки

становятся

неактуальными, теория становится гораздо сложнее и менее интересной, в


бой за повышение мотивации вступает система рейтингов и разрядности.

Повысить свой рейтинг может каждый ребёнок, участвующий в турнирной

практике. Чем чаще он участвует в различного рода турнирах (начиная с

групповых и заканчивая районными, городскими и региональными), чем

больше он выигрывает, тем выше поднимается его рейтинг, а соответственно

повышается и мотивация. Набрав определённое количество рейтинговых

баллов, ученик может претендовать на получение разряда.
А в целом, при обучении игре в шахматы мы стремимся воспитывать привычку к преодолению трудностей, строя занятия с учетом дидактических принципов: от простого - к сложному, от легкого - к более трудному, от известного - к неизвестному, время от времени внося в занятия элементы занимательности и новизны. Созданию положительной мотивации способствует также присутствие игрового момента. Дети постоянно находятся в состоянии соревнования как индивидуального, так и командного. На занятиях используем самые разнообразные игры («Шахматное лото», «Лабиринт», «Путешествие к домику» и другие). Наряду с традиционным объяснительно-иллюстративным методом применяем проблемный, частично поисковый и исследовательский методы обучения. Первый из них предполагает активизацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, перед которыми ставятся специально подобранные задания (например, тематические задания, этюды, требующие преодоления определенных трудностей в решении, анализа, опоры на предшествующий опыт). Сущность частично поискового метода обучения в шахматах состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельно искать пути сложной проблемы (например, оценка позиции, составление плана игры, расчет вариантов и сравнение их целесообразности). А вот с исследовательскими методами обучения есть проблемы. Дело в том, что анализ сыгранных партий с целью определения допущенных ошибок, самостоятельная подготовка к турниру с изучением партий будущих соперников, подготовка дебютного репертуара требуют не только консультации педагога, но и желания заниматься самостоятельно, приучают к усидчивости, терпению, объективной самооценке. Увы, всеми этими качествами на сегодняшний день из учащихся начальных классов обладают лишь считанные единицы. Остальными при самостоятельной подготовке делается очень и очень мало. Поэтому даже ребятам, познавшим вкус побед на районном и региональном уровне, приходится постоянно напоминать извечную истину: шахматы – дело полезное, занимательное, увлекательное, но, в то же время, и сложное, шахматы – это каждодневный труд, труд упорный и настойчивый. Так что всемерное повышение мотивации, развитие осознанности и активности детей в обучении шахматам – это ведущий ориентир, которого должны придерживаться педагоги-шахматисты. А помогает нам в этом повышение собственной методической компетентности и использование разнообразных методов, приёмов и форм работы с детьми.


В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники