Напоминание

Программа "Восточный танец"


Автор: Сайгушева Галина Сергеевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Центр внешкольной работы" города Сарова
Населённый пункт: город Саров
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Программа "Восточный танец"
Раздел: дополнительное образование





Назад





Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Центр внешкольной работы» города Сарова

Утверждаю
Директор Центра внешкольной работы _______ Ю.В. Юртайкина «____» _________ 2015г. На основании решения педагогического совета Протокол № 01 от 04.09.2015г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«

ВОСТОЧНЫЙ ТАНЕЦ

»
( на 3 года обучения, возрастной состав с 6 лет)
Автор-составитель:

педагог дополнительного

образования

Сайгушева Г.С.
г. Саров 2015 г.

Содержание
1. Пояснительная записка 4 1.1 Направленность образовательной программы 4 1.2 Актуальность программы. 4 1.3 Новизна программы. 5 1.4 Педагогическая целесообразность 5 1.5 Цель программы 6 1.6 Задачи программы 6 2. Ожидаемые результаты 7 3. Формы оценки результативности программы 8 4.Особенности программы 8 5. Режим занятий 9 6.Формы проведения занятий 10 7. Методы, используемые при проведении занятий 10 8. Структура занятий 11 9.Сводный учебно – тематический план 11 10. Цели и задачи первого года обучения 11 11. Учебно-тематический план первого года обучения 13 12. Содержание программы первого года обучения 15 13. Цели и задачи второго года обучения 18 14. Учебно-тематический план второго года обучения 19 15.Содержание программы второго года обучения 21 16. Цели и задачи третьего года обучения 24 17. Учебно-тематический план второго года обучения 25 18. Содержание программы третьего года обучения 26 2
19.Творческая мастерская «Создание костюма для восточных танцев» 30 20.Учебно-тематический план творческой мастерской 31 21. Методическое обеспечение программы 32 22.Список используемой литературы для педагога 35 23.Список используемой литературы для детей и родителей. 36 3

1.Пояснительная записка
1.1.
Направленность образовательной программы
Программа «Восточный танец» является дополнительной общеразвивающей программой художественной направленности, по функциональному предназначению – досуговой, по форме организации – групповой студийной, по времени реализации рассчитана на 3 года. Программа разработана согласно "Примерным требованиям к программам дополнительного образования детей" (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки от 11.12.2006 г.№06-1844), с учетом распоряжения Правительства РФ №1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей». Программа опирается на правила и требования Международной и Общероссийской Танцевальных Федераций к уровню исполнения восточного танца
1.2. Актуальность программы.


Актуальность данной программы связана с тем, что в последнее время восточные танцы и музыка стали очень популярны среди населения нашей страны, как среди взрослых, так и среди детей и подростков. Восточный танец - это символ женственности, и каждой юной девушке он дарит красоту, силу, здоровье. В хореографии восточного танца сливаются воедино эстетическое, двигательное и зрительное впечатления, естественными и выразительными движениями передаётся эмоциональное состояние человека. Движения под музыку можно рассматривать как важнейшее средство развития телесного опыта ребенка и, следовательно, развития его личности в целом. Восточный танец способствует развитию у детей художественного, музыкального восприятия, эмоциональности и образности, совершенствованию мелодического, гармонического слуха, музыкальной памяти, чувства ритма, 4
культуры движений, умению творчески воплощать музыкально-двигательный образ. Объединяя в себе мощную жизнеутверждающую энергию телодвижений и завораживающую магию ритма восточной музыки, восточные танцы дарят с в о е м у и с п о л н и т е л ю н е только эстетическое наслаждение, но и здоровье. Программа предполагает использование здоровьесберегающих технологий. 1.3.
Новизна программы
. Отличительной особенностью данной программы является введение в программу интегрированных занятий, занятий с элементами импровизации. Программа имеет дополнительный раздел «Создание костюма для восточных танцев». Все это позволяет расширять поле реализации творческого потенциала обучающихся. Формированию общекультурных, познавательных, ценностно-смысловых компетенций способствует синтез двигательных действий восточного танца с элементами классической хореографии, что, безусловно, повышает уровень танцевальной грамотности будущих танцоров, а также изучение различных фольклорных (народных) стилей восточного танца, культуры, особенностей быта и костюмов.
1.4. Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность программы заключается в ее ориентации на определенный возраст, физическую подготовленность и пол обучающихся Программа построена на использовании здоровьесберегающих технологий, которые реализуются за счет: - проведения инструктажа по технике безопасности (по сезону); - постепенного увеличения нагрузки в период всего курса обучения; - начала занятий с разминки на каждую часть тела, на каждую группу мышц; 5
- учета особенностей возраста, роста, веса учащегося в выполнении упражнения, танца; - чередования интенсивных упражнений с плавными; - возможности отдыха учащегося в любое время; - отслеживания состояния и выявления возможных недомоганий всех участниц студии одновременно за счет зеркал в хореографическом зале. Кроме физиологического аспекта здоровьесберегающих технологий, важно отметить и психологический аспект: - умение владеть своим телом дарит учащемуся положительные эмоции; - работа в паре, в команде дает возможность развивать навыки конструктивного и позитивного диалога, что немаловажно для развития психологически здоровой личности; - положительное подкрепление успешного выполнения движений, танца от педагога также позитивно сказывается на эмоциональном состоянии ребенка. Ритмы восточной музыки по исследованиям многих авторов имеют терапевтический эффект за счет особого чередования акцентов, сильных и слабых долей.
1.5. Цель программы:
развитие у учащихся базовых компетенций: общекультурных, ценностно- смысловых, здоровьесберегающих, коммуникативных, социальных компетенций через обучение искусству восточного танца.
1.6. Задачи программы:

Предметные:
- изучение восточного танца; - знакомство с музыкой, историей костюма, с художественным оформлением танца; - формирование и развитие творческих способностей учащихся. 6

Метапредметные:
- обеспечение формирования базовых компетенций; - формирование культуры здорового и безлопастного образа жизни; -укрепление здоровья учащихся.
Личностные:
развитие у учащихся: - танцевальных способностей; - художественного вкуса; -творческого воображения; -эстетического чувства и понимания прекрасного.
2.Ожидаемые результаты

Предметные:
 различать различные ритмы, стили восточной музыки, инструменты в ее исполнении;  выполнять простые и все более сложные движения восточного танца;  выполнять связки движений в разных плоскостях, как под знакомую, так и под незнакомую музыку, без предварительной подготовки;  выполнять сложную импровизацию под знакомую, незнакомую музыку, индивидуально, в паре;  уметь танцевать сложные танцы с зеркальным отображением движений, перестроениями, солированием;  уметь использовать простые и сложные аксессуары ;  уметь подбирать костюм.
Метапредметные:
- проявление показателей сформированных базовых компетенций; 7
- принятие и следование принципам здорового и безлопастного образа жизни; - отсутствие динамики ухудшения здоровья учащихся.
Личностные:
Приобретения и проявления у учащихся - художественного вкуса; -творческого воображения; -эстетического чувства и понимания прекрасного.
3.Формами оценки результативности программы являются:
1. Анализ сохранности контингента - определяет востребованность. 2. Наблюдения - позволяет выявить отношение детей друг к другу, к педагогу, к занятиям, приобретение художественного вкуса, творческого воображения, эстетического чувства и понимания прекрасного. 3. Индивидуальные и групповые беседы - выявление интересов детей, определение их динамики. 4. Открытые занятия, концерты. Каждый год воспитанники принимают участие в праздничных, отчетных концертах. Таким образом, демонстрируя, чему научились и чего достигли. 5. Опрос родителей. В течение года поддерживаем связь с родителями детей 6. Анализ заболеваемости детей и результаты медицинских осмотров- выявление динамики состояния здоровья и следование принципам здорового образа жизни.
4.Особенности программы
Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть на каждом году обучения в определенных темах происходит возвращение к пройденному, но уже на более высоком уровне. 8
Программа, срок реализации которой рассчитан на 3 года, охватывает детей от младшего до старшего школьного возраста. Специфика деления на возрастные группы в восточном танце заключается не только в особенностях физиологии и анатомии на каждом возрастном этапе, но и в психологической составляющей. Каждая маленькая девочка, приходящая на занятия восточного танца хочет быть принцессой, получать похвалу и восторженные взгляды зрителей. Уже в этом возрасте закладывается стремление быть красивой, нравиться окружающим. Яркий костюм, причёска, самый первый, детский макияж – даёт ощущение праздника, удовольствия от танца. Чем старше становиться ребёнок, тем более осознанным становятся эти ощущения и восприятие себя как личности. При таком подходе, будет весьма интересно не только возрастное деление на группы, но и образное – это вызывает интерес, помогает ребёнку самому сделать привязку к какому-то образу, повышает самооценку, а также повышает стремление перейти в следующую, «сказочную» группу, что, безусловно, помогает педагогу реализовать принцип преемственности групп. Кроме того, каждая группа может иметь свой девиз и эмблему, выбрать старосту и помощников старосты. В этой деятельности воспитанницы могут проявлять творческую инициативу и активность, лидерские качества. Деление на образные группы :
Год обучения

Возраст

Название

группы

Образные

характеристики
первый 6-7 лет
«Бисер»
Самые маленькие, яркие, подвижные, весёлые второй 8-10 лет
«Бусинки»
Очаровательные, нежные, сказочные, третий 11-12 лет
«Звёздочки»
Яркие, активные, эмоциональные 9
четвёртый 13-14 лет
«Жемчужины»
Выразительные, чарующие, красивые пятый 15-18 лет
«Принцессы»
Самые старшие, артистичные, уверенные, яркие
5. Режим занятий:
Возраст обучающихся: 6 – 15 лет. Сроки реализации программы: 3 года. 1-ый год обучения (оздоровительно-подготовительный этап)– 4 часа в неделю, 2 раза в неделю по 2 часа. 2-ой год обучения (базовая подготовка, расширение танцевальной лексики) - 6 часов в неделю, 3 раза в неделю по 2 часа. 3-ий год обучения (учебно-тренировочный процесс) - 6 часов в неделю, 3 раза в неделю по 2 часа.
6.Формы проведения занятий:
- учебно-репетиционное занятие; - открытое занятие; - беседа; - игра; - семинар-практикум; - занятие-праздник; - концерт; - конкурс.
7. Методы, используемые при проведении занятий:
1. Словесный метод используется при беседе, рассказе, при анализе музыкального произведения. 2. Наглядный метод используется при показе фотографий, видеоматериалов. 10
3. Практический – это упражнения, тренинг, репетиции.
8. Структура занятий
1. Приветствие (восточный поклон)- позволяет дисциплинировать учащихся, настроить на нужный лад. 2. Изучение теоретической основы темы занятия - объявление и разъяснение темы занятия позволяет систематизировать знания у учащихся. 3.Разминка и растяжка позволяют подготовить тело, мышцы непосредственно к тренажу. Общее правило разминки и растяжки – начинать от головы к туловищу и конечностям. Нарастание темпа, ритма, нагрузки происходит постепенно в течение занятия и от занятия к занятию в течение года. Чередуются интенсивные упражнения с плавными движениями. 4. Тренаж включает в себя основные особенности восточного танца: плавные движения (волны), удары и тряски различными частями тела. 5. Изучение практической темы занятия – это всегда изучение связок движений, частей танца и танца целиком в соответствии с планом. 6. Контрольная работа (выборочно, не на каждом занятии) 7. Прощание (восточный поклон) и аплодисменты - способ закончить занятие так, чтобы радость от результатов выполненной работы осталась и на долгое время после его окончания.
9.Сводный учебно – тематический план

общеобразовательной общеразвивающей программы

«Восточный танец »



Названия разделов

Количество часов

1-ый год

обучени

я

2-ой год 3-ий год
1 Рекламная кампания. Собрание. Показательные выступления - 4 4 2 Вводное занятие 2 2 2 3 Элементы классического экзерсиса 8 28 34 4 Ритмы восточной музыки: от простых к сложным 10 10 8 5 Основные (простые и сложные) движения восточного танца. 12 16 16 6 Соединение простых элементов движений в связки. 14 16 - 7 Композиция. Танцы 14 46 40 8 Классическая восточная постановка «Межансе» - - 38 9 Фольклорные стили восточного танца - - 22 10 Стилистика костюма - 6 4 11 Умение импровизировать в танце. 6 10 - 11
12 Сложные элементы восточного танца и их соединение 20 16 - 13 Принципы соединения сложных элементов движений 22 - 14 Композиция. Танец «Восток», «Шахеризада», «Саиди» 22 44 34 15 Использование аксессуаров (трости, платки, свечи) в танцах. 4 14 12 16 Изучение танца с платком. 8 - - 17 Итоговое мероприятие. Отчетный концерт. 2 2 2 18 Конкурсно-игровая программа «Принцесса Востока» - 2 -
ВСЕГО ЧАСОВ:

144 ч

216ч

216 ч

Творческая мастерская

72 ч

10. Первый год обучения.

Цели и задачи первого года обучения.
Первый год обучения(6-7 лет) ориентирован на обучение базовым навыкам и умениям, необходимым для исполнения простого танца.
Цель:
обучение учащихся базовым навыкам и умениям хореографической подготовки и развитие интереса к данному виду танца.
Задачи

Предметные:
- ознакомление обучающихся с особенностями восточной музыки, её ритмами; - обучение выполнению различных движений (от простых к сложным), связок движений, простых танцев, гибкости, плавности движений; - п остановка корпуса, рук, ног, головы; - ознакомление детей с аксессуарами для восточных танцев (трости, платки).
Личностные:
- развитие умения индивидуальной импровизации; - развитие навыков работы в парах; - развитие чувства ритма. - формирование творческих способностей; - формирование нравственной культуры личности; 12
- формирование уважительного отношения к культурам разных народов
Метапредметные:
-формирование навыков работы как самостоятельно, так и в коллективе; - развитие и укрепление костно-мышечного аппарата тела; - развитие слуховых навыков и навыков координации движений . В конце первого года обучения дети должны уметь: - выполнять простые движения восточного танца; - знать и различать различные ритмы восточной музыки; - уметь танцевать простые танцы группами и индивидуально; - знать о правилах и технике использования аксессуаров в танце; - уметь импровизировать под знакомую музыку.
11. Учебно-тематический план первого года обучения

(2 занятия в неделю по 2 часа
, всего 72 занятия, 144 часа в год)


п/п

Тематические блоки

Общее

Теория



часах)

Практи

ка (в

часах)
1.1 Вводное занятие 2 2 1.2 Элементы классического экзерсиса 8 2 6 1.3 Ритмы восточной музыки: от простых к сложным. Знакомство с видами ритмов восточной музыки. 10 2 8 1.4 Основные (простые) движения восточного танца. 12 2 10 1.5 Соединение простых элементов движений в отдельные связки. Принципы соединения простых элементов движений в отдельные 14 2 12 13
связки. 1.6 Композиция. Танец «Грация». 14 2 12 2.1. Умение импровизировать в танце. Индивидуальная импровизация. 6 2 4 2.2 Сложные элементы восточного танца. 20 2 18 2.3 Принципы соединения сложных элементов движений в отдельные связки. 22 2 20 2.4 Композиция. Танец «Восток». 22 2 20 2.5 Использование аксессуаров (трости, платки) в танцах. Хореографические особенности использования аксессуаров 4 2 2 2.6 Изучение танца с платком.Возможности платка в создании особенного танца. Основные движения платком. Наложение движений на музыку 8 2 6 2.7 Итоговое мероприятие к Всемирному Дню танца. Отчетный концерт для родителей 2 - 2
ИТОГО:

144 ч

24 ч

120 ч

12. Содержание программы первого года обучения
Формы занятий: групповая
Раздел 1. Базовая подготовка
14

Тема 1.1 Вводное занятие
Цели и задачи объединения, ожидаемые результаты. Важность соблюдения техники безопасности при проведении занятия. Роль движения в жизни человека. Танец – как искусство. Особенности восточного танца и восточной музыки.
Тема 1.2 Элементы классического экзерсиса.
Значение элементов классического экзерсиса для развития хореографической подготовки. Изучение базовых положений рук и ног. Изучение базовых элементов, шагов, проходок и их использование в танце.
Тема 1.3 Ритмы восточной музыки: от простых к сложным
Различные ритмы восточной музыки: простые и сложные. Важность слушания ритма при исполнении танца. Виды ритмов: максум, балади, саиди, масмуди, фаллахи, айюб, мальфуф.
Тема 1.4 Основные (простые) движения восточного танца
Знакомство с основными движениями восточного танца. Основные позы в восточном танце. Название, демонстрация и разучивание основных простых движений: «восьмерка», «круг», «полукруг», «качалка», «маятник», «ключ», «удар», «оттяжка», «волна», «тряска», «винт», «прогиб», «подбив». Хореография движений головой, шеей, плечами, грудью, руками, животом, бедрами, тазом, ногами.
Тема 1.5 Соединение простых элементов движений в отдельные связки
Принципы соединения простых элементов движений в отдельные связки. Соединение ранее разученных элементов движений в горизонтальной плоскости, вертикальной, диагональной плоскости. Плавное перетекание 15
одного элемента в другой. Тренировка разученных связок под музыку, под счет, индивидуально, группой.
Тема 1.6 Композиция. Танец «Грация»
Закрепление материала на основе изучения простого танца. Разложение танца на схему. Разучивание танца по частям (1,2,3 часть). Соединение разученных частей под счет, под музыку, с преподавателем, без преподавателя, индивидуально, в группе. Пояснение: это простой танец, движения выполняются в небыстром темпе, под мелодичную восточную музыку, периодичность повторения движения – 2 или 4 счета.
Раздел 2. Танцевальная деятельность

Тема 2.1 Умение импровизировать в танце. Индивидуальная

импровизация
Импровизация – как способ выражения себя в танце. Тренировка импровизации под различные виды музыки, без музыки, под счет, индивидуально, в группе.
Тема 2.2 Сложные элементы восточного танца
Знакомство со сложными движениями восточного танца. Изучение шагов (вперед, назад, скрестный, приставной, с ударами). Наложение «трясок» на шаги, «скручивания», «удары». Название, демонстрация и разучивание основных сложных движений: «подкова», «тройная подкова», «снежинка», «приставной шаг», «скрестный шаг», «шаг с маятником», «шаг с волной», «сложный ключ», «крест», , «бочка».
Тема 2.3 Соединение сложных элементов движений в отдельные связки
Принципы соединения сложных элементов движений в отдельные связки. Соединение элементов сложных движений в горизонтальной, вертикальной, 16
диагональной плоскости. Разучивание связок из сложных элементов без музыки, под счет, под музыку. Демонстрация индивидуально, группой.
Тема 2.4 Композиция. Танец «Восток»
Закрепление материала на основе изучения танца среднего уровня сложности. Разложение танца на схему. Разучивание танца по частям (1,2,3 часть). Соединение разученных частей под счет, под музыку, с преподавателем, без преподавателя, индивидуально, в группе. Пояснение: это танец среднего уровня сложности, движения выполняются в достаточно быстром темпе, под ритмичную музыку, все движения выполняются с сохранением фигуры «квадрат» и зеркальным отображением действий друг друга. В танце есть несколько перестроений. Периодичность повторения движения – 4 счета.
Тема 2.5 Аксессуары (трости, платки) в танцах
Использование аксессуаров (трости, платки) в танцах. Хореографические особенности использования аксессуаров. Правила техники безопасности в использовании аксессуаров. История появления аксессуаров для танца.
Тема 2.6 Танец с платком
Возможности платка в создании особенного танца. Основные движения платком: восьмерка, круг, волна, вращение, занавес. Разучивание движений платком статично, в проходках, на шагах, индивидуально, группами. Наложение движений на музыку, тренировка разученных движений под музыку. Создание короткого танца с платком.
Тема 2.7 Итоговое мероприятие к Всемирному Дню танца.

Отчетный

концерт для родителей
Демонстрация разученных танцев, умений импровизации. 17

13. Второй год обучения

Цели и задачи второго года обучения
(8-10лет)
Цель второго года обучения
: Обучение воспитанников искусству восточного танца и формирование самостоятельности и проявления творчества в его исполнении.
Задачи второго года обучения:

Предметные:
- продолжение ознакомления воспитанников с особенностями восточной музыки; - обучение названиям и особенностям техники различных движений; - обучение выполнению различных движений (от простых к сложным), связок движений, сложных танцев; - ознакомление детей с аксессуарами для восточных танцев (трости, платки, свечи) и обучение технике танца с ними.
Личностные:
- развитие умения индивидуальной и групповой сложной импровизации; - развитие гибкости, плавности движений, умения работать каждой частью тела вместе и отдельно; - развитие навыков работы в парах, небольших группах; - развитие творческих музыкальных способностей; - развитие чувства ритма, умения слышать музыку внутри себя.
Метапредметные:
- воспитание любви к танцу и музыке вообще, и в частности к восточной музыке, культуре; - воспитание чувства вкуса и меры в подборе сценического костюма, прически, макияжа; - воспитание навыков работы как самостоятельно, так и в большом 18
коллективе, на сцене, при публике; К концу второго года обучения дети должны уметь: - называть и выполнять базовые элементы и их комбинации; - хорошо различать базовые ритмы восточной музыки; - выполнять элементы среднего уровня сложности.
14.Учебно-тематический план второго года обучения

(3 занятия в неделю, всего 108 занятий
, 216 часов в год)


п/п

Тематические блоки

Общее

Теория



часах)

Практика

(в часах)
1.1. Рекламная кампания. Организационное родительское собрание. Показательные выступления. 4 1 3 1.2. Вводное занятие 2 2 - 1.3. Ритмы восточной музыки: вспоминаем, повторяем, сравниваем и различаем. 10 4 6 1.4. Основные (простые и сложные) движения восточного танца: вспоминаем, называем, показываем 16 4 12 1.5. Соединение простых элементов движений в отдельные связки: повторение пройденного материала. 16 2 14 2.1 Соединение сложных элементов движений в отдельные связки: повторение пройденного материала 16 2 14 2.2 Элементы классического экзерсиса 28 2 26 19
2.3 Умение импровизировать в танце. Индивидуальная сложная импровизация. 10 2 8 2.4 Композиция. Танец «Восточная мозаика» 46 4 42 2.5 Костюм — как средство выражения настроения танца. 6 3 3 2.6 Использование аксессуаров (трости, платки, свечи) в танцах. 14 2 12 2.7 Конкурсно - игровая программа «Принцесса Востока» 2 2 2.8 Композиция. Танец среднего уровня сложности с использованием аксессуаров «Шахерезада» 44 6 38 2.9 Итоговое мероприятие. Отчётный концерт 2 2
ИТОГО:

216 ч

34 ч

182 ч

15.Содержание программы второго года обучения

Форма занятий: групповая

Раздел 1. Базовая подготовка

Тема 1.1. Рекламная кампания. Организационное родительское собрание
Введение родителей и учащихся в общий курс дела: название студии, ФИО педагога, время проведения и структура занятий, ожидаемые результаты. Показательные выступления обучающихся и педагога
Тема 1.2 Вводное занятие
Цели и задачи объединения, ожидаемые результаты. Важность соблюдения техники безопасности при проведении занятия. 20
Роль движения в жизни человека. Танец – как искусство. Особенности восточного танца и восточной музыки. Знакомство с новоприбывшими.
Тема 1.3 Ритмы восточной музыки: вспоминаем, повторяем, сравниваем

и различаем
Повторение видов ритмов восточной музыки. Прослушивание простых ритмов, прохлопывание и простукивание. Прослушивание сложных ритмов, прохлопывание и простукивание. Небольшая контрольная работа по узнаванию ритмов.
Тема 1.4 Основные (простые и сложные) движения восточного танца
(вспоминаем, называем, показываем) Повторение основных движений восточного танца: движения головой, шеей, плечами, грудью, руками, животом, бедрами, тазом, ногами; «тряски», шаги, «удары», наложения, «проходки», «забросы». Хореография движений головой, шеей, плечами, руками, грудью. Хореография движений животом, бедрами, тазом, ногами. «Тряски». Шаги (вперед, назад, скрестный, приставной, с «ударами»).
Тема 1.5 Соединение простых элементов движений в отдельные связки
(повторение пройденного материала) Принципы соединения простых элементов движений в отдельные связки. Соединение ранее разученных элементов движений в горизонтальной плоскости, вертикальной, диагональной плоскости. Плавное перетекание одного элемента в другой. Тренировка разученных связок под музыку, под счет, индивидуально, группой.
Раздел 2. Танцевальная деятельность

Тема 2.1 Соединение сложных элементов движений в отдельные связки
(повторение пройденного материала) 21
Принципы соединения сложных элементов движений в отдельные связки. Соединение ранее разученных элементов движений в горизонтальной плоскости, вертикальной, диагональной плоскости. Плавное перетекание одного элемента в другой. Тренировка разученных связок под музыку, под счет, индивидуально, группой.
Тема 2.2 Элементы классического экзерсиса.
Вспоминаем, повторяем базовые положения рук, ног, основные шаги и проходки. Выполнение Adagio. Использование элементов классической хореографии в композиции и танцевальных связках
Тема 2.3 Умение импровизировать в танце. Индивидуальная сложная

импровизация
Импровизация – как способ выражения себя в танце. Тренировка импровизации под знакомую, не знакомую музыку, без музыки. Поиск особого состояния для импровизации. Выбор музыки для сольной и м п р о в и з а ц и и . И м п р о в и з а ц и я в п у б л и ч н о м в ы с т у п л е н и и . Импровизированный танец как осознание своих навыков, возможностей и умений. Импровизация в восточном танце как способ улучшения настроения, самочувствия.
Тема 2.4 Композиция. Танец «Восточная мозайка»
Закрепление материала на основе изучения танца среднего уровня сложности. Разложение танца на схему. Разучивание танца по частям (1,2,3,4 часть). Соединение разученных частей под счет, под музыку, с преподавателем, без преподавателя, индивидуально, в группе. Пояснение: это танец среднего уровня сложности, который танцуется фигурой «птичка» центром вглубь сцены из 7-9 человек. Движения выполняются в достаточно быстром темпе, под ритмичную музыку, все движения выполняются с сохранением фигуры «птичка» и зеркальным 22
отображением действий друг друга. В танце есть несколько перестроений. Периодичность повторения движения – 4 счета.
Тема 2.5 Костюм — как средство выражения настроения танца
Хореографические особенности использования костюма. История восточного костюма, виды костюма и назначение его элементов. Тренировка танца в разных костюмах. Костюм как способ усиления настроения танца. Возможности использования элементов костюма для подчеркивания своих достоинств и скрывания недостатков. Восточная прическа и макияж, как часть костюма. Чувство меры в создании образа. Уместность отдельных костюмов в определенных ситуациях.
Тема 2.6 Аксессуары (трости, платки, свечи) в танцах
Использование аксессуаров (трости, платки, свечи) в т а нца х . Хореографические особенности использования аксессуаров. Правила техники безопасности в использовании аксессуаров. История появления аксессуаров для танца. Тренировка танца с различными аксессуарами.
Тема 2.7 Конкурсно - игровая программа «Принцесса Востока»
Конкурсно - игровая программа (см. Приложение 5) с награждением участниц по нескольким номинациям, участницы готовят некоторые задания дома, некоторые выполняют в виде импровизации в присутствии зрителей и жюри
Тема 2.8 Композиция. Танец «Шахерезада»
Закрепление материала на основе изучения танца среднего уровня сложности. Разложение танца на схему. Разучивание танца по частям (1,2,3 часть). Соединение разученных частей под счет, под музыку, с преподавателем, без преподавателя, индивидуально, в группе. Пояснение: это танец среднего уровня сложности. Движения выполняются в достаточно быстром темпе, под ритмичную музыку. В танце есть множество 23
перестроений, сольное исполнение со сменой солисток. Используется платок и электрические свечи.
Тема 2.9 Итоговое мероприятие. Отчётный концерт.

16. Третий год обучения

Цели и задачи третьего года обучения
(11-12 лет)
Цель третьего года обучения:
Развитие танцевального мастерства, отработка ранее полученных навыков, расширение танцевальной лексики, развитие самостоятельного творчества
Задачи:

Предметные:
- расширять и углублять знания обучающихся о восточном танце; - познакомить с основными стилями народного (фольклорного) восточного танца, их хореографическими особенностями и особенностями исполнения; - научить исполнять классическую восточную постановку («Межансе»); - научить выполнять более сложные элементы восточного танца и их комбинации.
Личностные:
- развивать умение импровизировать и раскрывать себя в танце; -развивать творческие качества воспитанников, их активность и инициативность; - воспитывать эстетическое восприятие себя в танце;
Метапредметные:
- через изучение фольклорных стилей воспитывать уважение к народной культуре танца и к народной культуре вообще (принцип мультикультурности); - воспитывать музыкальный вкус и музыкальную культуру К концу третьего года обучения воспитанники должны уметь: - выполнять сложные элементы восточного танца и их комбинации; 24
- знать и различать основные стили восточного танца; - уметь исполнять классическую восточную постановку, правильно работать в каждой музыкальной теме.
17.Учебно-тематический план третьего года обучения

(3 занятия в неделю, всего 108 занятий
, 216 часов в год)


п/п

Тематические блоки

Общее

Теория



часах)

Практика

(в часах)
1.1. Рекламная кампания. Организационное родительское собрание. Показательные выступления. 4 1 3 1.2. Вводное занятие 2 2 - 1.3. Простые и сложные ритмы восточной музыки: вспоминаем, повторяем. 8 2 6 1.4. Основные (простые и сложные) движения восточного танца: вспоминаем, называем, показываем 16 2 14 2. 2.1. Классическая хореография Элементы классического экзерсиса и их комбинации. Adagio 34 2 32 3. Стилистика костюма 4 4 - 4.1 Композиция. Танец «Восточный шарм» 40 4 36 4.2 Фольклорные стили восточного танца. Городские и деревенские стили. Саиди, балади, дабка, шааби, хагалла, феллахи, эскандарани, нубия. 22 4 18 4.3 Использование аксессуаров в фольклорных стилях 12 2 10 4.4. Композиция. Танец «Саиди» 34 4 30 25
4.5 Классическая восточная постановка. Композиция «Межансе» 38 2 36 4.6. Итоговое мероприятие. Отчётный концерт 2 - 2
ИТОГО:

216 ч

29 ч

187 ч

18.Содержание программы третьего года обучения
Форма занятий: групповая
Раздел 1. Базовая подготовка

Тема 1.1 Рекламная кампания. Организационное родительское собрание
Введение родителей и учащихся в общий курс дела: название студии, ФИО педагога, время проведения и структура занятий, ожидаемые результаты. Показательные выступления обучающихся и педагога
Тема 1.2 Вводное занятие
Цели и задачи объединения, ожидаемые результаты. Важность соблюдения техники безопасности при проведении занятия. Роль движения в жизни человека. Танец – как искусство. Особенности восточного танца и восточной музыки. Знакомство с новоприбывшими.
Тема 1.3 Ритмы восточной музыки


(вспоминаем, повторяем, сравниваем и различаем) Повторение видов ритмов восточной музыки. Прослушивание простых ритмов, прохлопывание и простукивание. Прослушивание сложных ритмов, прохлопывание и простукивание. Небольшая контрольная работа по узнаванию ритмов.
Тема 1.4 Основные (простые и сложные) движения восточного танца
(вспоминаем, называем, показываем) 26
Повторение основных движений восточного танца: движения головой, шеей, плечами, грудью, руками, животом, бедрами, тазом, ногами; «тряски», шаги, «удары», наложения, «проходки», «забросы». Хореография движений головой, шеей, плечами, руками, грудью. Хореография движений животом, бедрами, тазом, ногами. «Тряски». Шаги (вперед, назад, скрестный, приставной, с «ударами»)
Раздел 2. Классическая хореография

Тема 2.1 Элементы классического экзерсиса и их комбинации.
Вспоминаем, повторяем базовые положения рук, ног, основные шаги и проходки. Выполнение Adagio. Зачёт на знание основ классической хореографии. Использование элементов классической хореографии в композиции и танцевальных связках.
Раздел 3. Сценический костюм

Тема 3.1 Стилистика костюма.
Понятие композиции и стилистики костюма. Роль аксессуаров в сценическом костюме.
Раздел 4. Танцевальная деятельность

Тема 4.1 Композиция. Танец «Восточный шарм»
Закрепление материала на основе изучения танца высоко уровня сложности. Разложение танца на схему. Разучивание танца по частям (1,2,3,4 часть). Соединение разученных частей под счет, под музыку, с преподавателем, без преподавателя, индивидуально, в группе. Пояснение: это танец высоко уровня сложности, который танцуется фигурой «птичка» центром вглубь сцены. Движения выполняются в достаточно быстром темпе, под ритмичную музыку, все движения выполняются с сохранением фигуры «птичка» и зеркальным отображением действий друг 27
друга. В танце есть несколько перестроений, работа в парах Периодичность повторения движения – 4 счета.
Тема 4.2 Фольклорные стили восточного танца. Городские и деревенские

стили.

Саиди,

балади,

дабка,

шааби,

хагалла,

феллахи,

эскандарани,

нубия.
Изучение основных стилей фольклорного восточного танца (городские и деревенские стили), их характерные особенности музыки, исполнения, танцевальной лексики. Значение фольклорных стилей в современных танцевальных постановках. Похожие черты в танцах народов мира (на примере ливанской дабки и танцев народов Северного Кавказа России)
Тема 4.3 Использование аксессуаров в фольклорных стилях
Использование аксессуаров (трости, сагаты, мелайя) в фольклорных стилях. Отработка движений и небольших связок на примере стиля Саиди под счёт, с музыкой, в парах, группе и индивидуально.
Тема 4.4 Композиция. Танец «Саиди»
Закрепление материала на основе изучения танца среднего уровня сложности. Разложение танца на схему. Разучивание танца по частям (1,2,3,4 часть). Соединение разученных частей под счет, под музыку, с преподавателем, без преподавателя, индивидуально, в группе. Пояснение: Это фольклорный, деревенский танец народов Египта. Движения активные, выполняются в достаточно быстром темпе, под очень ритмичную музыку с использованием аксессуара – трости (или без неё). В танце есть несколько перестроений, работа в парах зеркально, смена солисток.
Тема

4.5

Классическая

восточная

постановка.

Композиция.

Танец

«Межансе»
28
Изучение принципов построения классической восточной постановки – Межансе. Состав египетского оркестра, звучание инструментов. Прослушивание и определение музыкальных тем на примере нескольких композиций. Закрепление материала на основе изучения танца среднего уровня сложности. Разложение танца на схему. Разучивание танца по частям. Соединение разученных частей под счет, под музыку, с преподавателем, без преподавателя, индивидуально, в группе. Пояснение: Танец под инструментальную музыку, со сменой ритмов и музыкальных тем. Основные фигуры танца – «птичка» и «круг». Несколько перестроений, смен рисунка, работа в парах, смена солисток.
Тема 4.6 Итоговое мероприятие. Отчётный концерт.
Концерт для родителей и друзей участниц объединения в актовом зале: демонстрация приобретенных навыков и умений, выученных танцев за год
19.Творческая мастерская

«Создание костюма для восточных танцев»
Творческая мастерская – это дополнительная форма работы с детьми. Костюмы для восточных танцев – это обширный пласт для самовыражения, творчества, развития. Костюмы требуют довольно продолжительной подготовки (изготовления), особого этического подхода в выборе фасона и отделки. Изготовление, пошив сценических костюмов – неотъемлемая часть подготовки танцевального номера. Костюм – это не только «одежда» танцора, это важная составляющая его образа. 29
Творческая мастерская представляет собой логичное продолжение и более подробное изучение темы «Сценический костюм» в программе «Восточный танец», направлена на решение задач: - подготовки костюмов к выступлениям; - обучение навыкам шитья и вышивки; - приобретение трудовых навыков.
20. Учебно-тематический план творческой мастерской

(1 занятие в неделю по 2 часа, всего 36 занятий, 72 часа в год)



п/п

Тематические блоки

Общее

Теория



часах)

Практи

ка (в

часах)
1.1 Вводное занятие. История возникновения и развития костюма для восточных танцев 1 1 - 1.2. Понятие композиции и стилистики костюма 1 1 - 1.3. Фурнитура и материалы 1 1 - 2.1. Основные приемы и техники вышивки 6 2 4 2.2 Создание костюма для группового танца: - разработка дизайна и подбор материалов; - изготовление браслетов на запястья и плечи; - изготовление пояса; - изготовление лифа (топа); - пошив юбки 2 6 10 11 6 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 1,5 5,5 9,5 10,5 5,5 30
2.3. Создание костюма для сольного выступления 14 1,5 12,5 2.4. Создание украшений и аксессуаров к костюмам 6 0,5 5,5 2.4 Использование нестандартной фурнитуры в изготовлении костюма 6 0,5 5,5 3.1. Итоговое мероприятие. Конкурсная программа «Мастерица». Дефиле 2 2 -
ИТОГО:

72 ч

12 ч

60 ч

21.

Методическое обеспечение программы
Название темы Форма занятий Приемы и методы организации учебно- воспитательн ого процесса Техническое оснащение Формы подведения итогов Использование аксессуаров в танцах Занятие Объяснение, рассказ. Наглядный метод -диски -муз.центр; иллюстрации; фотографии. Беседа Элементы классического экзерсиса Практическое занятие Объяснение, рассказ; Метод упражнения (показ педагогом, воспроизведе ние обучающимис я, тренировка) Диски; муз. центр Беседа; Анализ упражнений. Соединение простых Практическое Объяснение, рассказ; Диски; муз. Беседа; Анализ 31
элементов движений в отдельные связки занятие Метод упражнения центр упражнений. Сложные элементы восточного танца Практическое занятие Объяснение ; рассказ; Метод упражнения; Создание и исполнение танцевальных композиций Диски; муз.центр Беседа; Анализ упражнений; Защита творческого задания. Костюм как средство выражения настроения танца. История возникновения костюмов Востока Практическое занятие Объяснение; рассказ; Метод упражнения; Создание и исполнение танцевальных композиций Диски, муз.центр, аксессуары к танцу Беседа; Анализ упражнений; Защита творческого задания. 6.Классическая восточная постановка Практическое занятие Объяснение, рассказ; Метод упражнения; Создание и исполнение танцевальных композиций Диски, муз.центр, аксессуары к танцу Беседа; Анализ упражнений; Защита творческого задания. 7Конкурсно- игровая программа «Принцесса Востока» Игровая программа с конкурсами Объяснение; Показ педагогом движений и элементов Диски, муз.центр, аксессуары к танцам Защита творческого задания. 32
танца, воспроизведе ние обучающимис я. 8. Отчетный концерт. Репетиционная работа Практическое занятие Репетиция Диски, музцентр; аксессуары к танцу Анализ выполнения техники движений. Концерты, выступления, отчетные мероприятия. Фольклорные стили восточного танца. Многообразие стилей восточного танца. Городские и деревенские стили Игра- путешествие Беседа Беседа Рассказ; метод игры; Наглядный метод Рассказ; Наглядный метод Рассказ; Наглядный метод Иллюстрации фотографии Беседа Беседа Беседа Творческая мастерская Мастер-класс. Творческая мастерская Наглядный метод Иллюстрации фотографии Беседа. Защита творческого задания.
Видеоматериалы
1. Винитинский В., Восточные танцы; Берг Саунд, 59 мин., 2004. 2. Стейко О. Восточные танцы для детей Берг Саунд, 70мин., 2014 33
3. Хвалынский Г. Арабские танцы. Танец живота (DVD); Видеогурман, 2005
22.Список используемой литературы для педагога
1. Ар Сантем, Ар Зонго, АриСуфит. Искусство арабского танца. Учебное пособие.- М.: Институт Йога Гуру Ар Сантема, 1998. 2. Ар Сантем, АриСуфит. Ступени мастерства для практикующих преподавателей танца. Методическое пособие. - М.: ИЙГАС, 2004. 3. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – Москва, «ВАКО», – 2004 г. 4 . Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. - М.: Институт Практической Психологии , 1997. / Под редакцией Рузской А.Г. 5. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. - М.: Владос, – 2000. 6. Росанова О. В. Восточный танец. Секреты создания костюма. - М.: Издательство ФЕНИКС, 2006. 7. Черемнова Е. Танцетерапия: Танцевально-оздоровительные методики для детей. – М.: Феникс, 2008. 8. Борзов А. А. - Народно-сценический танец: Экзерсисы у станка. -М, 2008. 9. Брон Леонид - Самоучитель восточных танцев. -М, 2004. 10. Вихрева Н.А. - Классический танец для начинающих. -М, 2004. 11. Гусев Г. П. - Методика преподавания народного танца. Упражнения у станка. - М, 2002. 12.Колодницкий Г.А.- Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. - М, 1997. 13. Лавриненко Л.Б. - Арабские танцы. Самоучитель (Воплощенные мечты). -М, 2006. 34
14.Лопухов А.В., А.В. Ширяев, А.И. Бочаров - Основы характерного танца. - М, 2010. 15. Пинаева Е.А. - Детские образные танцы. Учебно-методическое пособие. -М, 2006. 16. Пуртова Т.В., А.Н. Беликова, О.В. Кветная - Учите детей танцевать. - И- во "Владос", 2004. 17.Ткаченко Т. С. - Народный танец. -М, 1954. 18. Уральская В.И. - Рождение танца. -М, 1982. 19. Цыганкова Рада, Школа восточного танца. - М, 2006
23.Список используемой литературы для детей и родителей.
1.Журнал «Ориенталь» (русский журнал о восточном танце). - №3.2005, №2.2005, №4.2006, №2.2010. 2.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Просвещение, 1991. 35


В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники