Автор: Горинова Елена Николаевна Должность: социальный педагог Учебное заведение: ГБУ СО "Балашовский центр социальной помощи семье и детям "Семья" Населённый пункт: г.Балашов, Саратовская область Наименование материала: конспект Тема: Волшебный лабиринт Раздел: начальное образование
Ведущий: Здравствуйте ребята и уважаемые взрослые. Я рада
приветствовать всех на нашем занятии, которое называется «Волшебный
лабиринт»
Ведущий: Ребята, сегодня к нам пришел необычный гость. А что это за гость
вы узнаете, если отгадаете загадку:
Это что за очень странный человечек деревянный?
На земле и под водой ищет ключик золотой,
Всюду нос сует он длинный
Кто же это?
Дети: Буратино.
Входит Буратино (грустный)
Ведущий: Здравствуй, Буратино, почему ты такой грустный?
Буратино: Вместо того, чтобы идти в школу, я отправился на прогулку, где
повстречал хитрых кота Базилио и лису Алису. Они забрали у меня
волшебный ключик и отдадут его только тогда, когда я выполню все задания
и отвечу на .вопросы. Ребята, я не знаю ответы, потому что не пошел в школу
и ничему не научился.
Ведущий: Ребята, давайте поможем Буратино справиться с заданиями и
преодолеть все препятствия.
Ведущий: Только как же нам узнать, что это за задания?
Буратино: Задания можно найти на станциях по пути в волшебный лес.
Ведущий: А, все понятно. Значит, нас всех ждет увлекательное путешествие.
Ну что, ребята, согласны взять Буратино с собой?
Ведущий: Присаживайся к нам, Буратино. Итак, в путешествие
С собой мы возьмем ценный багаж-багаж ваших знаний, умений и навыков. Я
надеюсь, что вы проявите находчивость и смекалку. Ну что, ребята, готовы?
Тогда в путь.
Ведущий: И так, наша первая остановка «Животный мир». Ребята, а вы
загадки про животных знаете? Давайте с вами попробуем их отгадать. Я
читаю
вам
загадку,
вы
находите
отгадку
и
выкладываете
в
той
последовательности,
в
какой
читаю
я.
Если
отгадаете
верно,
то
у
каждого получится определенная группа животных.
Гладишь - ласкается,
Дразнишь – кусается.
(Собака )
Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мёд,
Ну-ка, кто же назовет?
(Медведь)
Глазищи, усищи, хвостище,
А моется всех чище.
(Кошка )
Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки не одной.
(Ёж)
Хвост крючком, нос
пятачком
(Свинья)
Зверька узнали мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубе серенькой зимой,
А в рыжей шубке — летом.
(Белка)
Пашет землю трактор без
колес
Для него горючее- овес.
(Конь)
Рыжая плутовка
Хитрая да ловкая
В сарай попала
Кур пересчитала. (Лиса)
Когда плывет прекрасен,
Когда шипит- опасен
(Гусь)
Дружбу водит лишь с лисой
Этот зверь сердитый, злой.
Он зубами щелк да щелк,
Очень страшный, серый….
(Волк)
Ведущий: Молодцы, ребята, на какие группы делятся животные?
Дети: Дикие и домашние.
Ведущий: А чем отличаются дикие животные от домашних?
Дети: Дикие живут в лесах и заготавливают себе пищу, а домашние живут у
человека и он заботится о них.
Ведущий: Да, конечно, рядом с нами живут интересные животные и для
общения друг с другом животные издают различные звуки.
А сейчас давайте послушаем голоса животных и попытаемся отгадать, кому
они принадлежат?
Крик петуха
Хрюканье свиньи
Ржанье лошади.
Кваканье лягушки
Крики курицы
Ведущий: Животные населяют весь земной шар. Они живут в разных
уголках нашей планеты. Людям известно уже более 2 миллионов разных
видов животных. Они различаются по форме, по окраске.
Ведущий: Ребята, а сейчас я предлагаю вам расселить животных по местам
их обитания:
1.
Животные, которые живут в жарких странах
2.
Животные, которые живут на севере.
Ведущий: Давайте проверим, что же у вас получилось.
Ведущий: А сейчас я предлагаю вам познакомиться с животными гигантами.
Жираф – самое высокое животное на земле. Его рост достигает до 6 метров, а
вес до 1000кг. Обитает в саванне. Шерсть окрашена в желто-коричневый
цвет, но рисунки у каждого жирафа могут отличаться. Продолжительность
жизни составляет 20-26лет.
Ведущий : Ребята, как вы думаете, для чего жирафу такая длинная шея?
Ведущий : Верно, так как жирафы питаются листьями деревьев, то благодаря
длинной шее они достают листья, до которых другие не дотягиваются. У
жирафов абсолютно черный язык. У животного, обратите внимание, очень
длинные ноги, длина каждого шага более 4 метров. Благодаря копытам,
жирафы отбиваются от хищников. Одним ударом ноги они могут проломить
череп льву. Жирафы могут мычать, кашлять, шипеть и похрюкивать.
Ведущий : О каком дальше животном мы будем говорить, вы догадаетесь
сами по опорным словам. Попробуйте на карточке найти слова, связанные с
этим животным. Будьте внимательны, слова могут располагаться слева
направо или сверху вниз.
Ведущий : Какие же слова у вас получились?
Дети : Бивни, хобот, уши, вода, душ.
Ведущий : Итак, о каком животном идет речь?
Дети : Слон.
Ведущий : Верно, слон.
2 слайд
Слон – очень крупное животное. Живут слоны в Африке. Продолжительность
жизни до 70 лет. Питается травой, корой деревьев, листьями и плодами.
Высота слона 4 метра, длина 7 метров, не считая хвоста и хобота. Весят
слоны 50тонн.
Ведущий : Ребята, зачем слону нужны такие длинные бивни?
Ведущий : Бивни –это очень большие зубы, которые продолжают расти всю
жизнь. Ими слоны выкапывают коренья. У слона очень длинный и гибкий
нос, как он называется?
Дети : Хобот.
Ведущий : Верно. Животное использует хобот для различных целей. Как вы
думаете, для каких?
1.
Если он переплывает реку, хобот может служить дыхательной трубкой.
2.
Когда становится жарко, хобот превращается в шланг (слоны поливают
себя водой)
3.
Хобот у слона – это его рука. С помощью хобота слон срывает с
деревьев листья, плоды и кладет их в рот.
4.
Хоботом он выкорчевывает деревья.
Ведущий : Ребята, а как вы думаете, для чего слонам такие огромные уши?
Ведущий : В жару, если слоны находятся далеко от водоема, уши они
используют как вентиляторы. (Звуки слона)
Ведущий : Ребята, посмотрите на наше следующее животное. Это кенгуру.
Слайд 3
Живет кенгуру в Австралии. Вырастает до 2ментров. Передвигается кенгуру
прыжками. Благодаря мощным задним лапам их прыжок в высоту может
составить более 3метров, а в длину целых 13м. Так как кенгуру
передвигается только на задних лапах, мощный хвост служит для равновесия.
На передних лапах у кенгуру нет шерсти и поэтому животное их часто
облизывает, чтобы охладить.
Ведущий : Ребята, почему кенгуру называют сумчатым животным?
Ведущий : Верно, потому, что у этих животных на животе есть сумка, в
которой кенгуру переносят своих детенышей.
Ведущий: А мы продолжаем наше путешествие. Наша следующая станция
называется «Лесная поляна»
Мы в лес шли, шли, на полянку пришли. На поляне растут грибы и ягоды.
Ребята, а вы знаете названия ягод? Вот сейчас мы и проверим. Я читаю вам
загадку, а вы даете мне ответ. Если ответили верно, на экране появляется
картинка.
Много темно-синих бус
Кто-то уронил на куст.
Их в лукошко собери-ка.
Эти бусины —... (черника)
Эти ягоды, все знают,
Нам лекарство заменяют.
Если вы больны ангиной,
Пейте на ночь чай с... (малиной)
Ягодку сорвать легко —
Ведь растет невысоко.
Под листочки загляни-ка —
Там созрела... (земляника)
Словно мелкий виноград,
Гроздья красные висят.
В сентябре их соберешь,
Витамины запасешь.
Средь валежника - смотри-ка! -
Что за ягодка? (Брусника)
Вкус у ягоды хорош,
Но сорви её, поди-ка:
Куст колючий будто ёж,
Вот и назван .... (Ежевикой)
Ведущий: Молодцы, ребята. А кто из вас был в лесу? Кто собирал грибы? А
на какие две группы делятся грибы?
Дети: Грибы делятся на съедобные и несъедобные.
Ведущий: Давайте, назовём съедобные и несъедобные грибы.
Дети:
Ведущий: Молодцы, ребята, вы хорошо знаете названия грибов. А почему
нельзя собирать несъедобные грибы?
Дети: Можно отравиться, потому что несъедобные грибы ядовиты.
Ведущий: А можно ли уничтожать несъедобные грибы?
Дети: Нет, потому, что ими лечатся дикие животные.
Ведущий: А сейчас я вам предлагаю собрать грибное лукошко. В одно
лукошко собрать съедобные грибы, в другое- несъедобные.
Ведущий: Давайте посмотрим, что же у вас получилось.
Физкультминутка
Ведущий: Мы продолжаем наше путешествие и наша следующая станция
«Пернатые друзья»
Ведущий: Птицы обитают рядом с нами. Они везде- над нами, вокруг нас.
Встретить их можно и в лесу, и на речке, и в горах. Птиц в природе очень
много. Только в России их насчитывается более 750 видов.
Ведущий: Ребята, вы слышали? Что это такое?
Ведущий: Верно, это птичий концерт. Птицы очень радуются весне, теплу,
солнцу. Посмотрите, сколько их прилетело к нам на праздник. Какие они
яркие, красивые. Вы знаете птиц? Тогда ответьте на мои вопросы:
1.
Какие птицы прилетают с юга первыми? (Грачи)
2.
Какую птицу называют лесным доктором? (Дятел)
3.
Какую птицу называют лесной кошкой? Почему? (Сова. Охотится
ночью)
4.
Какая птица самая болтливая? (Сорока)
Ведущий: А теперь давайте с вами посочиняем. Я называю вам слово, а вы
подбираете рифму, но ваше слово обязательно должно обозначать название
птицы:
Кораблик- (зяблик)
Макушка- (кукушка)
Капля- (цапля)
Париж- (чиж, стриж)
Птица- (синица)
Врач- (грач)
Корона- (ворона)
Гол- (щегол)
Палка- (галка)
Ведущий: Молодцы, справились с заданием. Следующий наш конкурс
«Угадай птицу»
Ведущий: Перед вами разрезанные карточки. Вам надо собрать и назвать
птицу. (Дятел, воробей, синица, грач, соловей, цапля, сорока, ласточка, аист)
Ведущий: а сейчас мы с вами поиграем в игру «Птички»
Играет музыка, птички бегают по кругу. По сигналу «цапля»- дети
останавливаются и стоят на одной ноге. По сигналу «ласточка»- делают
ласточку, по сигналу «воробей»- приседают. Тот, кто ошибается, выбывает.
Ведущий: Молодцы, ребята, мы продолжаем наше путешествие. Наша
следующая остановка «Цветочная поляна»
Цветы- это самый теплый и нежный подарок природы. Как радуют взор эти
яркие краски цветов, их очертания. Они и украшения, и лекарство, и
символы. С ними связаны традиции, обычаи, и даже множество легенд. Не
зря говорят «Цветы- улыбки природы»
Перед вами листы бумаги и детали цветов. Вам нужно сделать аппликацию и
сказать, какой цветок у вас получился.
(фиалка, одуванчик, тюльпан, ландыш)
Ландыш цветет с конца весны до середины лета. При сборе этих цветов
нужно быть осторожными, потому что ландыш ядовитое растение. Нельзя
собирать цветы и ягоды детям, необходимо мыть руки если потрогали
ландыш. Ландыш применяется как лекарственное растение при заболеваниях
сердца. Ландыши занесены в Красную Книгу.
Одуванчик растет на лесных опушках, лугах, полях. Одуванчик
лекарственное растение, оно содержит горькое молочко, которое попадая в
рот человека, вызывает выработку желудочного сока. Поэтому одуванчик
применяют для улучшения аппетита и пищеварения. Листья молодого
одуванчика люди употребляют в пищу для приготовления свежих салатов.
Подснежник- исчезающее растение, занесенное в Красную Книгу. Растет в
лесах и лугах. Подснежник ядовитое растение. Подснежники появляются,
когда еще лежит снег. Из под тающего снега в марте появляются первые
цветки, а отцветают с первым снегом. Спасаясь от мороза в холодную ночь,
может сгибать стебель и прятать цветок под снег.
Фиалка растет в лесах, лугах, полях и огородах. Распространенный вид
фиалок – анютины глазки.
Фиалка используется в народной медицине. Отвары из фиалки используются
как противовоспалительное средство при зубной боли, для лечения
простудных заболеваний, бронхите, при болях в горле. Занесена в Красную
Книгу.
Ведущий: Ребята, вы сейчас говорили, что растения занесены в Красную
Книгу. А как вы понимаете выражение Красная Книга?
Дети : Красная Книга- это перечень редких животных и растений,
находящихся на грани исчезновения и нуждающихся в помощи или уже
навсегда исчезнувших.
Красная Книга была создана в 1960 году Международным Союзом охраны
природы. Главный экземпляр находится в Швейцарии.
Страницы книги выполнены в следующих цветах (слайды):
Красный- исчезающие животные или растения.
Желтый- сохраняющиеся, но их численность быстро сокращается.
Синий- не находятся под угрозой вымирания, но встречаются очень редко.
Серый- неопределенные виды, мало изученные учеными.
Зеленый- удалось спасти в результате мер по их охране.
Черный- исчезнувшие животные, птицы, растения.
(слайды страниц)
Ведущий: Ребята, почему же Красную Книгу называют красной?
Дети : Красный цвет- цвет тревоги, опасности, это сигнал сос. Красная Книга
названа красной, чтобы привлечь внимание людей и остановить безумное
уничтожение животных, птиц и растений.
Ведущий: Ребята, мы с вами прошли все испытания. Ой, посмотрите, а вот и
золотой ключик!
Буратино: Спасибо, ребята, что вы помогли вернуть его мне.
Ведущий: Буратино, это не простой ключик. Это ключ к знаниям и я хочу
обратиться к тебе вот с такими словами.
Верю я, что ты свою мечту найдешь
И счастливым в этой жизни будешь,
Если по дороге разума пойдешь,
Много знаний ты себе добудешь!
Итог занятия.