Напоминание

Программа "Здоровья"


Автор: Болдырева Светлана Николаевна
Должность: руководитель физического воспитания
Учебное заведение: МБОУ Моисеево - Алабушская сош
Населённый пункт: село Моисеево-Алабушка Уваровского района Тамбовской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Программа "Здоровья"
Раздел: дополнительное образование





Назад





Утверждена: Согласована:

Директором школы Педагогический совет

______________________ ____________________________

«__» ___________ 20____ протокол № __ от «__» ____20__

ПРОГРАММА

«ЗДОРОВЬЕ»

Муниципального бюджетного общеобразовательного

учреждения Моисеево – Алабушской средней

общеобразовательной школы

с. Моисеево - Алабушки Уваровского района

Тамбовской область


Составитель: руководитель физического воспитания
2014 г.
Введение
Одним из ключевых направлений развития общего образования в проекте национальной образовательной инициативы «НАША НОВАЯ ШКОЛА» обозначено, что именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Многое здесь зависит от семейного воспитания, но учитывая, что дети проводят в школе значительную часть дня, заниматься их здоровьем, должны в том числе и педагоги. Как уже отмечалось, при установлении требований к условиям реализации образовательных программ большее внимание необходимо уделить качественной организации сбалансированного горячего питания, медицинского обслуживания и спортивных занятий школьников. Своевременная диспансеризация, реализация профилактических программ, организация внеурочных спортивных мероприятий, обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни в значительной степени влияют на улучшение здоровья школьников. Однако еще более важен переход от одинаковых для всех требований к состоянию здоровья и, соответственно, одинаковых для всех обязательных занятий к индивидуальному мониторингу и программам развития здоровья школьников. Это, в свою очередь, предполагает создание таких образовательных программ, которые адекватно возрасту учащихся вызывают заинтересованное отношение к учебе. Практика индивидуального обучения, изучение предметов по выбору, общее снижение аудиторной нагрузки в форме классических учебных занятий – все это также позитивно сказывается на здоровье школьников. Вопрос заботы о здоровье учащихся требует не только решений, вызванных охранительной позицией взрослых по отношению к детскому здоровью. Гораздо важнее пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье, основанное на их заинтересованности в учебе, в выборе учебных курсов, адекватных собственным интересам и склонностям. Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь становится важнейшим условием формирования здорового образа жизни. Современная школа и среда дает ряд моментов, отрицательно влияющих на здоровье школьников. К их числу относятся: 1. Факторы внутришкольной среды: несоблюдение санитарно-гигиенических норм, состояние воздушной среды, светового режима 2. Организация питания детей в школе: малое количество питающихся; узкий ассортимент блюд, несбалансированность питания. 3. Условия физического воспитания: низкая двигательная активность школьников; недостаточная роль физической культуры в режиме дня школьников. 4. Неправильная организация учебно-воспитательного процесса: составление расписания занятий без учета санитарно-гигиенических норм; несоблюдение разноуровневого обучения; усложнение материала при сохранении старых методов обучения и технологий; увеличение в общем объеме учебной нагрузки доли домашних работ. Поэтому перед школой стоит задача исключить отрицательные факторы, влияющие на состояние здоровья школьников. Это невозможно без четкой системы управления и школе, касающейся вопроса здоровья и здорового образа жизни. 2

Информационная справка о школе, состоянии здоровья учащихся
Общая численность учащихся школы составляет 176 чел. Начальная школа −38 чел. Основная школа — 119 чел. Средняя школа — 19 чел. Школа состоит из классов трех ступеней: I ступень (1 −4 кл.) - 4 класса — комплекта; II ступень (5–9 кл.) — 6 классов — комплектов; III ступень(10-11кл.) —2 класса-комплекта. Всего в школе 12 классов-комплектов. Школа работает в режиме шестидневной рабочей недели. Учащиеся школы обучаются в одну смену. Уроки ведутся продолжительностью 45 минут с 9.00 по 14.55. За здоровьем учащихся наблюдает школьная медсестра. В школе имеются спортивный зал, спортивная площадка. Организовано горячее питание в школьной столовой на 50 посадочных мест. Горячее питание получают 95% обучающихся. Основные сведения о состоянии здоровья учащихся школы медсестра получает в результате массовых медицинских осмотров детей. В обследовании школьников принимают участие все специалисты детской поликлиники МЦРБ. Особое внимание уделяется детям, состоящим на диспансерном учете, отнесенным в прошлом году к специальной и подготовительной медицинским группам для занятий физкультурой в школе, а также переболевших в истекшем учебном голу или летом каким-либо серьезным заболеванием. Точные данные о здоровье учащихся школы педагоги школы получают при учете совокупности результатов ежегодных медицинских осмотров и анализе причин, из-за которых школьники в течение года обращаются за медицинской помощью. Педагогические работники школы имеют возможность оценивать заболеваемость по обращаемости учащихся на основе медицинских справок, которые дети приносят после выздоровления. Все медицинские справки регулярно передаются в медицинский пункт. Сведения о заболеваемости также используются медработниками школы для повседневного индивидуального контроля: выделение' новых случаев заболеваний, обострений уже имеющихся, выделение и школьном коллективе часто болеющих. Наблюдение за состоянием здоровья учащихся представлены в следующих таблицах:
Таблица № 1 Уровень хронических заболеваний

Заболевания

2011-2012

2012-2013

2013-2014

Желудочно-кишечного тракта

7

5,5%

3

2,7%

4

3,7%
3

Понижение зрения

1

0,8%

3

2,7%

2

1,8%

Сердечно-сосудистые

1

0,9%

1

0,9%

1

0,9%

Заболевания щитовидной железы

14

11%

20

17,7%

26

24%

Таблица № 2 Показатели физического развития
. Год осмот ра Осмот рено Физкультурная группа Физическое развитие Группа здоровья Основ ная Подго тови- тельн ая Специ альна я Осво- божде но Сред- нее Выше средн Ниже средн его 1 2 3 4 2012 128 80 63% 42 32,2% 5 4% 1 0,8% 126 98,4% 1 0,7% - 37 28,9 % 62 48,4% 28 21,8% 1 0,8% 2013 113 85 75,2% 23 20,3% 3 2,7 % 2 1,8% 110 97,3% 3 2,7 6% - 39 34,5% 47 41,6% 27 23,8% - 2014 164 97 80,5% 27 15,7% 12 1,8 %
2
1,8 102 94% 2 1,9 - 35 32,4% 58 53,7% 15 13,9%
-
4 К основной физкультурной группе относятся школьники, не имеющие отклонений в состоянии здоровья и физическом развитии, а также учащиеся с незначительными (чаще функциональными) отклонениями, но не отстающие от сверстников и физическом развитии и физической подготовленности. Их количество в школе за последние четыре года практически составляет 77–80% от общего количества учащихся. К подготовительной физкультурной группе относятся школьники, имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья и физическом развитии с недостаточной степенью 4
подготовленности, по без существенных функциональных отклонений в состоянии здоровья и физическом развитии с недостаточной степенью физический подготовленности. К специальной медицинской группе относятся учащиеся со значительными отклонениями в состоянии здоровья и физическом развитии постоянного или временного характера, не мешающими выполнению обычной учебной работы в школе, но являющимися противопоказанием к занятиям физической культурой по школьной программе. В этой группе за четыре последних учебных года снижение практически не наблюдалось и осталось на прежнем уровне. По группам здоровья дети распределяются следующим образом: К I группе относятся здоровые (не имеющие хронических заболеваний, с соответствующим возрасту физическим и психическим развитием, редко болеющие, с хорошим функциональным состоянием организма) Ко II группе относятся здоровые с морфофункциональными отклонениями (дети, у которых также отсутствуют хронические заболевания, по имеющие отклонения в физическом развитии, с нарушением осанки, близорукостью слабой степени, часто болеющие). К III группе относятся дети с хроническими заболеваниями Эти регулярные исследования дают возможность иметь четкое представление о состоянии здоровья школьников. Это позволяет педагогическому коллективу о суще ствлять дифференцированный контроль за детьми здоровыми и с отклонениями в состоянии здоровья.
Проблемный анализ состояния здоровья учащихся школы.
Здоровье детей школьного возраста вызывает в последствие годы тревогу, потому что характер отклонений в состоянии здоровья современных школьников зависит от многих факторов. Коренные изменения образа жизни населения, обусловленные научно-техническим прогрессом, имеют не только положительные, но и отрицательные моменты. Особого внимания заслуживает соблюдение режима дня школьниками, ослабленными различными хроническими заболеваниями. Здесь большую роль играет семья, которая организует режим по — своему, что зависит от жилищно - бытовых условий и степени занятости детей. Одно из ведущих мест в структуре заболеваемости школьников всех возрастов занимают понижение зрения и заболевания опорно-двигательного аппарата. Среднестатистические данные детей страдающих пониженным зрением составляют в начальных классах — около 2%, в старших классах –до 2,6%. Причины развития близорукости еще недостаточно выяснены. Но учителям необходимо обращать внимание на освещенность рабочих мест школьников, учебную нагрузку, правильную посадку за столом. Педагогический коллектив ведет большую разъяснительную работу среди родителей по вопросу создания благоприятных условий для подготовки к урокам. Снижение зрения по школе составляет в пределах от 1 до 2%. Количество детей с нарушением осанки возрастает до 11-12 лег, а затем уменьшается в связи с укреплением костно-мышечной системы и регулярными занятиями физической культурой. По среднестатистическим данным те или иные нарушения осанки к 7 классу достигают 5,1%. По школе – 18,8% учащихся . Для предупреждения нарушения осанки у школьников нужно соблюдать все гигиенические требования к режиму дня, подбирать по росту учебную мебель, терпеливо устранять из жизни детей привычки, способствующие нарушению осанки. 5
Заболеваниями органов пищеварения страдают в среднем по школе от 1 до 5 % детей Заболевания органов пищеварения появляются чаще всего у детей в так называемых неблагополучных семьях, где родители злоупотребляют спиртными напитками. где бывают частые скандалы. Большую роль в формировании такой патологии играют нарушение режима питания, недостаточный отдых, нарушения сна. Такие дети часто обращаются с жалобами на боли в животе, тошноту, снижение аппетита. Они нуждаются в более чутком и внимательном отношении и должны тщательно осматриваться врачом и при необходимости направляться на консультацию к гастроэнтерологу. Большим остается процент детей с заболеванием щитовидной железы и в 2009 −2010 учебном году он составляет 14,4%., что требует особого контроля за данной категорией учащихся как со стороны школы, семьи, так и со стороны медицинских работников. Особое место занимает заболеваемость учащихся в период их адаптации к школе, когда организм ребенка вынужден приспосабливаться к новым для него условиям обучения и воспитания. Педагоги школы проводят мероприятия, направленные на ослабление отрицательного влияния адаптационного периода, повышение сопротивляемости организма в условиях школы.
В ы в од .
Результаты работы педагогического коллектива по целевой комплексной программе
«Здоровье»
с 2011 по 2014 год показывают, что есть существенные сдвиги в работе по обеспечению здоровья школьников и привития им навыков здорового образа жизни. Несмотря на то, что процент детей имеющие хронические заболевания достаточно высок, он тем не менее ниже средне статического по району. Оздоровлению учащихся способствуют меры оздоровительных мероприятий, проводимых в школе. Каждый классный руководитель ведет журнал «Здоровья» , благодаря которому эффективно проводит работу по оздоровлению учащихся своего класса. Школа за последние 5 лет занимает призовые места в районной спартакиаде школьников. На основании анализа реализации программы необходимо направить усилия педагогического коллектива на решение следующих проблем: 1. Имеет место недостаточное участие родителей в деятельности по формированию здоровья и здорового образа жизни 2. Недостаточная материально-техническая база в базовой школе 6

I.

Общие положения Программы
Изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую актуальность. Следовательно, в вопросах оздоровления детей рука об руку должны идти медики, педагоги, психологи, социальные педагоги и другие специалисты. Здоровье подрастающего человека – это проблема не только социальная, но и нравственная. Ребенок сам должен уметь быть не только здоровым, но и воспитывать в будущем здоровых детей. Приобщение школьников к проблеме сохранения своего здоровья это, прежде всего процесс социализации – воспитания. Школа же сегодня должна и может стать важнейшим звеном социализации подрастающего поколения. Через школу проходит все население, и на данном этапе социализации личности формируется как индивидуальное здоровье, так и здоровье всего общества . Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся сформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:  социальные, экономические и экологические условия;  факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения; Наиболее эффективным путём формирования ценности здорового образа жизни является направляемая и организуемая взрослыми (учителем, воспитателем, психологом, взрослыми в семье) самостоятельная работа, способствующая активной и успешной социализации ребёнка в образовательном учреждении, развивающая способность понимать своё состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены. Однако только знание основ здорового образа жизни не обеспечивает и не гарантирует их использования, если это не становится необходимым условием ежедневной жизни ребёнка в семье и образовательном учреждении. При выборе стратегии воспитания культуры здоровья в школьном возрасте необходимо, учитывая психологические и психофизиологические характеристики возраста, опираться на зону актуального развития, исходя из того, что формирование здорового и безопасного образа жизни — необходимый и обязательный компонент здоровьесберегающей работы образовательного учреждения. Это требует соответствующей здоровьесберегающей организации всей жизни образовательного учреждения: создание благоприятного психологического климата, обеспечение рациональной организации учебного процесса, эффективной физкультурно-оздоровительной работы, рационального питания, реализация дополнительных образовательных программ в сфере 7
сохранения и укрепления здоровья обучающихся, профилактика употребления психоактивных веществ несовершеннолетними и т.д. Одним из компонентов формирования культуры здоровья и безопасного образа жизни является просветительская работа с родителями (законными представителями) обучающихся, привлечение родителей к совместной работе в рамках этой Программы. Нормативно-правовой и документальной основой Программы являются:  Закон Российской Федерации «Об образовании»;  Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка»;  Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;  СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно- воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002);  Устав общеобразовательного учреждения;  Локальные нормативные акты общеобразовательного учреждения. Разработка Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, а также организация всей работы по её реализации должна строиться на основе научной обоснованности, последовательности, возрастной и социокультур ной адекватности, информационной безопасности и практической целесообразности.
II.

Цели и задачи Программы

Цель:
обеспечение полноценного развития обучающихся для формирования психически здорового, социально-адаптированного, физически развитого человека, обладающего ценностным отношением к своему здоровью, имеющего привычку к активному образу жизни и регулярным занятиям физической культурой.
Задачи Программы:
 сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;  создание службы медико-психолого-социально-педагогического (МСПП) сопровождения обучающихся;  разработать технологии МСПП сопровождения обучающихся;  дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.),  укрепление материально-технической базы школы, приведения условий обучения в полное соответствие с санитарно-гигиеническими нормами;  организация спортивно-оздоровительной работы;  повышение квалификации педагогов по вопросу сохранения здоровья детей и формирования здорового образа жизни; 8
 внедрение современных здоровьесберегающих технологий;  осуществление медико-физиологического и психолого-педагогического мониторинга состояния здоровья обучающихся, создание информационного банка “Состояние здоровья учащихся”.
III.

Этапы реализации Программы, направления деятельности
Этапы работы Программы образовательного учреждения по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни: Первый этап — анализ состояния и планирование работы образовательного учреждения по данному направлению: o организации режима дня детей, их нагрузкам, питанию, физкультурно-оздоровительной работе, сформированности элементарных навыков гигиены, рационального питания и профилактике вредных привычек; o организации просветительской работы образовательного учреждения с учащимися и родителями (законными представителями); o выделению приоритетов в работе образовательного учреждения с учётом результатов проведённого анализа, а так же возрастных особенностей обучающихся на ступени начального общего образования. Второй этап — организация просветительской работы образовательного учреждения. 1. Просветительско-воспитательная работа с обучающимися, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, включает: o внедрение в систему работы образовательного учреждения дополнительных образовательных программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, которые должны носить модульный характер, реализовываться во внеурочной деятельности либо включаться в учебный процесс; o лекции, беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактики вредных привычек; o проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и других активных мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни; o создание в школе общественного совета по здоровью, включающего представителей администрации, учащихся старших классов, родителей (законных представителей). 2. Просветительская и методическая работа с педагогами, специалистами и родителями (законными представителями), направленная на повышение квалификации работников образовательного учреждения и повышение уровня знаний родителей (законных представителей) по проблемам охраны и укрепления здоровья детей, включает: o проведение соответствующих лекций, семинаров, круглых столов и т. п.; 9
o приобретение для педагогов, специалистов и родителей (законных представителей) необходимой научно-методической литературы; o привлечение педагогов и родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований. Методы и методики, используемые при реализации программы: лекционные занятия, индивидуальные и групповые консультации, тесты и анкетирования, диспуты, родительские лектории, ролевые игры, рефераты, проекты, образовательные программы, выпуск газет, экскурсии, конкурсы, спортивные мероприятия. Здоровьесберегающая инфраструктура школы: -содержание здания школы в чистоте (влажная уборка – дважды в сутки) - два спортивных зала (для спортивных игр и гимнастический); - спортивное оборудование и инвентарь (подробно в приложении); - спортивные площадки: для игры в футбол, для игры в минифутбол, для игры в волейбол; - хоккейная коробка; - гимнастический городок - игровая площадка для учащихся начальной школы; - зона пассивного отдыха; - медицинский кабинет; - школьная столовая (рассчитана на 60 посадочных мест, где организовано двухразовое горячее питание). Квалифицированный персонал: - учителя физической культуры; - руководитель физ.воспитания; - психолог; - медицинская сестра; - организатор воспитательной работы; - старшая вожатая; - педагоги дополнительного образования.
Направления педагогической деятельности в формировании здоровья учащихся:
- формирование ценностного отношения к здоровью всех участников процесса; - внедрение традиций, пропагандирующих и способствующих ЗОЖ; - организация здоровьесберегающего образовательного процесса и учебно-воспитательная работа; 10
- инструктивно – методическая работа с обучающимися, родителями, учителями; - формирование валеологической культуры педагогов, учащихся и их родителей; - отслеживание параметров здоровья всех участников педагогического процесса; - профилактика и коррекция социально вредных привычек; - профилактика и коррекция здоровья; - социально-педагогическая поддержка детей-инвалидов. Сроки реализации программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
(2014 – 2020 гг.)

Основные

направления

программы
1. Создание современных условий, обеспечивающих сохранение здоровья обучающихся 2. Формирование установок на ведение здорового образа жизни 3. Организация сбалансированного и качественного питания в общеобразовательных учреждениях и формирование культуры питания у детей и подростков 4. Организация физкультурно-оздоровительной работы и развитие физической культуры 5. Профилактика социально значимых заболеваний и употребления психоактивных веществ несовершеннолетними в образовательных учреждениях 6. Участие педагогических работников, обучающихся в инновационных проектах и программах 7. Рационализация учебной и внеучебной деятельности обучающихся 8. Реализация дополнительных образовательных программ в сфере сохранения и укрепления здоровья обучающихся 9. Организация просветительской работы с родителями (законными представителями) обучающихся 10. Профилактика травматизма и обеспечение безопасности при работе с компьютером и в Интернете. 11. Внедрение технологий здоровьесбережения и обеспечение медико-социально-психолого- педагогического сопровождения 11

Мероприятия Программы



п/п

МЕРОПРИЯТИЕ

Сроки

реализации

Ответственный

Результаты

здоровьесберегающей

деятельности
1. Создание современных условий, обеспечивающих сохранение здоровья обучающихся 1.1. Осуществление контроля за соблюдением норм СанПиНа; - поддерживание санитарно- гигиенического режима в школе (световой и тепловой режим, проветривание, соответствие мебели, состояние окон); - эстетическое оформление интерьера класса, школы (разведение цветов); -своевременный ремонт здания и оборудования; - регулярная корректировка инструкций по ТБ, -работа по благоустройству территории и помещений школы. -организация летнего отдыха, труда и занятости школьников и оздоровительная программа с детьми в летний период. 2014-2020 постоянно Руководитель школы Администрация Поддержание в школе и на территории школы надлежащих санитарно- гигиенических условий Организация и работа оздоровительного пришкольного лагеря и экскурсии. 1.2. Проведение экспертной оценки хода реализации инновационных педагогических технологий Проведение уроков по здоровье - сберегающим технологиям 2014-2020 Зам. директора по учебно- методической работе Зам по ВР 1.3. Развитие материально- технической базы школы: -оборудование медицинского кабинета (улучшения качества медицинского обслуживания); -установка нестандартных спортивных сооружений; -пополнение спортивного оборудования; -приобретение посуды в столовую; -приобретение учебно- методической литературы. 2014-2020 Руководитель школы Администрация Использование оборудования по назначению 2. Формирование установок на ведение здорового образа жизни 2.1. Обновление банка данных о заболевании учеников. Диспансеризация учащихся школы. Постоянно Медсестра Анализ заболеваний и их динамика. Достижение школьниками 12
Анализ посещаемости и пропусков занятий по болезни. Оформление листков здоровья в классных журналах, и комплектация на их основе физкультурных групп. Анализ случаев травматизма в школе. Классные руководители Зам по ВР допустимого уровня состояния здоровья 2.2. Работа с родителями: 1. консультация родителей по вопросам охраны здоровья детей 2. заседания родительского комитета по вопросам детского питания 3. родительские собрания В течение года Классные руководители Подавать личный пример, Научить соблюдению режима дня. Прививать любовь к спорту, подвижным играм на воздухе. Обеспечить закаливание детей, их отдых и питание. Научить наперед видеть опасность. 2.3. Работа с учащимися: 1. Знаете ли вы себя? 2. Гигиена тела 3. Правильное питание. 4. Закаливание В течение года Классные руководители Формирование у школьников осознанного отношения к своему здоровью 2.4. Организация туристических походов и экскурсий Поездки в бассейн «Салют» в р.п. Мучкапский Уваровского р- на В течение года Классные руководители Ст.вожатая Завуч по ВР Закаливание: солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья. 2.5. Класс Здоровья В течение года психолог Работа по программам «Волна», «Экватор» 3. Организация сбалансированного и качественного питания в общеобразовательных учреждениях и формирование культуры питания у детей и подростков 3.1. Организация двух (трех) разового горячего питания школьников. Систематическая работа по увеличению числа питающихся детей в школьной столовой: -классные часы, конкурсы рисунков, анкетирование по вопросам культуры питания, здоровой пищи. -классные родительские собрания «Правильное питание» с приглашением повара и врача. 2014-2020 Руководитель школы Администрация Медсестра Родительский комитет Учителя Обеспечение учащихся и педагогов горячим питанием 3.2. Следить за обеспечением школьной столовой йодированной солью, и пищевыми продуктами 2014-2020 Медсестра Родительский комитет Правильное питание и чистота – залог здоровья 13
обогащёнными витаминами. Следить за санитарно гигиеническим состоянием столовой, кухней, оборудованием. Постоянно Директор школы 3.3 Контроль за качеством питания и питьевым режимом Постоянно Медсестра Обеспечение детей качественными продуктами. 4. Организация физкультурно-оздоровительной работы и развитие физической культуры 4.1. - До начала занятий – музыкальная гимнастика с танцевальными движениями (1-4 кл); - Проведение физкультминуток и физкультпауз на уроках для профилактики утомления, нарушения осанки, зрения; - Подвижные перемены, - Динамический (спортивный) час в группе продленного дня; - Увеличение уроков физкультуры (3 ч. в неделю); - Организация на уроках физической культуры полноценной работы с учащимися всех групп здоровья; - Спортивные секции и клубы: «Игра в баскетбол», ОФП, «ЮИД», хоккейный клуб «ОЛИМП» (с 1981 года) В течение года Ст. вожатая Руководитель физ.воспитания Создание условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха. Формирование у школьников осознанного отношения к своему здоровью и физической культуре 4.2. Совершенствование форм и методов физического воспитания обучающихся образовательных учреждений: -общешкольная спартакиада на приз «Кубок Здоровья». «Здоровье в порядке – спасибо зарядке», «Самый спортивный класс», «Готовимся в разведчики», туристический слет, «Школа безопасности» и т.д. (работа по отдельному плану, см. приложение) В течение года Зам.по ВР Ст.вожатая Руководитель физвоспитания 4.3. Мероприятия и классные часы на темы: Знаете ли вы себя? «Я» глазами других. Ценности личности Как превратить недостатки в достоинства? Гигиена тела, одежды и обуви. В течение года Классные руководители Формирование у школьников осознанного отношения к своему здоровью 14
Правильное дыхание. Здоровье и вредные привычки. 4.4. Полноценная и эффективная работу с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т. п.); Зам. по ВР Руководитель физвоспитания, учитель физкультуры, ст.вожатая Снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха. 4.5. К о м п л е к с м е р о п р и я т и й п о с в я щ е н н ы х 7 0 л е т и ю Победы! Сентябрь 2014- май 2015 Зам. по ВР Руководитель физвоспитания, ст.вожатая Пропаганда через российский спорт здорового образа жизни 4.6. Спортивные мероприятия Каждый год Руководитель физвоспитания Патриотическое воспитание школьников Знания истории Олимпийского движения и т.д. 4.7. Летняя оздоровительная программа Май июнь Зам по УВ работе Работа лагеря дневного пребывания 4.8. Дни Здоровья Ежемесячно Зам. по ВР Общешкольные мероприятия с участием учащихся и педагогов 4.9. Проведение экологического месячника по очистке школьной территории и озеленение. Май Коллектив школы Работа трудовых отрядов 4.10. Проведение подвижных школьных перемен В течение года Руководитель физвоспитания, учитель физкультуры, ст.вожатая Актив ДО Создание условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха. 5. Профилактика социально значимых заболеваний и употребления психоактивных веществ несовершеннолетними в образовательных учреждениях 5.1. Пподпрограммы по профилактики употребления ПАВ «СТАЛКЕР» (табакокурения, наркомании, и токсикомании); - организация физкультурно- спортивной работы среди детей по месту жительства: (соревнования по футболу, баскетболу, пионерболу). -содействие сохранению и развитию сети спортивных секций и увеличение количества занимающихся в них детей. В течение года Зам. по ВР Руководитель физ.воспитания учитель физкультуры ст.вожатая библиотекарь Выработка форм поведения, помогающих избежать опасностей для жизни и здоровья. Ведение здорового образа жизни. 5.2. Проведение тематических классных часов и бесед: О культуре питания О вреде дурных привычек Путешествие в мир Здоровья Постоянно Классные руководители Пропаганда здорового образа жизни. 15
Основные принципы закаливания 5.3. Проведение школьных акций и выпуск газет и буклетов: «Мы вбираем ЖИЗНЬ!» «СПОРТ – альтернатива пагубным привычкам» 1-2 четверть Зам.по ВР Ст.вожатая Руководитель физвоспитания Активное участие учащихся и учителей в пропаганде ЗОЖ 5.4. Встречи с медицинскими работниками и работниками по делам с несовершеннолетними детьми. По плану в течение года Зам.по ВР Ст.вожатая Тематические классные часы и встречи со специалистами в вопросах о вреде курения, употребления спиртосодержащих продукций, наркотических и психотропных средств. 6. Участие педагогических работников, обучающихся в инновационных проектах и программах 6.1. Разработать образовательные программы по сохранению и укреплению здоровья учащихся 2014-15 гг Рыбина Н.В. заместитель директора по учебно- методической работе учителя предметники Создание благоприятной образовательной среды, способствующей сохранению здоровья, воспитанию и развитию личности 6.2. Участие учителей в создании проекта «Школа – территория здоровья» 2014 -15 Администрация 6.3. Работа обучающихся над проектами на темы: «Здоровый образ жизни» и «Как вредят пагубные привычки на здоровье каждого и окружающих» 2016 Учителя предметники, Классные руководители Создание банка презентаций, пропагандирующих ЗОЖ 6.4. Работа над проектом: «Оптимизация физического воспитания как ведущий фактор формирования здорового образа жизни и повышения мотивации к занятиям физической культурой». 2017 Учитель физкультуры И.Н. Кудрявцев Данный проект направлен на необходимый поиск расширения мотивационной базы, т.е. обращение к новым ещё не использованным источникам мотивации 7. Рационализация учебной и внеучебной деятельности обучающихся 7.1. Организация летнего активного отдыха детей: -оздоровление детей через лагеря с дневным пребыванием (пришкольный лагерь) 2014-2020 в течение года Зам.по ВР Ст.вожатая Руководитель физвоспитания Эффективность учебного процесса, снижение при этом чрезмерного функционального напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха. 7.2. Организация работы спортзала с максимальным охватом детей во внеурочное время: Подвижные игры Спортивный час в режиме работы ГПД в течение года Зам.по ВР Ст.Вожатая Руководитель физвоспитания Учитель физкультуры Воспитатель ГПД 16
7.3. Организация и проведение олимпиад, спортивных праздников и состязаний для школьников с участием педагогов и родителей обучающихся. в течение года Зам по ВР Зам по УВР Вожатая Руководитель физвоспитания 7.4. Учитывать требования к организации и объёму учебной нагрузки В течение года Зам. директора по УВР Создание условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха 8. Реализация дополнительных образовательных программ в сфере сохранения и укрепления здоровья обучающихся 8.1. Разработать образовательные программы по сохранению и укреплению здоровья учащихся 2011-2013 Зам. Директора по учебно- методической работе учителя предметники Создание благоприятной среды, способствующей сохранению здоровья, воспитанию и развитию личности 8.2. Организация работы спортивных секций и кружков, создание условий для их эффективного функционирования Зам. Директора по воспитательной работе Ст. вожатая 8.3. Продолжение работы кружка «Игра в баскетбол» В течение года Учитель физкультуры Интерес к баскетболу, увлечение спортом 8.4. Реализация программ ДО Каждый год Учителя предметники Занятость во внеурочное время Реализация программы: «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ – ПУТЬ К ДОЛГОЛЕТИЮ» Возраст детей: 12-13 лет Срок реализации: 1 год Каждый год Учитель природоведения и химии Сформировать у школьников представление об ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих. 9. Организация просветительской работы с родителями (законными представителями) обучающихся 9.1. Обсуждение вопросов здоровьесбережения на родительских собраниях 2015-2020 Администрация Классные руководители П о д а в а т ь л и ч н ы й пример. Научить соблюдению режима дня. Прививать любовь к с п о р т у, п о д в и ж н ы м играм на воздухе. Обеспечить закаливание д е т е й , и х о т д ы х и питание. Научить наперед видеть опасность. 9.2. Привлечение родителей к проведению воспитательных мероприятий по проблемам здоровьесберегающей деятельности в школе, создание ком и т е т а д л я п ом о щ и в проведении и участии в оревнованиях. В течение года Администрация Классные руководители 9.3. Консультация родителей по вопросам охраны здоровья детей В течение года Медсестра Классные руководители 9.4. Заседания родительского комитета по вопросам детского питания В течение года Администрация 9.5. Приобретение для родителей н е о б х о д и м о й н а у ч н о - методической литературы по здоровому образу жизни В течение года Библиотекарь Классные руководители 17
10. Профилактика травматизма и обеспечение безопасности при работе с компьютером и в Интернете. 10.1 Издание приказов: - об охране жизни и здоровья школьников; - о назначении лиц ответственных за соблюдением плавил техники безопасности Сентябрь Директор школы Администрация Учителя предметники Кл. руководители Безопасность и охрана труда 10.2 Занятия по правилам дорожного движения с учащимися 1-11 классов В течение года Учитель ОБЖ и клуб «ЮИД» (юные инспектора дорожного движения) Кл. руководители Знай и помни правила дорожного движения 10.3. Инструктаж работников школы и учащихся по правилам техники безопасности (анти- террор, п ож а р н а я б е з о п а с н о с т ь , паводки, перевозки детей на школьном автобусе и т.д.) Сентябрь В течение года Директор школы Ведение журналов по ТБ 10.4. С т а т и с т и к а с л у ч а е в травматизма в школе В течение года Медсестра Зам директоры Анализ данных 10.5. Положение за компьютером Постоянно .В наше время, когда проблемы безопасности работы за компьютером стоят как нельзя остро, появляется множество различных стандартов на экологическую безопасность оборудования персонального компьютера. Чтобы работа была комфортной и безопасной необходимо позаботиться об аппаратном оборудовании компьютера. Постоянно Учителя информатики Учителя предметники 11. Внедрение технологий здоровьесбережения и обеспечение медико-социально- психолого-педагогического (МСПП) сопровождения 11.1 Создание службы МПСП сопровождения обучающихся 2015 Администрация Медик психолог педагоги 11.2 М о н и т о р и н г д и н а м и к и психофизического развития учащихся Каждый год Медработник Организация мониторинга состояния здоровья школьников 11.3 С о з д а н и е у с л о в и й д л я с о х р а н е н и я и р а з в и т и я здоровья школьников Постоянно Администрация Педколлектив Построение здоровьесберегающей и благоприятной психологической среды в ОУ 11.4 В н е д р е н и е т е х н о л о г и й з д о р о в ь е с б е р е ж е н и я и здоровьесберегающей среды в школе: - разработка и проведение мероприятий - пропаганда ЗОЖ с р ед и учащихся, их р од и т е л е й , педагогов. 2014-2020 Педколлектив Повышение информированности и технологической грамотности учителя в вопросах здоровьесбережения Уменьшение риска возникновения заболеваний, тесно связанных с социальными аспектами 18
жизни школьников. 11.5 Разработка технологий МСПП сопровождения 2015 Медики психолог педагоги Профилактики школьной и социальной дезадаптации детей. Формирование способности к самоопределению и саморазвитию Профилактика отклонений в психологическом здоровье учащихся
IV.

Результативность Программы
Ожидаемые результаты реализации программы: 1. Создание благоприятной образовательной среды, способствующей сохранению здоровья, воспитанию и развитию личности. 2. Снижение заболеваемости среди учащихся и педагогов. 3. Выработка форм поведения, помогающих избежать опасностей для жизни и здоровья. Деятельность по реализации Программы: Учебная 1. Уроки биологии, ОБЖ, природоведение, элективные курсы: “Человек и природа”, “Мы среди людей”, “Медицинская география”, “Педагогика здоровья”:  изучение вопросов формирования здорового образа жизни;  написание рефератов по темам “Вредные привычки и борьба с ними”, “Значение занятий спортом для здоровья человека” и др.;  динамические паузы между уроками;  физкультминутки на уроках;  предметные недели химии, биологии, физической культуры. 2. Уроки физической культуры:  развитие основных физических умений и навыков учащихся;  формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой;  введение третьего часа физкультуры в школе Внеурочная 1. Тематические лекции и классные часы. 2. Проведение бесед с врачами о личной гигиене школьников, профилактике заболеваний. 3. Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья детей, привитию интереса к занятиям физической культуры. 4. Спортивные праздники, Дни здоровья, “Веселые старты”, туристические слеты и туристические походы, экскурсии, “Спартанские игры”, “Президентские состязания” и т.д. 5. Просмотр видеофильмов о социально вредных привычках, о ЗОЖ. 6. Проведение семинаров, улучшающих теоретические сведения учащихся. 7. Работа спортивных секций. 8. Посещение учащимися спортивных секций в различных учреждениях дополнительного образования. 9. Участие в муниципальных, региональных спортивных соревнованиях. 19
Здоровьесберегающая 1. Диспансеризация учащихся. 2. Диспансеризация работников школы. 3. Периодические осмотры учителей, учащихся врачами. 4. Профилактические прививки. 5. Рациональное питание. 6. Витаминизация. 7. Использование СанПиНов, приведение в соответствие с санитарными нормами и правилами образовательной среды школы (мебель, режим освещения, проветривание помещений, режим работы школы, структура урока, психологический комфорт, горячее питание учащихся, 20 минутные перемены - дети получают полноценный отдых, возможность побывать на свежем воздухе, что положительно сказывается на состоянии здоровья). 20

План реализации программы на 2014–2015
учебный год Аспект Класс Сроки Содержательная часть Ответствен- ные Ожидаемый результат Отметки о выполне- нии. Лечебно – оздорови тельный 1-11 Октябрь, Ноябрь Профилактика гриппа и ОРВИ П р и в и в к и о т гриппа Фельдшер медсестра Снижение уровня заболеваний гриппом и О Р В И в период эпидемии 2-11 Ноябрь, Январь, Февраль Медосмотр учащихся Мониторинг заболеваемости Осмотр детей специалистами Фельдшер медсестра Врачи специалисты Выявление патологии и назначение лечения Июнь- Август Медосмотр учителей 5-11 Сентябрь -Май Выезд детей в лечебно- оздоровительны е л а г е р я , школьный лагерь Кл. руководитель Руководитель лагеря (учителя) Активный отдых, лечение, профилакти ка заболеваний Лечебно- профилакт и- ческий. 1-11 Сентябрь -Май Встречи ф е л ь д ш е р а с учителями, учениками, родителями фельдшер Мотивация учащихся и родителей на ЗОЖ 21
У ч е б н о – оздоровитель- ный Сентябрь Ноябрь Март Май Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь 1.Педсовет * Учеба- главный труд школьника. * Валеологическое просвещение родителей- з а л о г ф о р м и р о в а н и я физического и духовного здоровья ребенка. *Организация труда и отдыха детей. *Летний отдых детей, 5 трудовая четверть. 2 . С о в е щ а н и я п р и директоре. * О состоянии горячего питания в школе. Питание детей с заболеваниями желудочно- кишечного тракта. * Предупреждение детского травматизма. * Работа коллектива школы по ТБ и ПБ в школе. * Тепловой и световой режим в школе. * Санитарное состояние школы. * С о х р а н е н и е и укрепление здоровья школьников, привитие им навыков ЗОЖ. ЗУВР Преп.-орг. ОБЖ ЗВР ЗВР Директор школы Медсестра учитель ОБЖ учитель ОБЖ Директор школы Руководите ль физвоспита ния . 22
Апрель * Итоги углубленного медицинского осмотра учащихся 1–9 классов. *Летняя оздоровительная работа. Медработник Начальник лагеря 3 . Ведение здоровье сберегающих технологий: * Физкультминутки на уроках; * с/к «ОЗОЖ» (основы з д о р о в о г о о б р а з а жизни); * Подвижные игры на переменах для детей 1–4 классов. Учителя- предметники. Учитель биологии. Классные руководители. 1-11 Сентябрь- Май 4 . Ведение журнала здоровья. Классные руководители. 1-11 1-11 Сентябрь- Май Сентябрь- Май 5 . Социальное проектирование. * Операция «Забота». * Дискоклуб. 6 . Экологическое проектирование. * Уход за земельными уголками школьной территории, цветами в школе. * Деление территории. Педагоги Учитель технологии. 23
6-11 1-11 1-11 Сентябрь- Май Сентябрь- Май 7 . Проект «День без вредных привычек». * Игры в спорт зале; * Теннис; *Дискотека и т. д. Акция «Мы выбираем жизнь!» « С П О Р Т – альтернатива пагубным привычкам» 8 . Включение учащихся в активную р а б о т у п о профилактике социальных рисков * Выпуск стен газеты «Будь здоров». * Проведение мероприятий в классах и школе. 9 . Проведение Дней здоровья. * 7 а п р е л я – Всероссийский День здоровья. 1 0 . Методическая политика « В помощь учителю». (материал о ЗОЖ). Детская организация Ст.вожатая Рук. физвоспитания Члены редколлегии ЗВР, препод.- орг. ОБЖ. Учитель физкультуры. Классный руководитель Пропаганда ЗОЖ . 24
Спортивно- оздоровитель- ный 1-11 Сентябрь- Май 1. Дни здоровья. 2 . Районные школьные соревнования по плану спортивной работы: * по футболу, * по баскетболу, * по волейболу, * по теннису, * по хоккею * спортивные игры «Президентские с п о р т и в н ы е и г р ы » , «С и л ь н ы е , л о в к и е , смелые», «ГТО». Учитель физкультуры Руководитель физвоспитан ия Психолого- диагностичес- кий 1-11 Сентябрь- Май 1 . Выявление уровня воспитанности: * анкетирование, * интервьюирование. 2 . Индивидуальные б е с е д ы к л а с с н ы х р у к о в о д и т е л е й с о своими воспитанниками. ЗВР Кл.руководи- тели Выявле ние уровня воспита нности Р а б о т а с родителями 1- 11 Сентябрь ноябрь 1. Родительские собрания: * Об организации горячего питания в школе. * О витаминизации, профилактике гриппа. * Утверждение мероприятий совместно с родителями. * Помощь классным р у к о в о д и т е л я м в проведении Дней здоровья, Уроков здоровья. * Работа в школе по сохранению и укреплению Классные руководители Учитель физкультуры Руководитель 25
Январь Сентябрь- Май здоровья учащихся и привития им н а вы ко в ЗОЖ. 2 . Беседы по программе педагогического всеобуча. 3. Беседы с родителями по результатам обследования детей, диспансеризации, медицинских осмотров. 4 . Индивидуальные консультации. 5 . И н ф о р м а ц и я о т медицинской службы для оформления стендов по ЗОЖ. 6 . Информирование родителей. физвоспитания Врачи- специалисты. Фельдшер. ЗВР
Литература
1. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребёнка. М., 1993 г. 2. Баль Л.В., Барканова С.В. Формирование здорового образа жизни российских подростков М., ВЛАДОС 2003 г. 3. Баль Л.В.Педагогу о здоровом образе жизни детей.М., Просвещение, 2005. 4. Гайтерова Е. Физкультминутки от А до Я. Журнал «Здоровье детей» № 7 2009 г. 5. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя 1-4 класс М., «ВАКО» 2007г 6. Здоровье детей — основа процветания России: сборник статей под общей редакцией Е.В. Спириной. -Ульяновск: УИПКПРО, 2008. 7. Здоровое поколение- основа качественного образования: материалы Всероссийской научно- практической конференции.- Ульяновск: УлГТУ, 2009. 8. Исаева С.А. Физкультурные минутки в начальной школе: практическое пособие. 2-е изд. М., Айрис- пресс, 2004 г. 10. Ковалько В.И. Школа физкультминуток М., «ВАКО» 2007 г 11. Ковалько.В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер.-Москва:ВАКО, 2007 12. Лебедева Н.Т. Формирование здорового образа жизни младших школьников Минск УП « ИВЦ МИНФИНА» 2005 г. 13. Петриченко Г.И. Создание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества обучения. Журнал «Начальная школа» № 9 2008 г. 26


В раздел образования