Напоминание

"Активизация познавательной деятельности на уроках"


Автор: Панкратова Ольга Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ СОШ №256
Населённый пункт: город Фокино Приморский край
Наименование материала: статья
Тема: "Активизация познавательной деятельности на уроках"
Раздел: начальное образование





Назад




1 Отчёт по теме самообразования
«Активизация познавательной

деятельности на уроках»
учителя начальных классов МКОУ СОШ № 256 ЗАТО город Фокино Приморского края.

Активизация познавательной деятельности учащихся было и остаётся одной из вечных проблем педагогов. К. Д. Ушинский подчёркивал, что « не курьёзами и диковинками науки должно в школе заниматься дитя, а, напротив, приучать его находить занимательное в том, что его беспрестанно и повсюду окружает». Поэтому развитие познавательных интересов ребёнка в процессе его обучения в младших классах – одно из важнейших факторов успешности учения. Начальное образование является базой для получения основного общего образования. Поэтому на передний план выходит задача –
обучая и развивая,

научить

детей

учиться.
Продуктивно овладевать знаниями учащиеся могут только тогда, когда умеют самостоятельно работать. Но самостоятельность требует, сформированности у учащихся системы умений и навыков учебного труда. Поиски путей активизации познавательной деятельности школьников приводит к идеи проблемного обучения (проблемное изложение знаний, привлечение к поиску отдельных этапов, исследования). Урок является той реальностью детского действия и взаимодействия, где мышление каждого ребёнка раскрывается во всей полноте своих возможностей и ограничений. Поэтому учителю важно установить добрые, благожелательные отношения , чему способствует прием « эмоционального поглаживания» :  обращаться к ученику только по имени  не скупиться на похвалу и одобрение  сохранение ровной поощрительной интонации во время занятий  одобрительное прикосновение Сам процесс познания представляется последовательной цепью: восприятие – запоминание – сохранение – воспроизведение – интерпритация полученных знаний. Чтобы не нарушить цепь, необходимо заинтересовать учащихся. Интерес направляет познавательную деятельность детей, без интереса развитие мышления, внимания, восприятия будет нарушено. Под влиянием познавательного интереса дети стараются найти новые стороны в предметах, привлекающие их внимание, пытаются установить более глубокие связи и отношения между различными явлениями. Стимулирует познавательный интерес необычное начало урока, опора на похвалу, выбор и смена заданий, проблемные ситуации, комментированное обучение, опорные схемы, которые составляют сами дети. Учитывая большую роль образной наглядности и
2 предметных действий в познавательной деятельности нужно использовать для постановки проблемы наблюдения учащихся, конкретные ситуации из жизненного опыта детей, их творчество. Безусловно, в обучении младших школьников достойное место занимает игра. Игровые технологии используются с различными дидактическими целями, для развития памяти, внимания, восприятия, мышления. Для создания творческих игровых ситуаций целесообразно использовать методики: « Закончи предложение…», « Если бы у меня была волшебная палочка…», « Составь расписание уроков…»…, а для развития творческой активности помогут приёмы:  предлагать парадокс для обсуждения  учить замечать противоречия  настраивать детей быть настойчивыми при достижении целей  учить извлекать опыт из своих ошибок  развивать потребность в учении и самообразовании.  развивать потребность в учении и самообразовании. Игры, задачи с элементами игр, головоломки, кроссворды, задания с элементами соревнования, занимательности способствуют всестороннему развитию личности, интересу к предметам, способности к анализу и синтезу, творческому воображению, и, конечно, правильное использование стимулирует желание учиться, отражается на успехах. Огромна роль заданий развивающего характера, которые учат детей сознательно пользоваться основными мыслительными операциями (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация)); научить строить умозаключения, рассуждать, давать определения, использовать алгоритмы, находить закономерности, делать выводы. Короче: грамотно обращаться с информацией.
Например:


1) Какое из следующих определений правильно: «Термометр – это прибор для измерения температуры воды», «Термометр – это прибор для измерения температуры», «Термометр – это измерительный прибор». Одно слишком
узкое

1
, другое слишком
широкое

3
.
Классификация: резкий, зелёный, местность, жидкость, поздний,

взглянул, п
ятёрка.
Развитие внимания и памяти:
- Составьте предложение из первых букв слов: соль, картина, окно, рука, остров, лужа, ель, театр, огонь.
Скоро лето.
Н а й д и с л о в а : иторп
солнце
тостамирлдышнтмгшахматыподарокшргргшгокошка(и другие)
Сравнение и отличительные признаки: 25 и 35
,
333 и 444
, яблоко и луна.
3 Игровая форма традиционна для обучения школьников младшего возраста: На
шарадах
можно отработать выделение признаков, описание и определение объектов, подведение под родовое понятие.
Анаграммы.
Их разгадывание, расшифровка развивает комбинаторные способности, радость открытия, озарения, превращения хаоса в порядок. (АИКГОЛ, ВЬСОТСЕ…) Доставляют детям интеллектуально – эстетическое удовольствие, способствуют развитию такие игры, как
буриме,

палиндромы
(слова, числа, фразы, которые читаются слева направо и справа налево одинаково –
шалаш,

1257521, Ты сыт?
)…
Формирование некоторых общих речевых (языковых) умений.
Слова, выражающие логическое отношения: и, или, если…, то…,следует (вытекает). Слова (словосочетания), выражающие
количественные отношения:
хотя бы один, не более, не менее… Слова, выражающие
модальность
суждения: верно (истинно), неверно(ложно), возможно, невозможно, примерно, приблизительно… рассмотрим некоторые суждении:  Все ученики пятого класса – спортсмены. Коля – ученик пятого класса. Следовательно, Коля – спортсмен.  Все ученики пятого класса – спортсмены. Вася – не спортсмен. Следовательно, Вася не ученик пятого класса.
Дедукция.
Простейшие умозаключения, рассуждения на основе правил логического вывода. «Митя , выглянув в окно, увидел, что идёт дождь, значит, по дороге в школу придётся прыгать через лужи. Так оно и вышло». «Катя, выйдя из кино на мокрую улицу, решила, что шёл дождь. На самом деле проехала поливальная машина. Митя пришёл к верному выводу, а Катя – к ошибочному. Из того, что идёт дождь,
следует,
что мостовая мокрая. Из того, что мостовая мокрая,
не следует,
что шёл дождь.
« Двойное значение»:
Часть книги (листок) часть дерева. Великий полководец (_______) пирожное. Выражение нежности (_______) животное.
Составление

телеграммы.
Из букв слова составить телеграмму.
4 Например:
звук –
«Завтра вечером уезжаем Крым».
Проведи

аналогию.
Труд - награда лень - _________ шум – толпа тишина - _________ волки – лес пение - ____________
Составь пропорцию:
Рыба - вода Птица: гнездо, воздух, яйца, пшеница. Молодость - ловкость Старость: болезнь, смерть, неуклюжесть, здоровье Слушать - видеть Есть: резать, варить, убегать, пить
Развитие внимания.
Найди ошибки: в субботу Таня со своими родителями был в зоопарке. Там очень ного интересных животных: слоны и медведи, волки и тигру, павлины и крокодилы. А забавнее всех были обезьяны. Они прыгали, перелетали ветку на ветку. Дети корили их бананами. Большие жёлтые слоны громко трубили. Таня уговорила родителей ещё раз пойти туда на прошлой неделе. - Найди названия 10 животных. (таблица) И многие другие занимательные задания. Данные задания оказывают положительное влияние на развитие учащихся:  Повышает мотивацию к учению;  Помогает развивать мыслительную деятельность каждого ребёнка
индивидуально;
 Развивать речь, делает её более грамотной, логичной, научной;  Учатся быть самостоятельными;  Дети учатся слушать друг друга;  Воплощается в жизнь принцип «учись учиться»;  Заставляет самого учителя развивать его творческий потенциал, использовать нестандартные методы обучения. Дети на уроках очень активны, не боятся выдвигать гипотезы. Эта раскрепощённость и активность повышает качество обучения.
5


В раздел образования