Эффективные формы организации деятельности детей младшего школьного возраста в рамках взаимодействия учреждения дополнительного образования и школы (на примере вокального коллектива "Жарки")
Автор: Фединец Людмила Васильевна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: МБУ ДО "Центр внешкольной работы" Населённый пункт: г. Норильск Красноярского края Наименование материала: статья Тема: Эффективные формы организации деятельности детей младшего школьного возраста в рамках взаимодействия учреждения дополнительного образования и школы (на примере вокального коллектива "Жарки") Раздел: дополнительное образование
Эффективные формы организации деятельности детей младшего
школьного возраста в рамках взаимодействия учреждения
дополнительного образования и школы
(на примере вокального коллектива «Жарки»)
Люди вместе могут совершить то,
чего не в силах сделать в одиночку;
е д и н е н и е
у м о в
и
р у к ,
сосредоточение
их
сил
может
стать почти всемогущим.
Д. Уибстер
В
настоящее
время
в
свете
внедрения
новых
стандартов
и
модернизации образования в целом мы наблюдаем консолидацию усилий
учебных заведений в достижении одной главной цели, которая стоит перед
педагогическим сообществом – всестороннее развитие личности ребенка.
Внедрение
федеральных
государственных
образовательных
стандартов
второго поколения предполагает достижение нового качества образования
посредством внедрения новых подходов, направленных на создание единого
образовательного пространства и преемственности между всеми ступенями
обучения.
В дополнительном образовании в настоящее время нет стандартов. Но в
школах в свете внедрения новых ФГОС есть такое понятие, как «внеурочная
деятельность».
Эта
деятельность
является
составной
частью
учебно-
воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени
учащихся. Она
направлена
на
раскрытие
интересов
и
увлечений
детей.
Существуют
различные
виды
внеурочной
деятельности,
среди
которых
выделяется и художественное творчество.
И
здесь
становятся
востребованными
ресурсы
учреждений
дополнительного
образования,
имеющих
богатый
практический
опыт
в
художественной
направленности.
Становится
актуальным
взаимодействие
между школой и учреждением дополнительного образования.
ФГОС
общего
образования
определяют
общее
количество
часов
внеурочной
деятельности
на
каждом
уровне
общего
образования,
в
начальных классах - до 1350 часов за 4 года обучения. В средней школе № 33,
с которой мы сотрудничаем на протяжении нескольких лет, на одного ребенка
приходится по 10 часов внеурочной деятельности. Часть этих часов проводят
учителя
начальных
классов,
а
часть
проводим
мы
–
педагоги
дополнительного образования по направлениям: шахматы, изодеятельность,
вокал.
Из
письма
Департамента
государственной
политики
в
сфере
воспитания детей и молодежи Минобрнауки России от 14 декабря 2015 г. №
09-3564: «При
отсутствии
возможности
для
реализации
внеурочной
деятельности
образовательная
организация
в
рамках
соответствующих
государственных
(муниципальных)
заданий,
формируемых
учредителем,
использует
возможности
образовательных
организаций
дополнительного
образования, организаций культуры и спорта».
1
Для того чтобы организовать образовательный процесс по вокалу в
параллели
первых
классов,
нам
необходимо
было
разработ ать
дополнительную
общеобразовательную
программу,
не
дублирующую,
но
дополняющую содержание школьной программы «Музыка».
Нами
была
создана
программа
«Домисолька»,
направленная
на
раскрытие творческого потенциала и развитие индивидуальных способностей
детей средствами вокального искусства. Программа рассчитана на 72 часа.
Занятия
проводятся
на
базе
Центра
внешкольной
работы
в
вокальном
кабинете.
Содержание программы представляет собой ознакомительный уровень
обучения, направленный на приобщение к музыкальной культуре в целом и
вокальному искусству в частности, развитие индивидуальных вокальных и
артистических способностей.
Программа рассчитана на один год. В состав творческого объединения
принимаются все желающие без специального отбора. В начале учебного
года проводится первое прослушивание. У детей часто выявляется средний и
низкий уровень развития общих музыкальных способностей (чувства ритма,
мелодического слуха, гармонического слуха, координации между слухом и
голосом,
элементарных
музыкально-слуховых
представлений),
поэтому
основной задачей на первоначальном этапе работы становится нахождение
эффективных
путей
приобщения
детей
к
музыке.
Кроме
этого
перед
педагогом и концертмейстером стоит задача – организовать детей. Так как эти
дети только поступили в первый класс и для них все ново и впервые, то нам
необходимо предусмотреть комплекс методов и приемов, способствующий их
успешной адаптации.
Обучение в рамках программы «Домисолька» направлено на то, чтобы
помочь ребенку овладеть элементарными приёмами пения, а также привить
любовь
к
музыке
и
творчеству.
В
рамках
реализации
программы
предусмотрена работа по направлениям:
- вокально-хоровая работа (мы обучаем детей правильной певческой
устан-овке,
отрабатываем
певческое
дыхание,
вводим
упражнения
на
развитие дикционных навыков, подбираем интересный детский репертуар,
который способны освоить дети с разными вокальными способностями);
-
ритмика
(любимая
тема
в
данном
разделе
является
тема
«Музыкальные
игры»,
направленные
на
раскрепощение
детей,
снятие
мышечного зажима)
- раздел «Музыкально-теоретическая подготовка» - учащиеся получают
знания
о
музыкальном
звуке,
знакомятся
с
жизнью
и
творчеством
композиторов,
сочинявших
для
детей,
проводятся
беседы
о
гигиене
певческого голоса, о музыкальной культуре.
В рамках реализации раздела «Подготовка к выступлениям на сцене»
учащиеся
знакомятся с правилами поведения на сцене и в зале во время
проведения концерта.
2
Кроме 2-часовой недельной нагрузки, предусмотренной программой,
мы стараемся активно вовлекать этих детей и в воспитательные мероприятия
нашего коллектива «Жарки». Для поддержания мотивации ребенка даже на
начальном
этапе
знакомства
с
вокальным
искусством
очень
важна
организация концертной деятельности. Все хотят выступать! Как правило, на
сцену мы выводим лучших. А как быть с остальными. Ради чего посещать
занятия, если потом на сцену тебя не возьмут? Необходимо поддержать
мотивацию ребенка в этом направлении.
Мы
нашли
оптимальные
варианты
и
предусмотрели
такие
формы,
которые позволяют приобщить к концертной деятельности практически всех
детей.
Один из вариантов – создание мюзикла. Мюзикл – как музыкально-
театральный
сценический
жанр,
сочетающий
в
себе
музыкальное,
драматическое,
хореографическое
искусство,
позволяет
не
только
задействовать большое количество детей, но и определить каждому свою
нишу в подготовке представления. В этом году мы готовим мюзикл «Лесная
сказка» (Л. Раздобариной). В основном роли в мюзикле исполняют учащиеся
второго года обучения, но несколько мы доверили исполнять первоклашкам.
Это роли Маши и Вани, а также Сороконожки и Зайца-хвастуна. Другие дети
первого
года
обучения
рисуют
и
готовят
костюмы,
декорации,
кто-то
ответственный за фотосъемку и т.д. Каждый вносит свою лепту в общее дело!
Кроме
этого
первоклашки,
прошедшие
курс
обучения
по
нашей
программе, обязательно готовят концерт для родителей. Созданная атмосфера
добра, понимания, поддержки, которая исходит от самых близких людей,
является необходимым условием для дебюта таких детей, чаще всего не
обладающих
хорошими
вокальными
навыками.
На
этом
концерте
мы
стараемся создать ситуацию успеха для каждого ребенка.
Мир творчества, прежде всего, должен быть наполнен добром. И в
нашем заведении есть еще одна добрая традиция, когда каждый ребенок
получает свою минуту славы - это проведение творческого марафона «ВСЕ
ЗВЕЗДЫ К НАМ!», организованного для учащихся первого года обучения.
Этот марафон направлен на поддержание мотивации ребенка в дальнейшем
освоении того направления, которому он обучался в течение года: вокал,
хореография, театр.
И, конечно же, эти дети, которых мы берем в рамках организации
внеурочной
деятельности
школы,
как
правило,
становятся
активными
участниками
школьных
мероприятий.
Мы
очень
часто
выполняем
заказ,
который
идет
от
школы,
заключающийся
в
подготовке
тематических
музыкальных
номеров.
Поэтому
в
начале
года,
когда
формируется
наш
репертуарный план, очень важно предусмотреть музыкальные композиции,
которые были бы актуальны для Дня учителя, вечера встречи выпускников,
Дня защитника Отечества, 8 марта.
Таким
образом,
разработка
специальных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
включение
детей
в
воспитательную
и
3
концертную
деятельность
всего
творческого
объединения,
помощь
в
организации школьных мероприятий, создание ситуации успеха для каждого
ребенка позволяет нам эффективно осуществлять взаимодействие со школой.
В
этом
сотрудничестве
заинтересована
и
школа
(мы
включаемся
в
организацию их внеурочной деятельности и позволяем детям дополнить свои
знания в области вокала), и учреждение дополнительного образования (мы
определяем для себя наиболее перспективных и заинтересованных детей).
Сохраняя независимость, объединяя ресурсы, мы достигаем нового уровня
отношений.
4