Напоминание

Адаптация к среднему звену


Автор: Подгорная Анна Владимировна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБУ "Центр помощи детям оставшихся без попечения родителей"
Населённый пункт: Новосибирская область г.Татарск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Адаптация к среднему звену
Раздел: начальное образование





Назад




Данная программа является программой дополнительного образования по типу профилактическая. Четвертый год обучения в младших классах завершает первый этап школьной жизни ребенка. Четвероклассники – это выпускники начальной школы. Именно этот факт во многом определяет те акценты, которые расставляют взрослые во взаимодействии с детьми данного возраста. Перспектива перехода в среднюю школу заставляет взрослых обращать первостепенное внимание на сформированность у четвероклассников учебных умений и навыков. Но не менее важным является и то, насколько ребенок психологический готов к переменам в школьной жизни, насколько успешно он сможет адаптироваться к новым условиям, сможет ли он эффективно взаимодействовать с другими учителями. Методологической основой данной программы стали исследования Ж. Пиаже, Э. Эриксона и Г.А. Цукермана. Данная программа составлена на основе коррекционно-развивающих занятий для учащихся 4 класса, опубликованных в журнале «Школьный психолог», и предназначена для снижения уровня тревожности и повышения уровня адаптации учащихся в школе. Цель программы: повышение уровня адаптации к среднему звену школы будущих пятиклассников. Задачи:
-
способствовать развитию конструктивности во взаимоотношениях со сверстниками; - способствовать формированию учебной мотивации учащихся; - познакомить четвероклассников с их будущими учителями; - обучить детей способам снятия психического и эмоционального напряжения. Противопоказания
:
дети с пограничными состояниями сознания.
Место данной программы в воспитательно-образовательном процессе закреплено учебным планом ОУ на текущий учебный год. При отборе содержания и его организации мы опирались на следующие принципы:  принцип системности;  принцип научности;  принцип учёта возрастно-психологических и индивидуальных особенностей детей;  принцип комплексности методов психологического воздействия;  принцип учёта объёма и степени разнообразия материала;  принцип единства диагностики и коррекции. Адресат: учащиеся 4 класса. Программа рассчитана на четвертую четверть. Количество занятий – 6. Занятия проводятся один раз в неделю продолжительностью 50-60 минут. Методы и основные приемы реализации программы:элементы АРТ – терапии, музыкотерапии, игротерапии, ролевые игры, релаксационные техники. Место проведения занятий
:
кабинет психолога. Предполагаемые результаты
:
ребята будут знать своих будущих учителей, будут готовы перейти в среднее звено школы, знать и применять способы конструктивного общения со сверстниками. В поддержку эффективности реализации программы возможно проведение индивидуальных консультаций педагога-психолога с классным руководителем, родителями с воспитателями детей. Требования к исполнителю программы (педагогу-психологу): - мобильность, -гибкость, -коммуникативная компетентность, -эмпатийность ведущего, - уверенность в себе.
Оценка результативности
:
наблюдение за учащимися во время занятий и в учебной деятельности, консультации с родителями школьников и педагогами. Входная диагностика: анкета Лускановой, Люшер (ЦТО), Итоговая диагностика: анкета Лускановой, Люшер (ЦТО), Учебно - тематический план № Тема Количество часов Количество занятий Форма 1. Диагностика 1 1 Групповая 2 « П о р а в дорогу» 1 1 Групповая 3 «Качества пятиклассника 1 1 Групповая 4 «Нам нужно дружить» 1 1 Групповая 5 «Я в пя том классе» 1 1 Групповая 6 «Мы с а м ы й дружный пятый класс» 1 1 Групповая 7 «Знакомство с будущими учителями» 1 1 Групповая 8 Диагностика 1 1 Групповая Итого 8 8


В раздел образования