Автор: Подгорная Анна Владимировна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: МБУ "Центр помощи детям оставшихся без попечения родителей" Населённый пункт: Новосибирская область г.Татарск Наименование материала: методическая разработка Тема: Адаптация к среднему звену Раздел: начальное образование
Данная программа является программой дополнительного образования
по типу профилактическая.
Четвертый год обучения в младших классах завершает первый этап
школьной жизни ребенка. Четвероклассники – это выпускники начальной
школы.
Именно
этот
факт
во
многом
определяет
те
акценты,
которые
расставляют
взрослые
во
взаимодействии
с
детьми
данного
возраста.
Перспектива
перехода
в
среднюю
школу
заставляет
взрослых
обращать
первостепенное
внимание
на
сформированность
у
четвероклассников
учебных умений и навыков. Но не менее важным является и то, насколько
ребенок психологический готов к переменам в школьной жизни, насколько
успешно
он
сможет
адаптироваться
к
новым
условиям,
сможет
ли
он
эффективно взаимодействовать с другими учителями.
Методологической основой данной программы стали исследования Ж.
Пиаже, Э. Эриксона и Г.А. Цукермана.
Данная программа составлена на основе коррекционно-развивающих
занятий для учащихся 4 класса, опубликованных в журнале «Школьный
психолог», и предназначена для снижения уровня тревожности и повышения
уровня адаптации учащихся в школе.
Цель программы: повышение уровня адаптации к среднему звену школы
будущих пятиклассников.
Задачи:
-
способствовать развитию конструктивности во взаимоотношениях со
сверстниками;
- способствовать формированию учебной мотивации учащихся;
- познакомить четвероклассников с их будущими учителями;
-
обучить
детей
способам
снятия
психического
и
эмоционального
напряжения.
Противопоказания : дети с пограничными состояниями сознания.
Место данной программы в воспитательно-образовательном процессе
закреплено учебным планом ОУ на текущий учебный год.
При отборе содержания и его организации мы опирались на следующие
принципы:
принцип системности;
принцип научности;
принцип
учёта
возрастно-психологических
и
индивидуальных
особенностей детей;
принцип комплексности методов психологического воздействия;
принцип учёта объёма и степени разнообразия материала;
принцип единства диагностики и коррекции.
Адресат: учащиеся 4 класса.
Программа рассчитана на четвертую четверть. Количество занятий –
6. Занятия проводятся один раз в неделю продолжительностью 50-60 минут.
Методы и основные приемы реализации программы:элементы АРТ –
терапии,
музыкотерапии,
игротерапии,
ролевые
игры,
релаксационные
техники.
Место проведения занятий : кабинет психолога.
Предполагаемые
результаты :
ребята
будут
знать
своих
будущих
учителей, будут готовы перейти в среднее звено школы, знать и применять
способы конструктивного общения со сверстниками.
В
поддержку
эффективности
реализации
программы
возможно
проведение индивидуальных консультаций педагога-психолога с классным
руководителем, родителями с воспитателями детей.
Требования к исполнителю программы (педагогу-психологу):
- мобильность,
-гибкость,
-коммуникативная компетентность,
-эмпатийность ведущего,
- уверенность в себе.
Оценка результативности : наблюдение за учащимися во время занятий и в
учебной деятельности, консультации с родителями школьников и педагогами.
Входная
диагностика:
анкета
Лускановой,
Люшер
(ЦТО),
Итоговая
диагностика: анкета Лускановой, Люшер (ЦТО),
Учебно - тематический план
№
Тема
Количество
часов
Количество
занятий
Форма
1.
Диагностика
1
1
Групповая
2
« П о р а
в
дорогу»
1
1
Групповая
3
«Качества
пятиклассника
1
1
Групповая
4
«Нам
нужно
дружить»
1
1
Групповая
5
«Я
в
пя том
классе»
1
1
Групповая
6
«Мы
с а м ы й
дружный
пятый класс»
1
1
Групповая
7
«Знакомство с
будущими
учителями»
1
1
Групповая
8
Диагностика
1
1
Групповая
Итого
8
8