Автор: Саяпина Светлана Геннадьевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "Школа № 10 г.Благовещенска" Населённый пункт: г.Благовещенск Наименование материала: конспект Тема: Глагол как часть речи Раздел: начальное образование
Тема:
Глагол как часть речи.
Класс: 3
Предмет: Русский язык.
УМК (авторы): УМК «Перспектива» Л.Ф.Климанова, Т.В. Бабушкина
Тип урока: Урок открытие новых знаний.
Планируемые результаты:
Личностные умения: 1) проявлять интерес к изучению темы;
2)знать нормы речевого этикета при обращении к взрослым людям;
3)осознание успешности при изучении темы.
Метапредметные умения: 1) раскрывать значения понятий и использовать их в активном словаре;
2)выполнять задания в соответствии с целью;
3)выполнять учебное действие, используя правило, алгоритм;
Предметные умения: 1) определять член предложения, выраженный глаголом;
2) делать выводы.
Образовательная цель:
– развивать умение выделять глагол среди других частей речи;
– обобщить знания о глаголе как части речи.
Развивающая цель:
– развивать умение применять теоретические знания на практике;
– развивать умение работать в парах, активность обучающихся, внимание.
– развивать умение говорить грамотно.
Воспитывающая цель:
– воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, самостоятельность, дисциплинированность.
Педагогические технологии:
ИКТ, технология сотрудничества, технология развития критического мышления, проблемно-диалогическое обучение
Методы обучения:
наглядный, словесный, самостоятельная работа
Средства обучения: учебник «Русский язык» 3 класс
Формы организации познавательной деятельности : фронтальная, самостоятельная, индивидуальная.
Этапы урока
занятия
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Планируемые результаты
обучения (на уровне УУД)
1.Орг момент
Ну-ка дети встаньте в ряд.
Я командир вы мой отряд.
В школе прозвенел звонок,
Значит начался урок.
Ребята встали подравнялись, настроились на
урок. Сели.
Личностные :
самоопределение;
Регулятивные: целеполагание;
Коммуникативные:
планирование учебного
сотрудничества с учителем и
2. Словарная
-перед вами картинки, запишите название
-Дети записывают словарные слова
работа.
Картинный
диктант.
слов. (горох, коллекция, автобус, дорога,
овощи, библиотека)
сверстниками
3. Сообщение темы
-в каждом слове найди нужную букву и
подчеркни ее.
в первом слове выдели букву, которая
обозначает согласный, парный,
звонкий;
во-втором - согласный, звонкий,
непарный, мягкий;
в третьем – гласный, безударный;
в четвертом – в третьем слоге букву,
которая обозначает согласный звук;
в пятом – гласный, ударный;
в шестом – согласный, непарный,
звонкий, мягкий.
- какое слово у вас получилось?
-что вы знаете об этом знаете?
-о чем пойдет речь на уроке?
-Дети подчеркивают в словах нужные буквы.
горох,
коллекция,
автобус,
дорога,
овощи,
библиотека
-У нас получилось слово глагол
-Сегодня мы познакомимся с глаголом
4. Работа по теме.
1. Пробное
действие
-разбей слова на группы
Мороз, заморозить, морозная. Ласка,
ласкаться, ласковый.
- на какие группы разделили?
-что знаем о существительном?
-что знаете о прилагательном?
-что их объединяет? (части речи)
-где было затруднение? Почему?
-чего мы не знаем?
1)Какая часть речи?
2)Что она обозначает?
3)На какие вопросы отвечает?
-оцени себя
-что нам может помочь?
-Дети самостоятельно разбивают слова на
группы
-На части речи: имя прилагательное и имя
существительное
-Имя существительное обозначает предмет и
отвечает на вопросы кто? или что?
-Имя прилагательное обозначает признак
предмета и отвечает на вопросы какой? какая?
какое?
-Их объединяет то, что это части речи
-Слова заморозить и ласкаться вызвали
затруднения. Потому, что не хватает знаний.
-Дети работают по карточке, пытаясь ответить
на вопросы.
Оценивают себя
-Нам могут помочь знания, которые мы можем
Регулятивные: целеполагание;
Коммуникативные:
постановка вопросов;
Познавательные:
общеучебные
Формулирование
познавательной цели;
логические: формулирование
проблемы
взять из учебника
2.Работа по
учебнику
с.52, узелки на
память
.
-прочитай правило.
1)Какая часть речи?
2)Что она обозначает?
3)На какие вопросы отвечает?
Мороз, заморозить, морозная. Ласка,
ласкаться, ласковый.
-из групп данных слов составь предложение
-найди грамматическую основу.
-найди глагол
-чем является глагол в предложении?
-сделай вывод, что узнали о глаголе?
-Дети читают правило
-Это часть речи называется глагол. Которая
обозначает действие предмета и отвечает на
вопросы что делать? Что сделать? Это
самостоятельная часть речи.
Мороз заморозил окна. Ласковая девочка
ласкалась к маме.
-Глагол является в предложении сказуемым.
Вывод: Глагол – это самостоятельная часть
речи. Глагол обозначает действие предмета и
отвечает на вопросы что делать? Что сделать?
Регулятивные: планирование,
прогнозирование;
Познавательные:
решение проблемы,
выдвижение гипотез и их
обоснование;
Коммуникативные :
инициативное сотрудничество в
поиске и выборе информации
3.
Самостоятельная
работа (2 у доски)
-выпиши глаголы из стихотворения
Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто, что сделает, расскажет:
Чертит, пишет иль поёт.
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Всё расскажет нам … !
-проверим (правильный ответ на слайде)
-оцени себя
-Живёт, расскажет, сделает, чертит, пишет,
поет, вышивает, пашет, забивает, варит, жарит,
моет, чистит, расскажет.
-Дети оценивают свою работу
Регулятивные: контроль,
оценка, коррекция;
Познавательные: общеучебные
- умение структурировать
знания, выбор наиболее
эффективных способов
решения
Коммуникативные:
управление поведением
партнёра, умение использовать
невербальные средства
общения (жесты, мимика).
4.Физминутка
Весна-красна, ты с чем пришла?
С цветами, с травой, с лошадкой вороной.
Мы на ней поскачем по траве луговой,
К воде ключевой
Солнышку улыбнёмся,
Домой к мамочке вернёмся.
-кто был самый внимательный и назовет
мне слова – действия предметов?
-как называется такая группа слов?
Руки в стороны, поклониться.
Руками указать на траву, цветы, взять поводья.
Подскоки на месте.
Наклониться, зачерпнуть воображаемую воду.
Соответственно.
Сесть на свои места.
-Пришла, поскачем, улыбнемся, вернемся
-Это группа слов – глаголы
5. Первичное
закрепление
5.Самостоятельная
работа.
-подбери и запиши к существительному
больше слов со значением действия (5 слов)
1 ряд – слово весна
2 ряд – слово подснежник
3 ряд – слово сугроб
1 ученик у доски, слово - мальчик
Образец записи: Камень (что делает?)
лежит, падает, катится, летит, загораживает,
разбивается…
-Нам нужны действия?
-Какую роль выполняют действия?
-К какой части речи мы относим все слова-
действия?
- оцените себя
1 ряд – Весна (что делает?) идёт, цветет,
наступает, согревает, благоухает.
2 ряд – Подснежник (что делает?)
распускается, растет, тянется, благоухает,
пахнет.
3 ряд - Сугроб (что делает?) тает, чернеет,
исчезает, белеет, растет.
-Нам нужны глаголы
-Глагол обозначает действие предметов
-Глагол
-Дети оценивают свою работу
Регулятивные: контроль,
оценка, коррекция, выделение и
осознание того, что уже
усвоено и что ещё подлежит
усвоению;
Личностные: самоопределение
6. Работа с
текстом
-прочитай. Всё ли ясно в этом тексте?
Ярко _______солнышко. По двору
____________воробей. Он
долго_________весну. Птица
________________теплу и свету.
-чего не хватает в тексте?
-подбери подходящие глаголы.
-Определи какой частью речи является
каждое слово
-что «оживило» наш текст?
-Какой можно сделать вывод?
-В этом тексте не хватает слов – глаголов
-Ярко светит солнышко. По двору скачет
воробей. Он долго ждал весну. Птица радуется
теплу и свету.
-Текст «оживили» глаголы.
-Вывод: глаголы помогают предметам
«оживать», выполнять действия. Без глаголов
невозможно составить текст.
Регулятивные: контроль,
оценка, коррекция;
Познавательные: общеучебные
- умение структурировать
знания, выбор наиболее
эффективных способов
решения
Коммуникативные:
управление поведением
партнёра, умение использовать
невербальные средства
общения (жесты, мимика).
7. Задание «Верные
и неверные
утверждения».
Вам предлагается ряд утверждений, из
которых нужно выбрать те, которые
соответствуют действительности,
обосновать свое мнение.(правильные ответы
на слайде)
Глагол – это признак предмета;
-Дети отмечают, где считают верные
утверждения «+», где неверные «-»
Регулятивные: контроль,
оценка, коррекция, выделение и
осознание того, что уже
усвоено и что ещё подлежит
усвоению;
Личностные: самоопределение
Глагол – это часть речи;
Глагол – это предмет;
Глагол – обозначает действие предмета;
Глагол отвечает на вопросы: кто? что?
Глагол – отвечает на вопросы: Что
делать? Что сделать?
-оцени свою работу
-Оценивают свою работу
6.Рефлексия
деятельности
-Ребята, давайте подведём итог нашей
работы.
-Что нового узнали?
1. Для чего нужны глаголы в речи?
Назови правильный ответ.
а) чтобы называть предметы и явления.
б) чтобы обозначать действия предметов
в) чтобы связывать слова в предложении.
2. Что обозначают глаголы?
а) предметы
б) действия предметов
в) признаки и качества предметов
3. На какие вопросы отвечают глаголы?
а) что делать? что делает? что делают?
б) кто? что?
в) какой? какая? какие?
-Оцените свою работу на уроке по лестнице
успеха
-Всем спасибо за урок
-«Мы узнали»
Глагол – самостоятельная часть речи.
Глаголы обозначают действия предметов.
Глаголы отвечают на вопросы что делать? Что
сделать?
-Дети дают верные утверждения
-Дети оценивают себя. Если все на уроке
поняли, то самая верхняя ступень лесенки,
если – понял, но что-то осталось непонятным –
средняя лесенка, не понял ничего – нижняя
лесенка
Коммуникативные: умение с
достаточной полнотой и
точностью выражать свои
мысли;
Познавательные: рефлексия;
Личностные:
смыслообразование
7.Домашнее