Напоминание

Преемственность: от детского сада к школе.


Автор: Ворончева Юлия Геннадьевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ "ЦО" № 40
Населённый пункт: г. Тула
Наименование материала: статья
Тема: Преемственность: от детского сада к школе.
Раздел: начальное образование





Назад





Преемственность:

от детского сада к школе. Обучение

английскому

языку

на

раннем

этапе.

«От того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь дальнейший путь к знаниям». В.А. Сухомлинский. Сегодня важнейшим приоритетом образования в России является обеспечение
качества образования.
Чтобы достичь качества, должны быть созданы условия. Приоритетным условием достижения такого качества является обеспечение
непрерывности

образования
. Я представляю МБОУНОШ № 5, которая была открыта в 1993 году и называлась школа- детский сад № 50, а с 1998 года по 2012 – прогимназия № 1. Уникальность нашего заведения по-прежнему сохраняется: под одной крышей нашего учебного заведения дети с 3 до 10 лет. Это дошкольники 3-7 лет и начальная школа 1-4 класс. В 2010 году мы начали внедрять ФГОС НОО и сейчас реализуем ФГОС ДО, тем самым обеспечиваем преемственность в образовании, а также единую линию развития ребёнка. Преемственность между дошкольным и начальным образованием должна прослеживаться по следующим направлениям: 1. состояние здоровья и физическое развитие детей; 2. уровень развития их познавательной активности; 3. умственные и нравственные способности учащихся; 4. развитие творческого воображения; 5. развитие коммуникативных умений, т.е. умения общаться с взрослыми и сверстниками. Реалии современной жизни требуют как от взрослых, так и от детей знание не только русского языка, но и иностранного. Согласно школьной программе преподавание иностранных языков начинается только со второго класса, т.е. в возрасте 8 лет. А хорошо известно, что лучшим временем для начала их изучения является возраст до 8-9 лет. Именно в это время изучение языка может проходить наиболее естественным путем, через игровую деятельность, а знания, полученные и отработанные в это время, остаются на всю жизнь. Учитывая рекомендации отечественных и зарубежных педагогов, считаю необходимым начать обучение английскому языку с 4-5-ти летнего возраста. Практика показала, что малыши намного легче усваивают английский язык, чем старшие ученики. Пытливость и любознательность этого возраста способствуют наилучшему усвоению иностранного языка, тем более что процесс обучения проходит в игровой, учебной и двигательной деятельности.
Для достижения целей программы обучения детей английскому языку первостепенное значение имеют: забота о здоровье, эмоциональном благополучии и всестороннем развитии каждого ребенка; создание в группе атмосферы гуманного и доброжелательного отношения к каждому ребенку, что позволит растить их общительными , инициативными, добрыми, любознательными, стремящимися к самостоятельности и творчеству. Механизмом решения данной проблемы является последовательное выполнение следующих этапов: 1. заключение договора между детским садом и школой по обеспечению преемственности; 2. составление плана совместной деятельности; 3. проведение совместных мероприятий; 4. работа по обеспечению готовности детей к обучению в школе. В решении проблемы преемственности детского сада и школы необходимо соблюдать преемственность в содержании программ воспитания и обучения дошкольного образования и начальной школы, преемственность в приемах и методах обучения. В детском саду обучение ведётся по рабочей программе, составленной на основе программы Н.И. Быковой и М.Д. Поспеловой «Английский в фокусе». В начальной школе продолжается работа по программе Н.И.Быковой и М.Д. Поспеловой «Английский в фокусе» с 1 по 4 класс. Преподаватель английского языка в детском саду и учитель в начальной школе используют игровые приемы, ролевые игры, стихи, песни, театральные постановки для повышения эффективности обучения. Это возможно потому, что дошкольный возраст 5-6 лет и школьные 7 лет характеризуют один и тот же период в жизни человека – детство. Начальный курс обучения английскому языку представляет собой курс занятий, построенный в игровой форме в ходе которых дети накапливают лексический минимум, речевые и грамматические ст руктуры, вырабатывается полное произношение.
Игра
- основной источник знаний для ребёнка. Она выполняет две главные функции: во-первых, через игру ребёнок познаёт мир и развивает умственные способности. во-вторых, во время игры находят выход энергия и эмоции ребёнка. Мы имеем дело с особым видом игр –
языковыми играми
. Языковые игры позволяют сделать учебный процесс интересным. Это мощный стимул к овладению иностранным языком. Атмосфера увлечённости, радости, ощущение посильности заданий – всё это благотворно сказывается на результатах обучения. Легче усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворённости. Они отличаются от развлекательных игр тем, что имеют второй план или, иначе говоря, узко методическую цель.
Как известно, обучающие игры на уроках и внеклассных занятиях способствуют выполнению
важных методических задач
: -созданию психологической готовности детей к речевому общению; -обеспечению естественной необходимости многократного повторения языкового материала; -тренировка учащихся в выборе нужного речевого варианта. С помощью игр можно развивать так же память, внимание, логическое мышление. Игры приближают речевую деятельность к естественным нормам, помогают развивать навык общения, способствуют эффективной отработке языкового программного материала, обеспечивают практическую направленность обучения. Одним из наиболее удачных вариантов игры на занятии в детском саду и на уроке в начальной школе являются игры с игрушками. Далее можно привести несколько примерных языковых игр, которые используются в детском саду, и уже в более усложнённом виде в начальной школе на уроках английского языка по определённой теме:
Игра « Угадай »
Учитель развешивает на доске картинки по теме, один ученик выходит к доске и загадывает слово. Остальные стараются угадать данное слово. Угадавший ученик становится ведущим в игре. -Is it a hall ? -No, it is not. -Is it bedroom ? -Yes it is.
Игра « Что исчезло? »
На доске вывешиваются картинки, ученики называют предметы, изображенные на картинках. Затем закрывают глаза, и учитель убирает одну из картинок. Дети открывают глаза и называют исчезнувший предмет. Учитель может видоизменять игру и попросить запомнить не только картинки и их последовательность. В этом случае учитель не убирает картинки, а меняет их местами.
Игра « Снежный ком »
Первый ученик называет слово. Второй повторяет его слово и добавляет своё, следующий называет уже два слова и своё и т.д.
Игра « Переводчик »
Учащиеся встают в круг, учитель в центре круга. Учитель по очереди бросает мяч ученикам и произносит различные словосочетания на русском языке. Учащиеся переводят их и бросают мяч учителю.
Игра « Что в коробке? »
Учитель складывает в коробку предметы, названия которых известно учащимся. После этого учащиеся по-очереди называют по-английски эти предметы, используя речевой оборот «There is (are)….» Предлагаемые игры могут быть полезны для организации разных видов работы с учащимися: индивидуальной, в парах, в группах. Игры можно
использовать несколько раз, при этом разрешается изменять роли играющих, содержание материала игры, процесс игры и т.д. Игровые упражнения, аудио и видео материалы, работа с наглядностью позволяют детям запомнить зрительные образы английских слов, адекватно воспринимать на слух, понимать и реагировать на английскую речь, что в дальнейшем значительно облегчит обучение иностранному языку в школе. В программу входит и культорологический аспект. Дети знакомятся с англо- говорящими странами, их традициями и культурой, которые отражаются в фольклорных играх, таких как песенная игра «London Bridge Is Falling Down» песнях («Old Mc Donald had a farm», «The More We Get Together»), сказках. Сказки «Малышка Брауни», «Пряничный человечек», «Как Джек ходил счастья искать» помогают детям познакомиться с образцами детской литературы Великобритании в основном в переводе на русский язык. В дальнейшем, при изучении английского языка, у школьников появится не только языковая возможность, но и большое желание прочитать эти сказки на английском языке. Программа обучения английскому языку в дошкольном блоке определяет необходимый объем и содержание изучаемого материала и развивающих игровых занятий и предусматривает 10 учебных ситуаций: 1. Приветствие, прощание, знакомство. 2. Животные (дикие и домашние) 3. Счет от 1 -20. 4. Цвета 5. Семья. 6. Игрушки. 7. Части тела и лица. 8. Времена года. Погода. 9. Что я умею делать. ( глаголы действия) 10. Дом, где я живу. Занятия проходят один раз в неделю. Для детей 3-4 лет - 15 минут, 4-5 лет- 20 мин, 5-6 лет -25 минут и по 30 минут для подготовительных групп (в соответствии с требованиями СанПиН.) Занятия с дошкольниками проводятся в специально отведенном кабинете, оборудованным музыкальной системой, телевизором с функциями интерактивной доски и DVD-проигрывателем. Группа детей делится на две подгруппы. Приблизительно то же происходит и в школе. На занятии в саду и на уроке в начальной школе используется видео- и аудиоматериалы, широко применяется наглядность. Один вид деятельности сменяет другой с достаточной частотой, чтоб избежать перенапряжения во время долгой концентрации на одном и том же. Особая роль на уроке отводится творческому выражению ребенка (песни, стихи, танцы, изобразительное искусство). В творческом процессе ребенок
раскрывается и готов к восприятию нового. Применение данной формы работы способствует развитию осознанного отношения к будущей учебе в школе, а также, влечет за собой проявление любознательности, познавательной активности, формирование мотивации к учению. Уроки в начальной школе должны сохранять игровые моменты, использование песен, стихов и танцев. Применение разнообразных подвижных моментов на уроке также должно иметь место. Это связано с необходимостью смены видов активной физической и умственной деятельности. Кроме того, если ребенок в детском саду научится играть, овладеет формами общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми, научится в игре усваивать учебный материал, то процесс обучения в начальной школе не будет вызывать трудностей. Составной частью учебного процесса является также
метод

проектов.
Практика использования метода проектов показывает, что «вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее». Е.С. Полат Первые проекты мы начинаем делать в детском саду, например тема «Моё любимое животное» лучше всего подходит для начала проектной деятельности. Дети выбирают любимое животное, рисуют его и рассказывают о нём. На следующем занятии устраивается выставка, и ребята представляют свои работы. На этом проект «Моё любимое животное» не заканчивается. Изучая новую лексику и грамматические структуры, дети постепенно добавляют новые предложения, и в результате в конце года получается полноценный рассказ, который можно оформить в небольшую книгу собственного изготовления. Проектная работа может начинаться с одного листка и заканчиваться целой книгой по таким темам как «My mother», «My birthday», «My friend», «My favourite food». В период выполнения проектов развиваются многие учебные, специальные и коммуникативные навыки. Уже в начальной школе ребята учатся работать со словарями, справочной литературой, составляют сообщения, учатся оформлять свои работы. Проектная деятельность в начальной школе готовит учащихся к более сложной исследовательской работе в среднем звене. Анализ педагогического опыта позволяет говорить о преемственности как о двустороннем процессе. С одной стороны детский сад формирует основные личностные качества, создает мощную мотивационную базу, обеспечивает базовыми знаниями. С другой стороны – начальная школа учитывает достижения ребенка, и, опираясь на потенциал ребенка, будет осуществлять индивидуально-личностный подход. Это позволяет обе спечить непрерывность в развитии и образовании детей. В практике школы должны сложиться определенные формы сотрудничества, такие как взаимопосещение открытых уроков, ознакомление с программами, методами и формами обучения. Во время таких посещений, педагоги могут обмениваться новыми инновационными методами работы, узнавать индивидуальные особенности, характер и темперамент ребенка. Таким образом, преемственность предполагает целостный процесс.
Главной целью этого процесса является обеспечение полноценного развитие как личностного, так и психологического. Необходимо сформировать определенную базу, на которую будет опираться начальная школа. В связи с тем, что изучению английского языка в последнее время отводится важная роль, нельзя оставить занятие английским языком без внимания. Тем более что самый благодатный период изучения иностранного языка попадает как раз на 5-6 лет. Период, когда сформировалась база русского языка, и возможно наложение системы другого языка. Это также тот период, когда в процессе игры, не замечая процесса обучения, дети с легкостью впитывают необходимые знания. Задачей же следующей ступени, начальной школы, будет укрепить желание детей учиться и не растерять ту заинтересованность и уверенность в собственных силах, которые они получат на занятиях английским в подготовительной группе детского сада. Всестороннее развитие ребенка будет способствовать естественному переходу из детского сада в школу, минимизирует стресс при смене привычного окружения и позволит продолжить изучение английского языка в привычной для детей атмосфере.
Список используемой литературы:
1. Бутко Г.В. Языковые игры на уроках английского языка в 4 классе // ИЯШ. – 1987. – №4. – С.63 – 65. 2. Гудкова Л.М. Игры на уроках английского языка в младших классах // ИЯШ. – 1988. – №4. – С.54-55. 3. Дворник М.В. Игра и игровая ситуация на начальной и средней ступени обучения // ИЯШ – 1990. – №6. – С.48-52. 4. Денисова Л.Г. Использование игровых элементов на начальном этапе обучения английскому языку // ИЯШ – 1984. – №4. – С.82. 5. Загребин И.В. Особенности обучения младших школьников английскому языку на начальном этапе // Начальная школа – 2007. – №10. – С.27-31. 6. Комков И.Ф. Методика обучения иностранному языку: Учеб. пособие: В.9. – Минск: “Вышэйшая школа”, 1979. – С.91. 7. Курбатова М.Ю. Игровые приемы обучения грамма тике английского языка на начальном этапе // ИЯШ – 2006. – №3. – С.64-66. 8. Лобачева Н.П. Игры и сказки // ИЯШ – 2007. – №1. – С.36. 9. Черноголовая Н.Н. Дидактическая игра как средство развития у учащихся 5-6 классов интереса к изучению английского языка // ИЯШ – 2006. – №5. – С.28. 10. Журнал «Иностранные языки в школе»№3,№4,№5 2009г. 11. Сквозная программа раннего обучения английскому языку детей в детском саду и в 1-м классе начальной школы (под редакцией: Н.Д.Епанчинцевой, О.А.Моисеенко.- Белгород: «Политера»,2008г.).


В раздел образования