Автор: Ворончева Юлия Геннадьевна Должность: учитель английского языка Учебное заведение: МБОУ "ЦО" № 40 Населённый пункт: г. Тула Наименование материала: статья Тема: Преемственность: от детского сада к школе. Раздел: начальное образование
«От
того,
как
будет
чувствовать
себя
ребёнок,
поднимаясь
на
первую
ступеньку
лестницы
познания,
что
он
будет
переживать,
зависит
весь
дальнейший путь к знаниям».
В.А. Сухомлинский.
Сегодня
важнейшим
приоритетом
образования
в
России
является
обеспечение качества образования.
Чтобы
достичь
качества,
должны
быть
созданы
условия.
Приоритетным
условием достижения такого качества является обеспечение непрерывности
образования .
Я
представляю
МБОУНОШ
№
5,
которая
была
открыта
в
1993
году
и
называлась школа- детский сад № 50, а с 1998 года по 2012 – прогимназия
№ 1.
Уникальность
нашего
заведения
по-прежнему
сохраняется:
под
одной
крышей нашего учебного заведения дети с 3 до 10 лет. Это дошкольники 3-7
лет и начальная школа 1-4 класс.
В 2010 году мы начали внедрять ФГОС НОО и сейчас реализуем ФГОС ДО,
тем самым обеспечиваем преемственность в образовании, а также единую
линию развития ребёнка.
Преемственность между дошкольным и начальным образованием должна
прослеживаться по следующим направлениям:
1. состояние здоровья и физическое развитие детей;
2. уровень развития их познавательной активности;
3. умственные и нравственные способности учащихся;
4. развитие творческого воображения;
5. развитие коммуникативных умений, т.е. умения общаться с взрослыми и
сверстниками.
Реалии современной жизни требуют как от взрослых, так и от детей знание
не только русского языка, но и иностранного. Согласно школьной программе
преподавание иностранных языков начинается только со второго класса, т.е. в
возрасте 8 лет. А хорошо известно, что лучшим временем для начала их
изучения является возраст до 8-9 лет. Именно в это время изучение языка
может проходить наиболее естественным путем, через игровую деятельность,
а знания, полученные и отработанные в это время, остаются на всю жизнь.
Учитывая
рекомендации
отечественных
и
зарубежных
педагогов,
считаю
необходимым начать обучение английскому языку с 4-5-ти летнего возраста.
Практика показала, что малыши намного легче усваивают английский язык,
чем
старшие
ученики.
Пытливость
и
любознательность
этого
возраста
способствуют наилучшему усвоению
иностранного языка, тем более что
процесс
обучения
проходит
в
игровой,
учебной
и
двигательной
деятельности.
Для
достижения
целей
программы
обучения
детей
английскому
языку
первостепенное значение имеют:
забота о здоровье, эмоциональном благополучии и всестороннем развитии
каждого ребенка;
создание в группе атмосферы гуманного и доброжелательного отношения к
каждому ребенку, что позволит растить их общительными , инициативными,
добрыми,
любознательными,
стремящимися
к
самостоятельности
и
творчеству.
Механизмом
решения
данной
проблемы
является
последовательное
выполнение следующих этапов:
1.
заключение договора между детским садом и школой по обеспечению
преемственности;
2. составление плана совместной деятельности;
3. проведение совместных мероприятий;
4. работа по обеспечению готовности детей к обучению в школе.
В решении проблемы преемственности детского сада и школы необходимо
соблюдать преемственность в содержании программ воспитания и обучения
дошкольного образования и начальной школы, преемственность в приемах и
методах обучения. В детском саду обучение ведётся по рабочей программе,
составленной
на
основе
программы
Н.И.
Быковой
и
М.Д.
Поспеловой
«Английский
в
фокусе».
В
начальной
школе
продолжается
работа
по
программе Н.И.Быковой и М.Д. Поспеловой «Английский в фокусе» с 1 по 4
класс.
Преподаватель английского языка в детском саду и учитель в начальной
школе используют игровые приемы, ролевые игры, стихи, песни, театральные
постановки для повышения эффективности обучения.
Это возможно потому, что дошкольный возраст 5-6 лет и школьные 7 лет
характеризуют один и тот же период в жизни человека – детство.
Начальный
курс
обучения
английскому
языку
представляет
собой
курс
занятий, построенный в игровой форме в ходе которых дети накапливают
лексический
минимум,
речевые
и
грамматические
ст руктуры,
вырабатывается полное произношение.
Игра - основной источник знаний для ребёнка. Она выполняет две главные
функции:
во-первых,
через
игру
ребёнок
познаёт
мир
и
развивает
умственные
способности.
во-вторых, во время игры находят выход энергия и эмоции ребёнка.
Мы имеем дело с особым видом игр – языковыми играми . Языковые игры
позволяют сделать учебный процесс интересным. Это мощный стимул к
овладению
иностранным
языком.
Атмосфера
увлечённости,
радости,
ощущение
посильности
заданий
–
всё
это
благотворно
сказывается
на
результатах обучения. Легче усваивается языковой материал, а вместе с этим
возникает чувство удовлетворённости.
Они отличаются от развлекательных игр тем, что имеют второй план или,
иначе говоря, узко методическую цель.
Как
известно,
обучающие
игры
на
уроках
и
внеклассных
занятиях
способствуют выполнению важных методических задач :
-созданию психологической готовности детей к речевому общению;
-обеспечению
естественной
необходимости
многократного
повторения
языкового материала;
-тренировка учащихся в выборе нужного речевого варианта.
С помощью игр можно развивать так же память, внимание, логическое
мышление.
Игры приближают речевую деятельность к естественным нормам, помогают
развивать навык общения, способствуют эффективной отработке языкового
программного
материала,
обеспечивают
практическую
направленность
обучения.
Одним из наиболее удачных вариантов игры на занятии в детском саду и на
уроке в начальной школе являются игры с игрушками.
Далее
можно
привести
несколько
примерных
языковых
игр,
которые
используются в детском саду, и уже в более усложнённом виде в начальной
школе на уроках английского языка по определённой теме:
Игра « Угадай »
Учитель развешивает на доске картинки по теме, один ученик выходит к
доске
и
загадывает
слово.
Остальные
стараются
угадать
данное
слово.
Угадавший ученик становится ведущим в игре.
-Is it a hall ?
-No, it is not.
-Is it bedroom ?
-Yes it is.
Игра « Что исчезло? »
На
доске
вывешиваются
картинки,
ученики
называют
предметы,
изображенные на картинках. Затем закрывают глаза, и учитель убирает одну
из
картинок.
Дети
открывают
глаза
и
называют
исчезнувший
предмет.
Учитель
может
видоизменять
игру
и
попросить
запомнить
не
только
картинки
и
их
последовательность.
В
этом
случае
учитель
не
убирает
картинки, а меняет их местами.
Игра « Снежный ком »
Первый ученик называет слово. Второй повторяет его слово и добавляет
своё, следующий называет уже два слова и своё и т.д.
Игра « Переводчик »
Учащиеся
встают
в
круг,
учитель
в
центре
круга.
Учитель
по
очереди
бросает мяч ученикам и произносит различные словосочетания на русском
языке. Учащиеся переводят их и бросают мяч учителю.
Игра « Что в коробке? »
Учитель
складывает
в
коробку
предметы,
названия
которых
известно
учащимся. После этого учащиеся по-очереди называют по-английски эти
предметы, используя речевой оборот «There is (are)….»
Предлагаемые игры могут быть полезны для организации разных видов
работы с учащимися: индивидуальной, в парах, в группах. Игры можно
использовать несколько раз, при этом разрешается изменять роли играющих,
содержание материала игры, процесс игры и т.д.
Игровые
упражнения,
аудио
и
видео
материалы,
работа
с
наглядностью
позволяют детям запомнить зрительные образы английских слов, адекватно
воспринимать на слух, понимать и реагировать на английскую речь, что в
дальнейшем значительно облегчит обучение иностранному языку в школе.
В программу входит и культорологический аспект. Дети знакомятся с англо-
говорящими странами, их традициями и культурой, которые отражаются в
фольклорных играх, таких как песенная игра «London Bridge Is Falling Down»
песнях («Old Mc Donald had a farm», «The More We Get Together»), сказках.
Сказки
«Малышка
Брауни»,
«Пряничный
человечек»,
«Как
Джек
ходил
счастья
искать»
помогают
детям
познакомиться
с
образцами
детской
литературы Великобритании в основном в переводе на русский язык. В
дальнейшем, при изучении английского языка, у школьников появится не
только языковая возможность, но и большое желание прочитать эти сказки на
английском языке.
Программа обучения английскому языку в дошкольном блоке определяет
необходимый объем и содержание изучаемого материала и развивающих
игровых занятий и предусматривает 10 учебных ситуаций:
1. Приветствие, прощание, знакомство.
2. Животные (дикие и домашние)
3. Счет от 1 -20.
4. Цвета
5. Семья.
6. Игрушки.
7. Части тела и лица.
8. Времена года. Погода.
9. Что я умею делать. ( глаголы действия)
10. Дом, где я живу.
Занятия проходят один раз в неделю. Для детей 3-4 лет - 15 минут, 4-5 лет-
20 мин, 5-6 лет -25 минут и по 30 минут для подготовительных групп (в
соответствии с требованиями СанПиН.)
Занятия с дошкольниками проводятся в специально отведенном кабинете,
оборудованным
музыкальной
системой,
телевизором
с
функциями
интерактивной доски и DVD-проигрывателем.
Группа детей делится на две подгруппы. Приблизительно то же происходит и
в школе.
На занятии в саду и на уроке в начальной школе используется видео- и
аудиоматериалы, широко применяется наглядность. Один вид деятельности
сменяет другой с достаточной частотой, чтоб избежать перенапряжения во
время долгой концентрации на одном и том же.
Особая роль на уроке отводится творческому выражению ребенка (песни,
стихи, танцы, изобразительное искусство). В творческом процессе ребенок
раскрывается
и
готов
к
восприятию
нового.
Применение
данной
формы
работы способствует развитию осознанного отношения к будущей учебе в
школе,
а
также,
влечет
за
собой
проявление
любознательности,
познавательной активности, формирование мотивации к учению. Уроки в
начальной школе должны сохранять игровые моменты, использование песен,
стихов и танцев. Применение разнообразных подвижных моментов на уроке
также должно иметь место. Это связано с необходимостью смены видов
активной физической и умственной деятельности. Кроме того, если ребенок в
детском саду научится играть, овладеет формами общения и взаимодействия
со сверстниками и взрослыми, научится в игре усваивать учебный материал,
то процесс обучения в начальной школе не будет вызывать трудностей.
Составной
частью
учебного
процесса
является
также метод
проектов.
Практика использования метода проектов показывает, что «вместе учиться не
только легче и интереснее, но и значительно эффективнее». Е.С. Полат
Первые проекты мы начинаем делать в детском саду, например тема «Моё
любимое
животное»
лучше
всего
подходит
для
начала
проектной
деятельности.
Дети
выбирают
любимое
животное,
рисуют
его
и
рассказывают о нём. На следующем занятии устраивается выставка, и ребята
представляют свои работы. На этом проект «Моё любимое животное» не
заканчивается. Изучая новую лексику и грамматические структуры, дети
постепенно
добавляют
новые
предложения,
и
в
результате
в
конце
года
получается полноценный рассказ, который можно оформить в небольшую
книгу собственного изготовления.
Проектная работа может начинаться с одного листка и заканчиваться целой
книгой по таким темам как «My mother», «My birthday», «My friend», «My
favourite food».
В период выполнения проектов развиваются многие учебные, специальные и
коммуникативные навыки. Уже в начальной школе ребята учатся работать со
словарями,
справочной
литературой,
составляют
сообщения,
учатся
оформлять свои работы. Проектная деятельность в начальной школе готовит
учащихся к более сложной исследовательской работе в среднем звене.
Анализ педагогического опыта позволяет говорить о преемственности как о
двустороннем процессе. С одной стороны детский сад формирует основные
личностные качества, создает мощную мотивационную базу, обеспечивает
базовыми
знаниями.
С
другой
стороны
–
начальная
школа
учитывает
достижения ребенка, и, опираясь на потенциал ребенка, будет осуществлять
индивидуально-личностный
подход.
Это
позволяет
обе спечить
непрерывность в развитии и образовании детей.
В практике школы должны сложиться определенные формы сотрудничества,
такие как взаимопосещение открытых уроков, ознакомление с программами,
методами и формами обучения. Во время таких посещений, педагоги могут
обмениваться
новыми
инновационными
методами
работы,
узнавать
индивидуальные
особенности,
характер
и
темперамент
ребенка.
Таким
образом, преемственность предполагает целостный процесс.
Главной целью этого процесса является обеспечение полноценного развитие
как
личностного,
так
и
психологического.
Необходимо
сформировать
определенную базу, на которую будет опираться начальная школа. В связи с
тем, что изучению английского языка в последнее время отводится важная
роль, нельзя оставить занятие английским языком без внимания. Тем более
что самый благодатный период изучения иностранного языка попадает как
раз
на
5-6
лет.
Период,
когда
сформировалась
база
русского
языка,
и
возможно наложение системы другого языка. Это также тот период, когда в
процессе игры, не замечая процесса обучения, дети с легкостью впитывают
необходимые знания. Задачей же следующей ступени, начальной школы,
будет укрепить желание детей учиться и не растерять ту заинтересованность
и
уверенность
в
собственных
силах,
которые
они
получат
на
занятиях
английским в подготовительной группе детского сада. Всестороннее развитие
ребенка будет способствовать естественному переходу из детского сада в
школу, минимизирует стресс при смене привычного окружения и позволит
продолжить изучение английского языка в привычной для детей атмосфере.
Список используемой литературы:
1.
Бутко Г.В. Языковые игры на уроках английского языка в 4 классе // ИЯШ. – 1987.
– №4. – С.63 – 65.
2.
Гудкова Л.М. Игры на уроках английского языка в младших классах // ИЯШ. – 1988.
– №4. – С.54-55.
3.
Дворник М.В. Игра и игровая ситуация на начальной и средней ступени обучения //
ИЯШ – 1990. – №6. – С.48-52.
4.
Денисова Л.Г. Использование игровых элементов на начальном этапе обучения
английскому языку // ИЯШ – 1984. – №4. – С.82.
5.
Загребин И.В. Особенности обучения младших школьников английскому языку на
начальном этапе // Начальная школа – 2007. – №10. – С.27-31.
6.
Комков И.Ф. Методика обучения иностранному языку: Учеб. пособие: В.9. –
Минск: “Вышэйшая школа”, 1979. – С.91.
7.
Курбатова М.Ю. Игровые приемы обучения грамма тике английского языка на
начальном этапе // ИЯШ – 2006. – №3. – С.64-66.
8.
Лобачева Н.П. Игры и сказки // ИЯШ – 2007. – №1. – С.36.
9.
Черноголовая Н.Н. Дидактическая игра как средство развития у учащихся 5-6
классов интереса к изучению английского языка // ИЯШ – 2006. – №5. – С.28.
10.
Журнал «Иностранные языки в школе»№3,№4,№5 2009г.
11.
Сквозная программа раннего обучения английскому языку детей в детском саду и в
1-м
классе начальной школы (под редакцией: Н.Д.Епанчинцевой, О.А.Моисеенко.-
Белгород: «Политера»,2008г.).