"Оптико-кинетическая дисграфия. Выявление и устранение."
Автор: Зарубина Екатерина Сергеевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ школа №71 Населённый пункт: город Дзержинск, Нижегородская область Наименование материала: Методическая разработка Тема: "Оптико-кинетическая дисграфия. Выявление и устранение." Раздел: начальное образование
Оптико
-
кинетическая
дисграфия
.
Выявление
и
устранение
проблем
.
М Б О У
Ц Д и К
у ч и т е л ь
-
л о г о п е д
З а р у б и н а
Е
.
С
.
Г
.
Д з е р ж и н с к
Русское
письмо
и
его
значимость
•
Письмо-
это знаковая система фиксации
устной речи, позволяющая с помощью
графических элементов (букв) передавать
информацию на расстоянии и закреплять ее во
времени
.
•
Русское письмо– звуко-буквенное
•
Принцип обучения письму–фонематический
( звуковой)
•
Основная единица обучения письму–
графический элемент( буква)
Операции
письма
1.Анализ звукового состава слова, подлежащего
записи:
•
Определение последовательности звуков в
слове
•
Уточнение звуков и «превращение» их в
фонемы ( обобщенные представления о звуке)
2.Перевод фонем в графемы.
3.Перевод графем в кинемы.
Процесс
письма
а р
т
и
к
у
л
е м
а
ф
о
н
е
м
а
г
р
аф
е
м
а
к
и
н
е
м
а
Речедвигательный
анализатор
Зрительный
анализатор
Речеслуховой
анализатор
.
Двигательный
анализатор.
Особенности
русской
графики
Основные элементы строчных букв:
•
Прямая линия;
•
Овал;
•
Правые и левые овалы;
•
Линия с закруглением вправо вниз;
•
Линия с закруглением влево вниз;
•
Линия с закруглением вверх и вниз;
•
Надстрочные и подстрочные элементы
г п т р; и ш ц щ; д в з у б
Оптические и кинетические ошибки:
сходство и различие.
Оптико
-
кинетические
ошибки
.
оптические
кинетически
е
зеркальны
е
Различные
отправные
точки
в
начертании
букв
с
–
е
,
с
-
о
,
у
-
д
-
з
,
л
-
и
,
м
-
ш
,
т
-
ш
,
в
-
д
Совпадение
в
начертании
начального
элемента
о
-
а
,
б
-
д
,
и
-
у
,
п
-
т
,
л
-
м
,
Г
-
Р
,
л
-
я
,
н
-
ю
,
х
-
ж
Н
-
К
Смешение
правых
и
левых
сторон
букв
З
-
Е
П р и ч и н ы
о п т и к о
-
к и н е т и ч е с к о й
д и с г р а ф и и
это несформированность зрительно-
пространственных функций:
•
Зрительного восприятия (гнозиса), в том
числе и буквенного.
•
Зрительной памяти (мнезиса).
•
Зрительного анализа и синтеза.
•
Пространственных представлений
.
В ы я в л е н и е
п р е д п о с ы л о к
о п т и к о
-
к и н е т и ч е с к о й
д и с г р а ф и и
.
Проверка понимания значения предлогов.
(6 карандашей):
•
На, под, в, за, около, над ( покажи, назови);
•
Из, из-под, из-за, с, от;
•
2книги ,2 карандаша;
•
Лево-право.
О с н о в н ы е
н а п р а в л е н и я
к о р р е к ц и о н н о й
р а б о т ы
•
Развитие зрительного восприятия, анализа
и синтеза.
•
Развитие пространственной ориентировки и
представлений
•
Развитие зрительной памяти.
•
Дифференциация смешиваемых и
заменяемых букв по оптико-кинетическим
признакам.
Р а з в и т и е
з р и т е л ь н о г о
в о с п р и я т и я
,
а н а л и з а
и
с и н т е з а
.
« Что изменилось?»
« Пройди лабиринт»
« Штриховка»
« Найди по силуэту»
«Зашумленные изображения»
« Помоги машинкам»
«Наложенные изображения»
« Назови что спрятано»
« Четвертый лишний»
« Точечные
изображения»
« Незаконченные
изображения»
« Найди отличия»
Сравни
и
найди
10
отличий.
На
первой
картинке
кликни по той детали, которой нет на второй картинке.
Сравни
и
найди
10
отличий.
На
первой
картинке
кликни по той детали, которой нет на второй картинке.
Р а з в и т и е
б у к в е н н о г о
г н о з и с а
.
•
развитие восприятия цвета букв;
•
развитие восприятия формы, размера и
величины предметов и букв;
•
дифференциация расположения элементов
букв.
Педагогические
приёмы
:
•
Узнавание и называние букв;
•
Нахождение сходства графического изображения буквы с каким-либо
предметом;
•
Поиск названной буквы среди других букв в тексте;
•
Конструирование буквы из элементов с помощью палочек,
проволочек,
реконструирование буквы
.
•
Рисование буквы пальцем в воздухе, на столе, на двери, на стене;
•
Узнавание букв в условиях зашумления (линии, точки, штрихи);
•
Распознавание букв, наложенных друг на друга;
•
Дифференциация правильно и зеркально написанных букв;
•
Называние и сравнение букв, сходных графически;
•
Узнавание букв по нескольким элементам, дописывание их.
•
Узнавание букв на ощупь.
Какие буквы ты увидел? Щелкни мышкой и узнаешь правильный ответ.
Прочитай только правильно написанные буквы. Какое слово
получилось?
Щелкни мышкой и «неправильные» буквы исчезнут. Щелкни еще раз –
появится картинка.
Попробуй прочитать слово. Щелкни мышкой, чтобы увидеть его целиком.
Щелкни еще раз – и увидишь картинку.
Основные
этапы
работы
по
развитию
пространственных
представлений
.
•
Развитие восприятия собственного тела.
•
Формирование пространственных представлений с
опорой на правую руку.
•
Восприятие отношений между предметами и их
группами.
•
Пространственная ориентировка в объектах, развёрнутых
на 180 градусов.
•
Восприятие пространственных признаков предметов
(формы, величины) и параллельное развитие зрительного
восприятия.
•
Развитие понимания логико-грамматических структур
языка
.
Д и ф ф е р е н ц и а ц и я
с м е ш и в а е м ы х
и
з а м е н я е м ы х
б у к в
Обязательные условия коррекционной работы:
•
С ф о р м и р о в а н н ы е
п р о с т р а н с т в е н н ы е
п р е д с т а в л е н и я
•
С ф о р м и р о в а н н о е
з р и т е л ь н о е
в о с п р и я т и е
,
а н а л и з
и
с и н т е з
н е б у к в е н н ы х
и з о б р а ж е н и й
Основная цель коррекционной работы –усвоить различия в
смешиваемых и заменяемых буквах.
Дифференциация
букв
: