Напоминание

"Оптико-кинетическая дисграфия. Выявление и устранение."


Автор: Зарубина Екатерина Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ школа №71
Населённый пункт: город Дзержинск, Нижегородская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Оптико-кинетическая дисграфия. Выявление и устранение."
Раздел: начальное образование





Назад




Оптико - кинетическая дисграфия . Выявление и устранение проблем . М Б О У Ц Д и К у ч и т е л ь - л о г о п е д З а р у б и н а Е . С . Г . Д з е р ж и н с к
Русское письмо и его значимость •
Письмо-

это знаковая система фиксации

устной речи, позволяющая с помощью

графических элементов (букв) передавать

информацию на расстоянии и закреплять ее во

времени

.

Русское письмо– звуко-буквенное

Принцип обучения письму–фонематический

( звуковой)

Основная единица обучения письму–

графический элемент( буква)

Операции письма
1.Анализ звукового состава слова, подлежащего

записи:

Определение последовательности звуков в

слове

Уточнение звуков и «превращение» их в

фонемы ( обобщенные представления о звуке)

2.Перевод фонем в графемы.

3.Перевод графем в кинемы.

Процесс письма а р т и к у л е м а ф о н е м а г р аф е м а к и н е м а Речедвигательный анализатор Зрительный анализатор Речеслуховой анализатор . Двигательный анализатор.
Особенности русской графики
Основные элементы строчных букв:
• Прямая линия; • Овал; • Правые и левые овалы; • Линия с закруглением вправо вниз; • Линия с закруглением влево вниз; • Линия с закруглением вверх и вниз; • Надстрочные и подстрочные элементы
г п т р; и ш ц щ; д в з у б

Оптические и кинетические ошибки: сходство и различие. Оптико - кинетические ошибки . оптические кинетически е зеркальны е Различные отправные точки в начертании букв с – е , с - о , у - д - з , л - и , м - ш , т - ш , в - д Совпадение в начертании начального элемента о - а , б - д , и - у , п - т , л - м , Г - Р , л - я , н - ю , х - ж Н - К Смешение правых и левых сторон букв З - Е
П р и ч и н ы о п т и к о - к и н е т и ч е с к о й д и с г р а ф и и это несформированность зрительно- пространственных функций: •
Зрительного восприятия (гнозиса), в том

числе и буквенного.

Зрительной памяти (мнезиса).

Зрительного анализа и синтеза.

Пространственных представлений
.
В ы я в л е н и е п р е д п о с ы л о к о п т и к о - к и н е т и ч е с к о й д и с г р а ф и и . Проверка понимания значения предлогов. (6 карандашей): • На, под, в, за, около, над ( покажи, назови); • Из, из-под, из-за, с, от; • 2книги ,2 карандаша; • Лево-право.
О с н о в н ы е н а п р а в л е н и я к о р р е к ц и о н н о й р а б о т ы • Развитие зрительного восприятия, анализа и синтеза. • Развитие пространственной ориентировки и представлений • Развитие зрительной памяти. • Дифференциация смешиваемых и заменяемых букв по оптико-кинетическим признакам.
Р а з в и т и е з р и т е л ь н о г о в о с п р и я т и я , а н а л и з а и с и н т е з а .
« Что изменилось?»

« Пройди лабиринт»

« Штриховка»

« Найди по силуэту»

«Зашумленные изображения»


« Помоги машинкам»

«Наложенные изображения»

« Назови что спрятано»

« Четвертый лишний»

« Точечные

изображения»

« Незаконченные

изображения»


« Найди отличия»


Сравни

и

найди

10

отличий.

На

первой

картинке

кликни по той детали, которой нет на второй картинке.

Сравни

и

найди

10

отличий.

На

первой

картинке

кликни по той детали, которой нет на второй картинке.




Р а з в и т и е б у к в е н н о г о г н о з и с а . • развитие восприятия цвета букв; • развитие восприятия формы, размера и величины предметов и букв; • дифференциация расположения элементов букв.
Педагогические приёмы : •
Узнавание и называние букв;

Нахождение сходства графического изображения буквы с каким-либо

предметом;

Поиск названной буквы среди других букв в тексте;

Конструирование буквы из элементов с помощью палочек,

проволочек,

реконструирование буквы
. •
Рисование буквы пальцем в воздухе, на столе, на двери, на стене;

Узнавание букв в условиях зашумления (линии, точки, штрихи);

Распознавание букв, наложенных друг на друга;

Дифференциация правильно и зеркально написанных букв;

Называние и сравнение букв, сходных графически;

Узнавание букв по нескольким элементам, дописывание их.

Узнавание букв на ощупь.


Какие буквы ты увидел? Щелкни мышкой и узнаешь правильный ответ.
Прочитай только правильно написанные буквы. Какое слово получилось? Щелкни мышкой и «неправильные» буквы исчезнут. Щелкни еще раз – появится картинка.
Попробуй прочитать слово. Щелкни мышкой, чтобы увидеть его целиком. Щелкни еще раз – и увидишь картинку.
Основные этапы работы по развитию пространственных представлений . • Развитие восприятия собственного тела. • Формирование пространственных представлений с опорой на правую руку. • Восприятие отношений между предметами и их группами. • Пространственная ориентировка в объектах, развёрнутых на 180 градусов. • Восприятие пространственных признаков предметов (формы, величины) и параллельное развитие зрительного восприятия. • Развитие понимания логико-грамматических структур языка .
Д и ф ф е р е н ц и а ц и я с м е ш и в а е м ы х и з а м е н я е м ы х б у к в Обязательные условия коррекционной работы: • С ф о р м и р о в а н н ы е п р о с т р а н с т в е н н ы е п р е д с т а в л е н и я • С ф о р м и р о в а н н о е з р и т е л ь н о е в о с п р и я т и е , а н а л и з и с и н т е з н е б у к в е н н ы х и з о б р а ж е н и й Основная цель коррекционной работы –усвоить различия в смешиваемых и заменяемых буквах.
Дифференциация букв :


изолированно

(написание)

в слогах и в словах

в словосочетаниях

в предложениях и

тексте.



В раздел образования