Особенности развития творческих способностей младшего школьника в начальной школе
Автор: Малай Александра Александровна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МКОУ школа №1 Населённый пункт: город Армянск Наименование материала: статья Тема: Особенности развития творческих способностей младшего школьника в начальной школе Раздел: начальное образование
Особенности развития творческих способностей младшего
школьника в начальной школе.
Актуальность исследования. В настоящее время одной из важнейших
социальных
задач,
стоящих
перед
системой
образования,
является
формирование
творчески
развитой
личности.
Поэтому
особо
значимыми
становятся те дидактические основы, которые создают необходимые условия
для успешного развития личностных качеств учащихся, в том числе и их
творческих способностей. Чтобы раскрыть особенности развития творческих
способностей младших школьников во внеучебной деятельности, необходимо
обратиться к психологическим особенностям данного возраста.
Поступление в школу – переломный момент в жизни ребёнка. Ведущим
видом
деятельности
для
него
становится
учебная,
которая
способствует
обогащению индивидуального опыта младшего школьника, формированию у
него знаний об окружающем мире и о самом себе [3]. В начальной школе
происходит развитие всех познавательных процессов младших школьников,
однако среди них особое значение придаётся развитию мышления, которое
становится
доминирующим
и
начинает
определять
работу
других
познавательных процессов.
Изложение
основного
материала.
Мышление
младшего
школьника
неразрывно связано с другими психическими процессами, и прежде всего с
воображением. На
начальном
этапе
школьного
обучения
воссоздающее
воображение детей характеризуется главным образом неустойчивостью и
спонтанностью.
В
ходе
учебной
деятельности
школьники
осваивают
совокупность
средств
внешнего,
предметного
выражения
продуктивного
воображения, и чем больше они накапливают знаний, чем богаче их опыт и
разнообразнее
впечатления,
тем
более
интересные
и
необычные
образы
возникают в их воображении [1].
Мышление младших школьников неразрывно связано с памятью, идёт
интенсивное формирование приёмов запоминания, а при усвоении новых
понятий, ребёнок одновременно развивает мыслительные операции (анализ,
синтез, обобщение, сравнение и т.д.) [5]. Можно предположить, что развитие
мышления
стоит
в
прямой
зависимости
от
развития
памяти:
чем
более
развита память, тем больше новых знаний и умений ребёнок может усвоить с
п о м о щ ь ю мыслительных
операций,
что
способствует
успешному
выполнению им учебной деятельности.
Мышление
также
связано
с
вниманием.
У
детей
начальной
школы
преобладает
непроизвольное
внимание,
им
трудно
сосредоточиться
на
однообразной
деятельности
или
деятельности,
требующей
умственного
напряжения.
К
концу
младшего
школьного
возраста
у
них
формируется
способность
сосредотачивать
внимание
на
малоинтересных
вещах,
что
говорит
о
развитии
произвольного
внимания
[2].
Умение
ребёнка
сосредоточиться на определённой задаче помогает ему сконцентрироваться
на
деталях,
перебрать ранее известные решения, используя мыслительные
операции, что свидетельствует о взаимосвязи внимания и мышления.
Итак, в младшем школьном возрасте происходят большие изменения в
познавательной
сфере.
Ребёнок
в
процессе
обучения
и
воспитания
овладевает
определённым
запасом
знаний,
умений,
навыков,
которые
в
дальнейшем использует в своей деятельности.
Активность ребёнка в любой деятельности во многом зависит от её
мотивации, компонентом которой является интерес. Младший школьник не
может долго удерживать интерес к учебной и внеучебной деятельности,
поэтому между возникновением у него намерения и самого выполнения
деятельности не должно проходить много времени, иначе это стремление
может «остыть» [4].
В связи с включением школьника в активные социальные отношения
происходит формирование мотива успеха. Дети начинают осознавать свои
возможности и способности. Их деятельность, мотивированная на успех,
протекает
на
фоне
положительного
эмоционального
настроя,
так
как
направлена на некоторую положительную цель.
В
младшем
школьном
возрасте
легко
возникают
различные
эмоциональные реакции и состояния. Ученику свойственна эмоциональная
отзывчивость на яркое, красочное. Эмоциональные реакции и состояния у
него
из
явлений
ситуативного
характера
перерастают
в
устойчивые
особенности личности и начинают мотивировать его поведение.
У младших школьников при выполнении задания может возникнуть
тревожность,
способная
вызвать
у
ребёнка
либо
беспокойство
и
стать
барьером для реализации его творческих способностей, либо стимулировать
внутренние резервы организма [1]. Активная познавательная деятельность
учащегося сопровождается адекватной тревожностью, поскольку творческая
деятельность таит в себе ситуацию новизны и неопределённости. Отсюда,
конструктивная
тревожность
направлена
на
преодоление
препятствий
и
может стать
источником
успеха.
Поэтому
важно
создать
эмоционально
комфортную атмосферу, в которой ребёнок будет чувствовать себя уверенно.
Важную роль у младших школьников играет общение, отличающееся
эмоциональной
насыщенностью
и
непосредственностью
высказываний
ребёнка,
которые
характеризуются
незаконченностью
и
лексической
бедностью, при выполнении совместной деятельности ребёнок стремится
привлечь внимание к себе и отметить свою значимость в этой деятельности.
В
этом
возрасте
учащиеся,
имеющие
высокий
уровень
толерантности,
характеризуются развитой коммуникабельностью и самостоятельностью, в то
время,
как
дети,
имеющие
низкий
уровень
толерантности,
не
способны
конструктивно общаться [6].
Л.С. Выготский показал, что между процессами обучения и развития
существует сложная взаимосвязь, меняющаяся с возрастом учащегося. Он
доказал, что процессы развития не совпадают с процессами обучения [4].
Обучение
обуславливает
развитие.
Применительно
к
проблеме
развития
творческих способностей учащихся, процесс обучения осуществляется в зоне
ближайшего
развития,
при
котором
поначалу
школьники
решают
соответствующие задачи под руководством взрослых. С течением времени, по
мере
развития
творческих
способностей,
эти
задачи
будут
выполняться
учащимися вполне самостоятельно. Организация творческой деятельности
учащихся в зоне ближайшего развития, является важным условием развития
их творческих способностей [4].
Развитие способностей в процессе деятельности осуществляется через
интериоризацию («переход извне внутрь») действий, посредством которых
эта деятельность осуществляется, и через преобразующее влияние на высшие
психические
функции,
в
свою
очередь,
регулирующие
деятельность
по
принципу обратной связи.
В
группу
педагогических
технологий,
работающих
на
основе
активизации
и
интенсификации
деятельности
учащегося,
входят
также
игровые технологии, личностно-ориентированная технология обучения (И.С.
Якиманская).
В
основу
игровых
технологий
положена
игра,
как
вид
деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение
общественного
опыта,
в
котором
складывается
и
совершенствуется
самоуправление
поведением.
Большинство
игр
отличает
свободная
развивающая
деятельность,
ее
творческий,
активный
характер,
эмоциональная приподнятость, наличие прямых или косвенных правил и
временную последовательность ее развития. В структуру игры как процесса
входят: целеполагание, планирование, реализация цели, анализ результатов.
Мотивация игровой деятельности предполагает возможность выбора, элемент
соревновательности,
удовлетворения
потребностей
в
самоутверждении
и
самореализации.
Игру можно применять в процессе обучения в качестве пути усвоения
понятий, тем и даже разделов учебных предметов, в качестве урока или его
части, как технологию внеклассной работы. Различают следующие виды игр:
обучающие, тренирующие, обобщающие, контролирующие; познавательные,
во спит ательные,
развивающие;
репродуктивные,
т в о рч е с к и е ;
коммуникативные,
диагностические,
профориентационные
и
другие.
В
процессе игровой деятельности происходит не только расширение кругозора
ученика и формирование его знаний и умений, но и реализация развивающих
целей.
В
ходе
игры
получают
развитие
восприятие
и
наблюдательность,
внимание,
память,
мышление
и
воображение,
развиваются
творческие
способности учащихся.
В
основу
личностно-ориентированного
обучения
[6]
положен
субъективный опыт жизнедеятельности, приобретенный ребенком еще до
школы
в
условиях
социокультурного
окружения,
в
частности,
семьи.
Субъективно сть
лично сти
(индивидуально сть)
проявляется
в
избирательности к познанию мира, в устойчивости этой избирательности, в
способах
проработки
учебного
материала,
эмоционально-личностном
отношении познания. При таком подходе ученик не становится субъектом
обучения, а является им изначально, как носитель субъективного опыта.
Основными
целями
личностно-ориентированного
развивающего
обучения
являются: развитие индивидуальных познавательных способностей каждого
учащегося;
максимальное
выявление,
развитие
и
использование
индивидуального
опыта
ребенка;
оказание
помощи
в
самопознании,
самоопределении
и
саморазвитии
личности,
а
не
формирование
заранее
заданных свойств.
Образовательный
процесс
в
рамках
данной
системы
строится
на
учебном
диалоге
ученика
и
учителя,
который
направлен
на
совместное
конструирование
учебной
деятельности.
При
этом
учитывается
индивидуальная
избирательность
учащегося
к
содержанию,
виду,
форме
учебного материала, его мотивация, стремление использовать полученные
знания самостоятельно, по собственной инициативе, в ситуациях не заданных
обучением. Основными формами организации учебного процесса в данной
системе являются классно-урочная и индивидуально-дифференцированная,
последняя из которых является ведущей.
Из
анализа
сущности
современных
технологий
обучения
можно
сделать следующий вывод, являющийся, на наш взгляд, важным для решения
проблемы развития творческих способностей учащихся в процессе обучения:
для развития личностных качеств, включая творческие способности, учителю
необходимо организовать развивающий процесс обучения, взяв за его основу
элементы технологий развивающего обучения;
Нам
представляется
возможной
и
необходимой
организация
такой
подготовки
будущего
учителя,
которая
позволит
обеспечить
успешное
включение
в
традиционную
технологию
обучения
элементов
творческой
деятельности, направленных на развитие творческих способностей учащихся.
До начала организации творческой деятельности учащихся с целью развития
их творческих способностей, учитель должен явно представлять конечный
результат
такой
деятельности,
организуемой
им
в
«зоне
ближайшего
развития.
Понимание
динамической
структуры
личности
позволяет
лучше
осознать и, следовательно, применять различные методы формирования ее
свойств, основываясь на виды формирования свойств каждой из четырех ее
подструктур. Последовательность видов формирования качеств личности и ее
способностей (повторение, упражнение, обучение и воспитание) определяет
как связи между видами, так и связи между уже сформированными общими и
единичными ее качествами и способностями. Субординация видов позволяет
понять влияние высших структур на низшие, единство формирования свойств
личности и ее способностей.
Большое
значение
в
развитии
творческих
способностей
имеют
творческая
активность
индивида
и
его
потребность
в
творческой
деятельности.
По
результатам
исследований
Н.
Лейтес
[2],
одной
из
существенных причин быстрого и интенсивного развития детей с высоким
уровнем интеллекта является их потребность в деятельности, любовь к труду
и удовольствие от напряженной умственной работы. Как правило, с раннего
детства такие дети самостоятельно занимаются, быстро приобретая новые
знания как средство для получения дальнейших знаний. Дети с недостаточно
развитыми способностями проявляют ограниченную активность, и развитие
их способностей не в последнюю очередь зависит от ее проявления.
«Активность
выражает
не
саму
деятельность,
а
ее
уровень
и
ее
характер» [1] и влияет на осознание мотивации творческой деятельности. А
поскольку
творческие
способности
невозможно
развивать
без
включения
учащихся в творческую деятельность, то активность, безусловно, влияет на
их развитие, на осознание учащимися сущности творческой деятельности, на
формирование потребности в ней.
О
творческой
активности
индивида
можно
судить:
по
уровню
самостоятельности; по неординарности принимаемых решений; по умению
выдвигать альтернативные варианты по конструированию, моделированию и
организации своей творческой деятельности в целом или же отдельных ее
элементов; по умению отойти от готовых программ, если этого требуют
у с ло в и я
и
о б с тоя т е льс т ва ;
п о
с т р е мле н и ю
к
улу ч ше н и ю
и
совершенствованию
существующего
содержания
и
форм
творческой
деятельности.
Связь
творческих
способностей
и
творческой
активно сти
прослеживается во многих концепциях формирования способностей (В.А.
Крутецкий, В.И. Андреев). В частности, В.И. Андреев пишет, что творческая
активность
характеризуется
повышенной
чувствительностью
личности
к
усмотрению
противоречий
и
проблем
в
определенной
сфере
творческой
деятельности [3].
Мотивы
включения
в
творческую
деятельность
необходимо
формировать не только у учащихся. Если учитель ставит перед собой задачу
развития творческих способностей учащихся, то, прежде всего, у него самого
должны
быть
сформированы
мотивы
собственного
включения
в
организуемую им творческую деятельность учащихся. Творческая активность
учителя
безусловно
будет
влиять
на
формирование
подобного
мотива
у
учащихся,
поэтому
нам
видится
необходимым
развитие
творческой
активности студента-будущего учителя в процессе его обучения в вузе.
Для развития у учащихся творческих способностей следует соблюсти
определенные условия. Анализ литературных источников показал наличие
разных подходов к выделению системы условий, влияющих на развитие
способностей у учащихся, а точнее на успешность деятельности учителя по
развитию этих способностей. В.В. Богословский, А.А. Степанов выделяют
следующие условия успешности такой деятельности учителя [6]. Педагог
должен:
знать
во
всех
отношениях
ребенка
(условие
составления
плана
формирования
его
способностей);
обеспечивать
творческий
характер
процесса
обучения;
сочетать
обучение
с
практикой,
с
трудом;
вести
систематически профориентационную работу, с тем чтобы каждый школьник
мог
свободно
выбрать
в
соответствии
со
своими
склонностями
и
способностями специальность и начать готовиться к ней уже в школьные
годы;
формировать
активные
черты
личности,
в
первую
очередь
самостоятельность, трудолюбие и организованность, без чего невозможно
полная
реализация
потенциальных
сил
и
способностей
индивида
и
максимальное их развитие в деятельности; сочетать общие требования с
индивидуальным подходом к учащимся.
Вывод. Таким
образом,
в
младшем
школьном
возрасте
происходят
изменения
в
познавательной,
эмоциональной,
мотивационной
сферах.
Основными психологическими новообразованиями в этом возрасте являются
произвольность
психических
процессов
и
их
интеллектуализация,
внутренний план действий, рефлексия. Из изложенного в данном параграфе
следует, что развитие творческих способностей идет в процессе творческой
деятельности;
процесс
обучения
способствует
развитию
творческих
способностей, если в него включаются элементы творческой деятельности;
главный путь подготовки учителя к творческой деятельности и развитию в
ней творческих способностей учащихся – формирование
у него самого
творческих
способностей
и
овладение
им
самим
опытом
творческой
деятельности.
Литература:
1. Андреев В.И. Педагогика: Учеб. курс для творческого саморазвития. -
2-е изд. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000.
2.
Винокурова
Н.К.
Лучшие
тесты
на
развитие
творческих
способностей. – М.: Аст-Пресс, 1999.
3. Гин С.И. Мир Фантазии: Метод. пособие для учителей нач. кл. /
Система
проф.
разработчиков,
консультантов
и
преподавателей
ТРИЗ.
-
Гомель, 1995.
4.
Никитина
А.В.
Развитие
творческих
способностей
учащихся.
//
Начальная школа. – 2001, № 10 с. 34-38.
5.
Пичугин
С.С.
К
вопросу
о
развитии
творческих
способностей
младших школьников на уроках математики. // Начальная школа. – 2006, № 5,
с. 41.
6. Хуторской А.В. Современная дидактика. - СПб.: Питер, 2002.