Напоминание

Усвоение простейших геометрических фигур в 1 классе


Автор: Брянцева Галина Георгиевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СОШ № 49
Населённый пункт: г. Саратов
Наименование материала: "Озорные тесты". Геометрия. 1 класс
Тема: Усвоение простейших геометрических фигур в 1 классе
Раздел: начальное образование





Назад




Я. Брянцева Галина Георгиевна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 49» Ленинского района города Саратова, имею высшее педагогическое образование, окончила Саратовский Государственный университет имени Н Г. Чернышевского, специальность – немецкий язык и литература, квалификация - филолог, преподаватель немецкого языка и литературы, имею высшую квалификационную категорию, 15 лет провожу уроки с обучающимися по разработанной мною программе «Занимательная геометрия в начальных классах», использую данную программу в работе предметного кружка «В гостях у волшебницы Геометрии», в соответствии с требованиями ФГОС во внеурочной деятельности обще-интеллектуального направления «Занимательная математика».
Содержание программы «Занимательная геометрия 1 класс».
1
1. Вводный урок. Геометрия как предмет………………………… 1 ч. 2. Простейшие геометрические фигуры – точка и прямая………. 6 ч. 3. Луч………………………………………………………………….. 4 ч. 4. Отрезок……………………………………………………………….8 ч. 5. Линии……………………………………………………………… 15 ч. Количество часов в неделю – 1. Количество часов за год – 34.
Цели
изучения программы и приведённых ниже тестов по геометрии:  развитие познавательных возможностей детей дошкольного и младшего школьного возраста, способствующее приобретению практических навыков работы с геометрическим материалом  ознакомление учащихся с новыми плоскими фигурами – ромбом, трапецией, параллелограммом, неправильными четырёхугольниками, окружностью, кругом и в соответствии с программой «Школа 21 века» под редакцией профессора РАН Н.Ф.Виноградовой, объёмными геометрическими фигурами – кубом, призмой, шаром, параллелепипедом, цилиндром  ориентирование в простейших геометрических ситуациях, решение геометрических задач на построение, обнаружение геометрических образов в окружающей обстановке, усвоение необходимой геометрической терминологии.  формирование пространственных представлений, воображения, абстрактного мышления обучающихся, формирование двух видов пространственных представлений: образов памяти и образов воображения  совершенствование моторики мелких мышц пальцев с целью выработки навыков каллиграфического письма.  выработка в соответствии с требованиями ФГОС НОО личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных, метапредметных универсальных учебных действий – УУД.
Темы, вызвавшие наибольший интерес
(по результатам анкетирования) учащихся:  работа с циркулем – измерителем. Увеличение, уменьшение, сравнение длин отрезков циркулем – измерителем.  Построение кривых и ломаных линий, рисование и составление узоров, «математических снежинок», бордюра при изучении темы «Линии».  Построение ломаных линий, состоящих из 3-6 звеньев, измерение ломаной линии линейкой, запись суммы или разности отрезков цифрами и латинскими буквами, работа с мягкой проволокой.  Построение параллельных прямых с помощью линейки и угольника 2
 Забавная работа с трафаретами и лекалами, построение по опорным точкам, зашифрованным штрихам.
Темы, вызвавшие наибольшие затруднения
у обучающихся: * владение геометрической терминологией, задачи на построение фигур. * измерение длины отрезка линейкой с обломанным концом, делая любой штрих шкалы началом отрезка, не обращая внимания на цифры шкалы; нахождение начального штриха, не всегда совпадающего с обрезом линейки. Правильное совмещение начала отрезка с начальным штрихом шкалы, а не с началом самой линейки. Библиография: 1. Гершензон М.А. Головоломки профессора Головоломки. Москва. Детская литература. 1994. 2. Житомирский В., Шеврин Л. Математическая азбука. Москва. Педагогика. 1980. 3. Житомирский В., Шеврин Л. Геометрия для малышей. 1985. 4. Житомирский В., Шеврин Л. Путешествие по стране геометрии. Москва. 1994. 5. Кордемкий Б.А., Русалёв Н.В. Удивительный квадрат. Москва. 1959. 6. Линдгрен Г. Занимательные задачи на разрезание. Москва. 1977. Презентую тесты по геометрии, материал которой дан в обучающих, развивающих программах по математике 1 класс.
ТЕСТ

к программе «Занимательная геометрия в начальных классах. 1 класс».
Цифру, с правильным, на твой взгляд, ответом обведи кружочком.
Тема «Точка и прямая».
Простейшие геометрические фигуры: 1. а) треугольник б) круг в) линия г) точка и прямая д) отрезок. е) веснушки на носу 2. Через две любые точки можно провести: а) много прямых б) дорожку для велосипеда в) только одну прямую г) ни одной прямой 3. Две различные прямые пересекаются: а) в двух точках б) в одной точке в) они поругались и разбежались в разные стороны 3
4. Сколько точек может принадлежать прямой? а) одна точка б) две точки в) ни одной точки, «точки-детки» убежали от «мамы-прямой» г) множество точек.
Тема «Линии».
Линия состоит из: а) одной точки б) нескольких точек в) из солнечных зайчиков г) множества точек ……………….. Прямая линия. У прямой линии нет: а) начала б) конца в) середины г) нет желания остановиться, она бежит и бежит д) нет ни начала, ни конца, она бесконечна _ _ _ ________ _ _ Кривая линия. Через две точки можно провести: а) только одну кривую линию б) ни одной кривой линии в) много кривых линий Ломаная линия. 1)Отдельные части (отрезки) ломаной линии называются: а) лучи б) звёзды в) прямые линии г) точки д) звенья е) согнутая проволока 2. Ломаная линия может иметь: а) один отрезок (звено) б) ни одного отрезка (звена) в) много «братьев и сестёр-отрезков» (звеньев) 3. Ломаная линия может быть замкнутой: а) да б) нет 4. Замкнутая ломаная линия образует: а) круг б) изгородь вокруг дачи 4
в) многоугольник г) бассейн
Тема «Луч».
1. Луч – это геометрическая фигура, у которой: а) есть начало, но нет конца б) оба конца можно продолжить в) множество звеньев (отрезков) г) одна из рук Солнца д) луч ограничен с двух сторон. 2. Сколько лучей можно построить из одной точки? а) один луч б) два луча в) много лучей г) ни одного луча.
Тема «Отрезок».
1. Отрезок – это: а) луч б) прямая в) отрезок ограничен с двух сторон г) окружность д) ломаная линия 2. Отрезок имеет длину, большую: а) одной клетки в тетради б) нуля в) линейки г) карандаша. д) жевательной резинки 3. Чтобы узнать длину отрезка, состоящего из нескольких частей (отрезков) надо: а) разрезать отрезок на эти части б) сложить длины этих отрезков в) вычесть длину меньшего отрезка из длины большего отрезка г) измерить отрезок бантиком д) наложить отрезки друг на друга. Запиши номера геометрических фигур: 1. |————| 1. ломаная линия_______ 2. (∙) 2. прямая_____________ 3. ~~~~~ 3. луч________________ 4. ——— 4. точка______________ 5. |——— 5. ломаная____________ 6. /\/\/\/\/\/\ 6. треугольник, круг____ 7. ▲ ● 7. кривая_____________ 8. ● ■ 8. квадрат, круг________ Брянцева Г.Г. МОУ «СОШ № 49» г. Саратов 2016-2017. 5


В раздел образования