"Честное слово"
Автор: Вострикова Ольга МихайловнаДолжность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Благодарновская СОШ"
Населённый пункт: село Благодарное
Наименование материала: технологическая карта урока литературного чтения
Тема: "Честное слово"
Раздел: начальное образование
Назад
Технологическая карта урока литературное чтение в 3 классе
Тема урока: «Как рождается герой». Леонид Пантелеев «Честное слово».
Цель урока: учить детей анализировать литературное произведение,
- формировать представление о честности, отзывчивости, смелости;
Задачи:
Образовательные:
- учить понимать глубину содержания произведения и его главную мысль;
- продолжить учить детей на основании высказываний и поступков героев (в литературном произведении) представлять себе черты их
характера;
- продолжать работу по совершенствованию навыка сознательного, правильного, выразительного чтения;
Развивающие:
- при помощи системы вопросов побудить детей внимательно перечитывать и просматривать текст;
- работать над развитием речи, мышления;
Воспитательные:
- формировать у учащихся нравственные ценностные ориентации, способность формулировать нравственные суждения;
формировать нетерпимое отношение к недостойным поступкам.
Оборудование.
1
Для учителя:
1.
Учебник «Литературное чтение» для 3 класса (авт. Л.А.Ефросинина).
2.
Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова.
3.
Компьютер,
мультимедийный
проектор,
экран
для
демонстрации
презентации.
Слайдовая
презентация
по
теме
«Л.Пантелеев.
Честное слово.»
Для обучающихся:
1.
Учебник «Литературное чтение» для 3 класса (авт. Л.А.Ефросинина).
2.
Рабочая тетрадь «Литературное чтение. 3 класс. №2» (авт. Л.А.Ефросинина.
3.
Карточки с домашним заданием.
Этап
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Универсальные
учебные действия
1.Организационный
момент.
С а м о о п р ед е л е н и е
к
деятельности.
Ц е л ь :
в к л ю ч е н и е
у ч а щ и х с я
в
д е я т е л ь н о с т ь
н а
личностно-значимом
уровне:
«Хочу,
потому
что могу».
(слайд 1)
Проверь, дружок, готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь.
Учащиеся садятся.
Регулятивные:
самоконтроль;
личностные:
самоопределение.
2.Актуализация
знаний
и фиксация затруднений
в деятельности
- Мы начинаем наш урок. Каждый урок – это
маленькое открытие.
- Скажите, какими качествами нужно обладать,
чтобы
на
уроке
сделать
для
себя
маленькое
-Нужно быть внимательным,
наблюдательным, думающим…
Коммуникативные:
планирование учебного
сотрудничества с учителем
и сверстниками;
2
открытие?
-
А
какими
качествами
характера
должен
обладать герой?
- А где можно проявить героизм?
- Героями рождаются или становятся?
-А могут ли героями быть дети?
-Доброта,
отзывчивость,
с м е л о с т ь ,
ч е с т н о с т ь ,
мужественность, храбрость.
- На войне, при спасении людей
в чрезвычайных ситуациях.
- Становятся?
-Да.
познавательные:
логические – анализ
объектов с целью
выделения признаков.
3. Постановка учебной
задачи
Ц е л ь :
О б с у ж д е н и е
затруднений
(«Почему
возникли затруднения?»
проговаривание
цели
урока в виде вопроса, на
к о т о р ы й
п р е д с т о и т
ответить).
- Как вы думаете о чём мы сегодня будем читать?
-
Сегодня
на
уроке
мы
познакомимся
с
произведением
Леонида
Пантелеева
«Честное
слово». (слайд 2)
-
Как
выдумаете,
о
чём
пойдёт
речь
в
этом
произведении?
-Хорошо, а какую задачу мы поставим на урок?
Определим,
в
чём
предстоит
разобраться
нам
сегодня на уроке? (слайд 3)
Определить…
Учиться…
Развивать…
- Наверное, о героях.
(Высказывания детей)
-
Г л а в н у ю
м ы с л ь
произведения, его жанр….
-
Выразительно
и
грамотно
читать.
- Речь.
Регулятивные:
целеполагание;
Прогнозирование
содержанияпроизведения
по его названию;
к о м м у н и к а т и в н ы е :
п о с т а н ов ка
в о п р о с о в ;
познавательные:
общеучебные–
самостоятельное
выделение-
формулирование
познав ательной
ц е л и ;
логические:
формулирование проблемы
4. Построение проекта
выхода из затруднения
Цель: обсуждение
проекта её решения.
-
Чтобы
определить
жанр
произведения,
его
главную мысль, надо хорошо знать содержание.
А также ответим на главный вопрос – для чего
Л.Пантелеев написал это произведение?
- Итак, учебная задача ясна. Что мы знаем о
Леонид Пантелеев,
настоящее имя – Алексей
Иванович Еремеев. Родился в
1908 году в Петербурге в семье
военного. В годы гражданской
Регулятивные:
планирование,
прогнозирование;
познавательные:
привлечение справочных и
3
писателе?
- Послушаем биографическую справку о
писателе. (Рассказывает М. Номоконова)
(слайд 4)
- Прослушав справку о писателе, можем ли мы
определить жанр этого произведения?
Определите его.
войны потерял родителей и в
1921 году попал в школу имени
Достоевского для
беспризорных. Воспоминания
об этой школе легли в основу
очерков и рассказов. Пантелеев
стремился, чтобы детская
книга была книгой глубокого
содержания, «где были бы
юмор, и героика, лирика, и
настоящие человеческие
страсти, и большая мысль».
Этими качествами рассказы
Пантелеева заслужили свою
популярность.
Умер писатель в 1987 г. в
Москве.
-Это рассказ.
иллюстративно-
изобразительных
материалов.
Физкультминутка
Проводят дежурные
5. Первичное
восприятие текста.
Цель: учить понимать
глубину содержания
произведения и его
главную мысль.
Откройте учебник «Литературное чтение» с. 101.
П р о ч и т а й т е
и м я
а в т о р а
и
н а з в а н и е
произведения. Начинаем читать.
(Читают по цепочке)
(До слов «Вдруг я остановился…»)(слайд 5)
- От чьего имени идёт повествование?
- Где происходили действия?
( До слов «Я подошёл и окликнул его…»)
- Что узнали о мальчике?
Учащиеся следят по учебнику.
(Высказывания детей)
Личностные:
смыслообразование через
прослеживание судьбы
героя ориентацию
учащегося в системе
личностных смыслов.
Оценка жизненных
ситуаций и поступки
героев рассказа с точки
зрения общечеловеческих
норм.
4
(До
слов
«Мне
очень
хотелось
ему
как-нибудь
помочь…»)
- Почему мальчик плакал?
- В какую ситуацию он попал?
- Как к этому отнесся рассказчик? (слайд 6)
(До
слов
«Не
успели
мы
втроём
выйти
из
сада…») (аудио отрывок)
Словарная
работа. Околыш – ободок головного
убора, облегающий голову.
Несолоно хлебавши – ни с чем, безрезультатно.
- Какая мысль пришла в голову рассказчику?
- Почему только военный мог снять мальчика с
караула?
-
Как
понимаете
выражение:
«Кажется,
ещё
никогда
в
жизни
я
так
не
радовался,
как
обрадовался в эту минуту».
-
Как
вы
думаете,
почему
майор
согласился
помочь?
- Как повёл себя мальчик при виде военного?
Почему?
-
Что
значит
«весело
и
с
о бл е гче н и е м
засмеялся»?
(Чтение до конца)
- Почему майор, прощаясь с мальчиком, сказал,
что из него выйдет настоящий воин?
-(Сначала
улыбнулся,
а
затем
задумался над ситуацией.)
Коммуникативные: читать
вслух и про себя текст
учебника, понимать
прочитанное. Участвовать
в диалоге на уроке.
Слушать и понимать речь
других.
Регулятивные: знакомство
с простейшими приёмами
анализа текста.
6.Первичное
закрепление.
Цель: при помощи
системы вопросов
побудить детей
внимательно
- Что вам понравилось в этом рассказе?
-
Какие
мысли
и
чувства
вызвало
у
вас
поведение мальчика?
-
Как
мальчик
понимал,
что
такое
«честное
слово»?
-
Как
рассказчик
отнесся
к
«честному
слову»
мальчика?
(Высказывания детей)
Коммуникативные:
Участвовать
в
диалоге
на
у р о к е .
С л у ш а т ь
и
понимать
речь
других.
Отстаивать
свою
точку
зрения, соблюдать правила
р е ч е в о г о
э т и к е т а .
5
перечитывать и
просматривать текст.
-
Как
майор
отнесся
к
«честному
слову»
мальчика? Почему?
- В каких строчках заключается основная мысль
произведения?
- Давали ли вы когда-нибудь «честное слово»?
- А как его выполняли?
- Тяжело ли держать «честное слово»?
- Какую оценку поступку старших мальчиков вы
бы дали? Могли вы поступить также?
- Что он почувствовал, когда на улице стемнело?
- Почему же он не ушёл?
- Как ты думаешь, что заставило двух взрослых
людей оставить свои дела и всерьёз вступить в
игру маленького незнакомого мальчика?
- Как можно назвать их отношение к мальчику?
Подтверди ответ, обращаясь к тексту.
-
Заслуживает
ли
мальчик
такое
серьёзное
отношение?
- Охарактеризуйте мальчика. Какой он? Каким
вы его представляете? Докажите строчками из
текста.
-
Как
вы
думаете
этот
мальчик
может
стать
героем?
- Что думает о будущем мальчика рассказчик?
Найдите отрывок из рассказа.
-
Почему
автор
готов
ручаться,
что
мальчик
вырастет «настоящим человеком»?
- Смелый
- стойкий
- серьёзный
- мужественный
- ответственный
- честный
- (Стр.110) А когда он
вырастет… Ещё неизвестно,
Критично
относится
к
своему мнению.
Регулятивные:
ана лиз,
м о т и в ы
п о с т у п к а
персонажа,
сопоставление
п о с т у п к о в
г е р о е в
п о
аналогии или по контрасту.
Выявление
а вто рс ко го
отношения
к
герою
на
основе текста.
6
кем он будет, когда вырастет,
но кем бы он ни был, можно
ручаться, что это будет
настоящий человек.
7.Итог урока.
Цель: каждый для
себя должен сделать
вывод о том, что он
уже сделал в жизни.
-
Т а к ,
к а к о в а
г л а в н а я
м ы с л ь
э т о г о
произведения?
- Давайте ответим на главный вопрос: Для чего
писатель
написал
этот
рассказ?
Чем
мы
обогатились, прочитав рассказ?
- Зачем нужно изучать это произведение?
-
Написав
это
произведение,
Пантелеев
хотел,
чтобы
мы,
его
читатели,
поняли
одну
очень
важную вещь:
- В жизни, каждый человек выбирает свой путь.
Каким он будет, зависит только от него. И уже с
детства
нужно
формировать
в
себе
некоторые
черты характера. Путь жизненный всегда очень
сложный и что бы в жизни не произошло, нужно
всегда оставаться человеком.
- Если дал честное слово, так
надо
сдержать
его,
чтобы
не
случилось.
-
Чтобы
мы
были
добрыми,
отзывчивыми, честными.
-
Этот
р ассказ
п о м о г а е т
воспитывать в себе стойкость и
м у ж е с т в о ,
ч е с т н о с т ь
и
деликатность. Мы обогатились
духовно.
Личностные:
ф о р м и р о в а н и е
о с н о в
гражданской идентичности
п у т ё м
з н а к о м с т в а
с
героическим
прошлым
своего народа.
коммуникативные: умение
с достаточной полнотой и
точностью выражать свои
мысли;
8.Рефлексия.
Цель: осознание
учащимися своей
учебной деятельности,
самооценка
результатов
деятельности и всего
класса.
- Оцените свою работу на уроке:
- очень доволен своей работой;
- кто считает, что может работать лучше.
- Вспомните самые интересные фрагменты урока
и ваши ощущения.
- Что тебе понравилось в себе на этом уроке?
- Мне тоже очень понравилась ваша работа на
уроке. Спасибо за урок!
Регулятивные: оценка
(выделение и осознание
учащимися того, что уже
усвоено и что ещё
подлежит усвоению,
осознание качества и
уровня усвоения).
9.Домашнее задание.
Цель: учиться читать
выразительно читать
- Ответьте для себя на такие вопросы:
Какие испытания ждут впереди мальчика?
Как он сумеет себя проявить?
7
по ролям диалоги.
Легко ли ему будет в жизни?
Это и будет ваше творческое домашнее задание.
Поразмышляйте.
-
А
заголовком
вам
будет
правильно
выбранная
пословица
из
«Рабочей
тетради №2» задание 5 стр.69
На следующем уроке мы продолжим работу по
этому произведению.
8
В раздел образования