Напоминание

"Честное слово"


Автор: Вострикова Ольга Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Благодарновская СОШ"
Населённый пункт: село Благодарное
Наименование материала: технологическая карта урока литературного чтения
Тема: "Честное слово"
Раздел: начальное образование





Назад





Технологическая карта урока литературное чтение в 3 классе

Тема урока: «Как рождается герой». Леонид Пантелеев «Честное слово».

Цель урока: учить детей анализировать литературное произведение,

- формировать представление о честности, отзывчивости, смелости;

Задачи:

Образовательные:

- учить понимать глубину содержания произведения и его главную мысль;

- продолжить учить детей на основании высказываний и поступков героев (в литературном произведении) представлять себе черты их

характера;

- продолжать работу по совершенствованию навыка сознательного, правильного, выразительного чтения;

Развивающие:

- при помощи системы вопросов побудить детей внимательно перечитывать и просматривать текст;

- работать над развитием речи, мышления;

Воспитательные:

- формировать у учащихся нравственные ценностные ориентации, способность формулировать нравственные суждения;

формировать нетерпимое отношение к недостойным поступкам.

Оборудование.
1

Для учителя:

1.

Учебник «Литературное чтение» для 3 класса (авт. Л.А.Ефросинина).

2.

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова.

3.

Компьютер,

мультимедийный

проектор,

экран

для

демонстрации

презентации.

Слайдовая

презентация

по

теме

«Л.Пантелеев.

Честное слово.»

Для обучающихся:

1.

Учебник «Литературное чтение» для 3 класса (авт. Л.А.Ефросинина).

2.

Рабочая тетрадь «Литературное чтение. 3 класс. №2» (авт. Л.А.Ефросинина.

3.

Карточки с домашним заданием.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные

учебные действия

1.Организационный

момент.

С а м о о п р ед е л е н и е

к

деятельности.

Ц е л ь :

в к л ю ч е н и е

у ч а щ и х с я

в

д е я т е л ь н о с т ь

н а

личностно-значимом

уровне:

«Хочу,

потому

что могу».

(слайд 1)

Проверь, дружок, готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь.

Учащиеся садятся.

Регулятивные:

самоконтроль;

личностные:

самоопределение.

2.Актуализация

знаний

и фиксация затруднений

в деятельности

- Мы начинаем наш урок. Каждый урок – это

маленькое открытие.

- Скажите, какими качествами нужно обладать,

чтобы

на

уроке

сделать

для

себя

маленькое

-Нужно быть внимательным,

наблюдательным, думающим…

Коммуникативные:

планирование учебного

сотрудничества с учителем

и сверстниками;
2

открытие?

-

А

какими

качествами

характера

должен

обладать герой?

- А где можно проявить героизм?

- Героями рождаются или становятся?

-А могут ли героями быть дети?

-Доброта,

отзывчивость,

с м е л о с т ь ,

ч е с т н о с т ь ,

мужественность, храбрость.

- На войне, при спасении людей

в чрезвычайных ситуациях.

- Становятся?

-Да.

познавательные:

логические – анализ

объектов с целью

выделения признаков.

3. Постановка учебной

задачи

Ц е л ь :

О б с у ж д е н и е

затруднений

(«Почему

возникли затруднения?»

проговаривание

цели

урока в виде вопроса, на

к о т о р ы й

п р е д с т о и т

ответить).

- Как вы думаете о чём мы сегодня будем читать?

-

Сегодня

на

уроке

мы

познакомимся

с

произведением

Леонида

Пантелеева

«Честное

слово». (слайд 2)

-

Как

выдумаете,

о

чём

пойдёт

речь

в

этом

произведении?

-Хорошо, а какую задачу мы поставим на урок?

Определим,

в

чём

предстоит

разобраться

нам

сегодня на уроке? (слайд 3)

Определить…

Учиться…

Развивать…

- Наверное, о героях.

(Высказывания детей)

-

Г л а в н у ю

м ы с л ь

произведения, его жанр….

-

Выразительно

и

грамотно

читать.

- Речь.

Регулятивные:

целеполагание;

Прогнозирование

содержанияпроизведения

по его названию;

к о м м у н и к а т и в н ы е :

п о с т а н ов ка

в о п р о с о в ;

познавательные:

общеучебные–

самостоятельное

выделение-

формулирование

познав ательной

ц е л и ;

логические:

формулирование проблемы

4. Построение проекта

выхода из затруднения

Цель: обсуждение

проекта её решения.

-

Чтобы

определить

жанр

произведения,

его

главную мысль, надо хорошо знать содержание.

А также ответим на главный вопрос – для чего

Л.Пантелеев написал это произведение?

- Итак, учебная задача ясна. Что мы знаем о

Леонид Пантелеев,

настоящее имя – Алексей

Иванович Еремеев. Родился в

1908 году в Петербурге в семье

военного. В годы гражданской

Регулятивные:

планирование,

прогнозирование;

познавательные:

привлечение справочных и
3

писателе?

- Послушаем биографическую справку о

писателе. (Рассказывает М. Номоконова)

(слайд 4)

- Прослушав справку о писателе, можем ли мы

определить жанр этого произведения?

Определите его.

войны потерял родителей и в

1921 году попал в школу имени

Достоевского для

беспризорных. Воспоминания

об этой школе легли в основу

очерков и рассказов. Пантелеев

стремился, чтобы детская

книга была книгой глубокого

содержания, «где были бы

юмор, и героика, лирика, и

настоящие человеческие

страсти, и большая мысль».

Этими качествами рассказы

Пантелеева заслужили свою

популярность.

Умер писатель в 1987 г. в

Москве.

-Это рассказ.

иллюстративно-

изобразительных

материалов.

Физкультминутка

Проводят дежурные

5. Первичное

восприятие текста.

Цель: учить понимать

глубину содержания

произведения и его

главную мысль.

Откройте учебник «Литературное чтение» с. 101.

П р о ч и т а й т е

и м я

а в т о р а

и

н а з в а н и е

произведения. Начинаем читать.

(Читают по цепочке)

(До слов «Вдруг я остановился…»)(слайд 5)

- От чьего имени идёт повествование?

- Где происходили действия?

( До слов «Я подошёл и окликнул его…»)

- Что узнали о мальчике?

Учащиеся следят по учебнику.

(Высказывания детей)

Личностные:

смыслообразование через

прослеживание судьбы

героя ориентацию

учащегося в системе

личностных смыслов.

Оценка жизненных

ситуаций и поступки

героев рассказа с точки

зрения общечеловеческих

норм.
4

(До

слов

«Мне

очень

хотелось

ему

как-нибудь

помочь…»)

- Почему мальчик плакал?

- В какую ситуацию он попал?

- Как к этому отнесся рассказчик? (слайд 6)

(До

слов

«Не

успели

мы

втроём

выйти

из

сада…») (аудио отрывок)

Словарная

работа. Околыш – ободок головного

убора, облегающий голову.

Несолоно хлебавши – ни с чем, безрезультатно.

- Какая мысль пришла в голову рассказчику?

- Почему только военный мог снять мальчика с

караула?

-

Как

понимаете

выражение:

«Кажется,

ещё

никогда

в

жизни

я

так

не

радовался,

как

обрадовался в эту минуту».

-

Как

вы

думаете,

почему

майор

согласился

помочь?

- Как повёл себя мальчик при виде военного?

Почему?

-

Что

значит

«весело

и

с

о бл е гче н и е м

засмеялся»?

(Чтение до конца)

- Почему майор, прощаясь с мальчиком, сказал,

что из него выйдет настоящий воин?

-(Сначала

улыбнулся,

а

затем

задумался над ситуацией.)

Коммуникативные: читать

вслух и про себя текст

учебника, понимать

прочитанное. Участвовать

в диалоге на уроке.

Слушать и понимать речь

других.

Регулятивные: знакомство

с простейшими приёмами

анализа текста.

6.Первичное

закрепление.

Цель: при помощи

системы вопросов

побудить детей

внимательно

- Что вам понравилось в этом рассказе?

-

Какие

мысли

и

чувства

вызвало

у

вас

поведение мальчика?

-

Как

мальчик

понимал,

что

такое

«честное

слово»?

-

Как

рассказчик

отнесся

к

«честному

слову»

мальчика?

(Высказывания детей)

Коммуникативные:

Участвовать

в

диалоге

на

у р о к е .

С л у ш а т ь

и

понимать

речь

других.

Отстаивать

свою

точку

зрения, соблюдать правила

р е ч е в о г о

э т и к е т а .
5

перечитывать и

просматривать текст.

-

Как

майор

отнесся

к

«честному

слову»

мальчика? Почему?

- В каких строчках заключается основная мысль

произведения?

- Давали ли вы когда-нибудь «честное слово»?

- А как его выполняли?

- Тяжело ли держать «честное слово»?

- Какую оценку поступку старших мальчиков вы

бы дали? Могли вы поступить также?

- Что он почувствовал, когда на улице стемнело?

- Почему же он не ушёл?

- Как ты думаешь, что заставило двух взрослых

людей оставить свои дела и всерьёз вступить в

игру маленького незнакомого мальчика?

- Как можно назвать их отношение к мальчику?

Подтверди ответ, обращаясь к тексту.

-

Заслуживает

ли

мальчик

такое

серьёзное

отношение?

- Охарактеризуйте мальчика. Какой он? Каким

вы его представляете? Докажите строчками из

текста.

-

Как

вы

думаете

этот

мальчик

может

стать

героем?

- Что думает о будущем мальчика рассказчик?

Найдите отрывок из рассказа.

-

Почему

автор

готов

ручаться,

что

мальчик

вырастет «настоящим человеком»?

- Смелый

- стойкий

- серьёзный

- мужественный

- ответственный

- честный

- (Стр.110) А когда он

вырастет… Ещё неизвестно,

Критично

относится

к

своему мнению.

Регулятивные:

ана лиз,

м о т и в ы

п о с т у п к а

персонажа,

сопоставление

п о с т у п к о в

г е р о е в

п о

аналогии или по контрасту.

Выявление

а вто рс ко го

отношения

к

герою

на

основе текста.
6

кем он будет, когда вырастет,

но кем бы он ни был, можно

ручаться, что это будет

настоящий человек.

7.Итог урока.

Цель: каждый для

себя должен сделать

вывод о том, что он

уже сделал в жизни.

-

Т а к ,

к а к о в а

г л а в н а я

м ы с л ь

э т о г о

произведения?

- Давайте ответим на главный вопрос: Для чего

писатель

написал

этот

рассказ?

Чем

мы

обогатились, прочитав рассказ?

- Зачем нужно изучать это произведение?

-

Написав

это

произведение,

Пантелеев

хотел,

чтобы

мы,

его

читатели,

поняли

одну

очень

важную вещь:

- В жизни, каждый человек выбирает свой путь.

Каким он будет, зависит только от него. И уже с

детства

нужно

формировать

в

себе

некоторые

черты характера. Путь жизненный всегда очень

сложный и что бы в жизни не произошло, нужно

всегда оставаться человеком.

- Если дал честное слово, так

надо

сдержать

его,

чтобы

не

случилось.

-

Чтобы

мы

были

добрыми,

отзывчивыми, честными.

-

Этот

р ассказ

п о м о г а е т

воспитывать в себе стойкость и

м у ж е с т в о ,

ч е с т н о с т ь

и

деликатность. Мы обогатились

духовно.

Личностные:

ф о р м и р о в а н и е

о с н о в

гражданской идентичности

п у т ё м

з н а к о м с т в а

с

героическим

прошлым

своего народа.

коммуникативные: умение

с достаточной полнотой и

точностью выражать свои

мысли;

8.Рефлексия.

Цель: осознание

учащимися своей

учебной деятельности,

самооценка

результатов

деятельности и всего

класса.

- Оцените свою работу на уроке:

- очень доволен своей работой;

- кто считает, что может работать лучше.

- Вспомните самые интересные фрагменты урока

и ваши ощущения.

- Что тебе понравилось в себе на этом уроке?

- Мне тоже очень понравилась ваша работа на

уроке. Спасибо за урок!

Регулятивные: оценка

(выделение и осознание

учащимися того, что уже

усвоено и что ещё

подлежит усвоению,

осознание качества и

уровня усвоения).

9.Домашнее задание.

Цель: учиться читать

выразительно читать

- Ответьте для себя на такие вопросы:

Какие испытания ждут впереди мальчика?

Как он сумеет себя проявить?
7

по ролям диалоги.

Легко ли ему будет в жизни?

Это и будет ваше творческое домашнее задание.

Поразмышляйте.

-

А

заголовком

вам

будет

правильно

выбранная

пословица

из

«Рабочей

тетради №2» задание 5 стр.69

На следующем уроке мы продолжим работу по

этому произведению.
8


В раздел образования