Внеурочная деятельность: ребенок раскрывается как личность
Автор: Курицына Мария Федоровна Должность: старший методист, педагог дополнительного образования Учебное заведение: СП "ДТДиМ" ГБОУ СОШ №14" Центр образования Населённый пункт: г.Сызрань, Самарской области Наименование материала: Статья Тема: Внеурочная деятельность: ребенок раскрывается как личность Раздел: дополнительное образование
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: РЕБЕНОК РАСКРЫВАЕТСЯ КАК ЛИЧНОСТ
( автор М.Ф.Курицына, старший методист, педагог дополнительного образования СП «ДТДиМ»)
Российская школа переживает сегодня серьезные преобразования. На смену парадигме
знаний,
умений
и
навыков
пришел
федеральный
государственный
образовательный
стандарт нового поколения, в основе которого лежат формирование компетентностного
подхода, развитие универсальных учебных действий.
В чём новизна подхода к обучению по новым стандартам?
Почти два года назад все первоклашки начали учиться по новым федеральным
государственным
общеобразовательным
стандартам,
главной
целью
которых
является
всестороннее развитие личности ребенка. Стандартом прописано тесное взаимодействие
воспитания и образования: интеграция урочной и внеурочной деятельности.
Теперь вместо традиционного представления результатов обучения в виде знаний,
умений и навыков вводятся универсальные учебные действия – это «умение учиться и
самостоятельно развиваться, что должен выработать педагог в учениках в ходе совместной
с ними деятельности, с учетом личностного подхода к каждому учащемуся». Следует
отметить,
что
в
школу
официально
возвращается
воспитание
и
творческое
развитие
личности в виде прописанной в стандарте внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность – это образовательная деятельность, осуществляемая в
формах,
отличных
от
классно-урочной
системы,
и
направленная
на
достижение
планируемых
результатов
освоения
основной
образовательной
программы
начального
общего образования.
Почему именно в начальной школе уделяется особое внимание внеурочной
деятельности?
В это время ребенок делает свои первые шаги в определении своих
личностных интересов, ищет себя в социуме. Внеурочная деятельность включает в
себя
все
виды
деятельности,
отличные
от
урочной,
социально
направленные
на
достижение новых образовательных результатов, в первую очередь, личностных.
Проведенный в течение года мониторинг показывает, что отведенные учебным планом
9 часов в неделю в первых классах и 12 часов в неделю во вторых классах вполне
достаточны
для
развития
творческого
потенциала
ребенка.
Формирует
внеурочную
деятельность учреждение согласно своим возможностям с учетом пожеланий учащихся и
родителей.
При
разработке
программы
мы
задействовали
все
указанные
стандартом
направления с учетом того, что занятия должны проводиться в самой разнообразной
форме: игры, экскурсии, секции, круглые столы, научные общества, соревнования. В
течение учебного
года
по введению ФГОС проводился мониторинг уровня развития,
который показал, что ребята быстро адаптировались к требованиям нового стандарта, у
них в процессе обучения начали формироваться лидерские качества, объективная оценка
окружающих и происходящего, осознание своей уникальности.
Внеурочная деятельность тесно связана с основным образованием и является его
логическим продолжением и неотъемлемой частью системы обучения, созданной в
учреждении. Главным аспектом системы дополнительного образования является
преемственность и взаимосвязь программ дополнительного образования с программами
общеобразовательной средней школы.
В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся внеурочная
деятельность в нашем учреждении представлена моделью дополнительного образования
(на основе институциональной и муниципальной системы дополнительного образования).
Мы организуем внеурочную деятельность во второй половине дня, как в здании
нашего
учреждения,
так
и
в
помещении
структурного
подразделения,
реализующего
общеобразовательные программы дополнительного образования - ДТДиМ.
Модель дополнительного образования предоставляет широкий выбор для ребенка на
1
основе спектра направлений детских объединений по интересам, возможности свободного
самоопределения
и
самореализации
ребенка,
дает
возможность
привлечь
к
осуществлению
внеурочной
деятельности
квалифицированных
специалистов
дополнительного образования, а также является практико-ориентированной и системно -
деятельностной
основой
организации
образовательного
процесса.
Данная
модель
ориентирована на обеспечение готовности к территориальной, социальной мобильности
детей.
Ориентиры в организации внеурочной деятельности в нашем учреждении:
запросы родителей законных представителей);
приоритетные направления деятельности учреждения;
интересы и склонности педагогов и учащихся;
возможности образовательных учреждений дополнительного образования.
При выборе содержания занятий кружков, учитывалось мнение родителей (законных
представителей).
Одной
из
форм
работы,
которую
мы
проводим
с
родителями
и
учащимися– это анкетирование.
В результате, проведенной аналитической работы,
исходя из возможностей
учреждения и в соответствии с требованиями Стандарта, в
2011-2012 учебном году
внеурочная деятельность включала в себя:
Общеинтеллектуальное
направление,
которое
было
представлено
кружками
«Занимательная математика», «Страна родного языка» на базе ГБОУ СОШ № 14 «Центр
образования» г. Сызрани и кружком «Я познаю мир» на базе структурного подразделения,
реализующего общеобразовательные программы дополнительного образования – ДТДиМ.
Духовно-нравственное
направление
представлено
кружком
«По
ступенькам
нравственной лестницы» на базе ГБОУ СОШ № й14 «Центр образования» г. Сызрани:
Общекультурное
направление
представлено
кружками «Любительский
театр»,
«Тестопластика» на базе ГБОУ СОШ № й14 «Центр образования» г. Сызрани.
Спортивно-оздоровительное представлено кружком «Динамическая пауза» на базе ГБОУ
СОШ № й14 «Центр образования» г. Сызрани и студией «Эстрадные танцы» на базе
структурного
подразделения,
реализующего
общеобразовательные
программы
дополнительного образования – ДТДиМ.
Для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать
собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе,
осваивать культурные нормы и ценности.
В учебном году по желанию учащихся и родителей, согласно анализа проведенных
анкет, расширяется спектр
реализации программ -
это «Фито дизайн», фольклорный
кружок
«Реченька»
на
базе
структурного
подразделения,
реализующего
общеобразовательные программы дополнительного образования – ДТДиМ, «Подвижные
игры».
«Бисероплетение»,
«Чудомастерица»
на
базе
ГБОУ
СОШ
№
й14
«Центр
образования» г. Сызрани.
Работа учреждения позволяет использовать такое эффективное воспитательное
средство,
как
режим,
с
помощью
которого
упорядочена
жизнь
и
деятельность
обучающихся как в урочное, так и во внеурочное время. При составлении режима дня
учитываются гигиенические требования:
организация горячего питания;
обязательное пребывание учащихся на воздухе;
активный отдых при смене занятий (динамические паузы, спортивные часы)
Кружки внеурочной деятельности посещают все учащиеся класса, даже те ребята,
которые занимаются в музыкальной школе, спортивных секциях, с желанием посещают
кружки на базе нашего учреждения и на базе структурного подразделения, реализующего
общеобразовательные
программы
дополнительного
образования
–
ДТДиМ.
В
разработанной нами модели каждому ребенку представлена возможность пройти через
весь спектр предлагаемых в разделе Внеурочная деятельность направлений.
2
Мы ставим перед собой новые цели и задачи и ищем пути их решения по
совершенствованию учебно-воспитательного процесса, улучшению условий воспитания и
обучения,
совершенствованию
материально-технической
базы,
расширению
использования информационных технологий и всего того, что сделало бы пребывание в
учреждение
обогащающим
и
комфортным
для
всех
участников
образовательного
процесса.
Педагоги учреждения используют в работе разные формы организации занятий
кружков:
экскурсии,
викторины,
праздничные
мероприятия,
КВН,
соревнования,
поисковые и научные исследования и т. д, в том числе широко практикуют групповую
форму учебной деятельности учащихся, которая позволяет проводить кружковые занятия
с
целым
классом
в
форме
отличной
от
урочной,
где
ученик
учится
высказывать
и
отстаивать
собственное
мнение,
прислушиваться
к
мнению
других,
сопоставлять,
сравнивать свою точку зрения с точкой зрения других. Вырабатываются навыки контроля
над
действиями
других
и
самоконтроля,
формируется
критическое
мышление.
Групповое обсуждение, дискуссия оживляют поисковую активность учащихся.
Руководители
кружков
широко
применяют
в
работе
информационно-
коммуникационные
технологии,
что
позволяет
не
только
насытить
обучающегося
большим количеством понятий, но и развить интеллектуальные, творческие способности
учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными
источниками информации. Именно ИКТ технологии организуют такое взаимодействие
учеников
и
учителей,
которое
мотивирует
и
стимулирует
на
творче скую,
экспериментальную деятельность.
К участию во внеурочной деятельности школьников педагоги учреждения привлекают
родителей учащихся, что позволяет организовать реальное сотрудничество и сотворчество
всех
участников
образовательного
процесса.
Совместная
внеурочная
деятельность
родителей и детей многообразна и широка. Это подготовка и проведение праздников,
концертов,
спектаклей,
соревнований,
конкурсов,
КВНов,
туристических
походов,
экскурсионных
поездок.
Совместная
деятельность
всех
субъектов
учебно-
воспитательного процесса позволяет качественно осуществлять преобразования личности
ученика и среды его жизни.
В конце учебного года в каждом классе был проведен отчетный концерт, где были
представлены номера от каждого кружка, организованы выставки детских работ. Также
результатом
работы
всех
направлений
внеурочной
деятельности
является
участие
учащихся
во
всероссийских
и
международных
конкурсах.
Учащиеся
учреждения
являются
победителями
и
лауреатами
всероссийского
открытого
заочного
конкурса
«Интеллект-экспресс» по математике и русскому языку, всероссийского конкурса - игры
«Слон» по математике, международного конкурса «Эму-специалист».
Выводы:
Первые результаты внедрения ФГОС показали, что, в целом, концептуальные идеи,
заложенные в основу обучения и развития школьника, востребованы в условиях нашего
образовательного учреждения.
3