Напоминание

День Конституции


Автор: Тимошенко Нина Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Краснофлотская СШ"
Населённый пункт: с.Краснофлотское, Советский р-н, Республика Крым
Наименование материала: Конспект
Тема: День Конституции
Раздел: начальное образование





Назад





День Конституции Час общения 2, 4 классы

Основной закон Российской Федерации
Подготовили и провели учителя начальных классов: Тимошенко Н.В., Джугля Н.Н.
Цель.
Расширение знаний и представлений о государственной символике, о Конституции РФ.
Задачи:
популяризовать государственные символы РФ; знакомить со значением государственных символов РФ; развивать познавательные способности; формировать гражданскую позицию, национально-нравственные устои учащихся; воспитывать уважение к символам государства.
Наглядные пособия:
Конституция РФ.
Материалы:
печатный раздаточный материал.
Оборудование:
аудио оборудование, компьютер, проектор, экран.
ЭОР:
презентация «12 декабря- День Конституции».
Ход классного часа

Постановка цели классного часа.

Слайд 1.
-Добрый день, ребята. 12 декабря, исполняется 22 года основному закону нашего государства – Конституции Российской Федерации, поэтому наш Урок сегодня посвящается этой теме. Сегодня мы поговорим о нашей Родине, о Конституции Российской Федерации, о символах России. - Как называется страна, в которой мы живём?
Слайд 2.
1

Российская Федерация, Россия – это равнозначные названия нашего государства.
- Назовите столицу нашего государства?
Слайд 3.

Город – герой Москва.
- Какие народы живут в России? Русские, ненцы, татары, эскимосы, чуваши, мордва, башкиры, чеченцы, осетины, ингуши, чукчи, эвенки, эскимосы, калмыки, тувинцы, буряты, удмурты, карелы, уйгуры, марийцы, якуты, лезгины, ногайцы, черкесы, кабардинцы, балкары и т.д.
Слайд 4.

Учитель.
Я – учитель и гражданин РФ, а вы ученики тоже являетесь гражданами РФ.. Все мы должны знать и выполнять Конституцию своего государства.
Учитель.
Наш классный час начнём под звуки гимна РФ. Прошу всех встать! Звучит гимн. -Кто знает, что такое Конституция?
Это основной закон нашего государства по которому мы живём. Он закрепляет

права и свободы человека и гражданина, его обязанности, столицу государства и

государственную символику.

Слайд 5.

Учитель.
Конституция, по которой мы живём, была утверждена 12 декабря 1993 года. - С тех пор этот день является государственным праздником нашей страны.
Игра «Да! Нет!»
2
-Давайте поиграем. Я зачитываю статью. Если это в пользу человека – хором говорим: «Да!». Если это противоречит закону, хором говорим: «Нет!». – Россия – наша страна? – Да! – Имеет ли человек право на личную неприкосновенность? – Да! – Можно ли человека обращать в рабство? – Нет! – Можно ли относиться к человеку жестоко? – Нет! – Защищён ли человек законом? – Да! – Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда? – Да! – Можно ли без разрешения войти в жилище человека? – Нет! – Может ли человек свободно передвигаться по своей стране? – Да! – Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад? – Да! – Может ли человек владеть имуществом? – Да! – Имеет ли человек право на образование? – Да! – Можно ли запретить свободный выбор труда? – Нет! – Защищает ли закон право на медицинскую помощь? – Да! 3

По Конституции нашей страны мы имеем право на жизнь, имеем право выбирать

профессию, имеем право на отдых, жилье и медицинскую помощь. Все люди

равны перед законом, и каждого из нас защищает государство, через полицию и

суд.
Учитель. -Прочитайте основные права гражданина, записанные в Конституции.
Слайд 7. Учитель.

-
А теперь давайте применим Конституцию к сказкам. Какое право нарушила Лиса в сказке «Заюшкина избушка»? Каким правом воспользовался Буратино, когда пошёл в школу? Какое право нарушил Кощей Бессмертный, когда похитил Василису Прекрасную? Каким правом пользовались звери, когда приходили к доктору Айболиту? Какое право нарушил Волк в сказке «Волк и семеро козлят»? Каким правом воспользовался Наф-Наф из сказки «Три поросёнка»? А какое право в этой сказке нарушил Волк?
Учитель.
-В Конституции закреплены символы нашего государства: гимн, герб, флаг. -Что такое гимн, и знаете ли вы, в каких случаях он звучит?
1.

Гимн – это слово греческого происхождения, означающее торжественную

песнь, исполняемую в особых, наиболее важных случаях. Гимн – это песня,

посвященная своей Родине, это символ государства, его должен знать и

почитать, каждый гражданин России. Он закреплён Конституцией.

2.
Гимн звучит на международных встречах, перед началом важных мероприятий, в дни торжественных праздников, собраний, парадов, в случае победы 4
спортсменов на международных соревнованиях. Каждое утро в нашей стране начинается с государственного гимна, который звучит по радио.
3.
.Его исполнение сопровождается знаками наивысшего уважения – все встают, мужчины снимают головные уборы, а военные отдают честь. В международной жизни исполнение гимна другой страны означает выражение уважения к ее представителям.
4.
На протяжении эпох истории России текст гимна менялся. Текст нового гимна принадлежит известному советскому писателю С. В. Михалкову, а музыка – композитору и дирижеру А. В. Александрову
5.
Он был принят Государственной Думой в декабре 2000 г. и утвержден указом Президента РФ В. В.Путиным от 30.12.2000 г. Так, накануне Нового года и Нового века у России появился новый гимн.
Учитель.
Сейчас прозвучит гимн РФ. Прошу всех встать!
Учитель.
Ребята, какие чувства Вы испытываете, слушая слова и музыку Государственного Гимна нашей страны?
Учитель.
Торжественные звуки гимна сплачивают людей, вселяют в них чувство гордости за свою Родину.Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свой народ и страну, свою землю и её историю. А олицетворяют родную землю её символы.
Гимн-это один из символов каждого государства.
-- А какие символы в нашей стране ещё вы знаете?
Флаг, герб.
-Эти символы закреплены Основным Законом нашей страны – Конституцией.
Символы Российской Федерации
.
Символы –
это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение. Символы вызывают у нас определённые представления.
ГЕРБ.

Герб – отличительный знак, официальная эмблема государства, изображаемая на

знаменах, печатях, денежных знаках и некоторых официальных документах.

Учитель.
-Посмотрите на наш герб. Что вы на нём видите? 5

Слайд 8.Учитель.
На фоне щита красного цвета изображен золотой двуглавый орёл. Две его головы говорят об исторической судьбе России, соединяющей Восток и Запад, они символизируют единство страны. -Что находится в лапах у орла? Правой лапой орел сжимает скипетр. В его левой лапе - держава. Над головами орла мы видим короны. Скипетр - это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей родины и символизируют единство РФ и независимость ее от других государств. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица - на солнце. - Чем защищена грудь орла? Грудь орла защищена щитом с изображением Святого Георгия Победоносца – заступника, ограждающего человека от сил зла. Он на белом коне, за его плечами развивается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которое помогло ему победить змея. Черный змей- это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами. -А где можно увидеть герб? Пограничные столбы, монеты, печати, на законодательных документах.
Учитель.
-Отгадайте загадки Гордо рею я на мачте корабля, И в бою солдаты берегу меня. Я России часть и знак- Бело-сине-красный…. Учащиеся отвечают хором:
флаг!
6

Слайд 9.

Государственный флаг
– это знак (символ) свободы, независимости, самостоятельности государства. -Что вы знаете о Российском Флаге ? Государственный флаг Российской Федерации является официальным символом РФ. Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего, нижней - красного цвета. 22 августа мы отмечаем День Государственного флага России. - Что означают цвета нашего флага? Белый цвет символизирует
благородство и откровенность
; Синий цвет —
верность, честность, безупречность и целомудрие
; Красный цвет —
мужество, смелость, великодушие и любовь
Государственному флагу, как святыне, отдаются высшие государственные почести. Его использование с нарушением Федерального конституционного закона о флаге от декабря 2000 г., а также надругательство над ним влечет за собой ответственность в рамках действующего закона.
Президент.Слайд 10.
Обеспечивает выполнение Конституции на территории страны глава государства. В Российской Федерации это Президент.
Слайд 11.
Символом президентской власти является
штандарт
(флаг) Президента. Он поднимается в месте пребывания главы государства.
Штандарт
президента Российской Федерации представляет собой квадратное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего и нижней - красного цвета (цвета Государственного флага России Федерации). В центре - золотое изображение Государственного герба Российской Федерации. Полотнище окаймлено золотой бахромой. 7
На древке штандарта крепится серебряная скоба с выгравированными фамилией, именем и отчеством президента Российской Федерации и датами его пребывания на этом посту. Древко штандарта увенчано металлическим навершием в виде копья.
Слайд 12.
На этом слайде вы видите Конституцию, на которой проходят
инаугурацию
наши президенты. Как вы понимаете слово «инаугурация»? Это церемония вступления в должность, от латинского слова «посвящаю». Текст присяги закреплён в Конституции России (ст. 82) и состоит из 33 слов (вместе с предлогами):
Слайд 13.
Присяга приносится вступающим в должность Президентом, стоящим на специальной трибуне на подиуме Андреевского зала Большого Кремлёвского дворца, лицом к присутствующим, при этом справа от вступающего в должность располагается Специальный экземпляр Конституции Российской Федерации, а слева — Знак Президента Российской Федерации. Присяга произносится с наложением правой руки на Специальный экземпляр Конституции. Также на подиуме размещаются Государственный флаг Российской Федерации и Штандарт Президента Российской Федерации.
Слайд 14.
«Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу»
Итог классного часа.
- О чем мы сегодня говорили? - Что нового узнали? - О каких символах государства вспомнили? - Как мы можем исполнять свои обязанности по Конституции РФ? - Все ли равны перед основным законом РФ? 8


В раздел образования