Автор: Тимошенко Нина Владимировна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "Краснофлотская СШ" Населённый пункт: с.Краснофлотское, Советский р-н, Республика Крым Наименование материала: Конспект Тема: День Конституции Раздел: начальное образование
Основной закон Российской Федерации
Подготовили и провели учителя начальных классов: Тимошенко Н.В., Джугля Н.Н.
Цель. Расширение знаний и представлений о государственной символике, о
Конституции РФ.
Задачи:
популяризовать государственные символы РФ;
знакомить со значением государственных символов РФ;
развивать познавательные способности;
формировать гражданскую позицию, национально-нравственные устои учащихся;
воспитывать уважение к символам государства.
Наглядные пособия: Конституция РФ.
Материалы: печатный раздаточный материал.
Оборудование: аудио оборудование, компьютер, проектор, экран.
ЭОР: презентация «12 декабря- День Конституции».
Ход классного часа
Постановка цели классного часа.
Слайд 1.
-Добрый день, ребята. 12 декабря, исполняется 22 года основному закону нашего
государства – Конституции Российской Федерации, поэтому наш Урок сегодня
посвящается этой теме.
Сегодня мы поговорим о нашей Родине, о Конституции Российской Федерации, о
символах России.
- Как называется страна, в которой мы живём?
Слайд 2.
1
Российская Федерация, Россия – это равнозначные названия нашего государства.
- Назовите столицу нашего государства?
Слайд 3.
Город – герой Москва.
- Какие народы живут в России?
Русские, ненцы, татары, эскимосы, чуваши, мордва, башкиры, чеченцы, осетины,
ингуши, чукчи, эвенки, эскимосы, калмыки, тувинцы, буряты, удмурты, карелы,
уйгуры, марийцы, якуты, лезгины, ногайцы, черкесы, кабардинцы, балкары и т.д.
Слайд 4.
Учитель. Я – учитель и гражданин РФ, а вы ученики тоже являетесь гражданами РФ..
Все мы должны знать и выполнять Конституцию своего государства.
Учитель. Наш классный час начнём под звуки гимна РФ. Прошу всех встать!
Звучит гимн.
-Кто знает, что такое Конституция?
Это основной закон нашего государства по которому мы живём. Он закрепляет
права и свободы человека и гражданина, его обязанности, столицу государства и
государственную символику.
Слайд 5.
Учитель. Конституция, по которой мы живём, была утверждена 12 декабря 1993 года.
- С тех пор этот день является государственным праздником нашей страны.
Игра «Да! Нет!»
2
-Давайте поиграем. Я зачитываю статью. Если это в пользу человека – хором говорим:
«Да!». Если это противоречит закону, хором говорим: «Нет!».
– Россия – наша страна?
– Да!
– Имеет ли человек право на личную неприкосновенность?
– Да!
– Можно ли человека обращать в рабство?
– Нет!
– Можно ли относиться к человеку жестоко?
– Нет!
– Защищён ли человек законом?
– Да!
– Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда?
– Да!
– Можно ли без разрешения войти в жилище человека?
– Нет!
– Может ли человек свободно передвигаться по своей стране?
– Да!
– Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад?
– Да!
– Может ли человек владеть имуществом?
– Да!
– Имеет ли человек право на образование?
– Да!
– Можно ли запретить свободный выбор труда?
– Нет!
– Защищает ли закон право на медицинскую помощь?
– Да!
3
По Конституции нашей страны мы имеем право на жизнь, имеем право выбирать
профессию, имеем право на отдых, жилье и медицинскую помощь. Все люди
равны перед законом, и каждого из нас защищает государство, через полицию и
суд.
Учитель.
-Прочитайте основные права гражданина, записанные в Конституции.
Слайд 7. Учитель.
- А теперь давайте применим Конституцию к сказкам.
Какое право нарушила Лиса в сказке «Заюшкина избушка»?
Каким правом воспользовался Буратино, когда пошёл в школу?
Какое право нарушил Кощей Бессмертный, когда похитил Василису Прекрасную?
Каким правом пользовались звери, когда приходили к доктору Айболиту?
Какое право нарушил Волк в сказке «Волк и семеро козлят»?
Каким правом воспользовался Наф-Наф из сказки «Три поросёнка»?
А какое право в этой сказке нарушил Волк?
Учитель.
-В Конституции закреплены символы нашего государства: гимн, герб, флаг.
-Что такое гимн, и знаете ли вы, в каких случаях он звучит?
1.
Гимн – это слово греческого происхождения, означающее торжественную
песнь, исполняемую в особых, наиболее важных случаях. Гимн – это песня,
посвященная своей Родине, это символ государства, его должен знать и
почитать, каждый гражданин России. Он закреплён Конституцией.
2.
Гимн звучит на международных встречах, перед началом важных мероприятий,
в дни торжественных праздников, собраний, парадов, в случае победы
4
спортсменов на международных соревнованиях. Каждое утро в нашей стране
начинается с государственного гимна, который звучит по радио.
3.
.Его исполнение сопровождается знаками наивысшего уважения – все встают,
мужчины снимают головные уборы, а военные отдают честь. В международной
жизни исполнение гимна другой страны означает выражение уважения к ее
представителям.
4.
На протяжении эпох истории России текст гимна менялся. Текст нового гимна
принадлежит известному советскому писателю С. В. Михалкову, а музыка –
композитору и дирижеру А. В. Александрову
5.
Он был принят Государственной Думой в декабре 2000 г. и утвержден указом
Президента РФ В. В.Путиным от 30.12.2000 г. Так, накануне Нового года и
Нового века у России появился новый гимн.
Учитель. Сейчас прозвучит гимн РФ. Прошу всех встать!
Учитель. Ребята, какие чувства Вы испытываете, слушая слова и музыку
Государственного Гимна нашей страны?
Учитель. Торжественные звуки гимна сплачивают людей, вселяют в них чувство
гордости за свою Родину.Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает
чувство гордости за свой народ и страну, свою землю и её историю. А олицетворяют
родную землю её символы.
Гимн-это один из символов каждого государства.
-- А какие символы в нашей стране ещё вы знаете? Флаг, герб.
-Эти символы закреплены Основным Законом нашей страны – Конституцией.
Символы Российской Федерации .
Символы – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого
народа очень важное значение. Символы вызывают у нас определённые
представления.
ГЕРБ.
Герб – отличительный знак, официальная эмблема государства, изображаемая на
знаменах, печатях, денежных знаках и некоторых официальных документах.
Учитель.
-Посмотрите на наш герб. Что вы на нём видите?
5
Слайд 8.Учитель.
На фоне щита красного цвета изображен золотой двуглавый орёл. Две его головы
говорят об исторической судьбе России, соединяющей Восток и Запад, они
символизируют единство страны.
-Что находится в лапах у орла?
Правой лапой орел сжимает скипетр. В его левой лапе - держава. Над головами орла
мы видим короны. Скипетр - это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и
драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху.
В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти.
Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей родины и
символизируют единство РФ и независимость ее от других государств. Крылья орла
похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица - на солнце.
- Чем защищена грудь орла?
Грудь орла защищена щитом с изображением Святого Георгия Победоносца –
заступника, ограждающего человека от сил зла. Он на белом коне, за его плечами
развивается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которое помогло ему
победить змея. Черный змей- это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина
топчет дракона копытами.
-А где можно увидеть герб?
Пограничные столбы, монеты, печати, на законодательных документах.
Учитель.
-Отгадайте загадки
Гордо рею я на мачте корабля,
И в бою солдаты берегу меня.
Я России часть и знак-
Бело-сине-красный….
Учащиеся отвечают хором: флаг!
6
Слайд 9.
Государственный флаг – это знак (символ) свободы, независимости,
самостоятельности государства.
-Что вы знаете о Российском Флаге ?
Государственный флаг Российской Федерации является официальным символом
РФ. Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное
полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней -
синего, нижней - красного цвета.
22 августа мы отмечаем День Государственного флага России.
- Что означают цвета нашего флага?
Белый цвет символизирует благородство и откровенность ;
Синий цвет — верность, честность, безупречность и целомудрие ;
Красный цвет — мужество, смелость, великодушие и любовь
Государственному флагу, как святыне, отдаются высшие государственные почести. Его
использование с нарушением Федерального конституционного закона о флаге от
декабря 2000 г., а также надругательство над ним влечет за собой ответственность в
рамках действующего закона.
Президент.Слайд 10.
Обеспечивает выполнение Конституции на территории страны глава государства. В
Российской Федерации это Президент.
Слайд 11.
Символом президентской власти является штандарт (флаг) Президента. Он
поднимается в месте пребывания главы государства.
Штандарт президента Российской Федерации представляет собой квадратное
полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней -
синего и нижней - красного цвета (цвета Государственного флага России Федерации).
В центре - золотое изображение Государственного герба Российской Федерации.
Полотнище окаймлено золотой бахромой.
7
На древке штандарта крепится серебряная скоба с выгравированными фамилией,
именем и отчеством президента Российской Федерации и датами его пребывания на
этом посту. Древко штандарта увенчано металлическим навершием в виде копья.
Слайд 12.
На этом слайде вы видите Конституцию, на которой проходят инаугурацию наши
президенты.
Как вы понимаете слово «инаугурация»?
Это церемония вступления в должность, от латинского слова «посвящаю». Текст
присяги закреплён в Конституции России (ст. 82) и состоит из 33 слов (вместе с
предлогами):
Слайд 13.
Присяга приносится вступающим в должность Президентом, стоящим на специальной
трибуне на подиуме Андреевского зала Большого Кремлёвского дворца, лицом к
присутствующим, при этом справа от вступающего в должность располагается
Специальный экземпляр Конституции Российской Федерации, а слева — Знак
Президента Российской Федерации. Присяга произносится с наложением правой руки
на Специальный экземпляр Конституции. Также на подиуме размещаются
Государственный флаг Российской Федерации и Штандарт Президента Российской
Федерации.
Слайд 14.
«Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации
уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать
Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость,
безопасность и целостность государства, верно служить народу»
Итог классного часа.
- О чем мы сегодня говорили?
- Что нового узнали?
- О каких символах государства вспомнили?
- Как мы можем исполнять свои обязанности по Конституции РФ?
- Все ли равны перед основным законом РФ?
8