Коррекционно-развивающее занятие "Волшебная страна творчества"
Автор: Пустовая Ольга Николаевна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: МБОУ СШ №7 имени Героя РФ М.В. Ревенко Населённый пункт: г.Волгодонск, Ростовская область Наименование материала: методическая разработка Тема: Коррекционно-развивающее занятие "Волшебная страна творчества" Раздел: начальное образование
Пустовая Ольга Николаевна,
педагог-психолог МБОУ СШ
№
7 МБОУ СШ №7
имени Героя Российской Федерации М.В. Ревенко г. Волгодонска
Коррекционно-развивающее занятие «Волшебная страна творчества»
Пояснительная записка
Арт-терапия
—
это
метод
коррекции
и
развития
посредством
творчества.
Ее
привлекательность можно объяснить тем, что арт-терапия использует «язык» визуальной и
пластической
экспрессии.
Это
особенно
актуально
при
работе
с
детьми
и
делает
ее
незаменимым инструментом для исследования, развития и гармонизации в тех случаях, когда
ребенок не может выразить словами свое эмоциональное состояние. Дети в большинстве
случаев
затрудняются
объяснить
словами
свои
проблемы
и
переживания.
Несловесное
выражение для них более естественно. Занятия по арт-терапии направлены на стабилизацию
эмоционального
состояния,
снятие
эмоционального
напряжения,
снижение
тревожности,
страха.
Использование
художественного
творчества
оказывает
помощь
в
повышении
самооценки и адекватного поведения в коллективе.
В процессе занятий у детей формируются коммуникативные навыки; воображение и
мимические движения, групповая сплоченность. Дети на таких занятиях учатся не подавлять
свои эмоции, а переводить их в другое русло.
Целью данного занятия является – развитие эмоционального мира, коррекция негативных
эмоциональных состояний у детей младшего школьного возраста.
Задачи
Создание
положительного
эмоционального
фона
участников
группы
с
помощью творческих методов арт-терапии.
Развитие творческого воображения у детей.
Приобретение способностей справляться с негативными эмоциями.
Формирование навыков рефлексии.
Условия проведения
Возраст участников: учащиеся младшего школьного возраста (4 класс).
Продолжительность занятия: 45-50 минут.
Оптимальное количество детей в группе 12 человек.
Методы и техники
- игротерапия, техника «Знакомство»;
- изотерапия, техника «Монотипия»;
- музыкотерапия;
- мозговой штурм;
- дискуссия;
- рефлексия.
Ожидаемый результат. Положительный эмоциональный фон участников группы.
Материально-техническое обеспечение и специальное оборудование
Музыкальное сопровождение (Бетховен, симфония
№
6).
Карта «Волшебная страна творчества».
Баннеры с названиями пунктов волшебной страны.
Стулья по количеству участников группы, столы.
Раздаточные пластиковые листы А4 (по кол-ву участников).
Сказочные герои (куклы, игрушки).
Белая бумага А4 (по кол-ву участников), А3 (2 листа).
«Плащ волшебника» (фартук для занятий творчеством для каждого участника).
«Волшебная улыбка» (смайлик из цветной бумаги по кол-ву участников).
Кисти, краски (гуашь), фломастеры,
Именные визитки «Яблоки» и «Груши»
Практическая значимость занятия
Данное
занятие
поможет
педагогу-психологу
организовать
занятия
с
детьми
по
проблеме школьной тревожности, при переходе учащихся 4-го класса в среднее звено.
Методическая литература
1.
Долгова А.Г. Агрессия у детей младшего школьного возраста. Диагностика и
коррекция. – М.: Генезис, 2011. – 2016с.
2.
Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов,
педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. — СПб.: Речь, 2006. — 160 с.
3.
Осипова А. А. Общая психокоррекция: Учеб.пособие для студентов Вузов – М.: Сфера,
2000. – 512 с.
4.
Развивающая сказкотерапия под ред. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб.: Речь, 2006. –
168 с.
Ход занятия
Вводная часть.
Добрый день! Ребята! Люди испытывают разные чувства и хорошие и плохие в
зависимости
от
ситуации.
Каждый
из
нас
когда-то
испытывал
страх,
обиду,
гнев,
тревожность, был в плохом настроении. Например, не позвали вас одноклассники играть в
игру, вы обиделись. Не хочется отвечать на уроке, потому что страх и тревожность мешает
вам. Или плохое настроение из-за конфликта с родителями. Знакомы вам эти ситуации?
Знаете,
как
можно
справиться
с
плохим
настроением,
тревожностью,
обидой,
гневом?
Догадались,
чем
мы
с
вами
сегодня
будем
заниматься,
чему
учиться?
Выслушиваются
мнения. Да, действительно, сегодня мы научимся понимать свои чувства, справляться с
плохим настроением, негативными эмоциями. Для этого мы отправимся в увлекательное
путешествие. Путешествие в «Волшебную страну творчества». У нас есть карта «Волшебной
страны творчества». Первый пункт назначения «Город сказок и чудес», где мы познакомимся
друг с другом с помощью сказочных героев. Отправляемся в путь!
2. Основная часть.
2.1. Знакомство. Рефлексия.
Цель – снятие эмоционального напряжения, сплочение группы.
Перед вами куклы, выберете, пожалуйста, себе сказочного героя. По кругу, по очереди,
назовите
свое
имя,
расскажите,
в
чем
вы
похожи
со
своим
героем,
чем
отличаетесь.
Придумайте и скажите, какое настроение у вашего героя, что чувствует ваш сказочный герой.
После того, как ребенок ответит, ведущий дает ему именную визитку.
Второй пункт назначения нашего путешествия «Замок мудрецов».
2.2. Мозговой штурм «Как можно справиться с плохим настроением, с негативными
эмоциями?»
Дети
делятся
на
две
команды
по
принципу
именных
визиток
«Яблоки»
и
«Груши». Каждая команда пишет на листе фломастерами свои варианты, тактики стратегий.
Листы
крепятся
на
доску.
По
очереди
каждая
команда
зачитывает
свои
варианты
и
предложения. Обмен мнениями. Молодцы! Все, что вы написали, поможет вам справиться с
плохим настроением, негативными эмоциями (обидой, гневом, страхом и т. д.). А, теперь, я
вам
покажу,
как
еще
можно
справиться
с
негативными
эмоциями
очень
интересным
способом, в этом вам может помочь творчество и ваша фантазия. Для этого мы отправляемся
в третий пункт назначения «Школа волшебников».
2.3. Выполнение рисунка с помощью техники «Монотипия».
Цель – приобретение способностей справляться с негативными эмоциями, развитие
творческого воображения.
Возьмите «Плащ волшебника». Теперь, вы не просто дети, вы – волшебники! Звучит
музыка (Бетховен, симфония
№
6). Садимся за столы.
Нарисуйте на глянцевом листе, то, что вам хочется, любые линии, абстракции, фигуры,
прислушайтесь к себе, к своему внутреннему миру.
Выберете цвета, которые вам хочется использовать в своем рисунке. На белый лист
накладываем глянцевый лист с рисунком, и придавливаем к поверхности. Получается оттиск
в зеркальном отражении. Как выглядит ваш рисунок? Пофантазируйте, на что это похоже, что
у вас получилось? Демонстрация работ.
Рефлексия.
Как
вы
сейчас
себя
чувствуете?
Что-нибудь
изменилось
в
вашем
состоянии? Какое настроение сейчас у вас? Обмен впечатлениями.
Теперь,
вы
знаете,
что
рисование
и
прослушивание
классической
музыки
может
помочь вам улучшить настроение, справиться с негативными эмоциями.
3.Заключительная часть. Подведение итогов.
Наше путешествие в «Волшебную страну творчества» подошло к концу. Как только
вы снимите «Плащ волшебника», вы опять станете просто детьми.
Чем наше занятие было, для вас полезным? Как и где, вы в жизни будете применять то,
что узнали сегодня на нашем занятии? Выслушиваются мнения.
3.1 . Прощание. Звучит музыка («Маленькая страна»). Понравилось ли Вам занятие?
Вот, «Волшебная улыбка», на память о нашем занятии. Ребята, давайте все вместе встанем в
круг. Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все чему мы научились. Дети
протягивают руки в круг, и прикладывают руки к груди.
Спасибо! Желаю вам хорошего
настроения и удачи в учебе!