Напоминание

Современный репертуар хоровых коллективов


Автор: Дмитриева Вера Алексеевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБОУ ДО Детская школа искусств №2 им. А.И. Островского
Населённый пункт: г.о. Сызрань, Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: Современный репертуар хоровых коллективов
Раздел: дополнительное образование





Назад





Дмитриева Вера Алексеевна

Преподаватель отделения вокально-хорового пения

МБОУ ДО ДШИ №2 им.А.И.Островского

г.о.Сызрань

Современный репертуар хоровых коллективов,

его роль в системе патриотического воспитания
Характерное для последнего времени разрушение духовности в нашем обществе крайне негативно сказывается на детях. Не все дети понимают и чувствуют, что такое патриотизм, чувство долга, сострадания; понятие свободы воспринимается многими как свобода от обязанностей и ответственности перед обществом, в котором они живут. В настоящее время наблюдается усиление негативного воздействия средств массовой информации на детей и молодежь. Концепция государственно- патриотической идеологии находится в процессе формирования и имеет много недостатков. Духовно-нравственное воспитание личности невозможно представить без воспитания чувства любви к своему Отечеству, его народу, истории, традициям. Именно патриотизм является живительным источником воспитания духовного, нравственного. Формирование патриотического воспитания, во спит ание гражданственности, любви к своей Родине - одна из главных задач, стоящих в процессе воспитания подрастающего поколения. Решение этих задач видится в многообразии средств и форм дополнительного образования, в том числе в воспитании по средствам репертуара вокального искусства. Эти проблемы могут успешно решаться на уроках хора в ДМШ и ДШИ, где предмет «Хор» занимает одно из ведущих мест среди учебных дисциплин. Известно, что репертуар формируется в самом коллективе, а не просто берется из нотных изданий. Проблема отбора репертуара всегда была и будет острой и актуальной практической проблемой для любого
руководителя. От выбора репертуара во многом зависит успешное развитие коллектива. Отбор репертуара - это не какой-то одномоментный акт, а осуществление целой «репертуарной политики». Это сложный процесс. С одной стороны, в нем фокусируется музыкальный опыт, культура руководителя, с другой стороны, характер отбора обусловлен особенностями и интересами тех, кто его усваивает, а также общей атмосферой заведения, в которой коллектив работает. Ведь песня должна не только развлекать, но и способствовать духовному росту, проявлению лучших качеств. Вот почему, определяя репертуар, отражающий ритмы современности, следует прежде всего возвести преграды против пошлости и легкомысленности, прекратить стихийный поток песенного брака от СМИ. Органичность дуэта «поэт + композитор» давала всегда яркий результат во все времена (и, как правило, долгую жизнь песне). Нечто магическое звучало в песнях времен социализма. (Каждый этап истории был запечатлен в песнях.) Мелодика тех песен признана лучшей во всей песенной летописи. Несомненно, в выборе репертуара нужно делать опору на этот «золотой запас». Обязательным условием для хоровых коллективов является включение в репертуар разнохарактерных классических, духовных, народных, современных и патриотических произведений. Понимание, чувственное во сприятие, сопереживание при разучивании и воспроизведении текстов этих произведений, а затем осмысленное их исполнение оказывает глубокое эмоциональное воздействие и на зрителей, и на самих участников хора. В репертуаре должны содержаться яркие поэтические образы, перекликающиеся с жизненным опытом детей. Поэтический текст, его образное содержание должны быть не абстрактными, а близкими и понятными для детей. К примеру, разучивая песни о Великой Отечественной войне, мы говорим с детьми о мужестве, душевной
стойкости, отваге и героизме русского солдата, который стоял насмерть в боях за Родину. Беспримерный подвиг русского солдата, его доблесть и величие души неизменно вызывает в душе ребенка чувство гордости и сопереживания во время разучивания и исполнения музыкального произведения. Это особенно актуально в год 70–летия победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Концертные выступления детского коллектива перед участниками и ветеранами Великой Отечественной войны оставляют неизгладимые впечатления от чувства единения со зрителем и достигнутого взаимопроникновения. Они создают реальное ощущение неразрывной связи поколений, их преемственности, духовной общно сти. Воспитательная цель таких концертов очевидна и неоспорима. Воспитание у молодёжи уважительного отношения к такому национальному богатству, как народная песня, есть воспитание нравственных основ, без которых невозможно не только любое проявление истинного творчества, но и формирование гражданина. Поэтому включение в современный репертуар хоровых коллективов народных песен является неотъемлемой частью в патриотическом воспитании подрастающего поколения. Хорошим примером для выбора репертуара с целью патриотического воспитания являются произведения из песенных сборников Ю. Чичкова, О. Хромушина, А. Островского, В. Шаинского, В. Семёнова, А. Журбина, Д. Тухманова, Ю. Саульского. Пение является одним из самых доступных видов музыкальной деятельности. Поэтому обучение детей вокальному искусству представляет собой один из оптимальных путей приобщения детей к культуре и творчеству. Помимо музыкально – профессиональных задач, вокальное искусство призвано решать и целый ряд воспитательных задач: - привлечение детей к занятиям в системе дополнительного образования;
- творческое развитие личности ребенка, его эстетических чувств в эмоциональном познании мира; - содействие в социализации детей через формы коллективного творчества и внутристудийной жизнедеятельности, через привлечение детей к массовым мероприятиям; - пробуждение в детях интереса к творческой жизни района, города; - привитие любви к РОДИНЕ через вокальный репертуар; - воспитание у детей чувства патриотизма на примерах лучших музыкальных произведений. Вокальный коллектив объединяет единомышленников, воспитывает в них чувства сотворчества и товарищества, взаимопомощи и поддержки, без которых невозможно полноценное воспитание личности ребенка. С этой точки зрения занятия в хоре способствуют социализации растущей лично Показателем результативности в работе, в направлении патриотического воспитания детей считается не только усвоение и осмысление важнейших событий в истории нашей страны, но и формирование базовых проявлений личности. Поистине счастлив тот, у кого Родина входит в сознание с детства с песней, которую человек проносит с собой через всю жизнь. В связи с этим, возникает необходимость системной и целенаправленной работы по патриотическому и духовно- нравственному воспитанию участников хорового коллектива, тем самым обеспечивая в дальнейшем его успешную и плодотворную творческую деятельность, повышение качества хорового исполнительства и одновременно воспитывая молодежь в правильном направлении.


В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники