"Развитие коммуникативных способностей как основа формирования личности воспитанника приюта"
Автор: Гладырева Алла Сергеевна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГКУСО "Ставропольский социальный приют для детей и подростков "Росинка" Населённый пункт: город Ставрополь Наименование материала: методическая программа Тема: "Развитие коммуникативных способностей как основа формирования личности воспитанника приюта" Раздел: дополнительное образование
государственное казенное учреждение социального обслуживания
«Ставропольский социальный приют для детей и подростков «Росинка»
г. Ставрополя
Программа
«Развитие коммуникативных способностей
как
основа
формирования
личности
воспитанника
приюта»
г. Ставрополь, 2015 г.
Пояснительная записка
В
настоящее
время
большое
внимание
уделяется
разработке
и
реализации различных
программ,
способствующих
подготовке
детей,
оказавшихся в трудной жизненной ситуации, к самостоятельной жизни. Они
направлены
на
формирование
у детей
готовности
к
преодолению
т р уд н о с т е й
с о ц и а л и з а ц и и ,
р а с ш и р е н и ю
г р а н и ц собственного
п р о с т р а н с т в а
ж и з н е д е я т е л ь н о с т и ,
с а м о о п р е д е л е н и е ,
овладениолоролевым поведением и т.д.
Взаимодействие
в
обществе
возможно
только
благодаря
межличностной коммуникации.
Коммуникативность
это
процесс
взаимодействия
между
людьми,
в
ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные
отношения. Коммуникативность
предполагает
обмен
мыслями,чувствами,
переживаниями и т. п.
Говоря о таком явлении как коммуникативность личности, следует
иметь в виду, что это явление необходимо рассматривать не только как
совокупность
некоторых
характерологических
свойств
и
качеств,
позволяющих
о суще ствлять
проце сс
общения,
но и
т о ,
ч т о
коммуникативность
личности
является
компонентом
мотивационно-
п о т р е б н о с т н о й
с ф е р ы .
Э т о
п о д р а з у м е в а е т
с о б о й
т о ,
ч т о
коммуникативность
требует наличия
соответствующей
направленности
личности,
определяющей
социальный
и нравственный
вес
личности,
ее
потребно сти,
интере сы,
убеждения,
идеалы
и соответствующих
ц е н н о с т н ы х
о р и е н т а ц и и ,
ка к
п р а в и л о ,
н е
н е п о с р е д с т в е н н о
мотивирующих поведение, а выполняющих координирующую функцию, в
том числе и «фильтрующую».
Развитие коммуникативности личности воспитанника начинается с
формирования
такой
направленности
личности,
при
которой
ценность
человеческого
общения
находится не на периферии, а в центре системы
ценностных ориентаций человека.
Понятие
коммуникативности
необходимо
дополнить
элементами,
относящимися к
осознанию
деятельностной
среды
(социальной
и
физической),
окружающей воспитанника и способностью воздействия на
нее
для
достижения
своих
целей,
а
в условиях
совместной
работы
с
другими
воспитанниками
и
взрослыми
делать
свои действия понятными
для других.
Процесс формирования коммуникативности у детей, оказавшихся в
трудной жизненной ситуации очень значим, так как жизненный опыт в этой
сфере у них является отрицательным. Это связано недостатком любви к
ребенку в семье, либо ложной любви, не дающей становлению ребёнка как
личности,
а
также
дефицит
качественного
личностного
общения.
Воспитанники, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации имеют весьма
скудные навыки общения, практически не умеют продуктивно вести себя в
культурном обществе, в конфликтных ситуациях, часто бывают агрессивны,
имея опыт неправильного общения, принимая его как норму. У них слабо
развиты способности к сопереживанию.
В
результате
дети,
растущие
в
дефиците
внимания
со
стороны
взрослого, отличаются неразвитым самосознанием и неумением проявить
себя в окружающем мире.
Актуальность
данной
программы
состоит
в
том,
что
она
поможет
воспитанникам
приюта
сделать
первые
шаги
на
пути
к
истинному
самопознанию, самопониманию, поможет им научиться понимать других
людей, определять их психологический настрой, развивать в себе такие
важные понятия, как сочувствие и сопереживание, укреплять нравственные
ориентиры.
Обучая
воспитанников
основам
саморегуляции,
помогая
им
формировать правильное представление о себе, верную самооценку,
положительное
самоотношение,
обучая
способам
разрешения
конфликтов со сверстниками и взрослыми, приёмам достойного выхода
из конфликтных ситуаций, мы эффективно воздействуем на процесс
социализации
и
творческую
самореализацию
личности
ребёнка
в
будущем.
В связи с ограничением социальных контактов детей, оказавшихся в
трудной жизненной ситуации, процесс их социализации затруднён. Он
зависит от тех норм,
принятых в социальном
окружении ребёнка,
которые регулируют требования к нему и обеспечивают формирование
его личности. Воспитанник приюта воспринимает складывающиеся
отношения
между
детьми
и
взрослыми
как
эталонные
нормы
отношений,
при
этом
в
качестве
такой
нормы
выступает
особое
положение
таких
детей
в
обществе,
что
создаёт
трудности
для
адекватного социального развития.
Основными задачами выступает :
оказание помощи воспитанникам в адаптации в приюте и в
социуме в целом,
знакомство
воспитанников
с
понятиями,
видами
интеллектуальной, эмоциональной и волевой коммуникации,
умение применять полученные знания на практике.
Цель программы:
-
формирование
навыков
межличностной
коммуникации,
посредством
развития вербального и невербального общения для успешной адаптации в
социуме воспитанников приюта.
Для реализации цели программы определены следующие задачи :
1.
Развить умение классифицировать виды общения и применять его в
соответствии
с конкретными обстоятельствами в конкретных условиях.
2.
Способствовать
развитию
уверенного
и
эффективного
общения
коммуникативной
личности воспитанника.
3.
Развить умение использовать полученные коммуникативные
навыки для разрешения конфликтных ситуаций.
1.
Формировать эмоционально-волевую регуляцию в общении.
2.
Развивать умение преодолевать волнения при публичном выступлении.
3.
Обучать эмпатии посредством невербального общения (язык тела).
Реализация программы.
В
ходе
реализации
программы
предполагается
коррекция
и
развитие
коммуникативных
компетенций
подростка
посредством
воздействия
на
личностную сферу через познание себя, познания других и приобретения
навыков работы над собой.
Программа
состоит
из
теоретических
и
практических
занятий,
включает в себя 34 часа, с продолжительностью занятий в 40 минут.
Реализация
программы
проходит
в
период
с
января
по
сентябрь.
Учебная
нагрузка
составляет
1
час
в
неделю.
При
проведении
занятий
используются различные методы и приёмы: диспуты, дискуссии, ролевые
игры,
ситуативный
практикум,
тестирование,
тренинговые
упражнения,
круглый стол, творческая лаборатория, сказкотерапия.
Структура занятий:
1.
Приветствие (ритуал вхождения в занятие); объявление темы,
небольшой экскурс в теорию темы.
2.
Основное содержание: упражнения, ориентированное на развитие
коммуникативных навыков, личностное саморазвитие.
3.
Выход, психогимнастика по тематике занятия.
4.
После каждого упражнения - рефлексия:
В рамках ЗСПТ в середине занятия проводятся физкультминутки и
динамические паузы. В конце занятий проводится рефлексия.
Осуществляется
чередование
различных
видов
занятий
в
зависимости
от специфики предложенных тем.
Предусмотрено
проведение
как
групповых
так
и
индивидуальных
занятий. Консультации по интересующим вопросам проводятся в течение
всего периода.
Перед
началом
работы
и
для
подведения
итогов
проводятся
диагностические исследования в форме тестирования и анкетирования.
Программа
«Развитие
коммуникативных
способностей,
как
основа
формирования личности воспитанника приюта» предполагает возможность
ее дополнения и совершенствования в процессе реализации.
Для
оценки
промежуточной
и
итоговой
результативности
в
ходе
реализации программы:
«Развитие
коммуникативных
способностей,
как
основа
формирования личности
воспитанника
приюта»
используются
следующие диагностические методики:
- опросник агрессивности Басса-Дарки;
-личностная шкала проявления тревоги Дж. Тейлора (адаптация Т. А.
Немчинова);
-личностный опросник Г. Ю. Айзенка;
-
методика диагностики межличностных отношений Т. Лири;
-
определение уровня общительности (тест Ряховского)
Ожидаемый результат:
В результате реализации данной программы предполагается
усвоение и приобретение воспитанниками следующих понятий и навыков:
1.
Осознание своей индивидуальности и стремление к более
глубокому самопознанию.
2.
Овладение навыками невербального общения (жесты, мимика,
пантомимика).
3.
Умение бесконфликтного и эффективного общения.
4.
Умение соблюдать правила и выражать свои негативные эмоции в
социально приемлемых способах.
5.
Способность использования приёмов коммуникативности в
разрешении конфликтных ситуаций.
6.
Выработка умения выступать публично.
7.
Способность к эмпатии и рефлексии.
Тематическое планирование:
№
Тема
занятия
Форма и вид
занятия
Сроки
Целевая группа-
возраст детей
Ответственный
3
Взгляд на себя со стороны.
Групповая
беседа
3 неделя
января
13-17 лет
Воспитател
ь-психолог
4
Я в мире людей.
Групповая
беседа
4 неделя
января
13-17 лет
воспитатель
5
Радость человеческого
общения.
Групповая
беседа
1 неделя
февраля
13-17 лет
воспитатель
6
Виды общения.
Групповая
беседа
2 неделя
февраля
13-17 лет
воспитатель
7
Средства общения.
Групповая
беседа
3 неделя
февраля
13-17 лет
воспитатель
8
Структурирование
общения.
Групповая
беседа
4 неделя
февраля
13-17 лет
воспитатель
9
Интонация и сила голоса.
Групповая
беседа
1 неделя
марта
13-17 лет
воспитатель
10
Многословие.
Групповая
беседа
2 неделя
марта
13-17 лет
воспитатель
11
Слушаю и слышу.
Групповая
беседа
3 неделя
марта
13-17 лет
воспитатель
12
Умение говорить и слушать.
Групповая
беседа
4 неделя
марта
13-17 лет
воспитатель
13
Искусство слушать.
Групповая
беседа
1 неделя
апреля
13-17 лет
воспитатель
14
Умение «читать» людей.
Язык телодвижения.
Групповая
беседа
2 неделя
апреля
13-17 лет
воспитатель
15
Способы невербальной
коммуникации.
Групповая
беседа
3 неделя
апреля
13-17 лет
воспитатель
16
Невербальное общение
(жесты, мимика,
пантомимика).
Групповая
беседа
4 неделя
апреля
13-17 лет
воспитатель
17
Как стать хорошим
собеседником.
Групповая
беседа
1 неделя
мая
13-17 лет
воспитатель
18
Умей общаться со всеми и
всегда
Групповая
беседа
2 неделя
мая
13-17 лет
воспитатель
19
Скажи мне кто твой друг.
Групповая
беседа
3 неделя
мая
13-17 лет
Воспитател
ь-
соцпедагог
20
Шаг навстречу.
Групповая
беседа
4 неделя
мая
13-17 лет
воспитатель
21
Законы дружбы.
Групповая
беседа
1 неделя
июня
13-17 лет
воспитатель
22
Давайте жить дружно?
Групповая
беседа
2 неделя
июня
13-17 лет
воспитатель
23
Эмпатия и толерантность в
общении.
Групповая
беседа
3 неделя
июня
13-17 лет
воспитатель
24
Позитивный настрой в
общении.
Групповая
беседа
4 неделя
июня
13-17 лет
воспитатель
25
Личностные установки,
создающие проблемы в
процессе общения.
Групповая
беседа
1 неделя
июля
13-17 лет
воспитатель
26
Конфликты и пути их
решения при помощи
общения.
Групповая
беседа
2 неделя
июля
13-17 лет
воспитатель
27
Поведение и культура
общения.
Групповая
беседа
3 неделя
июля
13-17 лет
воспитатель
28
Эмоции и эмоциональное
состояние в общении.
Групповая
беседа
4 неделя
июля
13-17 лет
Воспитател
ь-психолог
29
Общение и уважение
(субординация).
Групповая
беседа
1 неделя
августа
13-17 лет
Воспитател
ь-методист
30
Полоролевая
социализация.
Групповая
беседа
2 неделя
августа
13-17 лет
Воспитател
ь-педиатр
31
Речевая культура личности.
Групповая
беседа
3 неделя
августа
13-17 лет
воспитатель
32
Симпатия и эмпатия.
Групповая
беседа
4 неделя
августа
13-17 лет
воспитатель
33
Роль эмпатии в общении.
Групповая
беседа
1 неделя
сентября
13-17 лет
воспитатель
34
Коммуникативность
-визитная карточка личности.
Групповая
беседа
2 неделя
сентября
13-17 лет
воспитатель
ЗАНЯТИЕ №1.
Тема: «Кто я?»
Цель: знакомство с курсом; принятие правил поведения в группе, развитие
навыков правильного
знакомства;
создание
предпосылок
для
возникновения и развития межличностных отношений.
Рефлексия.
ЗАНЯТИЕ № 2.
Т е м а : «Коммуникации
и
коммуникативное
общение
(знакомство
с
понятием)»
Цель:
познакомить с понятиями «Коммуникации и
коммуникативное общение», мотивировать на изучение курса, обозначить
важность изучения курса в жизни личности и общества в целом.
Рефлексия.
ЗАНЯТИЕ №3.
Тема: «Взгляд на себя со стороны»
Ц е л ь : дать
детям
возможность
осознать
ценность
и
уникальность
личности
каждого подростка; развивать навыки самопознания и принятия
самого себя.
Рефлексия.
ЗАНЯТИЕ № 4.
Тема: «Я в мире людей»
Цель: развивать коммуникативные навыки, вырабатывать доброжелательное
отношение друг к другу.
Рефлексия.
ЗАНЯТИЕ №5.
Тема: «Радость человеческого общения»
Цель: дать
первоначальное
представление
о
значении
общения
в
жизни
человека.
Рефлексия.
ЗАНЯТИЕ № 6.
Тема: «Виды общения».
Цель: упорядочить
знания
о
видах
общения,
учить
распознавать
уровни
общения.
Рефлексия.
ЗАНЯТИЕ № 7.
Тема: «Средства общения».
Цель: нацелить на то, что для коммуникативности в общении существуют
различные средства.
Рефлексия.
ЗАНЯТИЕ №8.
Тема: «Структурирование общения».
Цель: формировать умение вести диалог для его результативности.
Рефлексия.
ЗАНЯТИЕ №9.
Тема: «Интонация и сила голоса»
Цель: помочь воспитанникам найти «золотую середину» в силе и интонации
голоса в монологе и различных видах диалога.
Рефлексия.
ЗАНЯТИЕ №10.
Тема: «Многословие»
Цель:
развивать умение использовать фильтрацию речи для
искоренения её замусоренности словами-паразитами.
Рефлексия.
ЗАНЯТИЕ № 11.
Тема: «Слушаю и слышу».
Цель: сформировать навыки внимательно слушать собеседника и понимать
смысл текста собеседника.
Рефлексия.
ЗАНЯТИЕ №12.
Тема: «Умение говорить и слушать».
Цель: формировать умение вести диалог.
Рефлексия.
ЗАНЯТИЕ № 13.
Тема: «Искусство слушать».
Цель: учить как стать хорошим слушателем и не превратиться в речевую
урну.
Рефлексия.
ЗАНЯТИЕ № 14.
Тема: «Умение «читать» людей. Язык телодвижения».
Цель:
развивать умение распознавать эмоциональный настрой
собеседника, руководствуясь его внешним поведенческим видом.
Рефлексия.
ЗАНЯТИЕ № 15.
Тема: «Способы невербальной коммуникации»
Цель:
познакомить со способами невербальной коммуникации и
уместностью её применения.
Рефлексия.
ЗАНЯТИЕ №16.
Тема: «Невербальное общение (жесты, мимика, пантомимика)»
Цель: развить
умение
использовать
невербальное
общение
для
экономии
времени от восприятия и понимания.
Рефлексия.
ЗАНЯТИЕ №17.
Тема: «Как стать хорошим собеседником».
Цель: формировать умение осмысливать цель общения, его ход и результат.
Рефлексия.
ЗАНЯТИЕ №18.
Тема: «Умей общаться со всеми и всегда».
Цель: показать необходимость общения в незнакомой обстановке и правила
в общении для личной безопасности.
Рефлексия.
ЗАНЯТИЕ № 19.
Тема: «Скажи мне кто твой друг...»
Цель: осмыслить
понятия
«друг»,
«дружба»,
совершенствовать
навыки
выбора друга и общения с ним.
Рефлексия.
ЗАНЯТИЕ № 20.
Тема: «Шаг навстречу».
Цель: формирование понимания ценности личности своей и другого.
Рефлексия.
ЗАНЯТИЕ №21.
Тема: « Законы дружбы»
Цель: дать правила настоящей дружбы.
Рефлексия.
ЗАНЯТИЕ № 22.
Тема: «Давайте жить дружно?»
Цель: развивать умение жить в группе с окружающими людьми.
Рефлексия.
ЗАНЯТИЕ №23.
Тема: « Эмпатия и толерантность в общении».
Ц ел ь : сформировать
навыки
распознавания
эмоционального
состояния
собеседника.
Рефлексия.
ЗАНЯТИЕ № 24.
Тема: « Позитивный настрой в общении».
Цель: сформировать навыки самоконтроля.
Рефлексия.
ЗАНЯТИЕ №25.
Тема: «Личностные установки, создающие проблемы в процессе общения».
Ц е л ь : формировать
уяснение
понятия
дистанционного
расстояния
в
общении.
Рефлексия.
ЗАНЯТИЕ № 26.
Тема: «Конфликты и пути их решения при помощи общения».
Ц е л ь : обучать
детей
поиску
альтернативных
вариантов
поведения
в
конфликте.
Рефлексия.
ЗАНЯТИЕ № 27.
Тема: «Поведение и культура общения».
Цель:
стимулировать
поведенческие
изменения,
обучать
индивидуализированным приемам межличностного общения.
Рефлексия.
ЗАНЯТИЕ № 28.
Тема: «Эмоции и эмоциональное состояние в общении».
Цель: показать
значимость
самоконтроля
эмоций
во
время
общения,
познакомить
со способами управления эмоциональным состоянием.
Рефлексия.
ЗАНЯТИЕ № 29.
Тема: «Общение и уважение»
Цель:
формировать навыки эффективного повседневного общения,
вырабатывать доброжелательное отношение друг к другу.
Рефлексия.
ЗАНЯТИЕ № 30.
Тема: «Полоролевая социализация»
Ц ел ь: нацелить
на
зависимость
семейной
жизни
от
уровня
развития
коммуникативных способностей.
Рефлексия.
ЗАНЯТИЕ №31.
Тема: « Речевая культура личности».
Цель:
формировать
умение
контролировать свои телодвижения
во
время диалога и публичного монолога.
Рефлексия.
ЗАНЯТИЕ № 32.
Тема: «Симпатия и эмпатия»
Ц ел ь : развивать
умение
замечать
положительные
качества
в
людях,
выражать это в доброжелательной и приятной форме.
Рефлексия.
ЗАНЯТИЕ №33.
Тема: «Роль эмпатии в общении».
Цель: развивать умение чувствовать собеседника.
Рефлексия.
ЗАНЯТИЕ № 34.
Тема: «Коммуникативность - визитная карточка личности».
Цель: закрепить и отработать полученные навыки.
Рефлексия.
Используемая литература:
1.
Анн Л. «Социально-психологический треншп с подростками». 2006
г.
2.
Грецов А.Г. «Тренинг общения для подростков». 2005г.
3.
Дереклеева Н. И. Модульный курс учебной и коммуникативной
мотивации учащихся: 6-7 классы. -М.:ВАКО. 2008.-1 12 с.
(Педагогика. Психология. Управление)
4.
Кехо. Д.. Фишер Ф. Сила разума для детей-5 изд.-Минск: «Попурри.
200
»
.- 1 7 6 с., ил.-(Серия «Живите с умом»)
5.
Колесникова Г. И. Манипуляции: техники успешного общения. Игры,
в которые играют все-Ростов п/Д Феникс. 201 1 .-2X0 с .
( психологический практикум)
6.
Матвеева В.Р. Развитие личности подростка: программа
практических занятий. Методическое пособие. - СПб.: Речь. 2007.
7.
Монина Г.Б. Коммуникативный тренинг. С116.: Речь. 2010.
8.
Митрошенков О. А. Эффективные переговоры. М.. 2003.
9.
Школьный психолог. Периодическое издание. №12/2007.
10.Ярыгина В.Д. «Практикум по социально-психологическому
тренингу», под редакцией. 2000 г.
1 1. Потёмкина З., Потёмкина Н. «Тесты для подростков», М., 2005.
12.
«Практическая психодиагностика». Редактор-составитель
Д.Я.Райгородский –изд.Самара, 2002.
13.Свитман Б. Общаться успешно. Как?-М.: Эксмо,2007.-192 с.
Составитель программы
воспитатель: Алла Сергеевна Гладырева