Напоминание

"Развитие коммуникативных способностей как основа формирования личности воспитанника приюта"


Автор: Гладырева Алла Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУСО "Ставропольский социальный приют для детей и подростков "Росинка"
Населённый пункт: город Ставрополь
Наименование материала: методическая программа
Тема: "Развитие коммуникативных способностей как основа формирования личности воспитанника приюта"
Раздел: дополнительное образование





Назад





государственное казенное учреждение социального обслуживания

«Ставропольский социальный приют для детей и подростков «Росинка»

г. Ставрополя

Программа

«Развитие коммуникативных способностей

как

основа

формирования

личности

воспитанника

приюта»

г. Ставрополь, 2015 г.


Пояснительная записка
В настоящее время большое внимание уделяется разработке и реализации различных программ, способствующих подготовке детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, к самостоятельной жизни. Они направлены на формирование у детей готовности к преодолению т р уд н о с т е й с о ц и а л и з а ц и и , р а с ш и р е н и ю г р а н и ц собственного п р о с т р а н с т в а ж и з н е д е я т е л ь н о с т и , с а м о о п р е д е л е н и е , овладениолоролевым поведением и т.д. Взаимодействие в обществе возможно только благодаря межличностной коммуникации. Коммуникативность это процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения. Коммуникативность предполагает обмен мыслями,чувствами, переживаниями и т. п. Говоря о таком явлении как коммуникативность личности, следует иметь в виду, что это явление необходимо рассматривать не только как совокупность некоторых характерологических свойств и качеств, позволяющих о суще ствлять проце сс общения, но и т о , ч т о коммуникативность личности является компонентом мотивационно- п о т р е б н о с т н о й с ф е р ы . Э т о п о д р а з у м е в а е т с о б о й т о , ч т о коммуникативность требует наличия соответствующей направленности личности, определяющей социальный и нравственный вес личности, ее потребно сти, интере сы, убеждения, идеалы и соответствующих ц е н н о с т н ы х о р и е н т а ц и и , ка к п р а в и л о , н е н е п о с р е д с т в е н н о мотивирующих поведение, а выполняющих координирующую функцию, в том числе и «фильтрующую». Развитие коммуникативности личности воспитанника начинается с формирования такой направленности личности, при которой ценность человеческого общения находится не на периферии, а в центре системы ценностных ориентаций человека. Понятие коммуникативности необходимо дополнить элементами, относящимися к осознанию деятельностной среды (социальной и физической), окружающей воспитанника и способностью воздействия на нее для достижения своих целей, а в условиях совместной работы с другими воспитанниками и взрослыми делать свои действия понятными для других. Процесс формирования коммуникативности у детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации очень значим, так как жизненный опыт в этой сфере у них является отрицательным. Это связано недостатком любви к ребенку в семье, либо ложной любви, не дающей становлению ребёнка как личности, а также дефицит качественного личностного общения. Воспитанники, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации имеют весьма скудные навыки общения, практически не умеют продуктивно вести себя в культурном обществе, в конфликтных ситуациях, часто бывают агрессивны, имея опыт неправильного общения, принимая его как норму. У них слабо развиты способности к сопереживанию. В результате дети, растущие в дефиците внимания со стороны взрослого, отличаются неразвитым самосознанием и неумением проявить себя в окружающем мире.

Актуальность

данной

программы
состоит в том, что она поможет воспитанникам приюта сделать первые шаги на пути к истинному самопознанию, самопониманию, поможет им научиться понимать других людей, определять их психологический настрой, развивать в себе такие важные понятия, как сочувствие и сопереживание, укреплять нравственные ориентиры. Обучая воспитанников основам саморегуляции, помогая им формировать правильное представление о себе, верную самооценку, положительное самоотношение, обучая способам разрешения конфликтов со сверстниками и взрослыми, приёмам достойного выхода из конфликтных ситуаций, мы эффективно воздействуем на процесс социализации и творческую самореализацию личности ребёнка в будущем. В связи с ограничением социальных контактов детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, процесс их социализации затруднён. Он зависит от тех норм, принятых в социальном окружении ребёнка, которые регулируют требования к нему и обеспечивают формирование его личности. Воспитанник приюта воспринимает складывающиеся отношения между детьми и взрослыми как эталонные нормы отношений, при этом в качестве такой нормы выступает особое положение таких детей в обществе, что создаёт трудности для адекватного социального развития.
Основными задачами выступает
:  оказание помощи воспитанникам в адаптации в приюте и в социуме в целом,  знакомство воспитанников с понятиями, видами интеллектуальной, эмоциональной и волевой коммуникации,  умение применять полученные знания на практике.
Цель программы:
- формирование навыков межличностной коммуникации, посредством развития вербального и невербального общения для успешной адаптации в социуме воспитанников приюта.
Для реализации цели программы определены следующие задачи
: 1. Развить умение классифицировать виды общения и применять его в соответствии с конкретными обстоятельствами в конкретных условиях. 2. Способствовать развитию уверенного и эффективного общения коммуникативной личности воспитанника. 3. Развить умение использовать полученные коммуникативные навыки для разрешения конфликтных ситуаций. 1. Формировать эмоционально-волевую регуляцию в общении. 2. Развивать умение преодолевать волнения при публичном выступлении. 3. Обучать эмпатии посредством невербального общения (язык тела).
Реализация программы.

В ходе реализации программы предполагается коррекция и развитие коммуникативных компетенций подростка посредством воздействия на личностную сферу через познание себя, познания других и приобретения навыков работы над собой. Программа состоит из теоретических и практических занятий, включает в себя 34 часа, с продолжительностью занятий в 40 минут. Реализация программы проходит в период с января по сентябрь. Учебная нагрузка составляет 1 час в неделю. При проведении занятий используются различные методы и приёмы: диспуты, дискуссии, ролевые игры, ситуативный практикум, тестирование, тренинговые упражнения, круглый стол, творческая лаборатория, сказкотерапия.
Структура занятий:
1. Приветствие (ритуал вхождения в занятие); объявление темы, небольшой экскурс в теорию темы. 2. Основное содержание: упражнения, ориентированное на развитие коммуникативных навыков, личностное саморазвитие. 3. Выход, психогимнастика по тематике занятия. 4. После каждого упражнения - рефлексия: В рамках ЗСПТ в середине занятия проводятся физкультминутки и динамические паузы. В конце занятий проводится рефлексия. Осуществляется чередование различных видов занятий в зависимости от специфики предложенных тем. Предусмотрено проведение как групповых так и индивидуальных занятий. Консультации по интересующим вопросам проводятся в течение всего периода. Перед началом работы и для подведения итогов проводятся диагностические исследования в форме тестирования и анкетирования. Программа «Развитие коммуникативных способностей, как основа формирования личности воспитанника приюта» предполагает возможность ее дополнения и совершенствования в процессе реализации. Для оценки промежуточной и итоговой результативности в ходе реализации программы: «Развитие коммуникативных способностей, как основа формирования личности воспитанника приюта» используются следующие диагностические методики: - опросник агрессивности Басса-Дарки; -личностная шкала проявления тревоги Дж. Тейлора (адаптация Т. А. Немчинова); -личностный опросник Г. Ю. Айзенка; - методика диагностики межличностных отношений Т. Лири; - определение уровня общительности (тест Ряховского)
Ожидаемый результат:
В результате реализации данной программы предполагается усвоение и приобретение воспитанниками следующих понятий и навыков: 1. Осознание своей индивидуальности и стремление к более глубокому самопознанию. 2. Овладение навыками невербального общения (жесты, мимика, пантомимика). 3. Умение бесконфликтного и эффективного общения. 4. Умение соблюдать правила и выражать свои негативные эмоции в
социально приемлемых способах. 5. Способность использования приёмов коммуникативности в разрешении конфликтных ситуаций. 6. Выработка умения выступать публично. 7. Способность к эмпатии и рефлексии.
Тематическое планирование:



Тема

занятия

Форма и вид

занятия

Сроки

Целевая группа-

возраст детей

Ответственный

3 Взгляд на себя со стороны. Групповая беседа 3 неделя января 13-17 лет Воспитател ь-психолог 4 Я в мире людей. Групповая беседа 4 неделя января 13-17 лет воспитатель 5 Радость человеческого общения. Групповая беседа 1 неделя февраля 13-17 лет воспитатель 6 Виды общения. Групповая беседа 2 неделя февраля 13-17 лет воспитатель 7 Средства общения. Групповая беседа 3 неделя февраля 13-17 лет воспитатель 8 Структурирование общения. Групповая беседа 4 неделя февраля 13-17 лет воспитатель 9 Интонация и сила голоса. Групповая беседа 1 неделя марта 13-17 лет воспитатель 10 Многословие. Групповая беседа 2 неделя марта 13-17 лет воспитатель 11 Слушаю и слышу. Групповая беседа 3 неделя марта 13-17 лет воспитатель 12 Умение говорить и слушать. Групповая беседа 4 неделя марта 13-17 лет воспитатель 13 Искусство слушать. Групповая беседа 1 неделя апреля 13-17 лет воспитатель 14 Умение «читать» людей. Язык телодвижения. Групповая беседа 2 неделя апреля 13-17 лет воспитатель 15 Способы невербальной коммуникации. Групповая беседа 3 неделя апреля 13-17 лет воспитатель 16 Невербальное общение (жесты, мимика, пантомимика). Групповая беседа 4 неделя апреля 13-17 лет воспитатель 17 Как стать хорошим собеседником. Групповая беседа 1 неделя мая 13-17 лет воспитатель 18 Умей общаться со всеми и всегда Групповая беседа 2 неделя мая 13-17 лет воспитатель 19 Скажи мне кто твой друг. Групповая беседа 3 неделя мая 13-17 лет Воспитател ь- соцпедагог 20 Шаг навстречу. Групповая беседа 4 неделя мая 13-17 лет воспитатель 21 Законы дружбы. Групповая беседа 1 неделя июня 13-17 лет воспитатель 22 Давайте жить дружно? Групповая беседа 2 неделя июня 13-17 лет воспитатель
23 Эмпатия и толерантность в общении. Групповая беседа 3 неделя июня 13-17 лет воспитатель 24 Позитивный настрой в общении. Групповая беседа 4 неделя июня 13-17 лет воспитатель 25 Личностные установки, создающие проблемы в процессе общения. Групповая беседа 1 неделя июля 13-17 лет воспитатель 26 Конфликты и пути их решения при помощи общения. Групповая беседа 2 неделя июля 13-17 лет воспитатель 27 Поведение и культура общения. Групповая беседа 3 неделя июля 13-17 лет воспитатель 28 Эмоции и эмоциональное состояние в общении. Групповая беседа 4 неделя июля 13-17 лет Воспитател ь-психолог 29 Общение и уважение (субординация). Групповая беседа 1 неделя августа 13-17 лет Воспитател ь-методист 30 Полоролевая социализация. Групповая беседа 2 неделя августа 13-17 лет Воспитател ь-педиатр 31 Речевая культура личности. Групповая беседа 3 неделя августа 13-17 лет воспитатель 32 Симпатия и эмпатия. Групповая беседа 4 неделя августа 13-17 лет воспитатель 33 Роль эмпатии в общении. Групповая беседа 1 неделя сентября 13-17 лет воспитатель 34 Коммуникативность -визитная карточка личности. Групповая беседа 2 неделя сентября 13-17 лет воспитатель ЗАНЯТИЕ №1. Тема: «Кто я?» Цель: знакомство с курсом; принятие правил поведения в группе, развитие навыков правильного знакомства; создание предпосылок для возникновения и развития межличностных отношений. Рефлексия. ЗАНЯТИЕ № 2. Т е м а : «Коммуникации и коммуникативное общение (знакомство с понятием)» Цель: познакомить с понятиями «Коммуникации и коммуникативное общение», мотивировать на изучение курса, обозначить важность изучения курса в жизни личности и общества в целом. Рефлексия. ЗАНЯТИЕ №3. Тема: «Взгляд на себя со стороны»
Ц е л ь : дать детям возможность осознать ценность и уникальность личности каждого подростка; развивать навыки самопознания и принятия самого себя. Рефлексия. ЗАНЯТИЕ № 4. Тема: «Я в мире людей» Цель: развивать коммуникативные навыки, вырабатывать доброжелательное отношение друг к другу. Рефлексия. ЗАНЯТИЕ №5. Тема: «Радость человеческого общения» Цель: дать первоначальное представление о значении общения в жизни человека. Рефлексия. ЗАНЯТИЕ № 6. Тема: «Виды общения». Цель: упорядочить знания о видах общения, учить распознавать уровни общения. Рефлексия. ЗАНЯТИЕ № 7. Тема: «Средства общения». Цель: нацелить на то, что для коммуникативности в общении существуют различные средства. Рефлексия. ЗАНЯТИЕ №8. Тема: «Структурирование общения». Цель: формировать умение вести диалог для его результативности. Рефлексия. ЗАНЯТИЕ №9. Тема: «Интонация и сила голоса» Цель: помочь воспитанникам найти «золотую середину» в силе и интонации голоса в монологе и различных видах диалога. Рефлексия. ЗАНЯТИЕ №10. Тема: «Многословие» Цель: развивать умение использовать фильтрацию речи для искоренения её замусоренности словами-паразитами. Рефлексия. ЗАНЯТИЕ № 11.
Тема: «Слушаю и слышу». Цель: сформировать навыки внимательно слушать собеседника и понимать смысл текста собеседника. Рефлексия. ЗАНЯТИЕ №12. Тема: «Умение говорить и слушать». Цель: формировать умение вести диалог. Рефлексия. ЗАНЯТИЕ № 13. Тема: «Искусство слушать». Цель: учить как стать хорошим слушателем и не превратиться в речевую урну. Рефлексия. ЗАНЯТИЕ № 14. Тема: «Умение «читать» людей. Язык телодвижения». Цель: развивать умение распознавать эмоциональный настрой собеседника, руководствуясь его внешним поведенческим видом. Рефлексия. ЗАНЯТИЕ № 15. Тема: «Способы невербальной коммуникации» Цель: познакомить со способами невербальной коммуникации и уместностью её применения. Рефлексия. ЗАНЯТИЕ №16. Тема: «Невербальное общение (жесты, мимика, пантомимика)» Цель: развить умение использовать невербальное общение для экономии времени от восприятия и понимания. Рефлексия. ЗАНЯТИЕ №17. Тема: «Как стать хорошим собеседником». Цель: формировать умение осмысливать цель общения, его ход и результат. Рефлексия. ЗАНЯТИЕ №18. Тема: «Умей общаться со всеми и всегда». Цель: показать необходимость общения в незнакомой обстановке и правила в общении для личной безопасности. Рефлексия. ЗАНЯТИЕ № 19. Тема: «Скажи мне кто твой друг...» Цель: осмыслить понятия «друг», «дружба», совершенствовать навыки выбора друга и общения с ним. Рефлексия. ЗАНЯТИЕ № 20. Тема: «Шаг навстречу».
Цель: формирование понимания ценности личности своей и другого. Рефлексия. ЗАНЯТИЕ №21. Тема: « Законы дружбы» Цель: дать правила настоящей дружбы. Рефлексия. ЗАНЯТИЕ № 22. Тема: «Давайте жить дружно?» Цель: развивать умение жить в группе с окружающими людьми. Рефлексия. ЗАНЯТИЕ №23. Тема: « Эмпатия и толерантность в общении». Ц ел ь : сформировать навыки распознавания эмоционального состояния собеседника. Рефлексия. ЗАНЯТИЕ № 24. Тема: « Позитивный настрой в общении». Цель: сформировать навыки самоконтроля. Рефлексия. ЗАНЯТИЕ №25. Тема: «Личностные установки, создающие проблемы в процессе общения». Ц е л ь : формировать уяснение понятия дистанционного расстояния в общении. Рефлексия. ЗАНЯТИЕ № 26. Тема: «Конфликты и пути их решения при помощи общения». Ц е л ь : обучать детей поиску альтернативных вариантов поведения в конфликте. Рефлексия. ЗАНЯТИЕ № 27. Тема: «Поведение и культура общения». Цель: стимулировать поведенческие изменения, обучать индивидуализированным приемам межличностного общения. Рефлексия. ЗАНЯТИЕ № 28. Тема: «Эмоции и эмоциональное состояние в общении». Цель: показать значимость самоконтроля эмоций во время общения, познакомить со способами управления эмоциональным состоянием. Рефлексия. ЗАНЯТИЕ № 29. Тема: «Общение и уважение» Цель: формировать навыки эффективного повседневного общения, вырабатывать доброжелательное отношение друг к другу. Рефлексия.
ЗАНЯТИЕ № 30. Тема: «Полоролевая социализация» Ц ел ь: нацелить на зависимость семейной жизни от уровня развития коммуникативных способностей. Рефлексия. ЗАНЯТИЕ №31. Тема: « Речевая культура личности». Цель: формировать умение контролировать свои телодвижения во время диалога и публичного монолога. Рефлексия. ЗАНЯТИЕ № 32. Тема: «Симпатия и эмпатия» Ц ел ь : развивать умение замечать положительные качества в людях, выражать это в доброжелательной и приятной форме. Рефлексия. ЗАНЯТИЕ №33. Тема: «Роль эмпатии в общении». Цель: развивать умение чувствовать собеседника. Рефлексия. ЗАНЯТИЕ № 34. Тема: «Коммуникативность - визитная карточка личности». Цель: закрепить и отработать полученные навыки. Рефлексия.
Используемая литература:
1. Анн Л. «Социально-психологический треншп с подростками». 2006 г. 2. Грецов А.Г. «Тренинг общения для подростков». 2005г. 3. Дереклеева Н. И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся: 6-7 классы. -М.:ВАКО. 2008.-1 12 с.
(Педагогика. Психология. Управление) 4. Кехо. Д.. Фишер Ф. Сила разума для детей-5 изд.-Минск: «Попурри. 200 » .- 1 7 6 с., ил.-(Серия «Живите с умом») 5. Колесникова Г. И. Манипуляции: техники успешного общения. Игры, в которые играют все-Ростов п/Д Феникс. 201 1 .-2X0 с . ( психологический практикум) 6. Матвеева В.Р. Развитие личности подростка: программа практических занятий. Методическое пособие. - СПб.: Речь. 2007. 7. Монина Г.Б. Коммуникативный тренинг. С116.: Речь. 2010. 8. Митрошенков О. А. Эффективные переговоры. М.. 2003. 9. Школьный психолог. Периодическое издание. №12/2007. 10.Ярыгина В.Д. «Практикум по социально-психологическому тренингу», под редакцией. 2000 г. 1 1. Потёмкина З., Потёмкина Н. «Тесты для подростков», М., 2005. 12. «Практическая психодиагностика». Редактор-составитель Д.Я.Райгородский –изд.Самара, 2002. 13.Свитман Б. Общаться успешно. Как?-М.: Эксмо,2007.-192 с. Составитель программы воспитатель: Алла Сергеевна Гладырева


В раздел образования