Напоминание

Рабочая программа по предмету "Русский язык"


Автор: Наговицына Елена Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ СОШ с.Кстинино, Кирово-Чепецкого района, Кировской области
Населённый пункт: с.Кстинино
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Рабочая программа по предмету "Русский язык"
Раздел: начальное образование





Назад




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по предмету русский язык (предметная область Филология) разработана на основе: - федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; - примерной программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч.Ч.1 – 4-е изд., перераб.-М.:Просвещение,2010. – 400с. –(Стандарты второго поколения).- ISBN 978-5-09-021952-5, Ч.2. – 3-е изд., перераб.-М.:Просвещение,2010. – 231с. – (Стандарты второго поколения).- ISBN 978-5-09-023597-6. - авторской программы В. П. Канакиной, В.Г. Горецкого, М.Н. Дементьевой, Н.А. Стефаненко, М.В. Бойкиной «Русский язык» - основной общеобразовательной программы начального общего образования (ФГОС) муниципального казенного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с. Кстинино на 2014-2015 учебный год. Рабочая программа по предмету русский язык составлена в соответствии с учебным планом МКОУ СОШ с.Кстинино на 2014-2015 учебный год и рассчитана на 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели). Программа ориентирована на : Программа «Русский язык» авторов В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого, М.В.Бойкиной, М.Н.Дементьевой, Н.А. (М.: Просвещение, 2011г.). Учебник Части 1,2. В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. Русский язык. М а т е р и а л ы д л я проведения проверочных работВ.П.Канакина. Ру с с к и й я з ы к . Рабочая тетрадь. В 2-х частях. Дидактические с р е д с т в а д л я учащихся Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 4 класс / Сост. И.В.Позолотина, Е.А.Тихонова. – М.: ВАКО, 2013. Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников. Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию. Цели и задачи: Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения.
Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания. В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь являются показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств, для успешного решения коммуникативной задачи. Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
Целями
изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются: • ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся; • формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека. Программа определяет ряд практических
задач
, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета: • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения; • формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе; • формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты; • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь. Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»: — формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; — развитие диалогической и монологической устной и письменной речи; — развитие коммуникативных умений; — развитие нравственных и эстетических чувств; — развитие способностей к творческой деятельности. Межпредметные связи. Учебный предмет «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам: литературное чтение и т.д. Особенности организации учебного процесса: Наряду с традиционными формами и методами работы на уроках русского языка предполагается работа в парах, в группах. Игровые упражнения позволяют оживить
учебный процесс, усилить интерес к предмету. Предусмотрено создание проектов, которые выполняются индивидуально. Защита проекта проводится на уроке. Уроки проводятся с использованием средств ИКТ.
Общая характеристика предмета
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»: — формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; — развитие диалогической и монологической устной и письменной речи; — развитие коммуникативных умений; — развитие нравственных и эстетических чувств; — развитие способностей к творческой деятельности.
Место курса в учебном плане
Рабочая программа по предмету русский язык составлена в соответствии с учебным планом МКОУ СОШ с.Кстинино на 2014-2015 учебный год и рассчитана на 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели).
Ценностные ориентиры содержания предмета
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания. В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально- ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи. Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей. Основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам. К ценностным ориентирам относятся: — формирование основ гражданской идентичности личности на базе воспитания чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности
человека за благосостояние общества; восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; — формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; — развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма; — развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно: развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; формирование умения учиться и способности организации своей деятельности; -развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества: – эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; – эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; – чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; – любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; – интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; – интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; – интерес к изучению языка; – осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология. Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: – самостоятельно формулировать тему и цели урока; – составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; – работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; – в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Познавательные УУД: – вычитывать различные виды текстовой информации; - пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; – извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); – перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); – пользоваться словарями, справочниками; – осуществлять анализ и синтез; – устанавливать причинно-следственные связи; – строить рассуждения; Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД: – оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; – адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. – высказывать и обосновывать свою точку зрения; – слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; – договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; – задавать вопросы. Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений: – произносить звуки речи в соответствии с нормами языка; – производить фонетический разбор, разбор по составу, морфологический разбор доступных слов; – правильно писать слова с изученными орфограммами; – видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки, правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы; – находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами; –практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам; – различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение из двух частей (с союзами и, а, но или без союзов); – ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но), в сложных предложениях из двух частей (без союзов, с союзами и, а, но) – производить синтаксический разбор простого и сложного предложения в рамках изученного; – разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова, образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с помощью приставок; – писать подробное изложение текста повествовательного характера по плану, сочинение на предложенную тему с языковым заданием после соответствующей подготовки; – читать тексты учебника, художественные и учебно-научные, владеть правильным типом читательской деятельности: самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану; – воспринимать на слух высказывания, выделять на слух тему текста, ключевые слова; – создавать связные устные высказывания на грамматическую и иную тему.


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 4 КЛАСС (170 Ч) Повторение (11 ч) Наша речь и наш язык. Текст. Предложение. Обращение. Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. Словосочетание. Однородные члены предложения. Простые и сложные предложения. Слово в языке и речи (21 ч) Имя существительное (43 ч) Лексическое значение слова. Состав слова. Значимые части слова. Правописание гласных и согласных в значимых частях слова. Правописание Ъ и Ь разделительных знаков. Части речи. Повторение и углубление представлений о частях речи. Наречие. Изменение по падежам. Три склонения имен существительных. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном (множественном) числе. Имя прилагательное (30 ч) Повторение и углубление представлений об имени прилагательном. Изменение по падежам имен прилагательных. Правописание падежных окончаний имен прилагательных. Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе. Склонение имен прилагательных во множественном числе. Личные местоимения (7 ч) Местоимение. Изменение по падежам личных местоимений. Правописание местоимений. Глагол (34 ч) Неопределенная форма глагола. Спряжение глагола. Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. I и II спряжение глаголов. Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. Правописание возвратных глаголов. Правописание глаголов в прошедшем времени. Повторение (15 ч)

Учебно-тематический план
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № п/п Разделы, темы Количество часов 4 кл. 1.
Обучение грамоте (письмо)
- 1.1 Письмо - 1.2 Графика - 1.3 Слово и предложение - 1.4 Орфография - 1.5 Развитие речи - 2.
Систематический курс

170
2.1 Фонетика и орфоэпия 2 2.2 Графика - 2.3 Лексика 6 2.4 Состав слова (морфемика) 11 2.5 Морфология 68 2.6 Синтаксис 20
2.7 Орфография и пунктуация 30 2.8 Развитие речи 33
Итого:

170
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ПО ПРЕДМЕТУ РУССКИЙ ЯЗЫК В 4 КЛАССЕ (планируемые результаты) Личностные Метапредметные Предметные 1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и и с т о р и ю Р о с с и и ; о с о з н а н и е с в о е й э т н и ч е с к о й и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского обще ства; становление г у м а н и с т и ч е с к и х и демократических ценностных ориентаций. 2. Ф о рм и р о ва н и е целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. 3. Ф о рм и р о ва н и е уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. 4. О в л а д е н и е начальными навыками адаптации в динамично и з м е н я ю щ е м с я и развивающемся мире. 5. П р и н я т и е и освоение социальной роли обучающегося, развитие м о т и в о в у ч е б н о й д е я т е л ь н о с т и и формирование личностного смысла учения. 6. Р а з в и т и е самостоятельности и 1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной д е я т е л ь н о с т и , п о и с к а с р е д с т в е ё осуществления. 2 . Ф о р м и р о в а н и е умения п л а н и р о в а т ь , контролировать и оценивать у ч е б н ы е д е й с т в и я в с о о т в е т с т в и и с поставленной задачей и условиями её реализации, о п р е д е л я т ь н а и б о л е е э ф ф е кт и в н ы е с п о с о б ы достижения результата. 3 . Использование знаково-символических средств п р е д с т а в л е н и я информации. 4 . А к т и в н о е использование речев ы х средств и средств д л я решения коммуникативных и познавательных задач. 5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации. 6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять т е к с т ы в у с т н о й и 1. Формирование первоначальных представлений о е д и н с т в е и м н о г о о б р а з и и я з ы ко в о г о и к у л ь т у р н о г о пространства России, о языке как о с н о в е н а ц и о н а л ь н о г о самосознания. 2 . П о н и м а н и е обучающимися того, что язык представляет собой явление н а ц и о н а л ь н о й к ул ьт у р ы и основное средство человеческого общения; осознание значения р у с с к о г о я з ы к а к а к г о с у д а р с т в е н н о г о я з ы к а Российской Федерации, языка межнационального общения. 3 . С ф о р м и р о в а н н о с т ь п о з и т и в н о го о т н о ш е н и я к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека. 4. Овладение первоначальными представлениями о н о рма х русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета. 5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при с о с т а в л е н и и н е с л о ж н ы х монологических высказываний и письменных текстов.
личной ответственности за свои поступки, в том числе в и н ф о р м а ц и о н н о й деятельности, на основе п р е д с т а в л е н и й о нравственных н о рм а х , социальной справедливости и свободе. 7. Ф о рм и р о ва н и е эстетических потребностей, ценностей и чувств. 8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. 9. Развитие навыков с о т р у д н и ч е с т в а с о взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и н а ход и т ь в ы ход ы и з спорных ситуаций. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к т ворче скому т руду, к р а б о т е н а р е з у л ь т а т, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. письменной формах. 7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных с в я з е й , п о с т р о е н и я рассуждений, отнесения к известным понятиям. 8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных т оч е к з р е н и я и п р а в а к а ж д о г о и м е т ь с в о ю , излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий. 9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и р о л е й в с о в м е с т н о й деятельности; осуществлять в з а и м н ы й ко н т р о л ь в совместной деятельности, а д е к в а т н о о ц е н и в а т ь собственное поведение и поведение окружающих. 1 0 . Г о т о в н о с т ь конструктивно разрешать конфликты по средством учёта интересов сторон и сотрудничества. 11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, проце ссов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык». 12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими суще ственные связи и о т н о ш е н и я м е ж д у объектами и процессами. 13. Умение работать в 6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное. 7. Овладение учебными д е й с т в и я м и с я з ы к о в ы м и единицами и формирование умения использовать знания для р е ш е н и я п о з н а в а т е л ь н ы х , практических и коммуникативных задач. 8 . О с в о е н и е п е р в о н а ч а л ь н ы х н а у ч н ы х представлений о системе и ст руктуре русского я з ы к а : фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и о с о б е н н о с т я х употребления в речи; 9. Ф о р м и р о в а н и е у м е н и й опознавать и анализировать о с н о в н ы е ед и н и ц ы я з ы к а , грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
м а т е р и а л ь н о й и информационной с р ед е н а ч а л ь н о г о о б щ е г о образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык». СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 1. Электронное приложение «Система оценки. Начальная школа. Сборник пособий.» В 3-х ч. 2. Контрольно-измерительные материалы. Математика (1-4 класс) к учебнику М.И.Моро идр. (М.: Просвещение). Комплект интерактивных тестов. Разделы (темы) Вид контроля Показатели Технология Фонетика и орфоэпия Текущий Тематический Диагностика уровня обученности, усвоения требований госстандарта. Состояние обученности по теме, качество знаний Тесты (КИМы) Устный опрос Сообщения и презентации учащихся Контрольные диктанты Проверочные работы Лексика Текущий Диагностика уровня обученности, Тесты (КИМы) Устный опрос
Тематический усвоения требований госстандарта. Состояние обученности по теме, качество знаний Сообщения и презентации учащихся Контрольные диктанты Словарные диктанты Проверочные работы Состав слова (морфемика) Текущий Тематический Диагностика уровня обученности, усвоения требований госстандарта. Состояние обученности по теме, качество знаний Тесты (КИМы) Устный опрос Сообщения и презентации учащихся Контрольные диктанты Словарные диктанты Проверочные работы Синтаксис Текущий Тематический Диагностика уровня обученности, усвоения требований госстандарта. Состояние обученности по теме, качество знаний Тесты (КИМы) Устный опрос Сообщения и презентации учащихся Контрольные диктанты Словарные диктанты Проверочные работы Морфология Текущий Тематический Диагностика уровня обученности, усвоения требований госстандарта. Состояние обученности по теме, качество знаний Тесты (КИМы) Устный опрос Сообщения и презентации учащихся Контрольные диктанты Словарные диктанты Проверочные работы Орфография и пунктуация Текущий Тематический Диагностика уровня обученности, усвоения требований госстандарта. Состояние обученности по теме, качество знаний Тесты (КИМы) Устный опрос Сообщения и презентации учащихся Контрольные диктанты Словарные диктанты Проверочные работы Развитие речи Текущий Тематический Диагностика уровня обученности, усвоения требований госстандарта. Состояние обученности по теме, качество знаний Тесты (КИМы) Устный опрос Сообщения и презентации учащихся Контрольные диктанты Словарные диктанты Проверочные работы КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
4 класс

ДИКТАНТ

Цель работы
– проверить умение обнаруживать орфограммы в тексте, писать слова в диапазоне изученных правил, ставить запятую при однородных членах предложения.
Вариант 1

Снежинки

Они родились коротким осенним днём. На земле было пасмурно и скучно. Медленно плыла туча. Закружились в воздухе снежинки. В вихре танца они вспыхивали удивительными огоньками. Снежинки пролетали над рощей, полем, деревней. Где остановиться на ночлег? На крыше одинокой избушки было пусто. Снежные красавицы решили здесь сделать остановку. Они украсили дорожку к речке, верхушку старой ели. Пушистым ковром легли на луг. Утром на снежной поверхности появились первые следы зверей и птиц. Слова для справок: медленно, остановиться, здесь.
Грамматические задания
1. В последнем предложении подчеркнуть главные члены предложения. 2. Указать падежи всех имен существительных в десятом предложении. (Они украсили дорожку...)
Вариант 2

Клесты
В зимнюю стужу в ельнике стоит тишина. От лютого холода попряталось всё живое. Вдруг появилась целая стайка северных гостей. С шумом пронеслись клесты над тихой поляной. Птицы облепили вершину мохнатой ели. На самой верхушке висели гроздья ш и ш е к . Ц е п к и м и ко г т я м и п т и ц ы с т а л и т а с к а т ь в к у с н ы е с е м е н а . Между сучьев старой ели спрятаны их жилища. Там уже вывелись птенцы. З а б о т л и в ы е м а м ы к о р м я т и х е л о в о й к а ш е й . Почему клесты зимуют в наших краях? У нас им теплее, чем на далёком Севере.
Грамматические задания
1. В четвёртом предложении подчеркнуть главные члены предложения. 2. Указать падежи всех имен существительных в пятом предложении. (Птицы облепили...)
КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Цель работы
– проверить умение списывать текст, обнаруживать орфограммы.
Вариант 1

Мишкино детство
Мишка очень любил ходить в лес с дедушкой. Мишка чувствовал в лесу себя так, словно бы его обнимал кто-то большой и ласковый. Дубы добродушно улыбались. Осины радостно хлопали ладошками, приветствуя старых знакомых. Ближе к осени на узкую лесную дорогу высовывались тонкие и цепкие руки ежевики с пригоршнями спелых ягод: нате, добрые люди, угощайтесь! Мальчик давно заметил, что при дедушке лес делался светлее, радостнее. А дед шёл и мурлыкал песенку.
Вариант 2

Задание.
Прочитать. Выделить предложения. Разделить текст на законченные части. Новую часть писать с красной строки.
Ель
Хороша ель зимой тяжёлые шапки чистого снега висят на её раскидистых ветках- лапах высокие вершины украшены гирляндами еловых шишек на опушке елового леса растёт зелёный молодняк у людей ель пользуется особенной любовью в новогодние зимние дни они устраивают для детей праздничные ёлки особенно хороша ель в лесу, на свободе в зимние звёздные и лунные ночи блестит на её ветвях снег сказочным кажется дерево при лунном свете.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ЛИТЕРАТУРА. № п/п Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
1 Канакина В.П., Горецкий В.Г. и др. Русский язык. Рабочие программы. 1 – 4 классы. 2 3 4 5 6 УЧЕБНИК Русский язык Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 4 класс. Часть 1, 2. РАБОЧИЕ ТЕТРАДИ Канакина В.П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. Часть 1,2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ Канакина В.П. Русский язык. Методическое пособие. 4 класс. Канакина В.П., Щеголева Г.С. Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ. 1 – 4 классы. ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 4 класс / Со ст. И.В.Позолотина, Е.А.Тихонова. – М.: ВАКО, 2012. Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения Словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов, морфемный и словообразовательный словари. Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и методических пособиях по русскому языку. Технические средства обучения. Классная доска. Экран Компьютер Мультимедийный проектор Принтер лазерный Экранно-звуковые пособия. Видеофильмы, соответствующие тематики программы по русскому языку Оборудование класса Ученические столы двухместные с комплектом стульев. Стол учительский с тумбой. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и др.


В раздел образования