Интеграция, как один из перспективных аспектов развития дополнительного образования детей в рамках ФГОС.
Автор: Сергеева Надежда Валерьевна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: МБУ ДО г. Иркутска ДДТ №2 Населённый пункт: город Иркутск Наименование материала: статья Тема: Интеграция, как один из перспективных аспектов развития дополнительного образования детей в рамках ФГОС. Раздел: дополнительное образование
Интеграция, как один из перспективных аспектов развития дополнительного
образования детей в рамках ФГОС.
Сергеева Н.В.,
педагог дополнительного образования
МБУ ДО г. Иркутска ДДТ№2
Будущее
страны
—
это
сегодняшние
дошкольники
и
школьники.
Их
завтрашний уровень эстетического сознания закладывается сейчас. Поэтому
особо
актуальными
представляются
поиск
возможных
форм
эстетического
воспитания не только на занятиях предметами эстетического цикла, но и во
взаимосвязи
различных
дисциплин,
разработка
новых
технологий
интегрированного подхода к эстетическому образованию, как в школе, так и в
дошкольном концентре.
Интеграция
дополнительного
образования,
несомненно,
становится
важным условием перехода на ФГОС, так как приводит к качественно новому
результату,
недостижимому
без
нее,
который
может
быть
зафиксирован
с
помощью
системы
критериев,
вырабатываемых
внутри
интегрированного
комплекса. Кроме того, именно в интегрированном комплексе разрабатывается
единая
диагностическая
система,
создаются
единый
диагностический
инструментарий
в
оценивании
образовательных
результатов
обучающихся.
Помимо этого, взаимодействие разных аспектов в дополнительном образовании
- это наиболее перспективный способ развития собственных ресурсов, так как
объединение
разного
типа
ресурсов
(например,
хореография
-
культура
движения;
театрализация
-
актерское
мастерство;
вокал
–
оздоровительное
дыхание) дает качественно новый результат. Поскольку цели дополнительного
образования
направлены
на
реализацию
внеурочных
индивидуальных
интересов
и
образовательных
потребностей
каждого
школьника
и
предоставление возможностей выстраивания им собственной, индивидуальной
образовательной траектории, индивидуального образовательного модуля, то и
реализация таких возможностей увеличивается при объединении
аспектов
дополнительного
образования.
Фактически
надо
говорить
о
необходимости
создания
новой
среды
обучения,
ориентированной
на
самостоятельную
учебную
деятельность,
развитие
творческих
способностей
обучаемых,
на
социализацию
детей
требующих
особой
заботы,
детей
с
девиантным
поведением.
Кооперированные
ресурсы
(интеллектуальные,
технические,
информационные
и
др.)
позволяют
использовать
дистанционные
и
телекоммуникационные
образовательные
технологии,
разрабатывать
индивидуальные
учебные
планы
школьников,
особенно
если
это
касается
дополнительного образования детей с особыми потребностями.
Основой
разработки
программ
интеграции
различных
аспектов
в
дополнительном образовании является организация внеурочной деятельности
как структурного компонента базисного образовательного плана стандартов
второго поколения.
Можно выделить следующие модели интеграции:
I.
Модель предметно-кружковой деятельности, которая характеризуется
набором кружков, секций, клубов, ее осуществляют как учителя, так и педагоги
дополнительного
образования.
Внеурочная
деятельность
школы
организовывается
в
зависимости
от
имеющихся
кадровых
и
материальных
возможностей. Такой вариант дополнительного образования в школе имеет
определенный смысл, поскольку способствует занятости детей и определению
спектра их внеурочных интересов.
II.
Модель
культурно
-
досуговой
деятельности,
отличающейся
определенной
внутренней
организованностью,
в
такой
модели
встречаются
оригинальные формы работы, объединяющие детей и взрослых (ассоциации,
творческие
лаборатории,
"экспедиции",
хобби-центры
и
т.
п.).
(
Примером
может служить организация летнего оздоровительного лагеря.)
III.
Модель,
созданная
на
основе
единой
совместной
программы
деятельности,
которая
во
многом
определяет
содержание
дополнительного
образования
детей
в
данном
социуме.
На
основе
регулярного
тесного
взаимодействия
различных
аспектов
дополнительного
образования
детей
в
практической
реализации
дополнительных
образовательных
программ
значительно
возрастает
роль
специалистов
различных
областей
знаний(хореография, вокал, театр).
IV.
Модель совместной экспериментальной деятельности нескольких
учреждений,
наиболее
эффективна
с
точки
зрения
интеграции
в
дополнительном образовании детей, поскольку здесь органично сочетаются
возможности различных подходов в дополнительном образовании. В данной
модели
создается
солидная
инфраструктура
внешкольного
дополнительного
образования, на основе чего появляются реальные условия для удовлетворения
разнообразных потребностей ребенка и его реального самоутверждения.
V . Модель
интеграции
-
сетевое
взаимодействие
при
организации
деятельности дополнительного образования, представляется возможность на
совместную
деятельность,
обеспечивающую
возможность
обучающимся
осваивать образовательную программу определенного уровня и направленности
с
использованием
ресурсов
нескольких
(двух
и
более)
аспектов
дополнительного образования.
Таким образом, учреждения
ДО
являются сферой интеграции
ребенка в культуру через усвоение культурных ценностей в процессе активной
творческой
деятельности;
освоение
приемов
деятельности
в
различных
областях культуры; «творение» культуры (создание собственных «продуктов»
культуры),
а
интеграция
-
одним
из
первостепенных
аспектов
развития
дополнительного образования детей в рамках ФГОС.