Напоминание

Типичные ошибки в воспитании детей


Автор: Мочалова Елена Андреевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ"СШ №31С УИП ХЭП"
Населённый пункт: г. Нижневартовск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Типичные ошибки в воспитании детей
Раздел: начальное образование





Назад





Лекторий для родителей «Типичные ошибки в воспитании

детей».

Автор Мочалова Елена Андреевна
Уважаемые родители! Я рада видеть вас на нашем занятии. Сегодня я хочу предложить вам не просто лекцию, а лекцию с элементами практической работы. Тема занятия «Типичные ошибки в воспитании детей». Все родители воспитывают детей в меру своего умения и виденья жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. У каждого родителя свое понимание модели воспитания ребенка. Однако у каждого в жизни бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит в тупик. В своих ошибках вы не одиноки, все родители их время от времени совершают. Но всегда лучше учиться на чужих ошибках, не правда ли? Воспитывать, значить «воспитывать», т.е. питать ребенка всем положительным, что есть в вас самих. Насколько хорошо умеете это делать вы? Каким родителем вы являетесь? Ответить на эти вопросы вам поможет тест, предлагаемый вашему вниманию. ТЕСТ «ВАШИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ» 1. Помогая вам в уборке, ребёнок нечаянно разбил вазу. Ваша реакция? А) самая первая – подзатыльник; Б) раздражённая фраза : « Уходи отсюда! Обойдусь без такой помощи.» В) успокою ребёнка – ведь он сделал это неумышленно. 2. Если вы наказали ребёнка, а потом узнали , что поступили несправедливо, вы : А) промолчите, чтобы не уронить свой авторитет; Б) извинитесь; В) признаете свою ошибку, объясните, что и взрослые могут ошибаться. 3. Ребёнок одолевает вас вопросами, просьбами, а вы: А) обрываете его: « Дай хоть минутку отдохнуть от тебя!» Б) отвечаете не думая, несерьёзно, лишь бы ответить что-нибудь; В) объясняете, что очень устали, и просите перенести разговор на другое время, тут же назначив час. 4. Ребёнок просит помочь ему написать сочинение . Как вы поступите? А) напишу черновик, ему останется лишь переписать ; Б) строго скажу: « Работай сам, только так можно чему-нибудь научиться». В) помогу выбрать тему, подобрать литературу, а писать предложу самостоятельно.
Оценим результаты. Подсчитайте количество ответов по каждой из позиций- а, б, в. 1) Преобладание ответов «В» говорит о том, что вас можно назвать опытным воспитателем. Вы уважаете желания ребёнка, стремитесь помочь ему, но не делаете что-либо вместо него. 2) Преобладание ответов «Б» предполагает, что ваша позиция как воспитателя недостаточно стабильна. Нередко ваше поведение и отношение к ребёнку определяется сиюминутным настроением. 3) Преобладание ответов «А» свидетельствует о том, что ваши методы воспитания далеки от идеальных. Следует, пока не поздно , пересмотреть свои приёмы и видеть в ребёнке личность , достойную уважения и любви. Этот тест вам помог понять , что вы делаете правильно, а чего стоило бы изменить в воспитании ребёнка. Цель нашего занятия: разобрать некоторые типичные ошибки в воспитании, найти оптимальный выход из ситуации, чтобы в будущем таких ошибок не совершать.
1.Слишком много строгости
«Ты должен делать то, что я тебе сказала, потому что я старше и лучше зна.»
Мнение родителей:
Дети должны слушаться взрослых беспрекословно – это самый важный в воспитании принцип. Неважно, сколько ребенку – 6 или 16 лет. Детям нельзя давать поблажек, иначе они окончательно сядут нам на шею.
Совет специалиста:
Дети обязательно должны понимать, почему и зачем они что-то делают. Слишком строгое воспитание, основанное на принципах, которые не всегда понятны ребенку, напоминает дрессировку. Ребенок может беспрекословно исполнять все, когда вы рядом, и «плевать» на все запреты, когда вас рядом нет. Убеждение лучше строгости. Можно сказать: «Ты сейчас делаешь так, как я говорю, а вечером мы спокойно все обсудим – почему и зачем».
2 .Детей надо баловать
«Пожалуй, я сделаю это сама. Моему малышу это пока не по силам»
Мнение родителей:
Мы готовы все сделать для нашего малыша, ведь дети всегда должны получать самое лучшее. Детство – самая короткая пора, поэтому оно должно быть прекрасно. Так приятно угадывать и исполнять любое желание ребенка.
Совет специалиста:
Избалованным детям очень тяжело приходится в жизни. Нельзя держать единственное чадо под колпаком родительской любви, в дальнейшем это может привести к множеству проблем. Когда родители убирают буквально каждый камушек с дороги малыша, от этого ребенок не
чувствует себя счастливее. Наоборот – он ощущает себя совершенно беспомощным и неловким. «Попробуй-ка сделать это сам, а если не получится, я тебе с удовольствием помогу».
3.Наполеоновские планы
«Мой ребенок будет заниматься музыкой, я не позволю ему упустить свой шанс»
Мнение родителей:
Многие взрослые мечтали в детстве заниматься чем-то, но у них не было возможности. И теперь главная цель мам и пап – дать детям самое лучшее образование. Неважно, если детям этого не очень – то хочется, пройдет время, и они оценят старания взрослых.
Совет специалиста:
К сожалению, дети не всегда оценивают усилия родителей. И часто блестящее будущее, нарисованное взрослыми в своем воображении, разбивается о полное нежелание ребенка заниматься, скажем, музыкой. Пока ребенок еще маленький и слушается взрослых, но затем… Желая вырваться из клетки родительской любви, начинает выражать протест доступными ему способами – это может быть прием наркотиков, алкоголя. Поэтому, заполняя день ребенка нужными и полезными занятиями, не забывайте оставить ему право выбора и немного времени для личных дел.
4.Слишком мало времени для воспитания ребенка
«К сожалению, у меня совсем нет времени на тебя»
Мнение родителей:
Дети должны сами понимать, что у родителей просто нет времени поиграть и почитать с ними. Многие взрослые очень загружены на работе, а ещё они отводят их в школу, готовят для них, стирают, покупают все, что им нужно. И дети должны быть благодарны за это.
Совет специалиста:
Взрослые часто забывают простую истину – если уж родили ребенка, надо и время для него найти. Ребенок, который все время слышит, что у взрослых нет на него времени, будет искать среди чужих людей родственные души. Даже если ваш день расписан по минутам, найдите вечером полчаса ,поговорите с ним, расскажите сказку или почитайте книжку. Ребенку это необходимо. Запомните, в этом вопросе важно не сколько времени вы провели с ребёнком, а как вы его провели.
5.Больше денег – лучше воспитание

Мнение родителей:
Мы слишком стеснены в средствах, поэтому не можем себе позволить даже побаловать ребенка, постоянно приходится ему во всем отказывать, он донашивает старые вещи и т.п. Будь у нас больше денег, мы были бы лучшими родителями.
Совет специалиста :
Любовь не купить за деньги. Часто бывает, что в семьях с невысоким достатком взрослые делают все, чтобы ребенок ни в чем не нуждался. Но вы не должны чувствовать угрызений совести за то, что не можете исполнять все его желания. На самом деле любовь, ласка, совместные игры и проведенный вместе досуг для ребенка намного важнее содержимого вашего кошелька. Если, разобраться, совсем не деньги делают ребенка счастливым, а осознание того, что он для вас самый-самый.
Сегодня мы разобрали лишь некоторые ошибки в воспитании детей. Я надеюсь, вы запомнили советы специалиста и в подобной ситуации поступите правильно. А сейчас я предлагаю вам ещё одну практическую работу: перед вами дом, символизирующий ваши отношения с детьми. Как видите, у нашего дома, к сожалению, нет фундамента. Ваша задача выбрать необходимые «кирпичики»-чувства, на которых будут строиться ваши взаимоотношения с детьми.(понимание, поддержка, любовь, агрессия, гнев, душевное тепло, чрезмерная опека…) Вы сделали правильный выбор, именно на таких чувствах должны строиться взаимоотношения родителей с детьми. В конце занятия я хочу вручить вам конверт, в котором вы найдёте письмо – обращение ребёнка к самым близким людям, т.е. к вам- родителям. Прочитав это письмо, вы сможете взглянуть на некоторые вещи глазами ребёнка, а значит, иначе оценить ситуацию. Это поможет вам избежать ошибок. А весёлым смайликом на конверте я хотела выразить свой оптимизм и веру в то, что у вас всё получится - вы будете мудры в воспитании и достигните полного взаимопонимания со своими детьми. У вас на столах лежат «сигнальчики», я хотела бы узнать ваше мнение о сегодняшнем занятии. Вспомните, всё о чём говорили, и если занятие показалось вам нужным, полезным, интересным, то поверните сигнальчик зелёной стороной, а если занятие оставило вас равнодушным, то – красной стороной. Ваше мнение я учту при подготовке к нашей следующей встрече. Спасибо всем за участие! Уважаемые коллеги! Я считаю, что данная работа позволяет ненавязчиво увидеть родителям плюсы и минусы воспитания своих детей. Исправить ошибки, научиться видеть в ребенке личность. Надеюсь, что данный тип работы, обогатил ваш опыт и вы пополнили багаж своих знаний.
ПИСЬМО—ОБРАЩЕНИЕ К САМЫМ БЛИЗКИМ И ДОРОГИМ ЛЮДЯМ -- МОИМ РОДИТЕЛЯМ.  Не забывайте, что я развиваюсь, а значит, экспериментирую. Таким образом, я учусь. Примиритесь, пожалуйста, с этим.  Не оберегайте меня от последствий моей деятельности. Мне необходимо учиться на своём собственном опыте.  Не делайте для меня и за меня то, что я могу сделать для себя и за себя сам. Если это произойдёт, я буду требовать, чтобы вы обслуживали меня всегда!  Не отмахивайтесь от меня, если я задаю вам честные и прямые вопросы. В противном случае вы обнаружите , что я перестал вас спрашивать и ищу интересующую меня информацию там, где мне её предлагают.  Не отвечайте на мои глупые и бессмысленные вопросы. Я просто хочу обратить на себя ваше внимание.  Никогда не считайте, что извиниться передо мной –ниже вашего достоинства. Ваше честное извинение и признание своих ошибок вызывает у меня по отношению к вам удивительно тёплые чувства.  Никогда не утверждайте, что вы совершенны и непогрешимы. Иначе мне придётся быть достойным слишком многого, а так не хочется утверждаться в обратном.  Не беспокойтесь о том, что мы проводим слишком мало времени вместе. Стоит побеспокоиться о том, как мы с вами его проводим.  Не забывайте, что мне нужны ваше понимание и поддержка. Я думаю, что вы и без меня это знаете.  Не применяйте силу в отношениях со мной. Иначе это научит меня думать, что сила—это всё, что имеет значение. С большей готовностью я восприму ваше руководство мной.  Не будьте непоследовательными. Это сбивает с толку и заставляет пытаться «выйти сухим из воды» во всевозможных случаях.  Не давайте пустых обещаний. Это подрывает моё доверие к вам.  Не забывайте ,ваши добрые мысли и тёплые пожелания , которые вы дарите мне щедро каждый день , если не сейчас, то через годы вернуться вам сторицей.  Помните, что у вас есть самое великое чудо на свете! Это чудо—я, Ваш ребёнок!


В раздел образования