Совершенствование навыка литературного чтения на основе краеведения
Автор: Съедина Марина Николаевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ СОШ №45 г. Белгорода Населённый пункт: Белгородская область, г. Белгород Наименование материала: статья Тема: Совершенствование навыка литературного чтения на основе краеведения Раздел: начальное образование
Подготовила: учитель начальных классов Съедина Марина
Николаевна.
Совершенствование навыка литературного чтения на
основе краеведения.
Перед современной начальной школой всегда стояли «вечные вопросы»:
как
научить
детей
читать,
писать,
считать,
как
дать
им
начальное
образование, подготовить их к жизни. Но не менее важным является развитие
личности ребенка, общей и духовной культуры. Наиболее устойчивая сторона
культуры
-
культурные
традиции,
элементы
социального
и
культурного
наследия, которые не просто передаются от поколения к поколению, но и
сохраняются в течение длительного времени, на протяжении жизни многих
поколений. Традиционными могут быть ценности, идеи, обычаи, обряды.
Современная школа должна воспитывать не только грамотных граждан, но и
духовно богатых людей, которые будут любить свою Родину, свой край, будут
стремиться преумножить и сохранить наследие своего народа.
В
настоящее
время
в
обществе
все
больше
внимания
уделяется
воспитанию у подрастающего поколения интереса к изучению краеведения,
поэтому
возникла
необходимость
использования
в
учебном
процессе
элементов
краеведения
и
создания
инновационных
модернизированных
программ. Работая по теме самообразования: «Совершенствование навыка
литературного чтения на основе краеведения», мною была создана на основе
д е й с т ву ю щ е й ,
т и п о в о й
п р о г р а м м ы
« Л и т е р ат у р н о е
ч т е н и е »
Н.Ф.Виноградовой новая экспериментальная программа.
Теперь на уроках «Литературное чтение» появилась возможность не
только формировать навык беглого выразительного чтения, развивать речь и
расширять литературный кругозор учащихся, но и познакомить младших
школьников с народными традиция ми родного края, воспитывать гордость за
свою малую Родину. На уроках ребята расширяют свои знания в области
истории,
культуры,
природы,
литературы
родного
края.
Использование
краеведческого материала помогает младшим школьникам получить более
высокого
уровня
знания,
повысить
уровень
воспитанности,
углубить
мировоззрение, обогатить читательский опыт, сформировать эстетический
вкус.
Так, изучая стихотворение Ф.Савинова «Родина» и И.Никитина «Русь»
ребята
узнают
исторические
факты
образования
Белгородской
области,
знакомятся с историей возникновения родного города. Школьники на уроке
являются не только пассивными слушателями. Они заняты практической
поисковой деятельностью. Учащиеся посещают библиотеку, обращаются за
помощью к родителям, используя их богатый жизненный опыт, пробуют сами
сочинять стихи, сказки, рассказы о своем любимом крае, рисуют свой город,
делятся с другими ребятами тем, что удалось им узнать о своей малой
Родине.
Читая
произведение
Г.Сапгира
«Рабочие
руки»
и
стихотворение
П.Воронько
«Мальчик
Помогай»
учащиеся
раскрывают
для
себя
и
краеведческую тему: «Люди, прославившие наш край». На уроке речь идет не
только об известных на Белгородчине людях, но и о близких, родственниках
наших учеников. Ребята учатся видеть и уважать труд своих родителей,
воспитывают в себе гордость за своих близких. Они понимают, что только
совместными усилиями можно добиться процветания своего края. После
урока учащиеся
приготовили стенгазету о том, каких успехов достигли в
труде их папы и мамы, дедушки и бабушки. Готовясь к уроку, школьники
поработали
с
семейными
архивами,
фотографиями,
обращались
к
периодической печати Белгорода. После урока дети решили приготовить для
своих близких концерт и порадовать их. Концерт вызвал у всех большие
положительные
эмоции.
Таким
образом,
после
такого
урока
учащиеся
получили не только новые знания, но и стали нравственно богаче.
Работая по своей экспериментальной программе, используя элементы
краеведения на уроках, я решаю одну из главных задач современной школы -
воспитание
высших
нравственных
чувств:
патриотизма,
гуманизма,
интернационализма. Я учу детей любить свою Родину, родной край, его
природу и национальные богатства. Воспитываю гордость за свой народ, его
традиции,
достижения
в
труде.
Используя
краеведение
на
уроках
и
во
внеклассных мероприятиях, воспитываю будущих граждан нашей страны,
развиваю
их
стремление
сохранить
и
преумножить
духовное
наследие
Родины.