Напоминание

Индивидуализация несовершеннолетних в процессе реабилитации через нетрадиционные способы изобразительного искусства


Автор: Аксенова Татьяна Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКУ СРЦН "Теплый дом" Беловского городского округа
Населённый пункт: город Белово, Кемеровская область, пгт Новый городок
Наименование материала: Мастер-класс
Тема: Индивидуализация несовершеннолетних в процессе реабилитации через нетрадиционные способы изобразительного искусства
Раздел: дополнительное образование





Назад





Индивидуализация несовершеннолетних в процессе реабилитации

через нетрадиционные способы изобразительного искусства

(мастер – класс для педагогов и родителей)
Подготовил воспитатель Аксенова Т.Б. Детство– яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка. Обеспечить единый процесс социализации – индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей - профессиональная задача для педагога. Реализация технологий индивидуального подхода включает: - формирование представлений о достаточно широком спектре индивидуальных о собенно стей детей: п с и хо ф и з и ол о г и ч е с к и х , психологических, педагогических; - формирование умений диагностики определённых индивидуальных различий несовершеннолетних. - развитие вариативности педагогического мышления, которое необходимо при подготовке занятия, для разработки заведомо избыточных наборов разнотипных заданий по изучаемой теме. Необходимо не только представлять себе основные характеристики детей своей группы - их способность воспринимать материал, запоминать, перерабатывать и использовать его, но и знать основные принципы изучения индивидуальных особенностей.
Индивидуализация


п р о ц е с с с о з д а н и я и о с о з н а н и я индивидом собственного опыта, в котором он проявляет себя в качестве субъекта собственной деятельности, свободно определяющего и 1
реализующего собственные цели, добровольно возлагающего на себя ответственность за результаты своей деятельности. Индивидуальный подход может быть успешно применен только с учетом возрастных закономерностей психологического развития. Другими словами, решая проблему, касающуюся обучения и развития конкретного ребенка, нужно знать о ее типичности для данного возрастного этапа.
Индивидуализация
– это развитие особенностей, выделяющих личность из окружающей ее массы, построение педагогической деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка. Моя профессиональная деятельность центрирована на ребенке, создании ему эмоционально-комфортного состояния и благоприятных условий для развития индивидуальности, позитивных личностных качеств.
Цель:
создание условий индивидуализации развития, обеспечивающих возможность социального самоопределения ребенка, самостоятельности и инициативности через совместную творческую деятельность. Для достижения профессиональной цели решаю ряд задач.
Задачи:
-индивидуализация и развитие каждого ребенка в процессе реабилитации; -формирование у ребенка ценностного отношения к окружающему миру, определяющему характер целей взаимодействия с ним, мотивов, готовности выбирать те или иные стратегии поведения; -формирование системы умений, навыков и стратегий ценностного взаимодействия с миром; -стимулирование творческого проявления себя миру и познание мира через креативные способы освоения окружающей действительности в специфических видах детской деятельности; -создать условия для развития самостоятельности в планировании и реализации своих замыслов ребенком; -своевременно выявлять, поддерживать и развивать детские способности, детские интересы; 2
-формирование и развитие качеств личности, обеспечивающих возможность социального самоопределения ребенка, само стоятельно сти и инициативности; -создать условия для развития самостоятельности в планировании, реализации замыслов.
Необходимые условия на практике для осуществления

индивидуализации:
1) обеспечение эмоционального благополучия через: непосредственное общение с каждым ребенком; уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям; 2) поддерживаю индивидуальность и инициативу детей через: создание условий для свободного выбора ребенком деятельности, участников совместной деятельности; создание условий для принятия ребенком решений, выражения своих чувств и мыслей; недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности и режимных моментах; 3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях: создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья; развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками; развитие умения детей работать в группе сверстников; 4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (зона ближайшего развития каждого ребенка), через: создание условий для овладения культурными средствами деятельности; организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, 3
физического и художественно-эстетического развития детей; поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства; оценку индивидуального развития детей; 5) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования и развития ребенка, непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность. Считаю необходимым расширять у детей необходимые знания, актуализировать их личный опыт, создавать положительный эмоциональный настрой, побуждать к целесообразной полезной занятости.
Механизмы организация индивидуализации детей:
-диагностика способностей и склонностей ребенка; -составление траектории успешности ребенка через создание ситуации выбора и ситуации успешности: • целенаправленное использование метода проб и ошибок; • расширение спектра материалов, способов деятельности; • учет принципов развития ребенка как субъекта собственной деятельности (приемы планирования); • создание педагогических условий для развития волевых качеств – стремления довести дело до конца ребенком; • определение технологии помощи и поддержки сопровождения развития ребенка;  свободная деятельность детей творческого и продуктивного характера,  совместная творческая деятельность субъектов в системе «взрослый-педагог- ребенок» и соответствующих ей подсистемах «педагог-ребенок (дети)», «педагог-ребенок-родитель», «ребенок-ребенок (дети)». Особенно благоприятные возможности для индивидуализации представляют группы, которые структурированы определенным образом. Это, прежде всего, группы, которые сформированы педагогом на основании уровня развития детей (обычно уровня знаний и/или умственных способностей). В таких случаях более сильной группе предоставляются 4
более сложные задания, а более слабой — задания полегче. Группа может быть сформирована и на основании пожеланий самих воспитанников. В таком случае совместно работают дети со сходными интересами, стилем работы и связанные дружескими отношениями. Работа в такой группе создает особо благоприятные условия для проявления личных качеств, для выполнения заданий по выбору. Наиболее широкие возможности для индивидуализации обучения представляет индивидуальная самостоятельная работа, представляющая собой такой способ работы, который проводится без непосредственного участия педагога, но под его руководством и осуществляется в индивидуальном темпе. В ходе самостоятельной работы каждый ребенок получает конкретное задание, которое предполагает выполнение определенной работы, варьируемой в зависимости от индивидуальных особенностей детей. Таким образом, индивидуализация позволяет решать общие задачи развития, воспитания и обучения посредством педагогического воздействия на каждого ребенка, исходя из знания его особенностей и условий жизни. Неотъемлемым этапом в педагогической деятельности является учет состояния здоровья ребенка, особенностей, нервной системы, его психофизиологических особенностей, темперамента и складывающегося на его основе характера; темпа и общего уровня развития ребенка; умственных способностей и особенностей эмоционально-нравственного развития; склонностей и интересов ребенка. Индивидуализация - особая форма организации педагогического процесса, обеспечивающая учет индивидуальных особенностей детей, реализацию индивидуального подхода, рассматриваемого в качестве ведущего принципа воспитания и обучения. Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. 5
Опыт работы показал, что овладение нетрадиционной техникой изображения доставляет детям любого возраста истинную радость.
Нетрадиционные

технологии

и

методы

индивидуализации

развития

детей

через

совместную

творческую

деятельность

воспитателя

(родителя) с детьми
Кляксография, тычок кистью, рисование пальчиками, ладошками, скатывание бумаги, оттиск смятой бумагой, восковые мелки + акварель, свеча + акварель, точечный рисунок, набрызг, отпечатки листьев, метод волшебного рисунка, разрисовка камешков, метод ниткографии, монотипия, рисование на мокрой бумаги, объемная аппликация, коллаж, пластилинография, рисование песком, печать по трафарету. На основе опыта совместной творческой деятельности с дошкольниками с целью индивидуализации развития детей следует отметить эффективность перечисленных выше и используемых мною технологий, и методов: дети создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для его воплощения. Каждый ребенок является непосредственным участником деятельности, в которой определяется его личная значимо сть, самостоятельность и виден результат, каждый ребенок вносит свою лепту в совместной деятельности, проектирует, социально самоопределяется, выражает индивидуальность, личные способности ребенка выделяют его из группы. Работая с ребенком, неизбежно сталкиваешься с родителями, и как показала практика, чем теснее взаимосвязь педагога и родителей, тем успешнее становится ребенок. Каждый успех ребенка в творчестве и в личностном плане доводится до сведения родителей, тем самым ребенок имеет возможность получить похвалу от родителей, что для него очень важно и что способствует «удовлетворению притязаний на признание». Я придаю большое значение общению с родителями, т.к. успех воспитания во многом зависит от единства требований, просвещения родителей в вопросах 6
воспитания ребёнка. Провожу с родителями консультации, беседы по данной теме. Положительная динамика в личностном развитии детей, бесспорно, дает основание считать использование нетрадиционных методов творчества в совместной деятельности, эффективными для индивидуализации развития дошкольников
.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:

1.
рисование трафаретами из картофеля (каждый вырезает штампик из картофеля, затем на общем ватмане группа педагогов (родителей) договариваясь выполняют общую работу).
2.
нитка (скрутить как попало, обмокнуть в краску, в лист напополам, потом дорисовать) – то что получилось, каждый участник по замыслу заканчивает до определенной готовности. После рассказывает что получилось. 7


В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники