Автор: Капранова Екатерина Анатольевна Должность: уч. начальных классов Учебное заведение: ГБОУ ООШ пос. Верхняя Подстепновка Населённый пункт: Самарская обл., Волжский р-н, п. Верхняя Подстепновка Наименование материала: конспект Тема: Дорога к старцу в Вавилов Дол Раздел: начальное образование
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской
области средняя общеобразовательная школа
пос. Черновский муниципального район Волжский Самарской области
VII ОТКРЫТАЯ ШКОЛЬНАЯ
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
Направление : «Гуманитарное»
Секция «История и краеведение»
Тема: «Дорога к старцу в Вавилов Дол».
Автор: Капранова Полина Алексеевна
учащаяся 5 класса
ГБОУ ООШ пос. Верхняя Подстепновка
м.р. Волжский Самарской области
Научный руководитель: Капранова Екатерина Анатольевна
учитель начальных классов 1 категории
Пос. Черновский м.р. Волжский, 2016
Содержание
I.
Введение. 3 с.
II. Глава первая.
1.
Источники об истории возникновения Вавилова Дола. 5-7 с.
III.Глава вторая. Основная часть.
1. Век двадцатый. 8 с.
2. Репрессии. 9 с.
3. Святой источник. 9-10 с.
4. Зов Вавилова Дола. 10 с.
IV. Заключение. 11 с.
V.Используемая литература. 12 с.
VI.Приложение.
Введение
2
Тема : «Дорога к старцу в Вавилов Дол».
Проблема: недостаток знаний о почитаемых святынях родного края.
Объект исследования: значимость святого источника.
Предмет исследования: источник «Вавилов Дол» на границе Самарской и
Саратовской областей.
Гипотеза исследования: если мы узнаем историю святого источника, то
приобщимся к духовным истокам родного края.
Цель: способствовать закреплению интереса к истории святых мест нашей
малой родины.
Для
достижения
поставленной
цели
и
проверки
выдвинутой
гипотезы
исследования были определены задачи.
Задачи:
Проанализировать научно-популярную литературу по изучаемой теме.
Определить
понятия:
что
значит
святой
источник,
почему
Вавилов
источник
называется
святым
и
исцеляющим,
почему
источник на
границе Самарской и Саратовской областей, между Большим и Малым
Иргизом называется Вавилов Дол.
Посетить родник в Вавиловом Долу.
Выпустить буклет- путеводитель по Вавилову Долу.
Методы исследования: поисковый, аналитический, беседа, наблюдение.
Практическая
значимость: можно
использовать
продукт
проектно-
исследовательской
работы
во
внеурочной
деятельности,
чтобы
пробудить
интерес учащихся к святым источникам родного края.
Научная
новизна
исследования
состоит
в
том,
что
мною
впервые
использован практико-ориентированный подход в научно-исследовательской
работе.
Актуальность. Россиян не может не волновать и не тревожить прошлая,
настоящая и будущая судьба России, судьба родного уголка. В прошлом мы
3
мучительно ищем ответы на вопросы: почему такое настоящее и что нас ждёт
в будущем?
Особенно интересно узнавать из первоисточников об истории заселения
нашего
края,
о
культуре
и
быте
нашего
народа,
о
чём
думали,
к
чему
стремились
земляки.
Накопленные
знания,
достижения
культуры,
религиозные верования переходили от поколения к поколению. По крупицам
собирали
материал,
иногда
противоречивый,
но
имеющий
право
на
существование.
Наши предки верующие, да и неверующие, знали многие святые места на
Руси.
Это
Киево-
Печёрская
и
Троице
–
Сергиевская
лавры,
Псково
–
Печёрский монастырь, место нахождения мощей Преподобного Серафима
Саровского.
Эпоха
воинствующего
атеизма
стёрла
память
о
множестве
других
святых
мест,
прославленных
многими
чудотворениями
в
местах
совсем
от
нас
близких.
Одним
из
таких
мест
является
Вавилов
Дол,
находящийся в Ивантеевском районе Саратовской области.
Глава 1. История возникновения Вавилова Дола
4
22 мая 1998 года – день начала возрождения Вавилова Дола.
Иерей Александр Савчук, первый настоятель Свято – Троицкого храма в с.
Ивантеевка отслужил молебен на святой земле. Торжественное открытие
Вавилова Дола в 2004 г. войдет в историю.
30 августа состоялось открытие обновленного святого источника.
Жители Саратовской, Самарской области и многих других регионов стали
свидетелями восторжествовавшей справедливости. Чудотворный источник в
Вавиловом Доле – живописный и немного таинственный уголок ожил заново.
Он имеет свою историю, которую мы решили исследовать.
В нескольких километрах от небольшого села Чернава Ивантеевского
района находится знаменитый по всей России источник с необыкновенной
водой.
Исследуя историю Дола, мы столкнулись с несколькими версиями его
возникновения.
Первая, самая распространенная среди населения и изложенная в книге
Е. Фатьяновой и А. Казамановой «Тайна Вавилова Дола», гласит следующее:
в далекие петровские времена нынешние заволжские степи были густыми,
непроходимыми
лесами,
в
чаще
которых
скрывались
разбойники.
Предводителем шайки был бесстрашный Вавила. Разбойники были дерзки и
неуловимы, потому властям пришлось направить в эти края войска, и лишь с
их помощью удалось разгромить разбойничье логово. Лихой атаман был
схвачен, а затем ослеплен и выпущен на волю.
Жил в байрачном лесу около Чернавы, где через покаяние за свои тяжкие
грехи пришел к вере. Со временем стали приходить в это место странники.
Вместе они построили пещерный монастырь и церковь, где существовали
подземные ходы.
В
документах
староверческих
скитов
Прииргизья
говорится
об
отдельных монахах – отшельниках, занимающихся «бартеньем» (уединенным
служением
Богу)
в
тихих,
укромных
местах
в
междуречье
Большого
и
Малого
Иргизов.
Летописец
Спасо-Преображенского
монастыря,
что
на
5
Большом Иргизе в 1764 году упоминает о молодом, но уже благочестивом
монахе, который «… исправно денно и нощно…отмаливает грехи покаянные
уединенно в степном лесу за отцом Иргизом…»
Староверы Прииргизья поддержали восстание, во главе которого стоял
Емельян Пугачев. За это они подверглись гонениям и преследованиям. В 1775
году во время его этапирования в Москву у села Мосты (ныне Пестравского
района Самарской области) некие разбойники пытались его освободить, но
попытка
эта
не
удалась.
Основная
масса
нападавших
была
казнена,
а
предводителя непослушных по кличке «Черная борода» подвергли страшным
пыткам, за которыми последовала показательная казнь через повешение. По
непонятным
причинам
веревка
порвалась
и
бездыханное
тело
«Черной
бороды» было брошено в Иргиз.
Из
этого
же
документа
следует,
что
разбойник
чудом
выжил,
его
подобрали и отвезли под покровом ночи в уединенную степную пустынь к
монаху – отшельнику Авиле. Молитвами, врачеванием, целебной родниковой
водой он сумел вылечить раненого. Глубокая святость этого монаха, его
преданность
служению
богу
вызывали
уважение
и
почитание
среди
единоверцев. Люди верили в святость его проповедей и поэтому совершали
паломничество со всех близ лежащих монастырей и скитов. Они омывали
написанные
иконы
«святой
водой»
из
степного
Иргизия.
«Вода
та
благодатная исцеляет, благочестит, лики святых озаряет живым светом…», -
так писали художники – иконописцы.
Авил исцелил «Черную бороду» в знак благодарности за то, что он хотел
совершить
богоугодное
дело
–
освободить
Пугачева,
приверженца
староверческой веры, борца за нее, святой проповедник «помазал» (назвал)
его своим братом по служению богу и дал ему монашеское имя Ефимий.
После смерти Святого Авилы у его могилы совершались молитвенные
службы,
а
байрачный
лес
с
подземными
родниками
стали
называть
Авиловым святым местом.
6
В 1906 – 1908 годах у могилы Авилы была поставлена деревянная
часовня.
Таким образом, правильно называть место святого источника «Авиловым
Долом».
Вавиловым
он
стал
называться
последнее
десятилетия.
По
–
видимому,
предлог
«в»
перекочевал
в
приставку
по
аналогии:
пойдем
в
Авилов Дол; я был в Вавиловом Доле.
До 1870 г. Авилов Дол являлся одним из староверческих центров
Заволжья.
Позднее
был
освящен
в
православное
христианское
культовое
место поклонения.
В конце 19, начале 20 веков появились в святом месте поселения
монахов, обитавших в земляных кельях, вырытых по склонам оврага.
Разъяснение по поводу того, как же правильно называть это место,
священник Свято – Троицкой церкви с. Ивантеевки О. Владимир пояснил, что
в православных святцах существует лишь имя Вавила. Поэтому, Вавилов Дол
– это правильное название.
Мне понравилась версия о монахе Авиле, Пугачеве, «Черной Бороде» и
Авиловом Доле. Она более доказательна и исторически обоснована.
7
Глава 2.
1.Век двадцатый
Известность к Вавилову Долу пришла не сразу. В течение долгого
времени монахи-затворники в тайне, сокрытые от людских глаз, несли свой
невидимый миру подвиг. И лишь в начале двадцатого века Богу было угодно
открыть
это
место
людям
и
призвать
сюда
множество
богомольцев.
А началось все с того, что в 1905 году сюда пришел с монахами игумен
Анфим и основал в Долу скит. Монахи построили часовню и стали по
окрестным селам проповедовать “об особой святости и благодати” Вавилова
Дола
и
о
чудесах
его.
Сюда
начали
приходить
богомольцы,
и
многие
действительно становились свидетелями благодатных явлений.
Когда слава Вавилова Дола стала достаточно велика, на собранные всем
миром средства построили в Долу церковь в честь Святителя Николая (1914
год). Был здесь также родник и святой колодец Николая Чудотворца, водой
которого
очень
многие
исцелялись,
отстроена
колокольня
и
сторожка,
общежитие для странников.
Бывшие в Вавиловском скиту прозорливые старцы и старицы тоже
исцеляли
от
различных
болезней
(большей
частью
–
бесноватых).
Происходили исцеления и в церкви на особых молебнах. Людской поток
усилился: кто шёл к старцам за духовным советом, больные – в надежде на
исцеление.
С 1917 г. насельники Вавилова Дола в послереволюционные годы все
свои
силы
отдавали
на
проповедь
покаяния,
так
как
ужасы,
творимые
пришедшими к власти силами, позволяли думать о пришествии антихриста.
И проповеди эти были воистину действенными, так как в округе срывались
все мероприятия советской власти, не принятые сельским населением.
8
2. Репрессии
Советская власть была серьезно обеспокоена столь сильным влиянием
насельников монастыря на население окрестных деревень. Было принято
решение об уничтожении как самого монастыря, так и всех его обитателей.
В
1929
году
почти
все
вавиловцы
были
арестованы.
В
городе
Самаре
проходил показательный суд с освещением в печати. В одной из статей
говорилось: “Нам важно, чтобы их не зачислили в мученики за веру”. И
поэтому много грязной клеветы было выплеснуто на вавиловцев, чтобы их,
имевших столь высокий авторитет среди населения, основательно опорочить
в глазах простой бедноты.
Суд постановил: святых людей приговорить к высшей мере “социальной
защиты”
–
расстрелу
или
осуждены
на
долгие
тюремные
сроки.
Церковь, часовня и все постройки Вавилова Дола были полностью
разрушены.
Загрязнены
и
засыпаны
два
святых
колодца
с
чудотворной
исцеляющей водой. Весь район Вавилова Дола периодически прочесывался,
и всякому обнаруженному там грозило тюремное заключение сроком на 10
лет.
Атеистическая агитация, гонение на верующих дали свои отрицательные
результаты: посещение Вавилова Дола людьми резко сократилось.
3. Святой источник
Но люди продолжали идти в Вавилов Дол на поклонение. Приходили по
ночам, скрываясь, всю ночь молились на месте разрушенной церкви. Вновь
появился и колодец, тайно срубленный крестьянами близлежащих сел. По
преданию, на месте нынешнего Свято-Никольского колодца было явление
иконы святителя Николая Чудотворца. Из устного рассказа Нелиной Е. И.
(1921 – 2001г.р.) слышали о таком народном поверье: на дне колодца стоит
серебряная
решетка,
через
которую
и
просачивается
вода.
Она
могла
храниться по нескольку месяцев и не портилась. Горьковатая, с характерным
9
привкусом, помогала при различных недугах. Проводили исследование воды
из этого источника в 2004 году.
В составе воды действительно найдено
небольшое количество ионов серебра. Силами жителей окрестных сел родник
регулярно
чистили,
приводили
в
порядок.
В
1998
году
житель
села
Ивантеевка, Нелин В. К. с сыном провели реставрацию существовавшего
колодца и соорудили деревянный сруб. Через дно овражка построили мосток
из дубовых бревен.
Многие, побывавшие в Вавиловом Долу, говорили о том, что
почувствовали
его
особую
благодать.
И
многие
получали
исцеление,
облившись водичкой из святого колодца. Я тоже захотела поехать в это
благодатное место.
4. Зов Вавилова Дола
В 1903 году в «Петербургских вестях» было напечатано короткое
сообщение о первом крестном ходе православных христиан Поволжья к
святому
источнику,
Вавилов
Дол.
Так
множилась
слава
святости
этой
природной достопримечательности. В крестном ходе сегодня идут студенты,
школьники, преподаватели, пенсионеры. Некоторые преодолевают трудности
крестного хода целыми семьями.
10
Заключение
Выводы. В
ходе
своей
исследовательской
работы
я
изучила
историю
возникновения
Вавилова
Дола.
Для
этого
использовала
все
доступные
печатные
и
электронные
источники.
Я
благодарна
моим
родителям
и
бабушке,
которые
свозили
меня
на
эти
святые
места,
чтобы
лично
почувствовать
божью
благодать
святого
источника.
Итогом
работы
стал
созданный информационный буклет - путеводитель по Вавилову Долу. Кроме
того, меня интересовал вопрос влияния Вавилова Дола на духовную жизнь
людей. Побывав в святом месте, я увидела своими глазами, как люди разного
возраста идут к источнику. На вопрос: «Почему вы пришли в Вавилов Дол?»
Одна
женщина
ответила:
«В
Вавилов
Дол
иду
третий
раз
подряд.
Кто
однажды ходил к источнику, идет опять – «душа просится в путь». Вот и я
мечтаю
о
новых
путешествиях
по
святым
местам,
которыми
богата
Самарская земля.
В ходе исследования я
нашла неоспоримые доказательства, что
духовность нашего народа не утрачена. Особенно радует тот факт, что мои
одноклассники проявили
неподдельный интерес к моей работе, к теме
возрождения
духовно-нравственных
ценностей,
а
значит,
возрождению
и
процветанию Родины.
Итак, гипотеза подтверждена, задачи выполнены,
цель исследования достигнута – возрос мой интерес к истории святых
мест нашей малой родины.
Закончить свою работу хочу высказыванием священника Михаила
Воробьева
(«Православная
вера»
№
14,
2005
год):
«Вавилов
дол
как
действительная, а не мнимая святыня, притягивает к себе каждого духовно
чуткого человека, который хотя бы однажды побывал там. И стремимся мы
туда
не
за
здоровьем,
не
за
решением
семейных
проблем
или
других
жизненных трудностей. Нам хочется молиться там, где молились мученики и
исповедники ушедшего столетия. Нам хочется дышать тем же воздухом,
которым дышали они, видеть то же небо, тот же сохраняемый от осквернения
их подвижнической молитвой Божий мир»
11
Используемая литература:
1.
Воробьева Ю. Зов Вавилова дола. // Ивантеевский вестник.- 28.08.2007.
2.
Воробьев М. Луна и крест // Православная вера.- 2005.- №14.
3.
Лисицин А.М. Край трех Иргизов.2009.
4.
Музафарова
Н.
И
небо
услышит
нас.
//
Ивантеевский
вестник.-
27.08.2005.
5.
Паньшина
С.
Почему
мы
пришли
в
Вавилов
дол?//
Ивантеевский
вестник.- 29.08.2008.
6.
Смородина Н. Мы в Вавилов Дол пришли другими.// Сельская ярмарка.-
20.08.2006.
7.
Фатьянова Е., Казаманова А. Тайна Вавилова Дола. 2013.
8.
Широков В. Зов Вавилова Дола.// Православная вера.- 2005.-№15.
12