Напоминание

К вопросу о повышении уровня мотивации к обучению учащихся в ДШИ (из опыта работы преподавателя)


Автор: Ковалева Елена Владимировна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: НР МБУ ДО "Детская школа искусств" с.п. Салым
Населённый пункт: с.п. Салым, Нефтеюганский район, ХМАО
Наименование материала: Статья
Тема: К вопросу о повышении уровня мотивации к обучению учащихся в ДШИ (из опыта работы преподавателя)
Раздел: дополнительное образование





Назад





Ковалева Е.В.,

преподаватель высшей

квалификационной категории

МБУ ДО «ДШИ» с.п. Салым

К вопросу о повышении уровня мотивации к обучению

учащихся в ДШИ (из опыта работы преподавателя)
На мой взгляд, для обеспечения мотивации к обучению учащихся в учреждениях дополнительного образования необходимы следующие условия: 1. Наличие должного результата деятельности обучаемого. 2. Максимальная включенность учащегося в учебный процесс. 3. Ощущение ребенком значимости своих результатов учебной деятельности. Обеспечить такие условия может только творческий преподаватель, непрерывно повышающий уровень своей квалификации и заботящийся о том, чтобы учебный процесс приносил детям как можно больше радости. В современном мире существует огромное количество методик и учебных пособий по воспитанию подрастающего поколения, и современный преподаватель широко их использует во всех видах педагогической деятельности (урочной и внеурочной). Как преподаватель по классу фортепиано, стараюсь максимально включать всех своих воспитанников в концертную и внеклассную деятельность школы. Наряду с известными методиками А. Артоболевской и Баренбойма, в воспитании начинающих пианистов мне помогает методика Наоюки и Рут Танеда (их Школа игры на фортепиано, направленная на воспитание абсолютного слуха, об использовании которой мной написана и опубликована статья). В Дши Салым работаю 3 года. Из них: 1,5 года – с.п. Салым и 1,5 года –во вновь открытых классах с.п. Куть-Ях. Особенностью контингента учащихся, обучающихся а классе фортепиано в Куть-Яхе является е го разновозрастность (от восьми до одиннадцати лет – учащиеся второго класса, и одна ученица четырнадцати лет – пятый класс). Это дети, обнаружившие самые обычные природные музыкальные возможности. Результаты моей работы за это время: 1. Отсутствие отсева без уважительных причин. 2. Наличие Лауреатов и Дипломантов конкурсов различных уровней (районного, регионального, всероссийского, международного). 3. Поступление учащейся в ЦИОДОС г. Ханты-Мансийска (пос. Салым) (Вся информация о моей педагогической деятельности находится на сайте ДШИ с.п. Салым) В педагогическом процессе огромное значение имеют как урочная, так и внеурочная деятельность. Как известно, есть педагогические задачи, которые невозможно решить только лишь за счет учебных занятий. В рамках одной статьи широко осветить все стороны педагогического процесса невозможно, поэтому в данной работе немного остановлюсь на одном аспекте внеурочной
деятельности - на примере участия детей в конкурсе «На лучшее сочинение рассказа с употреблением музыкальной терминологии». Этот конкурс я организовала в музыкальных классах с.п. Куть-Ях с целью повышения уровня мотивации учащихся к музыкальным занятиям. Он помог в решении таких задач, как: закрепление полученных на уроках знаний музыкальной терминологии, развитие мышления, воображения учащихся, закрепление положительного эмоционального и творческого отношения к музыке и музыкальным занятиям в ДШИ. Вдохновенный процесс создания рассказов оказал терапевтическое воздействие на детей (особенно гиперактивных), так как он сопровождался их позитивным приподнятым настроением. В работе над сочинениями выявилось, что для большинства детей является очень большой трудностью четко изложить свои мысли, и поэтому каждый из этих рассказов – это результат совместных усилий ребенка и преподавателя. Кроме всего, как оказалось, некоторые наши восьмилетние и девятилетние дети обладают очень низкой техникой чтения, и им пришлось приложить определенные усилия для подготовки к прочтению своих сочинений на классном празднике (сочинения победителей школьного конкурса зачитывались на классном концерте «Весенний букет»). Надо сказать, что ученики с интересом слушали друг друга, не говоря уже об их родителях, которые с обожанием смотрели на своих детей. Предлагаю Вашему вниманию несколько рассказов победителей конкурса.
БАБУШКИН РАССКАЗ (автор Лунева Елена.)
Как-то раз я попросила свою бабушку рассказать мне о том, как она училась в музыкальной школе. И вот, что она мне поведала: - Я всегда училась с удовольствием, и на любимом фортепиано играла каждый день. А когда есть система в занятиях, то все получается без особых трудностей. Но было время, когда я ленилась выполнять домашние задания. А учитель у меня был строгий, приехавший из Германии. Звали его Карл Иванович. И когда я была не готова к уроку, то идти к Карлу Ивановичу было стыдно. До сих пор помню, как он меня ругал: «Ну, Наумова, опять не учили трезвучия и их обращения! Мне надоело каждый урок объяснять, что трезвучием называется аккорд, состоящий из трех звуков, расположенных по терциям, а обращение трезвучия – это есть перенесение нижнего звука на октаву вверх, или нижнего – на октаву вниз! Когда Вы запомните, что первое обращение трезвучия называется секстаккорд, а второе – квартсекстаккорд!» «Карл Иванович, - пыталась я оправдаться, - у меня не было времени…» «Ах, не было времени? – гневался мой строгий учитель – А погулять на улице Вы время находите, а для выполнения домашнего задания так не находите?? Стыдно в Вашем возрасте не знать, что главные трезвучия – это
Тоника, Субдоминанта и Доминанта! Это же так просто: они называются главными потому, что подчеркивают лад – в мажоре эти трезвучия мажорные, а в миноре – минорные! Все, это мое последнее Вам предупреждение. Если Вы и дальше будете лениться и не приготовитесь к уроку, то я буду вынужден серьезно побеседовать с Вашими родителями!» Ах, как же мне не хотелось, чтобы моих родителей вызывали в музыкальную школу для неприятного разговора! Ведь они у меня были очень строгие – совсем как Карл Иванович. На следующий день сразу после уроков я принялась за работу. Только открыла учебник по элементарной теории музыки, как раздался стук в двери: пришли подружки и позвали меня гулять на улицу. Как ни велик был соблазн, но я собрала всю свою силу воли и осталась дома заниматься. До глубокой ночи мне пришлось учить разные правила (и про интервалы, и про лады, и про знаки альтерации, и про параллельные и одноименные тональности). Все оказалось не так уж трудно. Одноименные тональности, это тональности с одинаковым именем (например:
до
мажор и
до
минор,
ля
мажор и
ля
минор). Параллельные тональности – это самые близкие «кровные» родственники. У них одинаковые ключевые знаки, а значит, и звуки все одинаковые! Ну просто совсем одинаковый «состав крови»! Только вот настроение у них разное: у одной лад мажорный, а у другой – минорный. Например: До мажор и ля минор; соль мажор и ми минор. Через три дня, когда я зашла в кабинет к учителю, тот отчитывал нерадивую ученицу за пропуски уроков. Я тихо присела на стул и с нетерпением стала дожидаться начала своего занятия. Наконец настал этот момент. Я рассказала все правила, выполнила все задания. Карл Иванович был очень удивлен: он не ожидал, что я в такой короткий срок справлюсь с большой работой! «Ну молодец, Наумова, - выучили все, и разобрались во всех заданиях!» – похвалил меня учитель. Очень приятно было осознавать себя умным и знающим человеком. С тех пор задания по всем предметам я выполняла вовремя. И что удивительно: у меня стало хватать времени и на занятия, и на прогулки! На этом моя любимая бабуля закончила свой рассказ. Мне очень понравилась эта история, и я решила, что тоже последую её примеру и буду все задания выполнять каждый день. Тогда я тоже смогу достигнуть великолепных результатов в овладении музыкальным искусством.
ВОЛШЕБНАЯ КНИГА (авторы: Мельникова Елизавета, Никонова

Елена, Ковалева Елена Владимировна)

Катя очень любила читать фантастику, приключения и научно-популярную литературу. Особенно ей нравились романы о параллельных мирах. Конечно, в существование этих миров девочка не верила – ведь она была достаточно взрослой, чтобы верить в какие-то сказки. Но вот однажды, когда Катерина читала роман Евгения Гаглоева «Зеркалия», с ней начали происходить необыкновенные вещи. Она открыла второй том романа на 222 странице, но вместо текста увидела зеркальную поверхность, которая
adagio
двигалась. На этой поверхности
andante
появилась фигура необыкновенной красоты женщины, которая
allegro
схватила девочку за руку и
vivo
затянула внутрь книги. Все произошло так
allegro
, что Катя не успела испугаться. «Моя дорогая девочка, - заговорила необыкновенной красоты женщина – пожалуйста, ничего не бойся – я добрая фея и мне нужна твоя помощь…» Ничего договорить фея не успела: откуда-то издалека послышался красивый хрустальный звук. Сначала он был еле слышным – его громкость была
Piano-

pianissimo
(
PPP
), затем он
vivo
дошел до
mF
, потом еще стал усиливаться на
crescendo
, и наконец превратился в страшный визжащий на
Forte
-
fortissimo
рев. Прекрасная фея исчезла. А на её месте оказалась огромная страшная собака со стеклянными глазами и зеркальными зубами… Девочка сильно испугалась и побежала быстрее ветра
– presto-prestissimo
. Вскоре она оказалась в совершенно незнакомой местности. Бедная Катя не понимала, куда попала. Не переставая бежать, она
poco a poco
стала останавливаться.
Subito
перед ней возник большой старинный замок. Осторожно войдя в него, Катерина увидела вокруг себя множество дверей. Повсюду
allegretto
летали какие-то мерцающие существа. Эти незнакомцы очень дружелюбно встретили милую девочку, и даже выделили ей комнату, в которой она могла спокойно отдохнуть. Необычные хозяева замка были очень благодарны Катерине – они сказали, что благодаря её появлению, в их стране должна открыться новая дорога между МИРАМИ. Волшебные существа накормили гостью разными вкусностями и оставили её одну в комнате. Переполненная сильными впечатлениями, Катерина совсем не хотела спать. Она стала
andante
и внимательно осматривать комнату. Здесь было все самое необходимое для отдыха: мягкий диван, кресло перед телевизором, полка с книгами. Подойдя к полке, Катя притронулась к одной из книг в золотом переплете, и тут
piano
раздался нежный хрустальный звук. Книжная полка
adagio
повернулась… и девочка увидела за ней потайную дверь. Сердце Катерины от волнения
presto
забилось, она
piano
взялась за ручку этой двери, и, открыв её, оказалась у себя дома!
…Тут Катя почувствовала, что лежит в своей мягкой и теплой постели. Глаза её открылись, и девочка окончательно проснулась.
ЖИВОЙ ВЕРТОЛЕТИК (автор Вагин Иван)
Один мальчик сделал вертолетик из дерева. Он получился как настоящий и очень красивый. Вертолетик летал
P
и очень
VIVO
. Гудеть он не умел. И
crescendo
с
diminuendo
он тоже делать не умел. Вскоре мальчик сконструировал еще один летательный аппарат. Он получился более усовершенствованным: умел не только тихо летать, но, когда надо, мог гудеть и менять звук от
PPP
до
fff
на
crescendo
и
diminuendo.
Но, как ни странно, эта летающая машинка понравилась мальчику меньше предыдущей, и пришлось ей не летать, а стоять на полочке просто для красоты. Как-то раз, когда мальчик пришел из школы, он услышал гул. Когда он заглянул в комнату, то увидел необыкновенное явление: вертолетик
andante
летал по комнате! И летал один, без пилота! Немного полетав, он сделал мягкую посадку на руку мальчику. Приглядевшись, школьник увидел в кабине пилота за штурвалом гномика. Потом,
P
улыбнувшись мальчику, гномик исчез… Конкурс такого рода был первым в моей педагогической практике. Он помог увидеть новые для меня качества личности учащихся: их положительные и отрицательные стороны, что дало мне возможность более качественно спланировать дальнейший образовательно-воспитательный процесс. Таким образом, мы лишний раз убеждаемся в том, что формы и методы, помогающие учащимся увлечься занятиями в ДШИ, могут быть самыми разнообразными. Чем выше и изобретательнее педагогическое творчество учителя, чем комфортнее чувствуют себя дети в образовательном учреждении, тем выше у них становится уровень мотивации к обучению.


В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники