Автор: Агеева Людмила Евгеньевна Должность: преподаватель фортепиано Учебное заведение: МЭЛ имени Шнитке Населённый пункт: Энгельс, Саратовской области Наименование материала: Методическая разработка Тема: О важных моментах исполнительского мастерства Раздел: дополнительное образование
Успешное решение проблем интерпретации в значительной мере зависит от
способности
исполнителей
проникнуть
в
стилевую
специфику
произведений
композитора,
являющую
собой
наиболее
концентрированное
выражение
его
художественной
индивидуальности.
Специфика
эта
–
понятие
широкое.
Оно
охватывает всю сферу музыкальных представлений композитора и их преломления
в его творческой деятельности.
С целью создания более отчётливого представления о стилевых изменениях в
музыке и о возникавших в связи с этим задачах её исполнения выделены в качестве
стержневых
линий
анализов
две
сферы
образов
–
различного
рода движений ,
имеющих место в окружающем нас мире, и пространства , в которое они вписаны.
Трактовка
этих
образных
с фер
рассмат ривает ся
в
и с т о р и ч е с ко й
последовательности
на
примерах
интерпретации
сочинений
композиторов
различной стилевой ориентации.
Много сложных задач выдвигалось перед исполнителями музыки начала века,
открывавшей новые звуковые миры, за которыми возникало новое восприятие и
отражение жизни. Необычно была воплощена реальная действительность в пьесах
Дебюсси.
По
мере
того
как
наиболее
чуткие
их
интерпретаторы
постепенно
рассеивали
пелену
загадочности,
скрывающую
от
многих
слушателей
художественные
сокровища «Эстампов» ,
«Образов»
, Прелюдий
и
других
сочинений
французского
мастера,
всё
более
очевидным
становилось
его
замечательное искусство поэтического видения – слышания природы. Подобно
тому как на полотнах художников – импрессионистов, в музыкальных пейзажах
Дебюсси
природа
впервые
предстала
такой
живой,
насыщенной
воздухом,
непрерывно
изменяющейся
по
своим
краскам
в
зависимости
от
характера
освещения.
Смелый шаг по пути завоевания новых образов пространства делает А.Н.
Скрябин. Особый интерес вызывают прорывы творческой мысли композитора в
сферу, ещё почти незатронутую до него в музыкальной литературе, - образов
космоса. Повышенное и постепенно растущее к ним внимание автора «Прометея»
было связано с его философскими увлечениями и замыслом создания вселенской
Мистерии.
Традиция интерпретации произведений Скрябина развивалась в искусстве К.
Игумнова, А. Гольденвейзера, С. Фейнберга, Г. Нейгауза, В. Буюкли, Е. Бекман –
Щербины и других пианистов. Особенно значительная роль в её обогащении и
пропаганде
наследия
композитора
принадлежит
Владимиру
Софроницкому.
На
протяжении
своей
сорокалетней
артистической
деятельности
он
несчётное
количество
раз
играл
скрябинские
сочинения
и
завоевал
признание
как
крупнейший их интерпретатор.
Большой интерес в плане рассматриваемой проблематики вызывает
творчество представителей новых стилевых направлений, выдвинувшихся перед
первой мировой войной, - Б. Бартока и С. Пркофьева. Во многих их сочинениях
возникают образы могучих сил, вторгающихся в жизнь и стремящихся утвердить в
ней своё господство. Образы эти выступают в разном жанровом преломлении – в
виде токкат, их гибридов с пьесами типа perpetuum mobile, маршей, характерных
шествий,танцев. Токкатность, нередко в сочетании с элементами других жанров,
всё чаще начинает использоваться и в качестве частей или разделов произведений
крупной формы – концертов, сонат.
Одним из важнейших направлений в фортепианной литературе XX века стало
творчество Прокофьева. Некоторыми своими чертами оно сходно с музыкой
Бартока – мощным динамизмом, ярко выраженным ритмическим началом,
глубинными связями с фольклором. Но за этим сходством обнаруживаются и
весьма существенные различия. Динамизм Прокофьева совсем иного рода. Ему не
свойственна бартоковская импульсивность. В его проявлениях ощущаешь
внутреннее самообладание сильной, уверенной в себе и в своих художественных
устремлениях творческой личности. Этим определяются и особенности
прокофьевского ритма – действенного, разнохарактерного, но всегда тяготеющего к
устойчивости, утверждению регулярного начала.
Параллельно с творчеством Бартока и Прокофьева развивалось искусство,
резко
ему
контрастное,
-
композиторов
нововенской
школы.
Их
фортепианное
наследие хотя относительно и невелико в количественном отношении, заслуживает
внимания,так как в нём есть произведения новаторские, вызвавшие интерес у
ценителей современной музыки.
Среди пианистов. Обращавшихся к творчеству нововенцев, можно назвать
немало
известных
артистов.
Пальму
первенства
следует
отдать
Глену
Гульду,
непревзойдённому интерпретатору фортепианных сочинений этих композиторов. С
юных лет он полюбил их музыку, глубоко сроднился с нею.
В исследовательской, лекционно – просветительской и педагогической работе
широко
практикуется
сравнение
интерпретаций
одного
и
того
же
сочинения
разными исполнителями. Для таких сопоставлений нередко выбирают трактовки,
заметно отличающиеся друг от друга, что помогает яснее распознать особенности
каждой
из
них.
Всё
же
отчётливого
представления
о
сущности
сравниваемых
интерпретаций, а главное, о решении в них ключевой проблемы– творческого
подхода
исполнителя
к
истолкованию
музыки
композитора- эти
сравнения
обычно не дают. Важно проанализировать ряд наиболее значительных трактовок в
исторической перспективе и выявить происходящие в них изменения. Только
тогда
становятся
различными
контуры
реального
развития
традиций
интерпретации и роль в нём тех или иных исполнителей. Лишь на основе такого
анализа
можно
сделать
убедительно
аргументированные
выводы
о
характере
обновления традиций каждым отдельным исполнителем, а в случаях наиболее
творческого их переосмысления- о проявленном им новаторстве.
Изучая
музыкально-исполнительское
искусство,
сталкиваешься
с
целостностями
самого
различного
рода.
Некоторые
из
них
можно
было
бы
выстроить в виде трактовок интерпретаторами в исторической последовательности:
-музыкально-выразительных средств (мелодики, ритма и т.д.);
-музыкальных образов;
-жанров музыкальных произведений;
-творчества отдельных композиторов;
-творчества композиторов отдельных национальных школ и в контексте развития
мирового искусства;
Существуют и другие целостности, такие как:
-творческая личность интерпретатора;
-музыкально-исполнительские школы;
-жанры музыкального исполнительства (искусство дирижёров, пианистов и др.) и
их группы, рассматриваемые в рамках отдельной национальной школы и всей
мировой культуры.
Использованная литература:
А. Алексеев. «Творчество музыканта-исполнителя».
Фейнберг. « Исполнитель и произведение».
Изд. « Советская музыка», 1960 г.
«Вопросы музыкально-исполнительского искусства».
Изд. «Музыка», 1969 г.