Напоминание

О важных моментах исполнительского мастерства


Автор: Агеева Людмила Евгеньевна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МЭЛ имени Шнитке
Населённый пункт: Энгельс, Саратовской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: О важных моментах исполнительского мастерства
Раздел: дополнительное образование





Назад




Успешное решение проблем интерпретации в значительной мере зависит от способности исполнителей проникнуть в стилевую специфику произведений композитора, являющую собой наиболее концентрированное выражение его художественной индивидуальности. Специфика эта – понятие широкое. Оно охватывает всю сферу музыкальных представлений композитора и их преломления в его творческой деятельности. С целью создания более отчётливого представления о стилевых изменениях в музыке и о возникавших в связи с этим задачах её исполнения выделены в качестве стержневых линий анализов две сферы образов – различного рода
движений
, имеющих место в окружающем нас мире, и
пространства
, в которое они вписаны. Трактовка этих образных с фер рассмат ривает ся в и с т о р и ч е с ко й последовательности на примерах интерпретации сочинений композиторов различной стилевой ориентации. Много сложных задач выдвигалось перед исполнителями музыки начала века, открывавшей новые звуковые миры, за которыми возникало новое восприятие и отражение жизни. Необычно была воплощена реальная действительность в пьесах Дебюсси. По мере того как наиболее чуткие их интерпретаторы постепенно рассеивали пелену загадочности, скрывающую от многих слушателей художественные сокровища «Эстампов» , «Образов» , Прелюдий и других сочинений французского мастера, всё более очевидным становилось его замечательное искусство поэтического видения – слышания природы. Подобно тому как на полотнах художников – импрессионистов, в музыкальных пейзажах Дебюсси природа впервые предстала такой живой, насыщенной воздухом, непрерывно изменяющейся по своим краскам в зависимости от характера освещения. Смелый шаг по пути завоевания новых образов пространства делает А.Н. Скрябин. Особый интерес вызывают прорывы творческой мысли композитора в сферу, ещё почти незатронутую до него в музыкальной литературе, - образов космоса. Повышенное и постепенно растущее к ним внимание автора «Прометея» было связано с его философскими увлечениями и замыслом создания вселенской Мистерии. Традиция интерпретации произведений Скрябина развивалась в искусстве К. Игумнова, А. Гольденвейзера, С. Фейнберга, Г. Нейгауза, В. Буюкли, Е. Бекман – Щербины и других пианистов. Особенно значительная роль в её обогащении и пропаганде наследия композитора принадлежит Владимиру Софроницкому. На протяжении своей сорокалетней артистической деятельности он несчётное количество раз играл скрябинские сочинения и завоевал признание как крупнейший их интерпретатор. Большой интерес в плане рассматриваемой проблематики вызывает творчество представителей новых стилевых направлений, выдвинувшихся перед первой мировой войной, - Б. Бартока и С. Пркофьева. Во многих их сочинениях возникают образы могучих сил, вторгающихся в жизнь и стремящихся утвердить в ней своё господство. Образы эти выступают в разном жанровом преломлении – в виде токкат, их гибридов с пьесами типа perpetuum mobile, маршей, характерных шествий,танцев. Токкатность, нередко в сочетании с элементами других жанров,
всё чаще начинает использоваться и в качестве частей или разделов произведений крупной формы – концертов, сонат. Одним из важнейших направлений в фортепианной литературе XX века стало творчество Прокофьева. Некоторыми своими чертами оно сходно с музыкой Бартока – мощным динамизмом, ярко выраженным ритмическим началом, глубинными связями с фольклором. Но за этим сходством обнаруживаются и весьма существенные различия. Динамизм Прокофьева совсем иного рода. Ему не свойственна бартоковская импульсивность. В его проявлениях ощущаешь внутреннее самообладание сильной, уверенной в себе и в своих художественных устремлениях творческой личности. Этим определяются и особенности прокофьевского ритма – действенного, разнохарактерного, но всегда тяготеющего к устойчивости, утверждению регулярного начала. Параллельно с творчеством Бартока и Прокофьева развивалось искусство, резко ему контрастное, - композиторов нововенской школы. Их фортепианное наследие хотя относительно и невелико в количественном отношении, заслуживает внимания,так как в нём есть произведения новаторские, вызвавшие интерес у ценителей современной музыки. Среди пианистов. Обращавшихся к творчеству нововенцев, можно назвать немало известных артистов. Пальму первенства следует отдать Глену Гульду, непревзойдённому интерпретатору фортепианных сочинений этих композиторов. С юных лет он полюбил их музыку, глубоко сроднился с нею. В исследовательской, лекционно – просветительской и педагогической работе широко практикуется сравнение интерпретаций одного и того же сочинения разными исполнителями. Для таких сопоставлений нередко выбирают трактовки, заметно отличающиеся друг от друга, что помогает яснее распознать особенности каждой из них. Всё же отчётливого представления о сущности сравниваемых интерпретаций, а главное, о решении в них ключевой проблемы–
творческого

подхода

исполнителя

к

истолкованию

музыки

композитора-
эти сравнения обычно не дают. Важно проанализировать ряд наиболее значительных трактовок в
исторической перспективе
и выявить происходящие в них изменения. Только тогда становятся различными контуры реального развития традиций интерпретации и роль в нём тех или иных исполнителей. Лишь на основе такого анализа можно сделать убедительно аргументированные выводы о характере обновления традиций каждым отдельным исполнителем, а в случаях наиболее творческого их переосмысления- о проявленном им новаторстве. Изучая музыкально-исполнительское искусство, сталкиваешься с целостностями самого различного рода. Некоторые из них можно было бы выстроить в виде трактовок интерпретаторами в исторической последовательности: -музыкально-выразительных средств (мелодики, ритма и т.д.); -музыкальных образов; -жанров музыкальных произведений; -творчества отдельных композиторов; -творчества композиторов отдельных национальных школ и в контексте развития мирового искусства; Существуют и другие целостности, такие как: -творческая личность интерпретатора; -музыкально-исполнительские школы;
-жанры музыкального исполнительства (искусство дирижёров, пианистов и др.) и их группы, рассматриваемые в рамках отдельной национальной школы и всей мировой культуры.
Использованная литература:
 А. Алексеев. «Творчество музыканта-исполнителя».  Фейнберг. « Исполнитель и произведение». Изд. « Советская музыка», 1960 г.  «Вопросы музыкально-исполнительского искусства». Изд. «Музыка», 1969 г.


В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники