Автор: Булатова Ильмира Мазгаровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАОУ "Прогимназия Центр детства" Населённый пункт: г.Новый Уренгой Наименование материала: Методическая разработка Тема: Классный час "Что такое доброта? " Раздел: начальное образование
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Прогимназия Центр детства»
Тюменская область город Новый Уренгой.
Классный час
«Что такое доброта? »
Воспитатель Булатова И.М.
Классный час
«Что такое доброта? »
Цели: выработка общепринятых норм поведения, умение оценивать и анализировать
свои поступки, формирование нравственных понятий и представлений, обогащение
нравственного опыта поведения.
Задачи:
обучение
элементарным
основам
этики
поведения,
культуре
речи,
у р е г ул и р о в а н и е
п с и хо л о г и ч е с ко го
м и к р о к л и м а т а
в н у т р и
к л а с с а ;
расширить и углубить представления детей о доброте, вежливости.
Методическое оснащение: Устная анкета «Что такое доброта?»
Пословицы, основные правила этикета.
Ход занятия.
Вводная часть.
Проводится устная анкета «Что такое доброта?». В зависимости от полученных
результатов можно построить свою беседу, уделив внимание тем вопросам, которые
больше всех волнуют воспитанников.
Анкета «Что такое доброта?»
1.
Что такое «добро» в твоем понимании?
2.
Добр ли ты?
3.
Чем это подтверждается: словами, действиями, поступками?
4.
Как ты оцениваешь свои взаимоотношения с близкими тебе людьми:
добрые, дружеские;
тебя не понимают;
тебе не хватает ласки и внимания;
безразлично;
бывают разные моменты
2.
Хотел бы ты изменить что-то в своих отношениях с окружающими:
Да
Нет.
3.
Как оцениваешь ты свой характер? Доволен ли ты собой? Почему?
4.
Есть ли у тебя друзья:
Есть;
Мало;
Так часто меняются, что их трудно назвать друзьями;
У меня нет друзей.
5.
Занимают, волнуют ли тебя проблемы друзей, окружающего тебя мира?
6.
Если у тебя возникает проблема, к кому ты обратишься за советом и помощью в
первую очередь?
К родителям
Друзьям;
Попытаешься справиться сам;
Не знаешь;
7.
Как чувствуешь ты себя в своем классе?
Мне хорошо и спокойно;
Мне неуютно, тоскливо и скучно;
Бывают разные моменты.
8.
Как бы ты хотел, чтобы к тебе относились в классе?
9.
Считаешь ли ты себя вежливым человеком?
Хорошо! А заметили ли вы, что очень часто наше настроение напрямую зависит от
того, как к нам относятся окружающие нас люди: родители, друзья, одноклассники.
Зачастую грубое слово, обидная кличка или прозвище, бестактность, безразличие или
непонимание больно ранят нас, что иногда ведет даже к ухудшению самочувствия.
Поэтому очень важно следить за своей речью, не позволять себе грубых, обидных для
других слов.
Основная часть.
Краткий рассказ об истории этикета.
…Слово «этикет» означает воспитанность, умение вести себя в обществе, хорошие
манеры.
Произошло
от
слова
«
этикетки»
-
французского
названия
карточек,
вручавшийся при дворе короля Людовика XIV гостям во время пышных приемов.
Карточки
знакомили
гостей
с
основными
правилами
поведения,
которые
предписывалось неукоснительно соблюдать.
Во
времена
Петра I,
стремившегося
сделать
из
России
развитое
цивилизованное
государство, предписывалось молодым «отрокам» изучать наравне с другими науками
(арифметикой, азбукой и др.) правила о поведении «в людях», то есть в общественных
местах. К примеру, в рекомендациях, как вести себя за столом, есть такие строки: «…
над яствами не чавкай, как свинья, и головы не чеши, не проглотя куска, не говори, ибо
так делают невежи…»
По прошествии столетий, естественно, многие советы в наши дни устарели и просто
смешны. Но основной смысл этикета понятен и почитался во все времена – человек
должен быть культурен и в поведении, и в обращении.
А
сейчас
мы
поговорить
о
культуре
поведения
(дети
рассказывают,
отвечают
на
вопросы)
Какие вы знаете пословицы? (дети отвечают)
Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.
От одного слова да навек ссора.
На чужой роток не накинешь платок.
Бритва скребет, а слово режет.
Ласковое слово – это вешний день.
Плохо жить без забот, худо без доброго слова.
Обсуждение смысла высказываемых половиц.
Правильно!
Не
стоит
придумывать
обидных
кличек
и
дразнить,
ведь
может
произойти и так, что вы сами станете объектом злых шуток и недоброжелательного
отношения.
Обыгрывание
и
обсуждение
ситуаций,
которые
могут
произойти
с
любым
человеком.
Заключительная часть.
Молодцы, ребята! Сегодня мы выяснили, что мир многообразен, нас очень много
и
мы
все
такие
разные:
у
каждого
свой
характер,
привычки,
образ
жизни,
свое
мышление и т.д. Не всегда нам что-то нравится в окружающем нас мире и людях, что
вполне нормально. Но мы также должны помнить, что, может быть, и мы чем-то не
устраиваем окружающих и даже раздражаем их. Поэтому нам следует придерживаться
определенных норм и правил поведения.
Перечисляются правила хорошего поведения.
Проводится заключительное обобщение усвоенных знаний.
Сегодня все отлично поработали, на этом наше занятие окончено, всем спасибо!
Литература.
1.
Бумелева Б.В.-Поговорим о воспитанности. . М.:Просвещение, 1998
2.
Гармаев А. –Этапы нравственного развития ребенка .Минск, 2002 г.
3.
Стрелков В.А. – Это должен знать каждый. М.:Просвещение, 2001г.
4.
Круглов
Ю.Г.-
Русские
народные
пословицы,поговорки.
.
М.:Просвещение, 2010
5.
Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя/Под ред.
И.А.
Каирова,
О.С.
Богдановой.-
М.:
Просвещение,
1997г.
6.
Е.Н.Арсенина
–Авторские
сценарии
внеклассных
мероприятий
в
начальной школе.
7.
А также использованы материалы журналов «Педсовет»,«Начальная
школа» разных годов выпуска.
Приложение 1
БРИТВА
СКРЕБЕТ, А
СЛОВО РЕЖЕТ.
ПОСЛОВИЦ
Ы
ПЛОХО ЖИТЬ
БЕЗ ЗАБОТ, ХУДО
– БЕЗ ДОБРОГО
СЛОВА.
ТО ЖЕ СЛОВО, ДА
НЕ ТАК БЫ
МОЛВИТЬ.
НА ЧУЖОЙ РОТОК
НЕ НАКИНЕШЬ
ПЛАТОК.
ЛАСКОВОЕ
СЛОВО И
КАМЕНЬ
РАСТОПИТ.
ДОБРОЕ СЛОВО
СКАЗАТЬ –
ПОСОШОК В
РУКУ ДАТЬ.
10 ЗАПОВЕДЕЙ
ХОРОШЕГО
ПОВЕДЕНИЯ
НА ЧУЖОЙ РОТОК
НЕ НАКИНЕШЬ
ПЛАТОК.
ДОБРОЕ СЛОВО
СКАЗАТЬ –
ПОСОШОК В
РУКУ ДАТЬ.