Автор: Батракова Елена Николаевна Должность: воспитатель отделения социальной диагностики и реабилитации Учебное заведение: МКУ" Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" Населённый пункт: Кемеровская обл, Мариинский р-н, п. Первомайский Наименование материала: методическая разработка Тема: проект "Азбука безопасности" Раздел: дополнительное образование
МКУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних »
Руководитель
Батракова Е.Н.
Воспитатель
Отделения социальной
диагностики и реабилитации
Мариинск, 2016
Паспорт проекта
Безопасности формула есть:
Надо видеть, предвидеть, учесть.
По возможности – все избежать,
А где надо – на помощь позвать !
Везде, где есть жизнь, есть и опасность
/Эмеpсон/
Автор проекта : воспитатель Батракова Е.Н.
Участники проекта : дети разновозрастных групп, воспитатели, инспектор ГИБДД, инспектор
Госпожнадзора, участковый полицейский, специалисты, технический персонал СРЦ.
Возраст воспитанников
:
дети в возрасте 7-18 лет
Вид проекта :
практико-ориентированный, среднесрочный ( 3 мес.), открытый, коллективный
По числу участников проекта
:
и
ндивидуальный
, групповой. (10-18 человек, все желающие).
По времени проведения : долгосрочный
По характеру контактов : ребенок и взрослый, в рамках СРЦ
По характеру участия ребенка в проекте : участник от зарождения идеи до получения результата.
Руководитель проекта : воспитатель.
Наименование проекта: «Азбука безопасности»
Цель проекта:
Создание условий для усвоения и закрепления знаний детей разновозрастных групп по ОБЖ.
Задачи проекта:
- научить детей беречь себя в окружающем мире и не теряться перед лицом опасности;
- формировать у детей элементарные навыки безопасного поведения дома, в природе, на улице, с чужими
людьми и т. д. ;
- развивать у детей самостоятельность, ответственность, решительность и уверенность в своих действиях в
экстремальной ситуации;
- обобщить и расширить знания детей;
- с помощью разных методов и приемов оптимизировать работу с детьми разновозрастных групп по
изучению и закреплению знаний по ОБЖ .
Этапы реализации проекта:
Первый этап: Подготовительный.
Цель: определить основные направления работы.
Задачи: разработать концептуальные подходы к вопросам, которые формируют навыки обеспечения
жизнедеятельности ребенка в СРЦ.
Второй этап: Организационный.
Цель: составить программу проекта взаимодействия семьи, СРЦ и служб, обеспечивающих безопасность
жизнедеятельности человека.
Задачи: оценить возможности субъектов профилактики; подготовить материально-техническую базу. Создать
необходимые условия для профилактики основ безопасности жизнедеятельности детей.
Третий этап. Основной.
Цель: провести мероприятия проекта по профилактике основ безопасности.
Задачи: подбор инновационных методов работы по организации профилактикиоснов безопасности
жизнедеятельности детей.
Четвертый этап. Аналитический.
Цель: систематизировать методический материал и сопоставить промежуточные результаты с задачами
проекта.
Задачи: количественная и качественная обработка промежуточных итогов работы.
Пятый этап. Заключительный.
Цель: обобщение полученного опыта; осмысление его в виде модели психолого-педагогического
взаимодействия семьи, СРЦ и городских служб, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности
человека.
Реализация каждой определенной темы проходит через три этапа :
Начальный: рассматривание рисунков, фотографий, использование дидактических игр, знакомство с
литературными произведениями, в которых отражены различные способы поведения и
соответственно меры предосторожности;
Основной: тематические занятия, тематические дни, встречи-беседы, организация экскурсий, досугов,
игры.
Итоговый: КВН, итоговое занятие, продуктивная деятельность, участие в конкурсах.
Ресурсы проекта
- анкетирование
- дидактические и развивающие игры
- схемы, модели
- наглядно-иллюстративный материал
- произведения художественной литературы
- СБ диски с мультфильмами
- создание книжки-малышки «Азбука безопасности»
- выставки детских рисунков
- фотографии занятий
- конспекты занятий и тематических дней
- сборник «Копилка загадок»
- мультимедийная презентация
- самостоятельная деятельность
- «Встречи с интересными людьми»
- экскурсии.
Актуальность проекта:
Самое ценное в жизни взрослых – это дети. Зачастую наших детей подстерегает множество опасностей.
Задача взрослых состоят не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы
подготовить детей к встрече с различными сложностями, а порой с опасными жизненными ситуациями.
Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных
ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации, как на улице, так и дома
Правила поведения и меры безопасности непосредственным образом связаны с условиями проживания
человека, будь то современный город или сельская местность, привычная домашняя обстановка или
морское побережье – каждая среда диктует совершенно различные способы поведения и соответственно
меры предосторожности. Если бы все люди хорошо знали и соблюдали их, то было бы меньше травм и
несчастных случаев. Но, к сожалению, пока не существует такого единого свода правил, в котором все они
были бы собранны и популярно изложены.
Проект «Азбука безопасности» направлен помочь:
-распознавать и оценивать опасности среды обитания человека;
-определить способы защиты от них;
-приобретать навыки в ликвидации последствий экстремальных ситуаций;
-оказание помощи и взаимопомощи в случае их необходимости.
Пояснительная записка .
Социальный проект – это деятельность, направленная на результат, который получается при решении той
или иной социальной проблемы. Тип проекта (практико-ориетированнный) рассматривает опережающее
развитие как постановку перед ребенком целей и задач на интеллектуальное и социальное самообучение.
Это позволяет создать систему мотивации для саморазвития личности ребенка, привить системный
позитивный образ мышления, развить способность ребенка оценивать последствия поступков и влияние
привычек на качество жизни, и наконец, получать удовольствие от развития собственных талантов и
склонностей. В данном проекте социально значимой проблемой является безопасное проведение В данном
проекте социально значимой проблемой является безопасное проведение детей в окружающем мире:
правила безопасного проведения на дороге и профилактика детского дорожно-транспортного травматизма;
правила пожарной безопасности в быту, при чрезвычайных ситуациях; правилам поведения в природе и
пропаганда здорового образа жизни.
Часто, втягиваясь в круговорот повседневности, мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей
подстерегает человека на жизненном пути. Наша беспечность и равнодушное отношение к своему здоровью
зачастую приводят к трагедии. А ведь человек сможет предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от
опасности, если будет владеть элементарными знаниями основ безопасности жизнедеятельности.
Знания эти формируются в процессе воспитания, следовательно, обучение детей обеспечению
безопасности их жизнедеятельности является актуальной педагогической задачей, в решении которой
должны принимать участие не только педагоги, но и общественность, различные ведомственные структуры,
которые ответственны за жизнь и здоровье граждан..
Одно из направлений работы в Социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних –
обеспечение безопасности жизнедеятельности. Физическое и психическое здоровье ребёнка напрямую
зависят от социальной и экологической обстановки в обществе. Техногенные катастрофы, экологические
катаклизмы, рост преступности, экономическая нестабильность таят опасности для маленьких и
беззащитных граждан – наших детей.
.
Ожидаемые результаты
1. В познавательной сфере:
• знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности,
общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных
ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах
и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на
основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
• умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и
вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки
и индивидуальных возможностей;
• умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять
причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного
поведения.
3. В коммуникативной сфере:
• умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку
зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях.
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов «Азбука безопасности»
Цель: выявить уровень развития у детей элементарных основ безопасности жизнедеятельности детей.
Мониторинг с детьми проводится два раза в год: в начале и в конце учебного года(критерии указаны
высокого уровня развития).
Мониторинг проводится по следующим показателям:
Знание о безопасной деятельности в природе.
Знание правил безопасного поведения.
Умение принимать решение.
Коммуникативность.
По всем показателям определены три уровня выполнения заданий – высокий, средний, низкий. Уровни
определяются в зависимости от степени самостоятельности выполнения ребёнком предложенного задания:
Низкий уровень предполагает практически невыполнение задания даже с помощью взрослого.
Средний уровень – ребёнок справляется с заданием с помощью взрослого.
Высокий уровень – выполняет задание самостоятельно.
Вопросы стартовой и итоговой диагностики :
Назови свой адрес.
Какие опасности могут быть дома?
Как бы ты поступил, если бы к тебе на улице подошел незнакомый человек и предложил пойти с ним?
Какие ты испытываешь чувства, когда видишь на улице сильно пьяного человека? Почему?
Кто ходит по пешеходной части?
Для чего нужна проезжая часть?
В каких местах можно переходить проезжую часть?
При каком цвете светофора можно переходить проезжую часть?
Что ты будешь делать, сели в доме случился пожар? По какому номеру телефона ты будешь вызывать
пожарных?
Если ты или твои родные заболели, по какому номеру телефона ты вызовешь доктора?
Если вас ограбили или напали, по какому номеру телефона ты вызовешь милицию?
Форма отчета по проекту:
презентация «Азбука безопасности»
Литература:
1.Арсенина Е.Н. Классные часы в школе -Ярославль.:Академия развития,2008.
2.ГайдинаЛ.И.,Кочергина А.В. Группа продленного дня:Конспекты занятий, сценарии мероприятий: 3-4
классы-М.: ВАКО, 2009.
3.Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника: Учебно-методическое пособие для
общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования / Под общ. ред. В.Н. Кирьянова
– М.: Издательский Дом Третий Рим, 2005.
4. Журнал «Основы безопасности жизни»/ Гл. редактор- В.А. Девисилов.-М.: (Журнал издается при участии
Минобрнауки, МЧС и Минздравсоцразвития России, Международной академии наук экологии и
безопасности жизнедеятельности)
5.Иванкова В.Н. 1000 загадок, пословиц, поговорок, скороговорок. Для начальной школы -М.:ООО»АКВА-
РИУМ БУК»,2004.
6.Ковалько В.И. Школа физминуток 1-4 классы): Практические разработки физминуток, гимнастических
комплексов, подвижных игр для младших школьников..- М.: ВАКО,2005.
7.Коган М.С. Игровая кладовая- Новосибирск: Сиб.унив.изд-во, 2004.
8.Обухова Л.А., Лемяскина Н. А. Школа докторов Природы или 135 уроков здоровья: 1-4 класс- М.: ВАКО,
2004.-( Мастерская учителя).
9.РомашинаН.Ф. Внеклассные мероприятия в игровой форме ( классные часы, познавательные игры, КТД,
проекты, викторины, турниры, общешкольные праздники). 5-11 классы – М.: Глобус, 2007. – (Классное
руководство).
10.Черных О.Г., Дмитриева А.А. Внеклассные мероприятия: 5 класс – М.: ВАКО, 2008. – ( Мозаика детского
отдыха).
План работы
№
Тема занятия
Форма занятия
Ответственный
1
«Что такое чрезвычайная
ситуация»
Беседа
воспитатель
2
«Наши верные друзья»
викторина
воспитатель
3
Что за »зверь» живет в
розетке
Рассказ, просмотр
иллюстраций
воспитатель
4
«Лесной пожар»
Беседа, просмотр фильма
Воспитатель
Сотрудник МЧС
5
«Правила и меры
безопасного поведения на
воде в осенний период»
инструктаж
Воспитатель
Инженер по ТБ.
6
«Правила и меры
безопасного поведения на
инструктаж
Воспитатель
Инженер по ТБ.
воде в зимний период»
7
«Правила и меры
безопасного поведения на
водоемах в весенний
период»
инструктаж
Воспитатель
Инженер по ТБ.
8
«Где работает огонь?»
экскурсия
Инженер по ТБ.
9
Путешествие в город
безопасности
Познавательный час
воспитатель
10
Пожарная безопасность
Викторина, анкетирование
воспитатель
11
Медицинская аптечка
Практическая работа, рассказ
медсестра
12
Эстафета выживания
Игра-соревнование
Инструктор по
физической культуре,
воспитатель
13
Бытовая техника
Дид. игры, анкета, работа с
загадками
воспитатель
14
Правила поведения на
природе
Экскурсия в лес
Инструктор по
физической культуре,
воспитатель,
медсестра
15
«Осторожно, огонь!»
Выставка рисунков
воспитатель
16
Здоровье - наш выбор
Беседа, викторина,
составление сказок, работа с
пословицами, анкета
воспитатель
17
Правила безопасного
проведения в ситуациях
криминогенного характера
Познавательный час,
инструкции
воспитатель
18
Правила поведения на горке,
во время гололеда, на
дороге
инструктаж
воспитатель
19
«Его Величество
Электричество»
досуг
воспитатель
20
Внимание, опасность!
Занятие-игра
воспитатель
21
Остаться здоровым
Игра по охране труда
воспитатель
22
Путешествие в мир природы
занятие
Воспитатель,
медсестра
23
Правила поведения при
общении с незнакомыми
людьми
занятие
воспитатель
24
Что? Где? Когда?
Игровая программа
воспитатель
25
«Безопасность на дороге»
Беседа ,выставка рисунков
Инспектор ПДД,
воспитатель
26
Сюжетно-ролевая игра «Как
принимать гостей»
Сюжетно-ролевая игра
воспитатель
27
Твоя безопасность
Итоговое занятие
воспитатель