Автор: Зайцева Ирина Ивановна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: БОУ "Полтавский лицей" Населённый пункт: р.п. Полтавка, Полтавского района, Омской области Наименование материала: конспект урока Тема: "Окружающий мир" в 1 классе "Какой бывает вода?" Раздел: начальное образование
Урок по предмету
«Окружающий мир» в 1 классе
«Какой бывает вода?»
Ход урока
1. Организационный момент.
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Я желаю всем удачи –
За работу! В добрый час!
-Добрый день любители природы.
Сегодня мы продолжим узнавать загадки окружающего мира.
Какое настроение возьмём с собой. (солнышки)
– Я надеюсь, что урок у нас получится интересным и познавательным. А настроение
останется хорошим и даже улучшится.
– Желаю вам на сегодняшнем уроке подняться ещё на ступеньку в познании окружающего
мира
Тогда вперёд, за знаниями.
2. Актуализация знаний учащихся. Постановка темы и цели урока.
-Каждый из нас мечтает хотя бы раз в жизни увидеть чудо, часто не замечая того, что
чудеса постоянно нас окружают. Например: фантастические узоры инея, причудливые
формы облаков, узорчатые кружева снежинок, громады айсбергов, весенний дождь.
- Сегодня мы будем говорить об одном из наиболее замечательных и таинственных чудес.
-Что же это за таинственное чудо, без которого не может жить человек и другие живые
существа?
- Отгадайте загадку
Что в гору не выкатить,
В решете не унести
И в руках не удержать (Вода)
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без…. воды.
-Чему мы посвятим наш урок?
– Сегодня мы будем говорить о воде и не только говорить, но еще будем проводить
исследования воды.
– Что бы вы хотели узнать о воде?
(
-Какая бывает вода? - Сколько её на земном шаре? -Какими свойствами она обладает?
- Зачем она нужна человеку и всему живому? -Что можно делать с помощью воды?)
– Какие интересные вопросы вы перед собой ставите. Давайте искать на них ответ.
Нам
предстоит трудный путь и много испытаний.
3.
Открытие учащимися новых знаний.
- Пришло время поближе познакомиться с водой. Открыть тайны воды помогут
исследования.
-Я предлагаю вам работать в группах, у каждой группы свои задания для исследования.
После выполнения исследования, вы должны будете рассказать всем о нем: как
выполняли, что получили и какой вывод сделали, т.е. «защитить» свою работу в группе.
– И вот, наконец, мы с вами пришли в лабораторию.Что такое вода мы говорили, а теперь
узнаем свойства воды. Для этого мы проведем несколько опытов и составим таблицу
“Свойства воды”.
Работа над мини проектами по группам
1группа
Налейте воду в сосуды разной формы.
Что произошло с водой?
Какое свойство вы обнаружили?
Вывод: жидкое текучее вещество, которое принимает форму сосуда.
Определите цвет воды при помощи кисточки, окрашенной в какой-либо цвет.
Что произошло с водой?
Имеет ли вода цвет?
Какое свойство вы обнаружили?
Вывод: вода бесцветна, ее можно окрасить.
У доски остаётся капитан группы для защиты проекта.
2 группа
Возьмите стакан с водой. Опустите в него цветные предметы (полоски белого, синего и
красного цвета).
Видны ли они?
Какое свойство вы обнаружили?
Вывод: вода прозрачна. Ц/в/ет и изображ. "глаза"
Размешайте в стакане с водой сахар, соль.
Видите ли вы теперь сахар, соль?
Что произошло?
Размешайте в стакане с водой песок.
- Изменилась ли прозрачность воды? А цвет? Исчезли ли песчинки?
Нельзя пробовать незнакомое вещество, а если очень нужно, то капельку, чтобы убедиться,
что это не опасно.
Попробуйте на вкус. Какой вкус стал у воды?
Все ли вещества растворились?
Что произошло с веществами, которые растворились?
Какое свойство вы обнаружили?
Вывод: вода может растворять некоторые вещества.
У доски остаётся капитан группы для защиты проекта.
3 группа
Пробуйте воду на вкус.
Какой вкус имеет вещество?
Какое свойство вы обнаружили?
Вывод: вещество не имеет вкуса. ( Перечёркнутый язык )
Перед нами жидкость неизвестного происхождения. Она может быть с резким,
неприятным запахом. Необходимо нюхать неизвестную жидкость, соблюдая меры
предосторожности и безопасности: Сосуд находится на некотором расстоянии, рукой
совершают волнообразные движения (как бы «подгоняя» к себе воду над сосудом
постепенно, при необходимости приближая сосуд).
Имеет ли вода запах?
Какое свойство вы обнаружили?
Вывод: вещество не имеет запаха. ( Перечёркнутый нос)
У доски остаётся капитан группы для защиты проекта.
4 группа
-
Отгадывая загадки, у вас получится схема «Какой бывает вода?»
Шел долговяз,
В землю увяз. (Дождь)
Зимой в поле лежал,
А весной в речку побежал. (Снег)
Мост, как синее стекло.
Скользко, весело, светло. (Лед)
На дворе переполох,
С неба сыплется горох. (Град)
Не колючий,
Светло – синий,
По кустам развешен…(Иней)
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали. (Роса)
Над рекой, над долиной,
Повисла белая холстина. (Туман)
Без рук, без ног,
А вверх ползет. (Пар)
ЛЕД ИНЕЙ СНЕГ
ПАР РОСА
Вода
ТУМАН ГРАД ДОЖДЬ
Почему все эти слова здесь собрались вместе? Что их объединяет? (Это всё – вода!)
Вывод: вода бывает в трёх состояниях. Пар и туман – газообразное состояние. Лёд, град,
снег – твёрдое состояние. Роса – жидкое.
У доски остаётся капитан группы для защиты проекта.
- Итак, мы с вами узнали что и дождь, и снег и лед и град и иней и роса и туман и пар –
все это вода, но только в разных состояниях.
5 группа
Давайте теперь выясним из вашего жизненного опыта, где и кому нужна вода. Из картинок
надо выбрать и приклеить на лист бумаги именно те объекты природы, которые не могут
обойтись без воды, то есть составьте схему «Зачем нужна вода».
У доски остаётся капитан группы для защиты проекта.
Вывод
:
Вода - это жизнь. Значит все люди, животные и растения пользуются водой.
4.
Защита проектов.
5. Проверка первичного понимания знаний учащихся
-Ребята, я хочу показать вам свое исследование с водой и предметами.
Я захотела узнать утонет ли в воде гвоздь? А пробка? Проверим.
-Что видим? (гвоздь утонул, а пробка нет).
-Как вы думаете почему? (Гвоздь железный, тяжёлый - утонул. Пробка лёгкая - осталась
плавать)
- Подробно о том, почему одни предметы плавают, а другие тону, вы узнаете на уроках
физики.
Прослушивание сказки
Два ослика шли по дороге с кладью. Один был навьючен солью, а другой – ватой. Первый
ослик едва передвигал ноги: так тяжела была его ноша. Второй – шел весело и легко.
Вскоре животным пришлось переходить речку. Осел, навьюченный солью, остановился
в воде и стал купаться: он то ложился в воду, то снова становился на ноги. Когда осел
вышел из воды, то ноша его стала гораздо легче. Другой осел, глядя на первого, тоже стал
купаться. Но чем дольше он купался, тем тяжелее становилась навьюченная на него вата.
(Проблемная ситуация)
- Почему же ноша первого осла после купания стала легче, а второго – тяжелее?
-Что произошло бы, если б второй осел нес не вату, а сахар?
-Какие свойства воды узнали ?
Физкульминутка
Льется чистая водица,
Мы умеем сами мыться,
Порошок зубной берем,
Крепко щеткой зубы трем.
Моем шею, моем уши.
После вытремся посуше.
Поверни головку вправо,
Поверни головку влево,
Опусти головку вниз
И тихонечко садись.
О каких свойствах воды вы узнали из физкультминутки?
6. Итог урока.
- Что нового узнали на уроке?
-Сегодня на уроке мы узнали, что такое вода, какая она бывает, и узнали, как человек ее
использует.
– В каких состояниях бывает вода?
– Сколько раз в жизни мы пользуемся водой! И даже не задумываемся об этом! Мы
сталкиваемся с ней с самого утра и на протяжении всего дня мы пользуемся ею. Мы
умываемся, пьём горячий кофе, моем руки, используем при приготовлении обеда, ужина,
после рабочего дня водные процедуры, то есть, принимаем душ! Мы слышим миллионы
раз: «Вода-вода».
Вода- это источник жизни на земле. Нет на земле другого вещества, значение которого для
человека было бы так велико и необходимо. Вода нужна всему живому на земле. Человек
может жить без пищи 2 месяца, но без воды не может прожить и 4-5 дней.
-И в заключении я хочу прочитать стихотворение.
«Откуда пришла вода?»
Спросил на днях малыш сосед
У струйки, льющейся из крана:
– Откуда ты?
Вода в ответ:
– Издалека, из океана!
Потом малыш гулял в лесу,
Росою искрилась поляна.
– Откуда ты? – спросил росу.
– Издалека, из океана!
На поле лег туман седой.
Малыш спросил и у тумана:
– Откуда ты? Ты кто такой?
– И я, дружок, из океана!
Удивительно, не так ли?
В супе, в чае, в каждой капле,
В звонкой льдинке,
И в слезинке, и в дождике, и
в росинке -
Нам откликнется всегда
Океанская вода!
Если даже воды на земле много, мы все равно должны беречь и охранять воду!
7. Рефлексия
-Посмотрите, у вас на партах лежат капельки воды синие и жёлтые.
Синяя капелька - урок понравился, было интересно.
Жёлтая - возникали трудности.
- Поднимите капельку, которую считаете нужной.
– Мне приятно, что урок вам понравился. Спасибо.