Напоминание

Факультатив "Мы и наше здоровье. (Клуб для родителей и учащихся)"


Автор: Чумакова Наталья Александровна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ Гимназия №6
Населённый пункт: Краснодарский край, город Тихорецк
Наименование материала: Программа внеурочной деятельности
Тема: Факультатив "Мы и наше здоровье. (Клуб для родителей и учащихся)"
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия № 6 города Тихорецка Муниципального образования Тихорецкий район Утверждено на педагогическом совете протокол № 1 от 29 августа 2014 года

Директор МБОУ Гимназии № 6 г. Тихорецка __________________ Е. Г. Посьмашная СОГЛАСОВАНО на МО учителей начальных классов протокол № 1 от «28» августа 2014 г. Руководитель МО __________________ Н. В. Малюга
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

«

Мы и наше здоровье.

(Клуб для родителей и учащихся)

»

ДЛЯ 1-4 КЛАССОВ
Учитель начальных классов Чумакова Наталья Александровна г. Тихорецк
2014 г. Содержание 1. Пояснительная записка с. 2 2.Структура программы с. 3 3.Содержание программы с. 8 4. Тематическое планирование с. 10 5. Список литературы с.18 1
П
ОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа занятий «
Мы и наше здоровье. (Клуб для родителей и

учащихся)»


в начальной школе (1-4 классы) составлена в соответствие с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программой начального общего образования. В основу положена программа курса оздоровительного обучения « Учимся не болея» 1 - 4 классы (под редакцией В. Ф. Базарного, О. Л. Гроза, М. Л. Мичурина и др., изд. «Титул», Обнинск, 2013 год) и соответствует типу учебного заведения. Рабочая программа «
Мы и наше здоровье. (Клуб для родителей и учащихся)»
с использованием здоровьесберегающих технологий составлена на основе: 1. Закона «Об образовании» РФ 2. Приказа Минобрнауки РФ от 06.10.2009 №373 об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 3. Методических материалов по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011)
Актуальность
программы определена тем, что у школьников и их родителей воспитывается понимание важности изучения основ здорового образа жизни в семье и вне семьи, как неотъемлемой составляющей части воспитания общей культуры в современном мире. и потребности пользоваться данными навыками как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации; воспитание стремления к взаимопониманию между людьми. Реализация задачи воспитания здорового, активно познающего мир младшего школьника, обучение практическим умениям, направленным на здоровьесбережение в основных видах деятельности будут проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. В этом может помочь кружок «Клуб для родителей и учащихся «Мы и наше здоровье», расширяющий валеологический и коммуникативный кругозор и эрудицию учащихся, способствующий формированию познавательных и практических универсальных учебных действий. Кружок предназначен для развития коммуникативных, физических, социокультурных способностей учащихся, для развития и воспитания у школьников и их родителей понимания важности изучения основ здорового образа жизни в семье и вне семьи, как неотъемлющей части воспитания общей культуры в современном мире. Формирование основ валеологической грамотности, практических умений младших школьников и их родителей проходит с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с разными видами организации детской жизни в семье и в школе, овладение 2
элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Общая характеристика факультатива.
«
Мы и наше здоровье. (Клуб для родителей

и

учащихся)»
входит во внеурочную деятельность по направлению «Гармоническое развитие личности». Программа помогает увидеть новые подходы к профилактике заболеваемости опорно-двигательного аппарата, органов зрения и физическому развитию человека, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от неправильных привычек, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности. В процессе работы клуба для учащихся и их родителей «
Мы

и

наше

здоровье»

происходит активное вовлечение в работу, как учащихся, так и их родителей.

Создаются условия для того, чтобы школьники смогли усвоить не только знания о

правильном образе жизни, но и перенесли эти знания в жизнь: предпочитали

здоровую пищу, соблюдали режим рационального питания, распорядок дня, этику

поведения.
Факультатив «
Мы и наше здоровье. (Клуб для родителей и учащихся)»
включает в себя смежные темы для родителей и детей, проводится один раз в месяц. С детьми на внеурочном занятии, а с родителями на совместном собрании. В факультатив включены подвижные игры, последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия; что приводит к передвижению учеников по классу в ходе выполнения заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты, и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации факультатива целесообразно использовать принципы игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в группах и в парах постоянного и сменного состава. Некоторые задания могут принимать форму состязаний, соревнований между микрокомандами.
Место

факультатива

в

учебном

плане.
Программа рассчитана на 18 ч в год с проведением занятий два раза в месяц продолжительностью 40 мин. По учебному плану в 1-4 классах по 18 часов. Содержание факультатива отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: не требует от учащихся дополнительных знаний. Тематика заданий отражает реальные познавательные интересы детей, в программе содержатся полезная и любопытная информация, занимательные факты, способные дать простор воображению. («Центры» деятельности: беседы, конструкторы, электронные игры (работа на компьютере), проектные работы, занимательные и логические задачи. В одном «центре» работает одновременно несколько учащихся. Выбор «центра» учащиеся осуществляют самостоятельно. После 7–8 минут работы, группа переходит из одного «центра» деятельности в другой.) 3
Данная программа позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами валеологии на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Выполнение заданий, связанных с логическим мышлением, закрепит интерес детей к здоровьесберегающей деятельности, будет способствовать развитию правильного здорового образа жизни и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является стремление развить у обучающихся умений самостоятельно искать информацию, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию. Содержание занятий курса представляет собой изучение основ здорового образа жизни родителями и их детьми в начальной школе. Направлено на достижение следующих
целей:

развитие

коммуникативной

компетенции
в совокупности ее составляющих- физической, языковой, социокультурной, учебно-познавательной.
Физическая

компетенция
- развитие практических умений, направленных на здоровьесбережение в основных видах деятельности.
Языковая компетенция-
овладение новыми языковыми средствами в соответствии с темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для начальной школы, освоение знаний о явлениях изучаемого предмета.
Социокультурная

компетенция
- приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям родной страны в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся начальной школы на разных ее этапах, формирование умения жить по правилам здорового образа.
Компенсаторная компетенция
- развитие умения выходить из положения статического напряжения в условиях дефицита движения при получении и передачи информации.
Учебно-познавательная компетенция -
дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений, направленных на здоровьесбережение, ознакомление с доступным учащимся и их родителям способами и приемами самостоятельного изучения культуры здорового образа жизни, в том числе с использованием новых информационных технологий. Творческие работы, проектная деятельность, здоровьесберегающая и другие технологии, используемые в системе работы данного курса, основаны на любознательности детей, которую следует поддерживать и направлять. Данная 4
практика поможет учащимся сформировать особое отношение личности к окружающему миру. Все вопросы и задания рассчитаны на работу обучающихся в школе и дома, самостоятельно и совместно с родителями. Для эффективности работа организуется с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.
Место факультатива в учебном плане.
Программа рассчитана на 18 часов в год в каждом классе начальной школы с проведением смежных занятий для учащихся и их родителей 2 раза в месяц, продолжительность занятия 40 минут .
Цель программы:
формирование здорового образа жизни у учащихся и их родителей.
Задачи:

-
Способствовать воспитанию интереса к здоровому образу жизни через занимательные упражнения;
-
Расширять кругозор обучающихся в различных областях валеологии.
-
Развивать коммуникативные умения младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения;
-
Способствовать формированию познавательных универсальных учебных действий, обучить методике выполнения логических и практических заданий;
-
Формировать элементы начальной медицинской грамотности;
-
Научить делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли;
-
Формировать навыки исследовательской деятельности.
Принципы программы:

Актуальность
Создание условий для улучшения физического здоровья детей и родителей, психологического климата в семье. 
Научность
Валеология – дисциплина, развивающая умения мыслить, видеть перспективы жизни, сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения. 
Системность
Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение жизненных задач).
Практическая направленность
5
Содержание занятий факультатива направлено на освоение валеологической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение конкретных задач, которые впоследствии помогут родителям и детям правильно организовать свой режим дня, разработать индивидуальные правила личной гигиены.
Обеспечение мотивации
Во-первых, развитие интереса к валеологии как науке естественного направления, во-вторых, успешное усвоение материала на занятиях и выступление на конкурсах и творческих мероприятиях.
Курс ориентационный
Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами валеологии, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной науки, расширяет кругозор, углубляет знания, формирует положительное отношение к здоровому образу жизни.
Отличительные особенности
программы курса ««
Мы и наше здоровье.»
в том, что в нее включено большое количество заданий на развитие логического мышления, памяти и задания исследовательского характера. В структуру программы входит теоретический блок материалов, который подкрепляется практической частью. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, логического мышления, памяти, внимания; умению создавать жизненные ситуации, анализировать, решать , обобщать и делать выводы.
Предполагаемые результаты:

Личностными результатами
изучения данного курса являются:  развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного, поискового и эвристического характера;  развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;  овладение способами исследовательской деятельности;  в результате ведения здорового образа жизни формируется особое отношение личности к окружающему миру;  о собая деятельно сть ребенка, направленная на ф и з и ч е с ко е самосовершенствование, должна изменяться и развертываться как его субъективная деятельность;  развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;  формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации учения.
Метапредметные результаты:
6
 умение анализировать предложенные варианты решения той или иной ситуации, или проблемы, выбирать из них верные;  умение выбирать наиболее эффективный способ решения поставленной проблемы;  умение принимать и сохранять полученную информацию;  умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;  умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;  умение использовать знаково-символические средства;  умение формулировать собственное мнение и позицию.


Предметные результаты:
 умения отличать вредные привычки от полезных;  правильно использовать в повседневной практике полученную информацию в области валеологии;  умение рассуждать логически грамотно;  умение использовать комплексы упражнений для профилактики близорукости, для снятия статического напряжения; для профилактики простудных заболеваний; для психорелаксации;  умение выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задания, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Основные виды деятельности учащихся:
 решение занимательных заданий;  конкурсы;  беседы;  оформление классных газет совместно с родителями;  знакомство с научно-популярной литературой, связанной с валеологией;  проектная и исследовательская деятельность
Форма организации обучения – здоровьесберегающие технологии (КВНы, игры,

беседы специалистов):
«Веселая валеология» – игра-соревнование
;
игры с игральными кубиками. Игры «Чей режим дня удачнее составлен?», «Правильное питание-это как?», «Продуктовое домино домино», «Не собьюсь!», «Задумай растение», «Отгадай задуманное растение», «Отгадай число и месяц рождения». Игры «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай» «Какой ряд дружнее?» Игры 7
с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч». Валеологические пирамиды: «Настроение в школе и как настроить себя на урок?», «Инфекция и ее предупреждение», «Берегите воду!», «Витамины рядом с нами». Игры «Крестики-нолики», « Рецепты наших предков, и др.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ



Класс

Количество часов

для учащихся

Количество часов

для родителей

Всего часов за год

1

9ч.

9ч.

18ч.

2

9ч.

9ч.

18ч.

3

9ч.

9ч.

18ч.

4

9ч.

9ч.

18ч.

Всего:72 ч.

Предметное содержание курса.

1.

Что такое валеология? - 6 ч.

2.

Школа и школьная жизнь, изучаемые предметы и отношение к ним.-4 ч.

3.

Каникулы и их проведение в различное время года.-12 ч.

4.

Школа и распорядок дня.-12 ч.

5.

Планы на лето.-7 ч.

6.

Здоровье и личная гигиена.-15 ч.

7.

Защита окружающей среды.-16 ч.

Универсальные учебные действия
Сравнивать разные приемы действий и условий жизни человека, выбирать самые полезные способы. Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения той или иной валеологической проблемы; использовать его в ходе самостоятельной работы. Применять изученные способы учебной работы в школе и дома. Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами. 8
Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его. Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии. Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения. Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием. Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Универсальные учебные действия
Анализировать текст задания: ориентироваться в тексте, выделять основную идею. Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте предложенного задания на рисунке, в таблице. Моделировать ситуацию, описанную в некоторых текстах заданий. Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации. Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения той или иной проблемы. Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия. Воспроизводить способ решения заданной проблемы. Сопоставлять полученный результат с заданным. Анализировать предложенные варианты решения , выбирать из них верные. Выбрать наиболее эффективный способ решения. Оценивать предъявленное готовое решение той или иной психологической ситуации (верно, неверно). Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат . Конструировать несложные жизненные ситуации. Ориентироваться в понятиях «валеология», «полезно», «вредно», «здоровьесбережение» т. д. Осуществлять развернутые действия взаимоконтроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.
ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 класс



Наименование темы

Кол-во часов

Форма
9

п/п

контроля

теори

я

практ

ика

всего

Сентябрь
1 Для родителей: Что такое валеология? Зачем нужно знать об этом в современную эпоху? + 1 2 Для учащихся: Твое здоровье, что это? Можно ли самому творить свое здоровье? + + 1 Тест
Октябрь
3 Для родителей: Ребенок пошел в школу. Режим дня школьника. + + 1 4 Для учащихся: Твой новый режим дня. + 1 Проект
Ноябрь
5 Для родителей: С каким настроением ребенок идет в школу. Мотивация учения. + 1 6 Для учащихся: Настроение в школе. Как настроить себя на урок? + 1 Проект
Декабрь
7 Для родителей: Как регулировать настроение ребенка после школы. + + 1 Тест 8 Для учащихся: Настроение после школы. + + 1 КВН
Январь
9 Для родителей: Здоровье общества, родителя, ребенка. + 1 10 Для учащихся: Поведение в школе. Я-ученик! + 1 Беседа психолога
Февраль
11 Для родителей: Одежда школьника, + 1 10
учебные принадлежности и здоровье. 12 Для учащихся: Сменная обувь, зачем она. + + 1 Проект
Март
13 Для родителей: Как организовать сон первоклассника? Нужен ли дневной сон? + 1 Проект 14 Для учащихся: Как сделать сон полезным? Сон-лучшее лекарство. + 1
Апрель
15 Для родителей: Курение и здоровье. Экология и курение в наше время. + 1 16 Для учащихся: Вредные привычки. + + 1 КТД
Май
17 Для родителей: Экологическая проблема нашего дня - мыть руки как можно чаще. + 1 18 Для учащихся: Уход за руками и ногами. « Рабочие инструменты человека ». + + 1 Конкурс
2 класс



п/п

Наименование темы

Кол-во часов

Форма

контроля

теори

я

практ

ика

всего

Сентябрь
1 Для родителей: Здоровый ребенок- ребенок со здоровой психикой. + + 1 Анкетирован ие 11
2 Для учащихся: Твое здоровье и учебная нагрузка + + 1
Октябрь
3 Для родителей: Времена года-одежда- здоровье ребенка. + 1 4 Для учащихся: Одевайся по погоде. + + 1 КВН
Ноябрь
5 Для родителей: Осознанный подход к питанию. Экология и питание. + + 1 6 Для учащихся: Здоровье и питание. + + 1 Классный проект: « Пишем книгу о правильном питании»
Декабрь
7 Для родителей: Как улучшить показатели двигательной функции. Спорт и семья. + 1 8 Для учащихся: Движение-путь к совершенству. + 1 Веселые старты « Папа, мама и я- спортивная семья!»
Январь
9 Для родителей: Предупреждение инфекционных заболеваний. + 1 Выступление мед. работника 10 Для учащихся: Инфекция и ее предупреждения. + 1 Тест
Февраль
11 Для родителей: Телевизор, компьютер и дети. Психические расстройства и + 1 12
телевидение. 12 Для учащихся: Сколько времени в день можно проводить у телевизора. + 1
Март
13 Для родителей: Вода и здоровье. Закаливание. + 1 14 Для учащихся: Дружи с водой. + + 1
Апрель
15 Для родителей: Вечер в семье. Строгие и грубые родители-как отражается это на здоровье детей. + + 1 Выступление психолога 16 Для учащихся: « Тихий вечер». Как организовать вечер в семье. + + 1 Проект
Май
17 Для родителей: Отдых на природе. Кого и кто должен воспитывать во время « пикника». + + 1 Выезд на природу 18 Для учащихся: Отдых на природе. Куда выбрасывать мусор. + 1 Выезд на природу
3 класс



п/п

Наименование темы

Кол-во часов

Форма

контроля

теори

я

практ

ика

всего

Сентябрь
1 Для родителей: Как помочь ребенку адаптироваться в школе после лета. Гимнастика для глаз. + + 1 2 Для учащихся: Ты- третьеклассник! Можешь ли ты сам уже заботиться о + + 1 13
своем здоровье?
Октябрь
3 Для родителей: Экологические проблемы воздуха, которым мы дышим. + 1 4 Для учащихся: Как воздух влияет на здоровье. + 1
Ноябрь
5 Для родителей: Здоровье и питание. + + 1 Совместный проект: «Пишем книгу о правильном питании» 6 Для учащихся: Здоровое питание. + + 1 Совместный проект: «Пишем книгу о правильном питании»
Декабрь
7 Для родителей: Чистый дом. Пыль в доме и наше здоровье. + 1 8 Для учащихся: Чистота в твоем доме, на твоем рабочем месте. Чистота и здоровье. + + 1 Тест
Январь
9 Для родителей: Цветы в нашем доме. + 1 10 Для учащихся: Домашний и школьный ботанический сад. + + 1 Конкурс фотоальбомо в о своем домашнем саде
Февраль
14
11 Для родителей: Животные дома. Их влияние на настроение и воспитание ребенка. + 1 12 Для учащихся: Домашний зоопарк. + 1 КТД « Мой питомец»
Март
13 Для родителей: Экологические проблемы питьевой воды. + 1 14 Для учащихся: Берегите воду. + 1
Апрель
15 Для родителей: Аллергия и цветущие растения. + 1 Проект 16 Для учащихся: Здоровье и цветущие растения. + 1
Май
17 Для родителей: Охрана природы -залог здоровья. + 1 18 Для учащихся: Сохраним природу - сохраним здоровье. + 1 Конкурс плакатов
4 класс



п/п

Наименование темы

Кол-во часов

Форма

контроля

теори

я

практ

ика

всего

Сентябрь
1 Для родителей: Режим дня в условиях современной нагрузки четвероклассника. Особенности возраста. + 1 15
2 Для учащихся: Следишь ли ты за своей осанкой. Как красиво сидеть при большой нагрузке. А ходить? + + 1
Октябрь
3 Для родителей: Как настроение родителей влияет на здоровье детей. Психологический климат в семье. + + 1 Анкетирован ие, консультация школьного психолога 4 Для учащихся: Хорошее настроение и здоровье. Улыбка-залог успеха и здоровья. + 1
Ноябрь
5 Для родителей: Цветотерапия: одежда, цвет обоев и мебели, ковров. + + 1 Тест Люшера 6 Для учащихся: Цвет и настроение. + + 1 Тест Люшера
Декабрь
7 Для родителей: Русские традиции и обычаи на зимних праздниках. ( Новый год, Рождество, святки) + 1 КТД с детьми 8 Для учащихся: Народные праздники. Их традиции и здоровье. + 1 КТД с родителями
Январь
9 Для родителей: Блюда русской кухни -залог здоровья. + 1 10 Для учащихся: Что готовили наши прабабушки. + 1 Конкурс
Февраль
11 Для родителей: Какие комнатные растения используются для лечения. + 1 12 Для учащихся: Аптека на подоконнике. + 1 16

Март
13 Для родителей: Рецепты наших предков составлялись из того, что рядом росло. + 1 14 Для учащихся: Витамины рядом с нами ( растения, корни растений, используемые в пищу). + 1
Апрель
15 Для родителей: Дождь, загар, озоновый слой наше здоровье. + 1 16 Для учащихся: Почему нельзя ходить без зонта в дождь? Как загорать? + + 1 Тест
Май
17 Для родителей: Ребенок идет в 5 класс. Психологическая подготовка детей, родителей к школе второй ступени. + 1 Консультаци я психолога 18 Для учащихся: Как подготовить себя к обучению в 5 классе. 1 Конкурс

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы для учителей:
1. Выготский Л. С. « Педагогическая психология» / Под ред. В. В. Давыдова, М- Педагогика, 1991 г. 2. Гульчевская В. Г., Скачков А. В. « Концептуальные основы современных педагогических технологий»-//ipkpro.aaanetinform res/tech/qulchevska 3. «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования»-Уч. пос. для студентов пед. вузов и системы повышения квалификации пед. кадров. / Под. ред. Е. С. Полат - М.: Издательский центр « Академия », 2010 г. 4. Статьи академика В. Ф. Базарного: -«Зрение у детей.»— Новосибирск: «Наука» СО, 1991. -«Школьный стресс и демографическая катастрофа России.» — М., 2004. -«Здоровье и развитие ребёнка: экспресс контроль в школе и дома». — М.: «Аркти», 2005. -«Россия «по кончине тысячелетия»: дети и детство ,распинаемые на кресте.» — М., 2008. -«Дитя человеческое. Психофизиология развития и регресса.» — М., 2009. 17
-«Школа возрождения или школа вырождения.» — М.: «Самотека МИД», 2012. -«Школа нездоровья (она может стать другой)» (рус.) // Безопасность : журнал. — 1997. — № 7-9 (39). -«От худого семени не жди доброго племени» (рус.) // Российская Федерация сегодня : журнал. — 2005. — № 14. -«Формула гармоничной личности» (рус.) // ВВП : журнал. — 2006. - «Быть хилым не модно!» (рус.) // Российская Федерация сегодня : журнал. — 2005. — № 16. -«Каникулы закончились» (рус.) // Российская Федерация сегодня : журнал. — 2005. — № 18). 5.Антонова Л.Н. Психологические основания реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях / Л.Н. Антонова.- М.: МГОУ, 2004. - 100с. 6.Борисова И.П. Обеспечение здоровьесберегающих технологий в школе/ И.П. Борисова // Справочник руководителя образовательного учреждения.-2005. -№10. - С.84-92. 7.Брехман И. И. Валеология - наука о здоровье/ И. И. Брехман - М.: ФиС, 1990. - 217 с. 8.Бутова С.В. Оздоровительные упражнения на уроках / С.В. Бутова // Начальная школа.- 2006.- № 8.- С.98. 9.Здоровьесберегающая деятельность школы в учебно-воспитательном процессе: проблемы и пути их решения // Школа.-2005.- №3.- С.52-87.
Список литературы для родителей:
1. Антропова М.В. «Гигиена детей и подростко.» 6-е изд., перераб., и доп. - М.: Медицина, 2009 г.\ 2. Дмитриев А.А. «Оздоровление учащихся средствами физической культуры.» - Красноярск, 2010 г. 3. Куинджи Н.Н. Валеология: «Пути формирования здоровья школьников» Методическое пособие. - М.: Аспект Пресс, 2000. 4. Торохова Е.И. Валеология: Словарь. - М.: Флинта: Наука. 1999.
Список литературы для учащихся:
1. Мельничук В. М. Рабочая тетрадь по валеологии для учащихся начальной школы «Дневничок-Здоровячок» 1 класс 18
2. Мельничук В. М. Рабочая тетрадь по валеологии для учащихся начальной школы «Дневничок-Здоровячок» 2 класс 3. Мельничук В. М. Рабочая тетрадь по валеологии для учащихся начальной школы «Дневничок-Здоровячок» 3 класс 4. Мельничук В. М. Рабочая тетрадь по валеологии для учащихся начальной школы «Дневничок-Здоровячок» 4 класс 19
20


В раздел образования