"Системно-деятельностный подход как основа начального образования"
Автор: Григорьева Юлия Александровна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ СОШ №11 Населённый пункт: город Чита Забайкальский край Наименование материала: Статья Тема: "Системно-деятельностный подход как основа начального образования" Раздел: начальное образование
«Человека нельзя «сделать», «вылепить» как вещь,
но можно только обусловить его включение в
деятельность, вызвать его собственную активность и
исключительно через механизм этой его собственной
(совместно с другими детьми) деятельности он
формируется в то, что делает его эта деятельность»
Г. С. Батищев.
В условиях новых социальных преобразований в России образование
становится важнейшим ресурсом социально – экономического, политического и
культурного
развития
страны.
Новыми
нормами
становится
жизнь
в
постоянно
изменяющихся
условиях,
что
требует
умения
решать
постоянно
возникающие
новые, нестандартные проблемы.
Актуализация системно - деятельностного подхода при разработке концепции
ФГОС
обусловлена
тем,
что
последовательная
его
реализация
повышает
эффективность образования. Именно системно - деятельностный подход становится
основой образования на всех ступенях, в том числе и начального образования.
Системно - деятельностный подход включает в себя 2 подхода:
системный и деятельностный.
Системный
подход
-
это
последовательность,
системность,
когда
человек
не
противоречит окружающей среде, а человек и окружающая среда- система.
Подсистема - человек.
Человек - индивид (человеческая сущность)
Человек – индивидуальность (то, чем мы отличаемся друг от друга)
Человек – личность (человек, с устойчивыми и сформированными качествами)
В системном подходе ключевой идеей является личность.
Деятельностный подход.
Определение дали Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн
«В деятельности личность формируется, развивается и совершенствуется».
Виды деятельности: игровая, трудовая, учебная, творческая, двигательная
Рассмотрим структуру деятельности:(П М Ц Д Р)
П - потребности (это необходимость, это то, без чего человек не может жить)
М – мотив (опредмеченная потребность)
Ц – цель (целеполагание)
Д – действие
Р – результат
Деятельности нет, если нет какого - либо элемента.
Деятельность
личности
учителя
взаимодействует
с
деятельностью
личности
ребёнка. Субъект - субъектный подход. S-S
Таким
образом,
системно
–
деятельностный
подход
наиболее
полно
на
сегодняшний день описывает основные психологические условия и механизмы
процесса обучения, структуру учебной деятельности.