Автор: Носова Валентина Николаевна Должность: учитель Учебное заведение: МКОУ "Березовчанская основная общеобразовательная школа" Населённый пункт: д.Берёзовчик, Советского района, Курской области Наименование материала: конспект Тема: урок окружающего мира 2 класс Раздел: начальное образование
УМК: «Школа России»
Класс: 2 класс
Предмет: Окружающий мир
Тема урока: КРАСНАЯ КНИГА.
Тип урока : Открытие новых знаний
Основные понятия : Красная книга, охраняемые растения и животные.
Методы обучения: Эвристический, объяснительно - иллюстративный, частично- поисковый
Цель: Способствовать осознанию и осмыслению знаний о Красной книге России, применению этих знаний в знакомой
и новой учебных ситуациях, проверке уровня усвоения системы знаний и умений как средство развития познавательных,
регулятивных и коммуникативных ууд в области проектирования, способствующих формированию понимания
необходимости осуществления человеком правильного нравственного выбора и ответственности человека в отношении к
природе.
Задачи:
Образовательные: формировать представление о Красной книге
Развивающие: способствовать обучению школьников умению характеризовать по предложенному алгоритму
представителей животного и растительного мира, занесённых в Красную книгу, выявлять причины их исчезновения,
предлагать и обсуждать меры по их охране.
Воспитательные: способствовать осознанию ответственности человека в сохранении многообразия животного и
растительного мира на примере мер по охране животных и растений, занесённых в Красную книгу.
Планируемые результаты:
- предметные: находить связи в природе, между природой и человеком на примере животных и растений, занесённых в
Красную книгу.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
-Регулятивные : умение организовывать своё рабочее место, оценивать результат своей работы на уроке.
-Коммуникативные: слушать и понимать речь своих товарищей, планировать учебное сотрудничество с учителем и
сверстниками, умение работать в группе, участвовать в коллективном обсуждении, умение работать в паре, излагать
свою точку зрения и аргументировать её.
- Личностные: формирование положительной учебной мотивации, понимание смысла учебной деятельности,
умениеценить и принимать следующие базовые ценности: «природа»; освоение личностного смысла учения, желания
учиться.
-Познавательные : уметь формулировать проблемы; высказывать своё предположение на основе материала учебника;
наблюдать, анализировать и делать выводы; самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и
поискового характера.
Учебник и учебные пособия:
1.Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс.Учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном
носителе. М.: Просвещение, (Школа России).
Оборудование урока: мультимедийное оборудование (ноутбук, проектор, экран, колонки);
интерактивная презентация
«Красная книга»; карточки, картинки животных и растений, занесённых в Красную книгу,
Продолжительность урока: 45 мин
Конспект урока
Этап урока
Ход урока
Планируемые
результаты
оборудование
1.Мотивация к
учебной
деятельности
Цель: включение
учащихся в
учебную
деятельность
посредством
создания
эмоциональной
обстановки
Проверка готовности класса к уроку.
Возьмитесь за руки, произнесите: «У нас всё получится!
Мы преодолеем все трудности, которые встретятся нам
сегодня!»
регулятивные: умение
организовывать своё
рабочее место
личностные
-формирование
положительной учебной
мотивации, понимание
смысла учебной
деятельности.
коммуникативные:
планирование учебного
сотрудничества с
учителем и
сверстниками.
2.Актуализация
знаний.
Цель: готовить
мышление и
осознание
потребности к
построению
нового способа
действия
-Какие породы кошек вы знаете?
-Какая порода вам больше всего нравится?
-Какие породы кошек вы знаете?
-Какая порода вам больше всего нравится?
Какую новую информацию вы узнали дома о кошках и
собаках?
(рассказы детей, выставка рисунков)
регулятивные:
оценивать результаты
своей деятельности
познавательные:
логические – анализ
объектов с целью
выделения признаков;
коммуникативные:
умение слушать и
вступать в диалог,
участвовать в
коллективном
обсуждении, излагать
свою точку зрения и
Тест 21
аргументировать её.
3. Постановка
цели урока .
Цель:
Организовать
коммуникатив-
ное
взаимодействие в
ходе которого
выявляется и
фиксируется
тема урока и его
цель, согласовать
тему и цель
урока.
- Что общего у всех этих предметов? (Светофор,
запрещающие дорожные знаки, божья коровка)
-Красный цвет – сигнал опасности, как свет светофора, как
цвет запрещающего знака,
-Красный цвет - это внимание, стоп, как на светофоре.
- Предположите, о чём мы будем говорить сегодня на
уроке?
- Правильно, красная – значит природа в опасности. Не
губите растения, не убивайте животных.
- Какие учебные задачи мы поставим перед собой? ( Ответы
детей)
- Прочитайте задачи урока в учебнике.
регулятивные:
целеполагание;
познавательные:
уметь формулировать
проблемы; высказывать
своё предположение на
основе материала
учебника; наблюдать,
анализировать и делать
выводы ;
самостоятельно
создавать способы
решения проблем
творческого и
поискового характера.
Таблица
Тема и цели
урока
4.Открытие
новых знаний .
Цель:
практическая
деятельность
детей,
направленная на
регулятивные:
оценивать результаты своей деятельности;
познавательные:
логические: решение проблемы, построение
логической цепи
рассуждений.
коммуникативные:
Слайд: книга
красного цвета
объяснение новых
понятий.
- Эта книга
называется так
потому, что
красный цвет –
действительно
означает сигнал
опасности. Он
заставляет своей
яркостью всех
обратить
внимание на
указанную
опасность, в
данном случае
предостерегает
людей о
возможных
тяжёлых
последствиях.
1.История
создания Красной
книги.
2. Как устроена
Красная книга
3. Для чего
создана Красная
книга?
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои
мысли в соответствии с задачами и условиями
коммуникации,
личностные: умениеценить и принимать следующие
базовые ценности: «природа»; освоение личностного
смысла учения, желания учиться.
картинки
исчезающих животных
4.Животные,
занесённые в
Красную книгу.
Ребята,
подумайте,
почему
многие
р а с т е н и я
и
животные
стали
редкими,
исчезающими?
Обсудите
э т о т
важный вопрос в
парах.
(Обсуждение:
сначала
в
парах.
Затем
коллективное)
(Ответы детей)
Люди
думали,
ч т о
п р и р о д а
неисчерпаема,
сколько не брать у
нее,
все
снова
с а м о
с о б о й
восстановится.
И
просчитались.
Некоторых
животных
совсем
и с т р е б и л и ,
а
некоторые
н а ход я т с я
п од
угрозой
исчезновения.
Это означает, что
их мало, они тоже
могут
погибнуть,
е с л и
и х
н е
о х р а н я т ь ,
н е
помогать им.
В начале века
практически
истребили
таких
огромных
животных,
ка к
зубры.
Они
водились
в
лесах Белоруссии.
Остались
только
звери,
которые
жили в зоопарках,
-
48
штук.
Надо
б ы л о
с р о ч н о
спасать
зубров.
Их
выпустили
в
з а п о в е д н и к
–
Беловежскую
Пущу.
Подкармливали
зимой,
следили,
чтобы
звери
не
болели,
тщательно
охраняли,
особенно
молодняк. Зубров
спасли,
но
ведь
прошло около 80
лет.
- А что является
угрозой
исчезновения
для
животных?
Почему они могут
исчезать?
Подумайте.
(
Ответы
детей:
добыча
животных,
охота,
разрушение
мест
обитания…)
Например:
через
г л у х о й
л е с
прокладывают
дорогу. Начинают
в ы р у б ат ь
л е с ,
работают,
грохочут
машины,
шумят
л ю д и .
З в е р и ,
птицы
пугаются,
им нужно куда –
то
уходить.
Они
могут
не
успеть
вывести
детенышей.
Таким
образом
гибнут не только
животные,
но
и
растения.
-
Подумайте,
как
можно
сохранить
ж и в о т н ы х
и
растения.(Ответы
д е т е й :
н е
вырубать леса, не
о х о т и т ь с я
н а
ж и в о т н ы х ,
н е
разорять
гнезда
птиц,
муравейники,
не
рвать
цветы,
не
л о м а т ь
в е т к и
деревьев,
создавать
заповедники,
подкармливать
животных, птиц и
т. д.)
5. Физкульт-
минутка
Дружно встали – раз, два, три!
Мы теперь богатыри (руки в стороны)
Мы ладонь к глазам приставим, ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо - оглядимся величаво.
И налево надо тоже поглядеть из- под ладошек
И направо и ещё, через левое плечо.
Буквой Л расставим ноги, точно в танце – руки в боки
Наклонились влево, вправо – получается на славу!
6. Первичное
осмысление и
закрепление.
Цель :
расширение
кругозора
учащихся,
- Будем разгадывать кроссворд и записывать на
приготовленных листах.
1. Крупный зверь, с большой головой с острыми рогами.
Легко преодолевает лесные преграды. Живёт в питомнике.
( зуБр)
2. Многолетнее травянистое растение. Огромнейшую
ценность для медицины имеют корни. (жЕньшень)
3. Этот жук самый крупный в нашей стране.(дРовосек
реликтовый)
регулятивные:
контроль, оценка,
коррекция;
познавательные: умение
добывать информацию
из иллюстраций, текста,
коммуникативные:
умение работать в
группе, вести учебный
проектор
4.Журавль с белым оперением.(стЕрх)
5. Самый крупный представитель семейства кошачьих с
густой полосатой шерстью.(тиГр)
6. Цветочное растение , названное в честь древнеримской
богини красоты. В разных странах называют «дамская
туфелька». ( венерИн башмачок)
- Назовите ключевое слово. (БЕРЕГИ)
- Как вы думаете, к кому обращено слово « БЕРЕГИ»?
( Ответы : к нам - людям)
-Бережно относиться необходимо только к занесённым в
Красную книгу животным и растениям? ( Ответы детей: ко
всему живому на Земле) !!!!!!!!!
диалог, управлять
поведением партнёра,
– контроль, коррекция,
оценка действий
партнёра
7.Рефлексия
учебной
деятельности
Цель:
соотнесение цели
урока и его
результатов,
самооценка
работы на уроке ,
осознание
метода и
построения
нового знания;
Согласовать дом.
задание
-Над какой темой работали на уроке?
-Какие цели перед собой поставили в начале урока?
Достигли мы этих целей?
-Закончите фразы: (теперь я знаю… теперь я умею…)
-Отметьте себя на лесенке знаний.
-Мы продолжим применять полученные знания на
следующем уроке. Спасибо за работу.
Д/з . Вместе со взрослыми узнать, какие растения и
животные нашего края занесены в Красную книгу.
регулятивные: уметь
оценивать результат
своей работы на уроке.
карточки
Теперь я знаю
Отлично
Хорошо
Не запомнил
Какие страницы есть в Красной книге
Какие растения и животные в опасности
Причины исчезновения животных и растений
Правила поведения на природе