Автор: Шундулиди Анна Александровна Должность: уитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 77" Населённый пункт: г. Кемерово Наименование материала: Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия Тема: "Развитие мышления" Раздел: начальное образование
Тема «Развитие мышления»
Задачи:
- развивать познавательные психические процессы (память, внимание, речь,
мышление);
- развивать пространственные представления;
- расширять знания об окружающем мире;
- воспитывать самостоятельность при выполнении задания, умение работать
в коллективе, потребность в изучении нового;
- развивать чувство собственной значимости и адекватной самооценки.
I. Объявление темы и цели занятия.
- Скажите, ребята, если бросить вот этот лист бумаги в огонь, что с ним
случится? ( показать лист бумаги)
- А почему вы так решили, вы же не видели, что этот конкретный лист горел
в огне? (ответы детей)
- Да, верно, бумага горит в огне. Этот вывод мы сделали с помощью нашего
мышления.
- Как вы думаете, что такое мышление?
- Мышление это способность думать, размышлять, анализировать.
Мышление – высшая ступень человеческого развития. Из всех живых
существ только человек обладает мышлением.
Мышление можно и нужно развивать.
- Как вы думаете, для чего?
- От того как мы думаем, мыслим зависит то как, как мы воспринимаем и
усваиваем учебный материал. Мышление нужно развивать для того, чтобы
хорошо учиться,
- Сегодня на уроке мы будем развивать, и тренировать мышление, а вместе с
мышлением речь, память, внимание
II. Мозговая гимнастика
1 «Качания головой»
(упражнение стимулирует мыслительные процессы):
дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперёд. Позвольте голове
медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит
напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по
мере расслабления шеи. Выполнять 30 секунд.
2
«Ленивые
восьмёрки»
(упражнение
активизирует
структуры
мозга,
обеспечивающие
запоминание,
повышает
устойчивость
внимания):
нарисуйте в воздухе горизонтальные «восьмёрки» по три раза каждой рукой,
а затем обеими руками.
3 «Шапка для размышлений» (улучшает внимание, ясность восприятия и
речь): «наденьте шапку», то есть мягко заверните уши от верхней точки до
мочки три раза.
III. Разминка
1. Вспомни ранее прочитанные произведения. Быстро ответь на вопро-
сы:
- От кого убежала вся посуда?
- Как зовут сказочную девочку, перепрыгнувшую через костёр и превратив-
шуюся в облачко?
- Как звали девочку, которая побывала в Стране чудес?
- Кто спас от паука Муху, нашедшую копеечку по пути на базар?
- На чём летели в одном из стихотворений Корнея Чуковского комарики?
- Кто был мамой Гадкого утёнка?
- Как звали курицу несущую золотые яйца?
- Кто последний из людей прибежал на помощь дедке, тянуть репку?
- Как зовут пушкинского королевича, оживившего мёртвую царевну?
- Какого зверя в русских народных сказках называют Топтыгин?
-
Сколько гномов было у Белоснежки?
- Транспортное средство бабы Яги?
- Кто подарил полено папе Карло?
2. Развитие быстроты реакции, мышления
- Сколько пар обуви потребуется, чтобы обуть Милу, Вику, Люсю и Андрея
(4)
- Если мальчика зовут Петя, а его папу Олег, то полное имя мальчика (Петр
Олегович)
- Чтобы бабушке двум внукам дать по три яблока, не хватает одного. Сколько
у бабушки яблок? (5)
- На ветке сидели 10 воробьёв. Третий и шестой улетели. Сколько воробьев
осталось? (8)
- Саша грустнее, чем Толик. Толик грустнее, чем Алик.
Кто веселее всех?
(Алик)
- Миша сильнее, чем Олег. Миша слабее, чем Вова. Кто сильнее всех?
(Вова)
- Катя старше, чем Сережа. Катя младше, чем Таня. Кто младше всех?
(Сережа)
IV. Развитие мышления.
1. Тренировка слуховой памяти, мышления
Послушайте внимательно рассказ, а затем ответьте на вопросы
«Никита нарисовал картину. На ней были изображены папа с мамой, два его
одноклассника с удочками, сестра с красным воздушным шариком, бабушка,
сидящая под хвойным деревом, и сам Никита с котёнком».
- Сколько взрослых людей изобразил Никита? (3)
- Сколько животных было нарисовано на картинке? (1 – котенок)
- Кто держал в руке воздушный шарик, и какого он был цвета? (сестра, крас-
ный)
- Под ивой или под елью сидела бабушка? (под елью)
- Сколько всего человек на картине? (7)
- Сколько представительниц женского пола? (3 мама, бабушка, сестра)
- Какое время года изобразил Никита?
- Вспомним, что такое фразеологизм?
2. Распредели фразеологизмы в две группы, соединив стрелочкой с их зна-
чением. Самостоятельно. (Приложение, задание № 1)
За тридевять земель Куда Макар телят не гонял
У черта на куличках близко Не за горами
В двух шагах далеко Под боком
Под самым носом Рукой подать
Проверка
- Какие фразеологизмы имеют значение близко? Далеко?
3. Выбери и подчеркни нужное слово из скобок, чтобы получилось устойчи-
вое выражение (фразеологизм). Попытайся объяснить это выражение. Само-
стоятельно. (Приложение, задание № 2)
(заяц, кот, козёл) наплакал;
(медвежья, собачья, волчья) услуга;
вставлять (палки, колья, поленья) в колеса;
делать из (комара, мухи, жука) слона;
держать (камень, пистолет, ружьё) за пазухой
Проверка
4. Подумай, о каком человеке
так говорят . Выбери правильный вариант зна-
чения каждого фразеологизма. Самостоятельно.
(Приложение, задание № 3)
1. Он перегибает палку
а) ловкий б) слишком усердный в) ленивый;
2. Он не лезет за словом в карман
а) находчивый б) молчаливый в) разговорчивый
3. Он перебивается с хлеба на квас
а) бедный б) богатый в) трудолюбивый
Проверка
5. Исключи лишнее слово
Яблоко, морковь, капуста, перец
смелый, храбрый, отважный, злой, решительный
Василий, Федор, Семен, Иванов, Порфирий
молоко, сливки, сыр, сало, сметана
береза, сосна, дерево, дуб, ель
минута, секунда, час, вечер, сутки
6. Обобщение
Ромашка, тюльпан, лилия, кактус
Петров, Лаврентьев, соколов
Нож, вилка, ложка
Море, озеро, пруд
Яблоко, слива, персик
Крыжовник, сирень, смородина
7. Напишите слова по определениям. (Приложение, задание № 4)
- глубокое, солёное, чёрное;
- голубые, карие, грустные;
- молочные, больные, коренные;
- шариковая, чернильная, перьевая;
- десертная, чайная, столовая;
- бурый, белый, шатун;
- зимние, хромовые, резиновые;
- злая, сторожевая, дворовая.
Проверка
1. Название водоёма
2. Название человеческого органа.
3. Письменная принадлежность.
4. То, чем мы едим.
5. Словарные слова.
8. Развитие пространственных представлений.
(Приложение, задание № 5)
Нарисуй звезду выше домика, но ниже луны, ель справа от домика, но слева
от грибочка
Проверка
- Что нарисовано выше всего?
- Что нарисовали между домом и елью?
- Что нарисовано выше дома?
9. Решение задач на логическое мышление. (Приложение, задание № 6)
1. В соревнованиях по бегу Антон, Кирилл и слава заняли первые места. Ка-
кое место занял каждый из ребят, если Кирилл занял не первое и не второе
место, а Слава не третье
Антон
Кирилл
Слава
2. Трем братьям – Севе, Мише и Гоше мама купила рубашки разного цвета:
одному - белую, другому – в горошек, третьему - в клеточку. Севе была куп-
лена рубашка не в клеточку, Гоше не в клеточку и не в горошек. Кому какую
рубашку купила мама?
Сева
Миша
Гоша
3. Катя – сестра Вовы. Оля – подруга Кати. Ваня – брат Оли. Миша брат Кати.
Кто брат Кати. Подчеркни
Вова Ваня Миша Сережа Игорь Олег
Y. Итог занятия. Рефлексия.
- Какое задание понравилось больше всего?
- Какое задание было для вас самым легким? А какое самым трудным?
- Оцените свою работу на занятии.
На доске написаны столбиком фразеологизмы:
- сложа руки
- засучив рукава
- держа ушки на макушке
- бил баклуши
- работал до седьмого пота
- мотал на ус
- считал ворон
- смотрел во все глаза
- не покладая рук
- ловил мух
- Прочитайте все фразеологизмы, подумайте, какой фразеологизм
соответствует тому, как вы работали на занятии.
Каждый выйдет к доске и поставит галочку около того фразеологизма,
который описывает его работу.
Приложение
1.
За тридевять земель Куда Макар телят не гонял
У черта на куличках близко Не за горами
В двух шагах далеко Под боком
Под самым носом Рукой подать
2.
(заяц, кот, козёл) наплакал;
(медвежья, собачья, волчья) услуга;
вставлять (палки, колья, поленья) в колеса;
делать из (комара, мухи, жука) слона;
держать (камень, пистолет, ружьё) за пазухой
3.
Он перегибает палку
а) ловкий б) слишком усердный в) ленивый;
Он не лезет за словом в карман
а) находчивый б) молчаливый в) разговорчивый
Он перебивается с хлеба на квас
а) бедный б) богатый в) трудолюбивый
4. _________________________________________________________
5.
6.
В соревнованиях по бегу Антон, Кирилл и Слава заняли первые места. Какое
место занял каждый из ребят, если Кирилл занял не второе и не третье место,
а Слава не третье
Антон
Кирилл
Слава
Трем братьям – Севе, Мише и Гоше мама купила рубашки разного цвета: од-
ному - белую, другому – в горошек, третьему - в клеточку. Севе была купле-
на рубашка не в клеточку, Гоше не в клеточку и не в горошек. Кому какую
рубашку купила мама?
Сева
Миша
Гоша
Катя – сестра Вовы. Оля – подруга Кати. Ваня – брат Оли. Миша брат Кати.
Кто брат Кати. Подчеркни
Вова Ваня Миша Сережа Игорь Олег