Автор: Хангалова Лилия Валерьевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ Закулейская средняя школа Населённый пункт: Иркутская область, с. Закулей Наименование материала: Проект Тема: В здоровом теле-здоровый дух Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Закулейская средняя школа
Проект:
«В здоровом теле – здоровый
дух»
Автор проекта: учитель начальных классов Хангалова Лилия Валерьевна
2015г.
Направления проекта:
1. Экспериментально - проектное
2. Мониторинг здорового образа жизни.
3. Методическое сопровождение.
4. Практическое (трансляция опыта и обучение)
1. Актуальность
Жизнь
ставит
перед
нами
много
новых
проблем,
среди
которых
самой
актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья, воспитание
привычки к здоровому образу жизни.
Одной
из
приоритетных
задач
нового
этапа
реформирования
системы
образования
также
стало
сбережение
и
укрепление
здоровья
школьников,
выбор
образовательных технологий, соответствующих возраста, устраняющих перегрузки и
сохраняющих здоровье детей.
В структуре основной образовательной программы школьного образования
выделено образовательная область «Физическое развитие», направленая на
достижение цели охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья.
Чтобы быть здоровым, нужно владеть искусством его сохранения и укрепления.
Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в образовательном
учреждении, где строится здоровьесберегающей педагогический процесс.
Здоровье детей - главное достояние нации, критерий духовного, политического и
социально-экономического развития общества.
Школьный
возраст
является
важнейшим
этапом
в
формировании
здоровья
ребенка,
обеспечивающим
единство
его
физического,
психического,
духовно-
нравственного и эстетического развития.
На сегодняшний день проблема здоровья детей очень актуальна. Главным в
воспитании
детей
является
то,
что
они
должны
быть
здоровыми,
так
как
общеизвестно,
что
здорового
ребенка
легче
воспитывать.
У
него
быстрее
устанавливаются все необходимые умения и навыки, он лучше приспосабливается к
смене
условий
и
воспринимает
все
предъявляемые
ему
требования.
На
здоровье
ребенка влияют многие факторы, одним из которых является среда, в которой он
растет и развивается.
Одним из главных условий успешности работы в этом направлении является
грамотная
организация
здоровьесберегающего
процесса
в
щколе
и
в
семье,
обеспечение
его
управляемости.
Управление
целесообразно
строить
на
основе
выстраивания алгоритмов на всех уровнях: индивидуальном, групповом, на уровне ОУ
и образовательного социума, которые позволят своевременно разрабатывать систему
мер, способных влиять на состояние здоровья ребенка в условиях «ОУ – семья, семья –
ОУ».
Образовательное
учреждение
имеет
потенциальные
возможности
для
формирования
у
детей
здоровьесберегающей
культуры,
навыков
здорового
образа
жизни.
Усилия
работников
ОУ
направлены
на
оздоровление
каждого
ребенка-
школьника, культивирование здорового образа жизни.
О д н и м
и з
с р е д с т в
р е ш е н и я
о б о з н ач е н н ы х
з а д ач
с т а н о в и т с я
применение здоровьесберегающих технологий в ОУ.
Изучив полученные результаты, я наметила план дальнейшей работы.
Цель проекта: создание единой системы взаимодействия педагогов и родителей в
области приобщения школьников к здоровому образу жизни.
Задачи проекта:
- Создать условия для полноценной работы по сохранению и укреплению здоровья
детей;
- Познакомить детей с правилами правильного питания;
- Продолжать знакомить с правилами гигиены;
- Формировать привычки здорового образа жизни;
- Прививать любовь к физическим упражнениям;
- Воспитывать потребность в ЗОЖ.
Участники проекта: ученики 1 класса, педагоги, социальные партнеры, родители.
По продолжительности проект: краткосрочный.
Сроки реализации: с 1по 30 октября 2015 г.
Ожидаемые результаты:
1. Формирование у школьников устойчивой положительной мотивации к сохранению и
укреплению своего здоровья.
2.
Формирование
у
школьников
элементарных
знаний,
умений,
навыков
валеологического характера.
3. Формирование и совершенствование у школьников элементарных гигиенических и
культурных навыков.
4. Укрепление психологического здоровья детей как важной составляющей здоровья
человека в целом.
Рекомендуемые формы осуществления проекта:
Мероприятия с детьми:
1 По направлениям (физическое развитие, художественно-эстетическое, социально-
нравственное, познавательно-речевое)
2.Совместная деятельность педагога с детьми:
активная рекреационная нагрузка (подвижные игры, эстафеты на коллективные
усилия, взаимопомощь);
утренние гимнастики в разных формах;
беседы, проблемные ситуации;
КВН, викторины;
просмотр и создание альбомов о спорте, здоровье;
дидактические игры по ЗОЖ;
чтение художественной литературы;
физкультурно-оздоровительные праздники и досуги;
выставка детских работ;
минутки здоровья (дыхательные упражнения, самомассаж, релаксация, минутки
тишины,
музыкотерапия,
гимнастика
для
глаз, психогимнастика,
гимнастика
бодрящая, пальчиковая гимнастика);
закаливание (полоскание горла календулой)
природные адаптогены: элеутерококк, аскорбиновая кислота (2 недели)
фитотерапия (чесночно-луковые закуски)
витаминизация третьего блюда
3.Самостоятельная двигательная активность детей в течение дня в физкультурных
центрах
4.Индивидуальная и коррекционная работа с детьми
Работа с родителями:
1.Акция «День здоровой семьи» (ж. «Справочник ст. учителя» №5-10г.)
2.Участие семей в соревнованиях "Мама, папа, я - спортивная семья!"
3. Совместные досуги
5. Участие в изготовлении нетрадиционного физкультурно-оздоровительного
оборудования, в создании альбомов, совместные работы по ЗОЖ.
6. Информационные стенды.
7. Участие в итоговом мероприятии.
Итоговое мероприятие – осенний День Здоровья
План мероприятий по реализации проекта
№
недели
Название
мероприятий
Цель
Ответственны
е
Iнеделя
«Что
помогает
мне
быть здоровым»
«Витамины и их роль
в жизни человека.
Каталог витаминов
для детей».
Дидактические
игры:
«Что, где растет?»
«Угадай по вкусу»
«Что лишнее?»
«Этот лимон желтый
как…»
Гость группы
- Беседа о вирусах –
вредилусах
Рисование
«вирусов»
«Витамины на нашем
столе – фрукты и
овощи».
Чтение
художественной
литературы
Р а с к р ы т ь
з н а ч е н и е
оздоровительных
мероприятий
и
«помощников» здоровья.
Закрепить
знания
учеников
о
витаминах,
сделать
кат а л о г
витаминов для детей с помощью
родителей.
Закрепить
знания
об
овощах
и
фруктах.
Учить по вкусу определять овощи
и фрукты.
Развивать
умение
сравнивать
и
обобщать предметы в группы по
признакам.
Закрепить знания цветов фруктов
и овощей.
Познакомить
детей
с
вирусами,
которые вызывают заболевания.
Р и с о в а н и е
в и р у с о в
п о
п р е д с т а в л е н и ю ,
р а з в и в а т ь
внимание, воображение.
Ч е р е з
р и с у н о к
з а к р е п и т ь
представление детей о витаминах
растительного происхождения.
Самостоятельная
деятельность
детей
(шаблоны,
т рафареты
овощей и фруктов, раскраски);
В ыложить
муля жи
( о в о щ и ,
фрукты)
Знакомство с произведениями: Ю.
Ту в и м
« О в о щ и » ,
Н . Н о с о в
«Мишкина
каша»,
Е.Благинина
«По
малину»,
«Обедать»,
Л.
Зильберг
«Витамины
А,
В,
С»,
Медицинская
с е с т р а
О У
Баргуева В.В.
Педагоги
Взаимодействие
с
родителями
Мармуева
Н.А.
(ЦРБ)
Баргуева В.В.
Педагоги
умелые!»
-
соревнования
между
с т а р ш е й
и
подготовительной
группами.
«Рыбиц жир», «Морковный сок»,
« А п е л ь с и н
и
л и м о н » ,
Г .
Горбовский «Деревянная ложка»,
С. Погореловский «Слава хлебу на
столе»,
Г.
Сенченко
«Все
мы
скажем нет простуде»
Борьба и профилактика гриппа,
ОРВИ и ОРЗ. Массаж
восстанавливает, регулирует,
приводить в норму многие
системы организма, позволяет
быстро восстановить организм
после продолжительной болезни;
развитие мелкой моторики рук.
Развивать физические качества у
детей; совершенствовать
двигательные умения и навыки в
беге, лазанье, прыжках; вызвать
эмоциональный отклик в процессе
досуга.
Педагоги
Педагоги
Педагоги
II
неделя
«Наши
внутренние
органы»
« С е р д ц е
–
н а ш
мотор»
Гость группы
«Для
чего
нужна
кровь?»
«Зачем мы дышим:
органы дыхания»
Досуг «Нас излечит,
исцелит, добрый
Дать детям общие представления
о внутренних органах человека
Познакомить
детей
с
сердцем
и
е г о
ф у н к ц и и
в
о р г а н и з м е
человека.
Рассказать
детям
о
кровеносной
системе
нашего
организма,
как
остановить кровотечение.
Познакомить детей с дыхательной
системой,
показать
правильное
дыхание
Учить
детей
не
бояться
врачей,
Медицинская
с е с т р а
О У
Баргуева В.В.
Андреева
Л.И.
( м е д .
с е с т р а
ЦРБ)
Педагоги
доктор Айболит»
Дидактические
Ежедневно:
Тренажер со
зрительными
метками
самому уметь оказывать помощь.
З а к р е п и т ь
з н а н и я
д е т е й
о
способах укрепления здоровья.
Продолжать учить детей метать в
вертикальную
цель,
развивать
глазомер.
Р а з в и в ат ь
худ о ж е с т в е н н ы е
способности детей.
Р а з в и ват ь
р ол е во й
д и а л о г,
р о л е в ы е
в з а и м о д е й с т в и я ,
з а к р е п и т ь
з н а н и я
д е т е й
о
профессиях
врача,
медсестры,
фармацевта.
Знакомство
с
произведениями,
развивать
внимание,
память,
воображение.
К.И.
Чуковский
«Айболит»,
Е.
Григорьева «Бабушка больна», П.
Образцов «Лечу куклу», А. Барто
«Я лежу, болею», И. Драч «Врач».
Показать
детям
какую
роль
играют
глаза
в
жизни
человека;
воспитывать бережное отношение
к зрению.
Активация
организма,
снятие
з р и т е л ь н о г о
н а п р я ж е н и я ,
утомления.
Педагоги
III
неделя
«Мои
защитники:
кожа, ногти, волосы»
Дать общее представление о том,
что кожа, ногти и волосы
являются защитниками организма
.
"Кожа, её строение и
значение"
"Гигиена кожи"
"Как возникают
болезни"
Чтение
художественной
литературы
ООД «Зубная паста,
мыло и вода – наши
лучшие друзья»
Дидактические
игры:
«Чудесный мешочек»
человека.
Познакомить со строением кожи,
её значением. Формировать
представление о коже, как защите
организма от инфекции.
Учить детей любить себя и свое
тело, прививать гигиенические
навыки.
Дать детям понять, что болезни
не возникают из ничего, а ими
заражаются. Сформулировать
правила, которые нужно
соблюдать, чтобы уберечься от
инфекции.
А. Барто «Девочка чумазая», К.
Чуковский «Мойдодыр»,
«Федорино горе», А. Ануфриева
«Кто умеет чисто мыться», О.
Высотская «Тихий час», С.
Михалков «Письмо ко всем детям
по очень важному делу».
Напомнить детям о средствах
личной гигиены, закрепить
приобретенные навыки.
П р о д о л ж а т ь
у ч и т ь
д е т е й
определять
предметы
на
ощупь
(тактильно)
Медицинская
с е с т р а
О У
Баргуева В.В.
Медицинская
с е с т р а
О У
Баргуева В.В.
Педагоги
Взаимодействие
с родителями
Семенова Л.А.)
Воспитатели
IV
«В здоровом теле –
здоровый дух»
«Движение
–
это
жизнь.
Спортивные
З а к р е п л е н и е
п р о й д е н н о г о
материала.
Прививать
любовь
к
спорту,
развивать физические качества:
Медицинская
с е с т р а
О У
Баргуева В.В.
игры»
Дидактические
игры:
«Виды спорта» игра с
м я ч о м ,
« Ч т о
перепутал
художник?»,
«Кому,
ч т о
н у ж н о ? » ,
«Четвертый лишний»
Рисование
«Придумай значок на
тему ЗОЖ»
Чтение
художественной
литературы
Работа
в
книжном
уголке
Ежедневно:
Пальчиковый
игротренинг
Выставки
внимание,
ловкость,
быстроту,
выносливость,
координацию
движений, глазомер.
Закреплять
знания
детей
о
различных видах спорта.
В се
и г р ы
д л я
з а к р е п л е н и я
пройденного материала
Формирование
привычки
ЗОЖ;
р а з в и т и е
в о о б р а ж е н и я ,
творческих способностей.
Е. Успенский «Детский врач», Г.
Сапгир
«Будьте
здоровы»,
С.
Михалков
«Тридцать
шесть
и
пять»,
«Чудесные
таблетки»,
Н.
забила
«Ребят а!
На
лыж и»
Просмотр
мультфильма
«Ох
и
Ах»
Рассматривание
иллюстраций,
картин,
фотографий
о
здоровье,
спорте;
заучивание
пословиц,
п о г о в о р о к
о
з д о р о в ь е . ,
отгадывание загадок о здоровье.
Развитие мелкой моторики
Рисунки
детей
с
родителями
на
тему ЗОЖ; Фотовыставка «Мы за
здоровый образ жизни!»; Конкурс
детских
работ
«Путешествие
в
страну здоровья»
Прививать
любовь
к
спорту.
Развивать
у
детей
физические
качества.
Педагоги
Совместная
работа
детей
с
родителями
Педагоги
Взаимодействие
с родителями
Итоговое
мероприятие – День
Здоровья
Вывод:
Таким
образом,
используя
в
педагогическом
процессе
здоровьесберегающих
технологии, сохраняется и укрепляется здоровье детей, что является приоритетной
задачей
в
воспитании
и
обучении
подрастающего
поколения.
Считаю,
что
непрерывная работа в данном направлении даст положительные результаты.
Ожидаемый результат:
У детей:
1.
сохранение и укрепление физического здоровья детей
2.
повышение эффективности процесса физического развития
У родителей:
1.
совместное участие с детьми в физкультурно-оздоровительных мероприятиях
2.
повышение компетентности в вопросах физического развития детей
3.
использование здоровьесберегающих технологий в семье
У педагогов:
1.разработка методического и практического материала по проекту
2.
повышение
компетентности
по
физическому
воспитанию
и
оздоровлению
с
использованием инновационных технологий
3.системная работа по ЗОЖ в ОУ
4. обобщение и распространение результатов работы среди педагогов ОУ района
Используемая литература:
1. Здоровый образ жизни в образовательном учреждении/ Н.В. Ежова (Сердце отдаю
детям);
2 . М . Д .
М а х а е в а
« В о с п и т а н и е
зд о р о в о го
р е б е н к а »
Мо с к в а
1 9 9 7 г.
3. Т.Г. Карапетова «Формирование здорового образа жизни у школьников» Волгоград
«Учитель» 2009 г.