"Организация деятельности в научном обществе младших школьников "СОВА""
Автор: Тургульдинова Елена Викторовна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ гимназия №44 им.Деева В.Н. Населённый пункт: город Ульяновск Наименование материала: статья Тема: "Организация деятельности в научном обществе младших школьников "СОВА"" Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия № 44 им. Деева В.Н.
Организация деятельности в научном обществе младших школьников
«СОВА»
В душе каждого ребенка есть невидимые струны.
Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат.
В.А.Сухомлинский
Современная гуманистическая образовательная система основана на признании
самоценности личности каждого ребенка, её неповторимости и уникальности. Каждый
ребенок от рождения наделен ему одному свойственным потенциалом развития, этот
потенциал может развиваться только в собственной деятельности ребенка. Социальные
запросы, предъявляемые школе, диктуют учителю поиск новых форм обучения и
воспитания. Главная проблема в сфере образования – разработка методов, способных
поддержать у всех школьников без исключения здоровую любознательность и жажду
учения. Перед учителем стоит цель – помочь
ученику достичь полноты своего
самоосуществления.
Одним
из
принципов
развивающей
системы
являет ся
п р и н ц и п
целенаправленной и систематической работы над общим развитием всех учащихся, в
том числе и слабых. Задача учителя – дать каждому ребенку возможность раскрыть
собственный потенциал, позволить ему свободно действовать. Усилия учителя не
должны
быть
направлены
только
на
изучения
школьных
предметов.
Внеклассная
работа также должна быть основана на принципах развивающего обучения.
Современные дети стали более развитыми. Основную массу можно отнести к
категории одаренных детей. Они нуждаются в специальных условиях организации
обучения
и
воспитания,
так
как
характеризуются
более
высоким
уровнем
любознательности,
оригинальности
мышления.
Эти
дети
способны
к
прогнозированию
не
только
учебных
задач.
Активная
поисковая
деятельность
в
процессе самостоятельного добывания знаний при наличии трудностей благотворно
влияет на их развитие.
В 2005 году в нашей гимназии было создано
научное общество младших
школьников «СОВА». Были придуманы эмблема и девиз нашего общества: «Не стыдно
не знать, стыдно не учиться». Членом научного общества может стать каждый. Для
этого нужно подготовить сообщение на заинтересовавшую тему. Эта деятельность
позволяет выявить потенциальные возможности и интересы каждого ребенка и помочь
их реализовать.
Цели:
1.
с о зд а н и е
у с л о в и й
д л я
р а з в и т и я
т в о рч е с к и х
с п о с о б н о с т е й
и
самосовершенствования
личности
учащихся
через
организацию
научно
–
исследовательской деятельности
2.
развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоения
ими
методов
научного
познания
и
умений
научно
–
исследовательской
деятельности
Задачи научного общества:
1.
создание
условий
для
реализации
личностно
ориентированного
обучения,
воспитания и социализации учащихся
2.
осуществление психолого – педагогической поддержки высокомотивированных
учащихся, занимающихся исследовательской деятельностью
3.
развитие познавательных интересов, интеллектуальных способностей учащихся
4.
создание условий для профессионального самоопределения учащихся
5.
обеспечение роста мотивации к учебной деятельности
Ожидаемые результаты:
Предполагается,
что
учащиеся
–
члены
НОМШ
будут
овладевать
следующими
качествами личности:
1.
умением
самостоятельно
приобретать
необходимые
знания,
эффективно
применять их на практике
2.
творчески мыслить, находить рациональные пути преодоления поставленных
задач выдвигать новые идеи
3.
умением работать с информационными источниками различной направленности
4.
умением проводить самостоятельное учебное исследование
5.
умением презентовать полученные результаты работы
Вместе с ребятами мы составляем план работы, обсуждаем интересующие их
темы, выбираем актив и президента общества. Раз в четверть мы проводим научную
конференцию, литературную конференцию и интеллектуальную игру.
Самой
любимой
и
массовой
формой
работы
стали
научно-практические
конференции. Темы конференций выбираются из содержания учебных предметов или
близких к ним областей, причем, выбор осуществляют сами учащиеся. При подготовке
большую помощь нам оказывают учителя школы – предметники, учащиеся старших
классов, родители. Важно, чтобы родители не брали на себя выполнение части работы
детей, иначе губится сама идея этой формы работы, а помогали советом, информацией,
проявлением заинтересованности. Этому вопросу мы обязательно уделяем внимание
на
родительских
собраниях.
На
разных
этапах
выполнения
работы
учащиеся
консультируются с учителем.
Для участия в научной конференции требуется подать заявку и подготовить
сообщение. В первом классе не требуется письменно оформлять сообщение, чаще
используются рисунки, схемы, книжки – раскладушки. Для получения информации
учащиеся пользуются энциклопедиями, справочниками, обращаются к Интернету. Во
втором
классе
к
оформлению
работ
предъявляются
определенные
требования:
правильно оформленный титульный лист, наличие списка литературы. Кроме того,
становятся
разнообразными
формы
презентаций:
доклады,
коллективные
работы,
газеты, журналы, плакаты. Обязательным становится подготовка выставки литературы
с
последующим
её
обзором.
Если
возможно,
оформляется
выставка
по
теме
конференции .
Маленькие научно – практические мы проводим по классам, начиная с первого
класса. Очень любим литературные конференции.
При подготовке к литературной конференции учащимся предлагается прочитать
книги
определенного
автора,
или
одно
произведение,
или
произведения
на
определенную
тему.
Выбор
темы
тоже
основан
на
интересах
учащихся,
либо
конференции
приурочены
к
юбилеям
писателей.
В
информационном
уголке
вывешивается
тема,
вопросы
для
обсуждения,
объявляются
творческие
конкурсы.
Учащиеся
самостоятельно
знакомятся
с
биографией
писателя.
Формы
проведения
литературных конференций бывают разные: викторины, брейн – ринги, КВНы.
Темы литературных конференций:
В гостях у сказки
Что за прелесть эти сказки! (по сказкам А.С.Пушкина)
По дорогам сказок Ш.Перро
Чукоккала (по произведениям К.Чуковского)
Здравствуйте, дети! (по произведениям Д.Родари)
Звезда по имени Астрид (по произведениям А.Линдгрен)
К
литературным
конференциям
проводятся
конкурсы
рисунков,
различные
конкурсы
творческих работ. Учащиеся пишут сочинения, отзывы на прочитанные
книги, сочиняют продолжения сказок, составляют кроссворды.
Тургульдинова Елена Викторовна
Учитель начальных классов,
руководитель НОМШ «СОВА»