Напоминание

"Участие родителей в процессе разработки дополнительных образовательных программ"


Автор: Финк Елена Анатольевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУДО г.Нижневартовска "Центр детского творчества"
Населённый пункт: г. Нижневартовск, Ханты- Мансийский Автономный округ-Югра
Наименование материала: статья
Тема: "Участие родителей в процессе разработки дополнительных образовательных программ"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования г. Нижневартовска «Центр детского творчества» Тема публикации:
«Участие родителей в процессе разработки дополнительных

образовательных программ»
Финк Елена Анатольевна, педагог дополнительного образования, руководитель фольклорного ансамбля «Лада» Нижневартовск – 2015 2

Содержание
Введение................................................................................................................... 3 1. Значение и польза участия родителей в процессе разработки дополнительных образовательных программ.......................................................4 2. Взаимодействие педагога с родителями в системе дополнительного образования.............................................................................................................. 6 3. Формы работы с родителями в дополнительном образовании.......................8 4. Опыт работы с родителями в центре дополнительного образования детей 11 Заключение.............................................................................................................15 Список литературы................................................................................................17 3

Введение
В условиях изменившегося духовно – нравственного состояния современной школы роль предметов эстетического цикла, а так же сопряжённых с ними различных видов дополнительного образования детей как нельзя более актуальна и значима. Художественно-эстетическое воспитание является одним из важнейших компонентов формирования личности ребёнка. Именно искусство с его концентрированной эмоциональной энергией художественного образа способно не только развивать творческие способности маленького человека, совершенствовать его специфические умения и навыки, но и одновременно решать задачи развития ассоциативно-образного мышления, совершенствования эмоционального мира ребёнка, формирования его нравственно-эстетических критериев, интеграции личности в национальную и мировую культуру. Существенной частью этого процесса является художественная деятельность, направленная на восстановление ныне утраченных обществом своих исторических и национальных корней. Национальный компонент придает воспитанию стимул, особенно важный в сегодняшних условиях. Судя по данным многочисленных специальных исследований о динамике ценностных ориентаций современной молодежи, отношение к своей национальной культуре и истории народа пока еще занимает достаточно высокий ранг. Выявлено также, что установка на всеобщность общечеловеческих ценностей малоэффективна, если она не подкрепляется национальной основой, и в частности, региональными традициями. Цель работы – рассмотреть участие родителей в процессе разработки дополнительных образовательных программ. Структура работы представлена введением четырьмя разделами, заключением и списком литературы. 4

1. Значение и польза участия родителей в процессе разработки

дополнительных образовательных программ
Семья — это первый скульптор, который начинает лепить и физически, и духовно новую родившуюся личность[1]. От семьи зависит, найдут ли возможность развития положительные задатки растущей личности и будут ли заторможены отрицательные наследственные особенности. Известный русский философ Иван Александрович Ильин говорил: «Семья — это первая форма человеческого духовного единения. Только через нее человек способен подняться к другим формам духовного единения — Родине и государству». Именно в семье воспитываются новые поколения россиян, формируется личность гражданина и патриота. И поэтому ее благополучие является основой национальной безопасности России. Сегодня особенно актуально стоит задача взаимодействия с родителями. Работа с семьей осуществляется через непо средственно е взаимодействие с родителями. Содержание и формы взаимодействия определяются в процессе планирования совместной деятельности родителей и детей в начале учебного года. Одна из главных задач педагога — способствовать единению, сплочению семьи, становлению прочих взаимоотношений родителей и детей, созданию комфортных условий для ребёнка в семье, формированию навыков их совместной деятельности и общения. Современные родители мало видят своих детей. Утром на работу, вечером с работы. Когда мама ведет ребенка на развивающие занятия, там его забирает в класс педагог, а мама садится в коридоре и в лучшем случае достает вязание или книгу, а чаще всего убивает время за игрой в сотовый телефон. Участие родителей в процессе разработки дополнительных образовательных программ позволяет улучшить качество самостоятельной подготовки участников к занятиям (разучивания песенных текстов, 5
вокальных и инструментальных партий, выполнения речевых, дыхательных упражнений и др.), что в свою очередь влияет на скорость освоения учебного материала. По нашему мнению, позитивные изменения происходят[11]:  за счет повышения информированности родителей об особенностях педагогических требований к участникам коллектива;  более высокой эффективности родительского контроля в процессе совместного выполнения домашних заданий. Активное участие родителей в жизни коллектива улучшает качество организации учебной работы, проведения концертных и других мероприятий. Такие изменения, на наш взгляд, происходят за счет [7; с. 8]:  усиления дружеских связей между семьями участников;  формирования личной заинтересованности родителей в деятельности коллектива. Например, в случае, если родители не могут по какой-то причине привести на занятия ребенка (забрать из дома, детского сада, школы), по предварительной договоренности его забирает и приводит другой взрослый участник ансамбля. Родители, участвующие в процессе учебной и концертной деятельности, чувствуют ответственность за звучание коллектива, личную заинтересованность в результатах. В случае если дети не могут посетить занятия или принять участие в мероприятиях ансамбля (по причине болезни, большой занятости в школе и т.д.) то родители, являясь самостоятельной единицей, продолжают посещать занятия, а дома в самостоятельной работе передают ребенку полученные знания. На плечи родителей ложатся обязанности по организации деятельности и осуществлению совместного с педагогом контроля над проведением мероприятий. Например, назначаем ответственного за концерт родителя и информируем его о деталях проведения. В обязанности ответственного в свою очередь входит: назначение помощников, оповещение участников о 6
дате, времени, месте проведения, сценографической составляющей (репертуар, костюмы), контроль над явкой участников. Вся информация оглашается им во время занятия накануне концерта и вывешивается на доску объявлений в учебном кабинете вместе с номерами телефонов ответственного и его помощников. По всем организационным вопросам участники ансамбля контактируют с ответственными лицами. Передача организационной информации от педагога к ансамблю во время каждого мероприятия выполняется в основном через ответственного родителя и его помощников. Такая организация учебной и концертной деятельности помогает педагогу сконцентрироваться на творческих аспектах – звучании ансамбля, режиссуре и сценографии. Таким образом, участие родителей в учебно-организационной деятельности дополнительных образовательных программ является средством развития. Коммуникации между членами коллектива и их семьями, а так же личная заинтересованность родителей помогают руководителю в организации учебного процесса и деятельности.
2. Взаимодействие педагога с родителями в системе дополнительного

образования
В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», свободное развитие личности является одним из приоритетных принципов государственной образовательной политики. Его реализация возможна лишь при условии объединения усилий всех заинтересованных государственных институтов. Сегодня многое меняется в сфере дополнительного образования детей. Эта открытая образовательная система вобрала многие черты семейного воспитания, совмещая в себе добровольные занятия, тесные деловые контакты, общение между взрослыми и детьми. Вместо обособленности и формальной связи с родителями, в дополнительном 7
образовании мы идем к сотрудничеству, включаем родителей в образовательный процесс. Среди многих взрослых, окружающих ребенка, особое место занимает педагог дополнительного образования. Именно он чаще всего является тем авторитетом, который оказывает существенное влияние на становление и развитие личности ребенка. Это связано с рядом особенностей профессиональной деятельности педагога дополнительного образования [10; с. 78]. Первое — ребенок, выбирая для себя интересное направление деятельности, имеет возможность выбора педагога. Второе — педагог дополнительного образования чаще всего бывает высоким профессионалом в избранном направлении деятельности, привлекая этим ребенка, являясь для него эталоном, образцом. Третье — организация жизнедеятельности в детском объединении строится на иных основаниях, нежели в школе, ребенку более комфортно, отношения педагога и ребенка более неформальные, открытые, искренние. Таким образом, педагогу дополнительного образования предоставлены большие возможности для организации образовательного процесса, помощи ребенку в его обучении, воспитании и развитии: путем организации социально значимой деятельности, формирования детского коллектива, решения важных возрастных проблем. В самом общем виде ответ на вопрос о взаимоотношениях семьи и педагога, семьи и учреждения дополнительного образования детей состоит в признании необходимости взаимосвязи, взаимопреемственно сти, взаимодополнении в образовательной деятельности. И то, и другое — это два основных и равноправных субъекта социального воспитания и дополнительного образования детей. Родительская общественность должна чувствовать себя не «бедным родственником» педагогического коллектива, а его соратником и партнером при разработке и реализации конкретных образовательных целей средств, программ педагогических действий с учетом 8
контингента данного образовательного учреждения и его семейно-бытового окружения. Родители имеют право защищать законные права и интересы детей; выбирать формы обучения; получать объективную информацию об освоении ребенком образовательной программы; консультироваться с педагогом дополнительного образования по проблемам воспитания и обучения; у ч а с т в о в ат ь в у п р а в л е н и и о б р а з о в ат е л ь н ы м у ч р е ж д е н и е м , регламентирующим организацию образовательного процесса. Это одна из принципиальных позиций в деятельности учреждений дополнительного образования детей. Если массовая школа является образовательной, и родители редко появляются там, даже если их вызывают, то в формировании контингента дополнительного образования детей они проявляют самый непосредственный интерес. Это вызвано не только тем, что в ряде случаев родителям приходиться платить за посещение их детей.
3. Формы работы с родителями в дополнительном образовании
Меняется роль и место родителей в образовательно-воспитательном процессе. В сотрудничестве с родителями педагоги видят сегодня большие воспитательные возможности. Мы рассматриваем семью как одного из важнейших социальных заказчиков дополнительного образования. Поэтому не случайно каждый родитель – желанный гость в творческих объединениях. Их мнения, пожелания, оценочные суждения учитываются при организации работы с детьми. Педагогов дополнительного образования и родителей объединяет забота о здоровье, развитии ребенка, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности. Существуют самые разнообразные формы работы с семьей. Таблица 1 - Формы работы с родителями в дополнительном образовании[4] 9
Анкетирование Консультации индивидуальные Выставки Беседы Конкурсы Родительские собрания Экскурсии Совместные праздники Круглый стол Трудовой десант Акция милосердия «книжка» Субботники Спортивные соревнования семей Родительские чтения Презентации для родителей Личный сайт Индивидуальные встречи «Разговор по душам» День открытых дверей Информационные стенды Родительский уголок Нетрадиционные формы работы с родителями в дополнительном образовании [9; с. 83]:  История моей семьи.  Семейные традиции.  Известные люди семьи.  Я горжусь своим дедом.  Кем работают мои родители. Досуговые направления в работе с родителями оказались самыми привлекательными, востребованными, полезными, но и самыми трудными в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношении, апробировать разные подходы, посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом. Основная цель работы с родителями обучающихся, в создании психолого-педагогических условий для взаимодействия детей и родителей, укрепление партнерских отношений педагогов, родителей, детей, в мобилизации социокультурного потенциала семьи для создания единой гуманной, доброжелательной воспитательной среды. Вместо обособленности 10
и формальной связи с родителями, педагоги дополнительного образования должны стремиться идти к социальному партнерству с семьей, с родителями, включая их в образовательный процесс. Работа с родителями включает в себя комплекс мер – различные формы психологического просвещения, обучения, консультирования, профилактики, - которые помогают взрослым осознать свою роль в развитии семейных связей, лучше заботиться о благополучии ребенка, развивать его в интеллектуальном, социальном, чувственном, этическом, эстетическом плане. Задачи сотрудничества с родителями [6; с. 54]:  Установить партнерские отношения с семьей каждого обучающегося.  Объединить усилия для полноценного развития и воспитания.  Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной поддержки.  Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей. В процессе развития ребенка современная педагогика выделяет три сферы [12; с. 21]:  образование – (целенаправленное воздействие на ребенка),  семью (основной институт социализации личности)  социум (стихийное влияние «улицы»). Система дополнительного образования детей является одной из составляющих сферы образования, что определяет необходимость педагогов дополнительного образования не только учитывать в с в о е й профессиональной деятельности влияние всех фактов, определяющих становление личности, но и по возможности создавать условия для их содержательного взаимодействия. Если первичным является отдельный человек, то семья представляет ту микросреду, в которой, по выражению Ф.М. Достоевского, человек и может только «выделаться» в человека. 11
Именно поэтому, и семья должна выступать помощником общества, и общество должно всемерно помогать, поддерживать семью. С точки зрения общества, быть родителем – это значит, прежде всего, удовлетворять основные потребности ребенка, заботиться о его здоровье, благополучии, счастье. С точки зрения педагогики и детской психологии, в это понятие включаются взаимоотношения с детьми, их воспитание, направленное на развитие личности. Родители испытывают потребность получать поддержку в воспитании своих детей. Очевидно, что сейчас эта потребность в квалифицированной помощи актуальна как никогда, поскольку, занимаясь профессиональной подготовкой подрастающего поколения, воспитание будущих родителей находится на очень низком уровне. Воспитание родителей – международный термин, под которым понимается также помощь родителям в исполнении ими функций воспитателей собственных детей – родительские функции.
4. Опыт работы с родителями в центре дополнительного образования

детей
Одной из известных и достаточно результативных воспитательных технологий является инициирование активности участия родителей в образовательном процессе. Эффективность воспитания зависит от создания благоприятной атмосферы для совместной деятельности педагогов, родителей и детей. Такая благоприятная атмосфера с успехом создается в фольклорном ансамбле "Лада" МАУДО г. Нижневартовска. Взаимодействие педагога и родителей обеспечивается реализацией следующих основных направлений [14]:  социологиче ского исследования семей и п с и хол о го - педагогических просвещение родителей 12
 вовлечения родителей в организацию учебно-воспитательный процесс,  привлечения к участию в управлении студией. Специфика учреждения дополнительного образования детей состоит в том, чтобы выполнять государственный заказ по социализации детей, способствовать их духовно-нравственному становлению, создавать дополнительные предпосылки и уникальные возможности для воспитания, интеллектуального и творческого развития детей при активном включении в этот процесс семьи. Это осуществляется через личную заинтересованность детей в посещении занятий, разновидность и вариативность обучения, его дифференцированность и разноуровневость, практическую направленность занятий, неформальный характер общения детей и взрослых. С этой целью ежегодно в начале учебного года проводятся социологические исследования семей обучающихся студии, составляется банк данных. Изучение личностных качеств ребенка, изменения в его нравственном развитии отслеживаются психолого-педагогической службой Дворца в течение всего периода его обучения в учреждении. Это способствует своевременной коррекции поведения и формирования ценностных ориентаций воспитанников Вовлечение родителей в образовательный процесс осуществляется через разнообразные формы:  открытые уроки.  Праздники (Ярмарки, выступления).  изготовлении раздаточного материала к занятиям.  совместные экскурсии и поездки.  творческие встречи, на которых дети рассказывают о профессиях своих родителей, их увлечениях. Все проводимые мероприятия помогают родителям оценивать деятельность фольклорного ансамбля "Лада" не только с позиции занятости 13
ребенка, но и с позиции становления его как личности, гражданина, носителя культурных ценностей. Поэтому все больше родителей приходят к нам не в качестве гостей и зрителей, а в роли участников образовательного процесса, инициаторов интересных и добрых дел. Родители принимают активное участие в жизни студии. Для продуктивной работы создан родительский комитет, в который входит семь человек. Комитетом совместно с педагогом планируются родительские собрания. На них рассматриваются и обсуждаются вопросы обучения и воспитания, развитие творческой активности детей, участие в концертах, выставках, поездках. Следует отметить, что родители ансамбля мотивированы на активное компетентное сотрудничество с педагогом в воспитании своих детей. К тому же не надо недооценивать активность участия в воспитательном процессе бабушек и дедушек, готовых помочь педагогу в любую минуту, чаще родителей, посещающих занятия и воспитательные мероприятия. В течение нескольких лет нарабатывались эффективные формы взаимодействия при работе с детьми и их родителями. Можно перечислить лишь некоторые из них:  открытое учебное занятие с приглашением родителей воспитанников;  посещение выставок в местном краеведческом музее и выставочных залов, а также экскурсии, где дети и родители знакомятся с современным искусством и народными промыслами родного края;  сотрудничество с психологической службой, цель которого помочь родителям узнают своего ребёнка;  тематические родительские собрания;  индивидуальные и групповые консультации;  встречи родителей с руководителем и педагогами отдела; 14
 коллективный просмотр выполненных работ после каждого занятия;  совместные чаепития, досуг родителей и детей;  совместные праздники и конкурсы «Покровская ярмарка», «Международный день музыки», «Этой осени краски». Все проводимые мероприятия позволяют продемонстрировать родителям творческие возможности детей, их успехи и достижения, степень включенности в совместный вид деятельности, показать работу педагога с детьми и уровень взаимопонимания между всеми участниками образовательного процесса. Одним из самых эффективных способов укрепления педагогического сотрудничества с родителями являются традиционные мероприятия. К ним можно отнести ярмарка для детей и их родителей «Покровская ярмарка». Это всплеск творческой энергии, свободного общения детей и взрослых. Каждый год такое мероприятие может иметь различную форму проведения. Это коллективное дело, развивающее и активизирующее творческие способности каждого участника, способствующее созданию благоприятного психологического климата в ансамбле. Подводя итоги вышеизложенному, следует отметить, что воспитание гражданина и патриота своей страны — это результат каждодневного совместного труда образовательного учреждения и семьи, о которой так емко говорится в поэтических строках: Семья – тепло, очаг и кров, Семья – основа всех основ. Здесь каждый счастлив, каждый рад, В семье царят пусть мир и лад! 15

Заключение
Взаимодействие семьи и дополнительного образования отличается от взаимодействия с родителями в школе. Отношения между учащимися, родителями и педагогами в дополнительном образовании построены на основе свободы выбора. Но, как правило, большинство родителей не видит необходимости систематически общаться с преподавателями ДО, вследствие чего обнаруживается проблема неэффективного взаимодействия с семьей ребенка. Приобщение родителей к педагогическому процессу позволило неограниченное (по времени) пребывание их в образовательном учреждении в период всего учебного года. Система мероприятий ближе познакомило со спецификой дополнительного учреждения. Была организована совместная деятельность педагога и родителей по воспитанию и развитию ребенка. Родители в основном правильно понимают распределение ответственности: школа обучает, семья воспитывает, вместе - развиваем детей, обучая и воспитывая. Родителей интересуют вопросы сохранения здоровья, обучения, воспитания и успешной социализации детей; они готовы к взаимодействию по самым различным аспектам образовательного процесса. Необходимо активно использовать разнообразные формы взаимодействия с семьей, прислушиваться к мнению родителей, выделять больше времени общению в удобное для них время. Важно четко и аргументированно информировать родителей о проблемах школы, класса (в т.ч. и материальных) и находить оптимальные пути их решения совместно с родителями. 16
Поэтому не случайно каждый родитель должен быть желанным гостем в творческом объединении. Их мнения, пожелания, оценочные суждения должны учитываться педагогом при организации работы с детьми. 17

Список литературы
1. Алиева И.И. Система работы с родителями в организации дополнительного образования детей. // МБОУ ДОД ЦРТДиЮ. г. Нерюнгри. 2. Арнаутова Е. П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. - М., 2014, -235 с. 3. Белая К. Ю. Методическая работа в дошкольном учреждении. - М. , 2011, -179 с. 4. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010. - 223. - (Стандарты второго поколения). 5. Доронова Т. Н. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2011, - 240 с. 6. Кемпбелл Р. Как на самом деле любить детей. Пер. с английского. - М., 2012. - 154 с. 7. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Уч. издание /сост. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А.. М - 2010. С.23. 8. Мудрость воспитания. Книга для родителей. /Сост. Б.М. Бим-Бад., Э.Д. Днепров., Г.Б. Корнетов. - М.: Педагогика, 1987. - 288 с. - (Библиотека для родителей). 9. Настольная книга классный руководитель/ Авт.-сост. Е.И. Лунина, Н.С. Шепурева и др. - Ростов н/Д, 2001: Изд-во: Феникс. - 383 с. 10. Организация внешкольного досуга/ Сост. В.П. Шашина. - Ростов н/Д, 2002. - 351 с. 11. Поднятие престижа и ценности семьи через совершенствование форм дополнительного образования детей в Доме детского творчества «РАДУГА» (из Программы развития ДДТ «Радуга»). Автор: Лапахтина Т.Т., методист, психолог ДДТ «Радуга». 18
12. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся. Начальное общее образование. М-2009. С.50. 13. Рожков М.И. Организация воспитательного процесса в школе/ М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. - М.: Изд-во центр ВЛАДОС, 2000. – с. 255. 14. Фольклорный ансамбль "Лада" 19


В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники