Развитие эмоциональных артистических способностей учащихся в процессе разучивания эстрадных танцев
Автор: Карпеева Татьяна Николаевна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: МКОУ ДО "Кетовский детско-юношеский центр" Населённый пункт: с. Кетово, Курганская область Наименование материала: Педагогический опыт Тема: Развитие эмоциональных артистических способностей учащихся в процессе разучивания эстрадных танцев Раздел: дополнительное образование
ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ
«РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ АРТИСТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ РАЗУЧИВАНИЯ ЭСТРАДНЫХ ТАНЦЕВ»
1.
Актуальность и новизна (оригинальность) опыта
2.
Теоретическая обоснованность, системность в представлении опыта
работы
3.
Результативность собственного опыта работы
1.
Актуальность и новизна (оригинальность) опыта
Изучение проблемы развития эмоциональных артистических способностей
детей посредством танца актуально в связи с тем, что главное условие развития
общества — человек, способный к творческому созиданию.
Создавшаяся
сегодня
социально-экономическая
ситуация
не
позволяет
поднять на должную высоту культурный уровень развития общества, развития
творческой
личности
человека.
В
настоящее
время
культурное
наследие
утратило
свою
ценность,
обнищал
духовный
мир
людей.
Мои
наблюдения
показывают, что у современного ребенка ослабло стремление к творческому
проявлению. Поэтому возникает целый ряд противоречий:
— телевизор,
компьютерные
игры,
которые
окружают
детей
дома,
ограничиваются в основном только развлекательной средой. Только некоторые
родители создают дома все условия для развития творческих танцевальных
способностей
детей,
большинство
же
родителей
полагают,
что
никакое
творчество их детям не нужно, в жизни оно не пригодится;
— возрастает количество публикаций по танцевальной культуре, журналов,
книг по развитию музыкально-двигательного творчества в танце, но в тоже
время
наблюдаются
поверхностные
знания,
слабый
уровень
развития
творческого воображения у детей;
—
повышено
внимание
общественности
к
воспитанию
творческой
личности современного человека, но отсутствуют среда, которая творчески
развивала бы ребенка.
Танец — это музыкально-пластическое искусство, которое имеет большое
значение для всестороннего развития личности. В танцах заключается большие
возможности умственного, эстетического и нравственного воспитания детей,
развития
их
координации
движений
рук
и
ног,
пластики
исполнения,
грациозности, гибкости.
"Танец есть мост, перекинутый из нашей обыденной жизни к воздушным
замкам свободного творчества. И, именно, потому, что в танце есть нечто
от
искусства,
и
нечто
от
жизни,
в
нём
должна
раскрываться
та
таинственная связь, которая сковывает творчество жизни со свободным
творчеством..." (Бонч-Томашевский М.М.)
Работая с детьми различного возраста, столкнулась с тем, что творческий
потенциал детей требует более широкого развития, углубленной работы над
1
особенностью
мышления
и
воображения
ребёнка,
его
эмоциональность,
активность, развивающейся потребности в движении и общении.
Поэтому проблема развития артистизма, посредством танца над которой,
работаю, актуальна.
Таким образом, пришла к выводу, что основной идеей моего опыта работы
должно стать — развитие эмоциональных артистических способностей детей
посредством танца.
Развитие артистических способностей в хореографической деятельности
современные
учёные
рассматривают
как
деятельность
высшего
уровня
познания и преобразования окружающего мира (природного и социального).
Творческая деятельность учащихся отличается эмоциональной включенностью,
стремлением искать и много раз опробовать различные решения, получая от
этого
особые
удовольствия
подчас
гораздо
больше,
чем
от
достижения
конечного
результата.
Увлёкшись
поиском,
дети
обязательно
закончат
его
положительным результатом.
В своей деятельности опираюсь на труды таких авторов, как Е.В.Горшкова
«От
жеста
к
танцу»,
С.Л.Слуцкая
«Танцевальная
мозаика»,
А.В.Буренина
«Ритмическая мозаика», О.А. Апраскина «Музыка в воспитании творческой
личности».
По
их
мнению,
необходимо
как
можно
раньше
побуждать
детей
к
творчеству,
развивать
творческие
эмоциональные
способности
в
процессе
обучения.
Отличительной
чертой
этих
программ
является
их
продуктивная
направленность,
то
есть
направленность
на
формирование
у
детей
способностей к танцевальному творчеству. Методика занятий по танцевальному
творчеству,
предусмотренная
в
этих
программах,
отличается
значительной
новизной.
Знакомство с этими программами привело меня к мысли о необходимости
комбинировать их для более успешного решения основной цели моей работы –
развития эмоциональных артистических способностей учащихся.
Для достижения цели я определила следующие задачи:
1.
Развивать
творческое
воображение,
мышление
посредством
музыкальных образов;
2.
Побуждать учащихся к различным проявлениям творчества, через
импровизацию в танце;
3.
Развивать эмоциональные способности учащихся;
4.
Побуждать
учащихся
выражать
свои
впечатления
в
танцевально-
творческой деятельности;
5.
Повышать исполнительское мастерство учащихся.
6.
Формировать эстетический вкус у исполнителей и зрителей.
Основные принципы, которые легли в основу моей работы над данной
темой:
Принцип систематичности и последовательности.
Работу
по
развитию
танцевального
творчества
я
веду
в
определённой
системе и последовательности.
2
Принцип доступности.
Использую
различные
формы
и
методы
работы
с
детьми:
открытые
занятия, ритмические игры, дидактический материал, танцевальные миниатюры
и другие формы работы.
Принцип адаптивности.
Методы
творческого
развития
детей
в
танцевальной
деятельности
применяю в зависимости от индивидуальных особенностей и возможностей
каждого ребенка.
Принцип прочности.
Стараюсь
реализовывать
требования
вышеперечисленных
принципов,
повторяю
и
закрепляю
полученные
знания,
формирую
умения
и
навыки,
применяю их на практике.
В
своей
работе
использую
и
реализую
современные
педагогические
методы и технологии такие как:
словесный
метод
(беседа
о
характере
музыки,
средствах
ее
выразительности, объяснение методики исполнения движений)
наглядный метод (выразительный показ под счет, с музыкой)
практический
метод
(многократное
выполнении
конкретного
музыкально-ритмического движения)
игровые технологии (речь идет не о применении игры как средства
разрядки и отдыха на уроке, а о том, чтобы пронизывать урок игровым началом,
сделать игру его органическим компонентом. Каждая ритмическая игра имеет в
своей основе определенную цель, какое-либо задание. В процессе игры дети
знакомятся
с
окружающей
жизнью,
уточняют
и
осмысливают
свои
представления о мире)
здоровьесберегающие
технологии
(системность,
поэтапность,
конкретные и доступные для выполнения задач; сохранение рекомендуемых
норм занятий; распределение физической нагрузки; проветривание)
личностно-ориентированный
подход
(используется
для
способа
организации общения, создаются необходимые условия для развития учащихся
и их индивидуальных способностей)
2.
Теоретическая
обоснованность,
системность
в
представлении
опыта работы
Работая
с
детьми,
я
не
только
оттачиваю
технику
исполнения,
но
и
большое
внимание
уделяю
развитию
артистизма
ребенка,
особенно
на
начальном
этапе
обучения
танцу.
Я
не
ращу
будущих
артистов
балета,
а
воспитываю хорошо двигающихся, свободных, артистически ярких людей. Что
же такое артистизм?
Из толкового словаря русского языка Ефремовой — Артистизм:
Художественная
одаренность,
выдающиеся
т во рч е с к и е
способности.
Высокое творческое мастерство, виртуозность в каком-либо деле.
3
Особое изящество манер, грациозность движений.
Согласно
словарю
Ожегова
С.И.,
артистизм
–
тонкое
мастерство
в
искусстве,
виртуозность
в
работе,
не
только
непреложный
атрибут
художественной
деятельности,
но
и
критерий
свободы,
компетентности
человека. Человек, обладающий артистическими данными, по С.И. Ожегову, -
виртуоз, мастер своего дела.
Артистизм – несомненное проявление творческого начала человека.
Научите меня танцевать,
В ритме плавных движений струиться,
В вихре звуков себя расплескать,
Раствориться… и с музыкой слиться.
Пусть меня поглотит глубина,
Захлестнет затаенной мечтой.
Жить свободною, я рождена
Под своею счастливой звездой.
Я лечу за пьянящей волной
В море счастья и в капельке слёз…
В этом мире, придуманном мной,
В мире слов. В мире снов. В Мире грез.
(Е. Евтушенко)
В наш танцевальный коллектив может попасть любой ребенок по желанию,
- ведь известно, что нет неспособных детей. Попав в творческую атмосферу,
каждый ребенок способен в той или иной мере развить свои музыкальные,
танцевальные, актерские способности.
Но здесь возникает проблема – не все дети, которые приходят в коллектив,
умеют показывать эмоции, не могут раскрепоститься, не умеют играть роль в
танце… А это так необходимо, так как исполнительское искусство танцора
заключается не только в техническом мастерстве, но и в умении эмоционально
передать образ, основную мысль танца, т. е. в выразительности и артистичности
исполнения.
По статистике зритель воспринимает в выступающем на сцене артисте в
первую
очередь костюм (цветовая гамма, форма, оригинальность), во вторую
очередь эмоциональность танцующих,
и
лишь в
третью
очередь
технику
исполнения номера. При этом, несомненно, эмоции должны соответствовать
характеру и настроению музыки. Именно это необходимо учитывать педагогу –
хореографу в работе с детьми при постановке танцевальной композиции.
В
литературе
по
хореографии
методического
материала
по
развитию
артистичности и эмоциональности у танцоров представлено мало, основной
упор делается именно на развитие и совершенствование техники исполнения
танца. А потому и на практике этот вопрос остается достаточно сложным: кто-
то из педагогов не задумывается и не придает внимания развитию данных
качеств у детей, кто-то не знает, как правильно добиться результата в этом
направлении,
ограничиваясь
лишь
фразой
«Улыбаемся!»,
кто-то
все
же
стремится проговаривать характер и манеру исполнения того или иного танца
4
на репетициях. Как показывает практика, эмоциональность и артистичность у
детей
в
танце
без
специальной
тренировки
начинает
проявляться
лишь
с
опытом, по прошествии нескольких лет занятий хореографией.
Как же научить детей выражать свои эмоции и передавать заданный образ
в танце? Что же включает в себя процесс формирования артистизма?
1.
Музыкально-актерскую
деятельность
–
о сновы
а к т е р с ко го
мастерства.
2.
Музыкально-драматургическую деятельность (создание характеров,
образов в соответствии с музыкальным оформлением).
3.
Музыкально-хореографическую деятельность (развитие пластики,
жестов, мимики).
4.
Музыкально-режиссерскую
деятельность
(искусство
постановки
танцев).
Для осуществления данного вида деятельности необходимы определенные
условия:
1.
Педагог-хореограф
включает
детей
в
игровую
деятельность
с
помощью театрализованных и музыкальных игр.
2.
Педагог создает творческую атмосферу, вызывая эмоции и интерес
к
созданию
образов
в
танце,
используя
непо средственно сть
и
впечатлительность ребенка.
3.
На
занятиях
необходим
артистический
показ
преподавателя
с
объяснениями и обсуждениями заданий, использование аудио и видео средств.
4.
Индивидуальный подход к ученикам.
Думаю, что главным показателем артистизма является лицо. Что такое
наше лицо? Это часть тела, обладающая костной и мышечной тканью. А для
развития любых мышц тела нужен « тренаж» т.е. разминка.
Все мы умеем выражать свои чувства на рефлекторном уровне: когда нам
хорошо – мы улыбаемся, когда плохо – плачем. Но бытовые проявления чувств
отличаются от сценических тем, что они непродолжительны по времени и не
зависят от настроения человека на момент выступления на сцене. Мышцы лица
танцора
должны
быть
натренированы
для
создания
ярких,
выразительных
сценических образов.
Многие опытные педагоги-хореографы используют в своей работе над
развитием артистизма у детей свои собственные приемы и методики, другие –
заимствуют
уже
разработанные
технологии.
Прежде
всего,
поговорим
о
разминке «Развитие мышц лица».
Для
этого
на
своих
занятиях
мы
используем
различные
упражнения.
(Приложение 1) Разминка проходит под ритмичную музыку. Каждое движение
исполняется по 10-16 раз, по принципу постепенного увеличения темпа и
усложнения координации. Это способствует разогреву мышц, созданию ярких
образов.
После
усвоения
упражнений
разминки,
идет изучение
различных
актерских «масок» (Приложение 2). Каждую маску мы обсуждаем с детьми в
подробностях:
как
актер
должен
смотреть?
Должен
он
моргать
глазами,
5
открывать рот, поднимать брови? и т.д. Здесь хочу повториться еще раз, что
сценическое выражение лица должно быть гораздо ярче бытового.
Маски проучиваются на музыкальной основе. Одну музыкальную фразу
удерживаю
маску,
другую
отдыхаю.
Постепенно
увеличиваю
скорость
возникновения и исчезания маски. Потом добиваемся быстрых переходов из
одной
маски
в
другую.
Таким
образом,
мы
добиваемся
отточенности
выраженных эмоций по характеру и настроению музыки.
Важно
использовать метод личного примера - педагог должен заражать
детей своей активностью, эмоциональностью, а показ следует делать в полную
силу: так, как мы хотели бы это увидеть в исполнении детей.
Еще одним хорошим средством развития артистизма являются этюды на
изображение
животных,
помимо
артистизма,
они
развивают
фантазию
и
наблюдательность детей и им они очень нравятся. (Приложение 3)
Игра
является
важным
элементом
в
развитии
воображения
ребенка
и,
конечно же, артистизма.
В
игровой
практике
я
использую
игры
на
взаимодействие
и
развитие
воображения, например, игра: «Что же это?» (Приложение 4); театральные игры
с воображаемым предметом или живым существом (Приложение 5).
А также применяю игры на импровизацию.
На занятиях хореографией имеет смысл постепенно подводить детей к
возможности импровизации, то есть свободного, непринужденного движения,
такого, как подсказывает музыка.
При
использовании
импровизационного
метода
на
занятии
никакого
предварительного прослушивания музыки не нужно. Учащиеся должны сами
находить необходимые движения под непосредственным ее воздействием. Не
рекомендуется подсказывать детям вид движения и отмечать (на первом этапе)
более успевающих, ибо это приводит к слепому копированию. Не надо мешать
своим подопечным свободно импровизировать, но при этом нужно внимательно
следить за тем, чтобы они не придумывали движения, не связанные с музыкой.
Я тактично направляю внимание ребенка на подлинный характер музыки, на
поиск
собственных
красок
и
оттенков
в
исполнении.
Это
позволяет
моим
воспитанникам двигаться свободно, непринужденно, как подсказывает музыка,
создавая свой яркий неповторимый образ.
В продолжение работы в данном направлении, учащимся было предложено
поучаствовать в творческом конкурсе «Давай танцуй!» (Приложение 6)
Приобретенные знания и навыки на занятиях эстрадного танца, помогают
учащимся понимать, что каждый танец имеет свои содержание, характер, образ.
Чтобы
передать
выразительность
танцевальных
образов,
необходимо
мобилизовать воображение, наблюдательность, творчество.
В данном конкурсе дети имеют возможность показать полученные навыки,
свои творческие возможности в проявлении актёрского мастерства, в передаче
образа,
характера
танца. Учащиеся
самостоятельно
создают
танцевальные
номера
по
свободной
тематике.
Далее
проходит
отборочный
тур
непосредственно
на
занятии.
И
самые
лучшие
номера
выходят
в
финал,
6
который мы проводим в середине 2 полугодия, где и выявляются победители.
Подобные конкурсы способствуют:
работать в малом коллективе;
свободно выступать друг перед другом;
поддержке, сопереживанию в коллективе;
раскрытию своего «Я» в каждом ребёнке.
При постоянной и целенаправленной работе с использованием данных
приемов, я увидела большие изменения в моих воспитанниках: дети стали
более раскрепощенными и яркими, они стали увереннее чувствовать себя в
отношениях внутри своей творческой группы и перед зрителем на сцене.
3.
Результативность собственного опыта работы
Главный критерий, в оценке результатов творческих способностей детей,
для меня - это не только правильность выполненных заданий, но и проявление у
воспитанников
интереса
к
занятиям,
стремления
к
самостоятельной
деятельности,
к
совершенствованию
своих
поисков.
Лучшая
награда
за
проделанную
работу
–
сияющие
глаза
детей,
всегда
ожидающие
чуда,
их
быстрый,
изобретательный
ум,
раскрепощенность,
неиссякаемый
интерес
к
музыке,
движению,
умение
включаться
спонтанно
в
любую
танцевальную
импровизацию, пластично и выразительно исполнять движения под музыку.
Положительным результатом своей работы считаю участие моих учащихся
в
конкурсах,
концертах.
Их
выступления
не
остаются
незамеченными.
(Приложение 7)
Подводя
итоги
вышесказанному
можно
отметить,
что
артистическая
личность
легче
адаптируется
к
постоянно
меняющимся
условиям
жизни,
направлена на творческое созидание, на конструктивное и оптимистичное ее
восприятие.
Артистизм
–
это
творческий
подход
к
выходу
из
проблемных
ситуаций. Именно поэтому важной задачей современной педагогики становится
формирование этого качества.
7
Список используемой литературы:
1.
Баранов А.Б. «Развитие артистизма у детей в детских
хореографических коллективах» Журнал «Дополнительное образование»
№11,2003г., с.12-15
2.
Буренина А.И. Ритмическая мозаика/ Буренина А.И. – С.-П.,
2000. – 220 с.
3.
Горшкова Е.В. От жеста к танцу / Горшкова Е.В. – М.: «Гном и
Д», 2002. – 120 с.
4.
Калинина О. Н. "Если хочешь воспитать успешную личность -
научи ее танцевать", практическое пособие по хореографии для детей
раннего и дошкольного возраста. Часть I и II, Харьков, 2013 г.
5.
Картавых Н., Карпович О., Кобленц О. Школа танцев для
детей. - СПб.: «Ленинградское издательство», 2011. - 224 с.
6.
Савчук О. «Школа танцев для детей. - Спб.: «Ленинградское
издательство», 2009 г. - 224 с.
7.
Слуцкая С.Л. Танцевальная мозаика / Слуцкая С.Л. – М.:
Линка-Пресс, 2006. – 272 с.
8.
Харлашко М.А. «О важности формирования артистических
навыков у учащихся младшего школьного образования» - Вестник
МГУКИ – 2008г. № 1, с.192-194
9.
Фольклор — музыка — театр: Программы и конспекты
занятий для педагогов дополнительного образования: Программно-метод.
Пособие / Под ред. С.И. Мерзляковой. - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,
1999. - 216 с.
8